САМООБРАЗОВАНИЕ
материал
Индивидуальный план по самообразованию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
План по самообразованию воспитателя
2-ой младшей группы №7 «Почемучки» Култышевой И.Л.
на 2020-2021 учебный год.
ТЕМА: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
Период работы над темой: 1 год
Месяц начала работы над темой: сентябрь 2020 г.
Месяц окончания работы: май 2021 г.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.
5. Содействовать нормализации речевой функции.
6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Методы и приёмы работы:
Традиционные:
Пальчиковый игро-тренинг.
Массаж кистей рук.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.
Пальчиковый театр.
Нетрадиционные технологии:
Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материла (крупы, ракушки и т.д.)
Конструирование из бумаги в технике оригами, работа с конструктом.
Различные виды аппликаций.
Шнуровки.
Пазлы, мозаика.
Работа со счётными палочками.
Самомассаж кистей и пальцев рук.
Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щёткой, свечкой.
Ручной труд: нанизывание бус.
Рисование по трафаретам, штриховка.
Актуальность:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский»
«Рука – это, своего рода, внешний мозг человека» - писал Кант.
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры и нетрадиционные технологи я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий», так как эта тема очень актуальна и имеет немаловажное значение в жизни воспитанников. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
План работы на 2020-2021 учебный год.
Месяц | Формы работы |
Сентябрь | Изучить литературу по данной теме |
Октябрь | Внедрить в работу с детьми массаж кистей. |
Ноябрь | Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика. |
Декабрь | Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста». Ручной труд: нанизывание бус, шнуровки. Рисование по трафаретам, штриховки. |
Январь | Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. Пазлы, мозаика, работа со счётными палочками. |
Февраль | Разучивание новых пальчиковых игр, повторение старых. Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей». Различные виды аппликаций. |
Март | Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала (семена, ракушки, крупы); самомассаж кистей пальцев рук. |
Апрель | Чтение рассказов, потешек, стихотворений при помощи пальчиков. Пальчиковый театр. Конструирование из бумаги в технике оригами. |
Май | Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее используемых техник в деятельности детей. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №12 «Сказка» Каменского района
План по самообразованию на тему:
«Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников»
Воспитатель: Култышева И.Л.
х. Старая Станица
2022-2023 г.
Актуальность темы
Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура ныне живущих людей может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором оно пребывает сейчас.
Экологическое воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.
В детском возрасте у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и природы, закладывается личная модель отношения к окружающей среде. Для того чтобы в детском сознании возникло и закрепилось чувство сострадания к живой природе, интерес к окружающему миру растений и животных, воспитателям необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников. Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой. Общение с природой помогает детям оценить ее современное экологическое состояние. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.
Цель: формирование у детей познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью путем создания основ экологической культуры; привлечение родителей в воспитание экологической культуры у детей.
Задачи:
Уточнить и систематизировать знания детей о царстве растений и животных в разных климатических зонах.
Расширить знания детей о лекарственных растениях и редких видах растений.
Развивать знания о неразрывной связи человека с природой, воспитывать экологическое сознание, желание оказывать посильную помощь природе.
Формировать ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей природной среде.
Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.
Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и самого ребенка.
Формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).
Формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.
Дать понятие полезные и вредные продукты, для осознания отношения к своему здоровью.
Формы работы: беседы, тематические занятия, дидактические игры, наблюдения, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, театрализованная деятельность, изо-деятельность.
Сроки | Этапы работы | Содержание работы |
Август – сентябрь | Подготовительный (теоретический этап) |
|
На протяжении всего года | Практический (основной этап) |
|
Май | Заключительный этап (результативно-итоговый) |
|
План работы по теме самообразования
старшей группы №7«Почемучки»
на 2022 – 2023 учебный год.
