САМООБРАЗОВАНИЕ
материал

Култышева Ирина Леонидовна

Индивидуальный план по самообразованию

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

План по  самообразованию  воспитателя

2-ой младшей группы №7 «Почемучки» Култышевой И.Л.
на 2020-2021 учебный год.                                                                                                

ТЕМА: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Период работы над темой: 1 год

Месяц начала работы над темой: сентябрь 2020 г.

Месяц окончания работы: май 2021 г.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.

5. Содействовать нормализации речевой функции.

6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Методы и приёмы работы:

Традиционные:

Пальчиковый игро-тренинг.
Массаж кистей рук.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.
Пальчиковый театр.

Нетрадиционные технологии:

Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материла (крупы, ракушки и т.д.)
Конструирование из бумаги в технике оригами, работа с конструктом.
Различные виды аппликаций.
Шнуровки.
Пазлы, мозаика.
Работа со счётными палочками.
Самомассаж кистей и пальцев рук.
Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щёткой, свечкой.
Ручной труд: нанизывание бус.
Рисование по трафаретам, штриховка.

Актуальность:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский
»
«Рука – это, своего рода, внешний мозг человека» - писал Кант.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры и нетрадиционные технологи  я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий», так как эта тема очень актуальна и имеет немаловажное значение в жизни воспитанников. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что  благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.


План работы на 2020-2021 учебный год.

Месяц

Формы работы

Сентябрь

Изучить литературу по данной теме

Октябрь

Внедрить в работу с детьми массаж кистей.

Ноябрь

Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика.

Декабрь

Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста». Ручной труд: нанизывание бус, шнуровки. Рисование по трафаретам, штриховки.

Январь

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. Пазлы, мозаика, работа со счётными палочками.

Февраль

Разучивание новых пальчиковых игр, повторение старых. Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей». Различные виды аппликаций.

Март

Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала (семена, ракушки, крупы); самомассаж кистей пальцев рук.

Апрель

Чтение рассказов, потешек, стихотворений при  помощи пальчиков. Пальчиковый театр.  Конструирование из бумаги в технике оригами.

Май

Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее используемых техник в деятельности детей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №12 «Сказка» Каменского района

План по самообразованию на тему:

«Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников»

Воспитатель: Култышева И.Л.

х. Старая Станица

2022-2023 г.

Актуальность темы

           Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения   у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. Формировать правильное отношение к природе надо начинать   задолго до того, как человек  становится  взрослым. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура ныне живущих людей может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором оно пребывает сейчас.

            Экологическое воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.

           В детском возрасте у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и природы, закладывается личная модель отношения к окружающей среде. Для того чтобы в детском сознании возникло и закрепилось чувство сострадания к живой природе, интерес к окружающему миру растений и животных, воспитателям необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников.    Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой. Общение с природой помогает детям оценить ее современное экологическое состояние. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

Цель: формирование у детей познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью путем создания основ экологической культуры; привлечение родителей в воспитание экологической культуры у детей. 

Задачи:

Уточнить и систематизировать знания детей о царстве растений и животных в разных климатических зонах.

Расширить знания детей о лекарственных растениях и редких видах растений.

Развивать знания о неразрывной связи человека с природой, воспитывать экологическое сознание, желание оказывать посильную помощь природе.

          Формировать ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей природной среде.

Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.

Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и самого ребенка.

Формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).

Формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.

          Дать понятие полезные и вредные продукты, для осознания отношения к своему здоровью.

Формы работы: беседы, тематические занятия, дидактические игры, наблюдения, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, театрализованная деятельность, изо-деятельность.

Сроки

Этапы работы

Содержание работы

Август –

сентябрь

Подготовительный

(теоретический этап)

  • Формулировка темы, выделение актуальности проблемы и целевой установки с учетом возрастных особенностей детей.
  • Чтение методической литературы, обзор в Интернет информации по теме.
  • Составление перспективного плана работы на год.
  • Подбор дидактического материала
  • Проведение вводного мониторинга по изучению сформированности основ экологической культуры дошкольников

На протяжении всего года

Практический (основной этап)

  • Образовательная работа с детьми в разных видах деятельности.
  • Проведение игр экологической направленности.
  • Образовательная деятельность в режимных моментах.
  • Экспериментирование.
  • Активизирующая наглядность: рассматривание картин, плакатов, рисунков.
  • Активизирующее общение: беседы, чтение художественной литературы.
  • Создание предметно-развивающей среды, пособия, дидактические игры.
  • Взаимодействие с родителями: консультации, памятки, совместная продуктивная деятельность родителей и детей по темам плана.

Май

Заключительный этап (результативно-итоговый)

  • Итоговый мониторинг освоения детьми содержания работы по формированию основ экологической культуры.
  • Анализ проделанной работы.
  • Использование своего опыта в дальнейшем процессе работы.

План работы по теме самообразования

старшей группы №7«Почемучки»

на 2022 – 2023 учебный год.

Месяц

Тема

Цели и задачи

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

«Я и природа»

Познакомить с природными особенностями человека.

Формировать понятие о себе как о жителях планеты Земля, находящейся в Солнечной системе.

Вводный мониторинг сформированности основ экологической культуры дошкольников.

Игра «Природа и человек»

Чтение книг Е.П.Левитана «Твоя вселенная»

А. Лопатина «Почему у земли платье зеленое»

Пальчиковая гимнастика «Цветок"

Консультация для родителей «Береги природу».

Памятка для родителей на информационном стенде «Роль родителей в формировании дошкольников экологической культуры».

Выставка: «Дары осени».

Октябрь

Изучение информации об основных природных сообществах

Дать представления о природных сообществах: лес, луг, поле, водоем.

Экологические игры: «Двойняшки»

Д/и «Кто, где живет?», «Воздух, земля, вода».

Провести опыт: «Чем пахнет вода».

Рассматривание картин с изображением леса в разное время года.

Составление рассказов.

Консультация для родителей:

«Игра и экспериментирование».

Подготовка и проведение осеннего утренника.

Ноябрь

 «Деревья – наше богатство»

Сформировать представление о зависимости здоровья человека от состояния зеленых насаждений на Земле

Беседа «Деревья – наше богатство».

Чтение сказки А. Лопатиной «Как деревья к зиме готовились».

Рисование разных деревьев.

Составление альбома: «Мои любимые питомцы».

Пополнение материалами уголок по экспериментированию в уголке природы.

Декабрь

Животный мир (животные нашего края и их разнообразие)

Создать условия для формирования представлений об основных группах животных, разнообразия среды обитания.

-Загадки о домашних и диких животных.

-Работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций домашних и диких животных и их детенышей, беседа о их пользе для человека, рассматривание иллюстраций людей, ухаживающих за домашними животными.

Продуктивная деятельность: лепка «Любимый котенок». «Рисуем диких животных».

«Мастерская кормушек»

(изготовление кормушек для птиц родителями).

Консультация «Жизнь птиц зимой», «Не быть равнодушным».

Январь

 Птицы нашего леса

Научить детей различать лесных птиц по оперению, повадкам, месте обитания.

Развивать зрительную память, познавательную мотивацию, наглядно образное мышление, словарный запас. Прививать любовь к природе

Беседы на темы: «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник?», «Красная книга»

Д/и «Кто к нам в гости прилетел?».

Чтение рассказа Л.Куликова «Дятел – наш приятель».

Д/И «Чей хвост».

Игра «Угадай по голосу»

- Продуктивная деятельность: Кормушка для птичек.

Загадывание загадок.

Речевая логическая задача: «Кто обедал в птичьей столовой?»

Информационный листок «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях».

Консультация для родителей «Что мы едим. Витамины и продукты».

Февраль

«Растения в нашем уголке природы»

Беседа о комнатных растениях;

о необходимости для них условий жизни; об элементах труда.

Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин».

Дидактические игры «Садовник», «Угадай растение», «Назовите растение».

Опыт «Листья и стебли растений пропускают воду», «Растения пьют воду».

Памятка для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Март

Почва. Камни, песок, глина

Создать условия для развития у детей биологических представлений. Познакомить с природоохранной деятельности человека. Формировать у детей потребность в рачительном отношении к природным богатствам.

Эксперимент: «Проращивание семян овощных культур»

Наблюдение: «Выращиваем лук»

Д/И «Воздух, земля, вода».

Труд: «Зеленая служба Айболита» (продолжать формировать навыки ухода за комнатными растениями) 

Опыт: «Сравнение свойств песка, глины и камня. 

Дидактическая игра «Узнай по звуку».

Буклеты для родителей «Чистая вода».

Консультация для родителей: «Мир и природа глазами детей»

Апрель

Водный мир и его жители

Закрепить знания детей о представителях водного мира нашей республики, их особенностях, приспособленности к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания

Подборка книг и иллюстрации по теме «Обитатели водного мира».

Словесные игры: «Скажи наоборот», «Скажи слово с нужным звуком.

 Опыты: «Вода нужна всем», «Ходит капелька по кругу».

Памятки, консультации и буклеты для родителей «Правила поведения в природе».

Развивающая картотека с рассказами для дошкольников о цветах, заданиями, речевыми играми, стихами и картинками.

Май

Правила поведения в природе

Формировать знания детей о правилах поведения в природе. Учить применять полученные знания на практике.

Беседа: «В природе все взаимосвязано».

Д/и «Съедобные и несъедобные грибы».

П/и «Садовник».

Акция «Красивый детский сад» - высадка рассады на участок детского сада.

«Викторина «Что, где, когда?».

Итоговый мониторинг освоения детьми содержания работы по формированию основ экологической культуры

Работа с родителями в рамках проведения акции: «Красивый детский сад».

   

Литература:

  1. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.2003.
  2. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. 2017.
  3. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Н.Н. Совгир.
  4. Юный эколог. Система работы с детьми в подготовительной группе детского сада. -М. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010.
  5. Формирование экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста. Теория и практика дополнительного образования. Зотова Н.С.-2006. -№4.
  6. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Павлова Л.Ю. Дополнительное образование. - 2005.-№2
  7. Дидактические игры как элемент воспитательного образования. Симонова Л.П. Дополнительное образование. -2004.-№1
  8. Журналы «Дошкольная педагогика» (2013г №8), «Ребенок в детском саду» (№3 -2015),
  9. «Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.дошкольное воспитание» (2014-2016 г).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...