Месяц | Тема | Цели и задачи | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | «Я и природа» | Познакомить с природными особенностями человека. Формировать понятие о себе как о жителях планеты Земля, находящейся в Солнечной системе. | Вводный мониторинг сформированности основ экологической культуры дошкольников. Игра «Природа и человек» Чтение книг Е.П.Левитана «Твоя вселенная» А. Лопатина «Почему у земли платье зеленое» Пальчиковая гимнастика «Цветок" | Консультация для родителей «Береги природу». Памятка для родителей на информационном стенде «Роль родителей в формировании дошкольников экологической культуры». Выставка: «Дары осени». |
Октябрь | Изучение информации об основных природных сообществах | Дать представления о природных сообществах: лес, луг, поле, водоем. | Экологические игры: «Двойняшки» Д/и «Кто, где живет?», «Воздух, земля, вода». Провести опыт: «Чем пахнет вода». Рассматривание картин с изображением леса в разное время года. Составление рассказов. | Консультация для родителей: «Игра и экспериментирование». Подготовка и проведение осеннего утренника. |
Ноябрь | «Деревья – наше богатство» | Сформировать представление о зависимости здоровья человека от состояния зеленых насаждений на Земле | Беседа «Деревья – наше богатство». Чтение сказки А. Лопатиной «Как деревья к зиме готовились». Рисование разных деревьев. | Составление альбома: «Мои любимые питомцы». Пополнение материалами уголок по экспериментированию в уголке природы. |
Декабрь | Животный мир (животные нашего края и их разнообразие) | Создать условия для формирования представлений об основных группах животных, разнообразия среды обитания. | -Загадки о домашних и диких животных. -Работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций домашних и диких животных и их детенышей, беседа о их пользе для человека, рассматривание иллюстраций людей, ухаживающих за домашними животными. Продуктивная деятельность: лепка «Любимый котенок». «Рисуем диких животных». | «Мастерская кормушек» (изготовление кормушек для птиц родителями). Консультация «Жизнь птиц зимой», «Не быть равнодушным». |
Январь | Птицы нашего леса | Научить детей различать лесных птиц по оперению, повадкам, месте обитания. Развивать зрительную память, познавательную мотивацию, наглядно образное мышление, словарный запас. Прививать любовь к природе | Беседы на темы: «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник?», «Красная книга» Д/и «Кто к нам в гости прилетел?». Чтение рассказа Л.Куликова «Дятел – наш приятель». Д/И «Чей хвост». Игра «Угадай по голосу» - Продуктивная деятельность: Кормушка для птичек. Загадывание загадок. Речевая логическая задача: «Кто обедал в птичьей столовой?» | Информационный листок «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях». Консультация для родителей «Что мы едим. Витамины и продукты». |
Февраль | «Растения в нашем уголке природы» | Беседа о комнатных растениях; о необходимости для них условий жизни; об элементах труда. | Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин». Дидактические игры «Садовник», «Угадай растение», «Назовите растение». Опыт «Листья и стебли растений пропускают воду», «Растения пьют воду». | Памятка для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» |
Март | Почва. Камни, песок, глина | Создать условия для развития у детей биологических представлений. Познакомить с природоохранной деятельности человека. Формировать у детей потребность в рачительном отношении к природным богатствам. | Эксперимент: «Проращивание семян овощных культур» Наблюдение: «Выращиваем лук» Д/И «Воздух, земля, вода». Труд: «Зеленая служба Айболита» (продолжать формировать навыки ухода за комнатными растениями) Опыт: «Сравнение свойств песка, глины и камня. Дидактическая игра «Узнай по звуку». | Буклеты для родителей «Чистая вода». Консультация для родителей: «Мир и природа глазами детей» |
Апрель | Водный мир и его жители | Закрепить знания детей о представителях водного мира нашей республики, их особенностях, приспособленности к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания | Подборка книг и иллюстрации по теме «Обитатели водного мира». Словесные игры: «Скажи наоборот», «Скажи слово с нужным звуком. Опыты: «Вода нужна всем», «Ходит капелька по кругу». | Памятки, консультации и буклеты для родителей «Правила поведения в природе». Развивающая картотека с рассказами для дошкольников о цветах, заданиями, речевыми играми, стихами и картинками. |
Май | Правила поведения в природе | Формировать знания детей о правилах поведения в природе. Учить применять полученные знания на практике. | Беседа: «В природе все взаимосвязано». Д/и «Съедобные и несъедобные грибы». П/и «Садовник». Акция «Красивый детский сад» - высадка рассады на участок детского сада. «Викторина «Что, где, когда?». Итоговый мониторинг освоения детьми содержания работы по формированию основ экологической культуры | Работа с родителями в рамках проведения акции: «Красивый детский сад». |
Литература:
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.2003.
- Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. 2017.
- Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Н.Н. Совгир.
- Юный эколог. Система работы с детьми в подготовительной группе детского сада. -М. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010.
- Формирование экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста. Теория и практика дополнительного образования. Зотова Н.С.-2006. -№4.
- Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Павлова Л.Ю. Дополнительное образование. - 2005.-№2
- Дидактические игры как элемент воспитательного образования. Симонова Л.П. Дополнительное образование. -2004.-№1
- Журналы «Дошкольная педагогика» (2013г №8), «Ребенок в детском саду» (№3 -2015),
- «Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.дошкольное воспитание» (2014-2016 г).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...