Конспект ООД по познавательному экспериментированию «Почему дует ветер?» для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: расширить знания детей о причинах возникновения ветра в природе.
Задачи:
- формировать представления о ветре и его свойстве
- познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс
- дать детям представление о пользе и вреде ветра в жизни человека
- расширить кругозор детей, представление о разновидностях ветра: ураган, буря, смерч, бриз и т. д.
- развивать у детей познавательный интерес, желание экспериментировать
- воспитывать желание к экспериментальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_po_poznavatelnomu_eksperimentirovaniyu.docx | 323.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по познавательному экспериментированию «Почему дует ветер?» для детей подготовительной группы.
Цель: расширить знания детей о причинах возникновения ветра в природе.
Задачи:
- формировать представления о ветре и его свойстве
- познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс
- дать детям представление о пользе и вреде ветра в жизни человека
- расширить кругозор детей, представление о разновидностях ветра: ураган, буря, смерч, бриз и т. д.
- развивать у детей познавательный интерес, желание экспериментировать
- воспитывать желание к экспериментальной деятельности
Оборудование: иллюстрации с изображением влияния ветра на жизнь человека и окружающего мира; картинки с названием ветра; иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о спящей царевне и семи богатырях», иллюстрация «Движение воздушных масс», свеча, «на каждого ребенка – квадраты тонкого картона размером 20 *20 с готовой разметкой; ножницы, соломинки, кнопки, схема изготовления вертушки.
Предварительная работа: отгадывание загадок о воздухе, ветре; слушание фрагментов из сказки А.С. Пушкина, «Сазка о спящей царевне и семи богатырях»; чтение рассказа «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремова, «Ветер» М. Исаковского
Ход занятия:
1. Организационный момент:
- Ребята, мы с вами живём на планете Земля, где происходят разные природные явления.
- Скажите мне какие природные явления вы знаете?
(Это: снег, дождь, радуга и т. д.).
- Сегодня мы с вами узнаем тайну происхождения ещё одного природного явления. А какого, вы сами догадаетесь, просмотрев видеоролик.
Просмотр видеоролика
- Именно «тайну» происхождения ветра мы сегодня узнаем. Но сначала подумаем: хорошо или плохо, что есть в природе «ветер»?
2. Беседа о ветре.
- Ребята, а что ветер умеет делать? (Подбор разных глаголов)
(Ветер может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, унести шапку, налететь, освежить, закружить, развевать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки, гнать волны, свистеть и т.д. Да, ребята, ветер многое умеет делать)
- Ветер – это очень загадочное «чудо природы». О нём писали очень многие поэты и писатели ещё несколько веков назад. Вот послушайте отрывок из сказки А.С. Пушкина:
Чтение фрагмента «Сказки о спящей царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого… Иллюстрация
- Ветер может быть помощником в жизни человека (Надувает паруса, вертит крылья мельницы, разносит семена растений и т.д.)
- А может и навредить человеку. (Иногда разрушает дома, ломает деревья в саду, вырывает их с корнем из земли, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза и даже переворачивает автомобили).
- Итак, по своей силе ветер может быть?
слабый ветер моряки называют «бриз», он шелестит листьями, полощет флаги, заставляет стелиться дым, например, у костра
сильный ветер - буря, ломает ветки у деревьев
опасный ветер – ураган, смерч он вырывает деревья с корнем и сносит дома
4. Физкультминутка «Ветер».
А сейчас мы с вами давайте попробуем «сделать» (изобразить) ветер. Если ветер слабый – «бриз», мы будем дуть чуть – чуть; если «буря», то увеличиваем силу, а если «ураган», то дуем очень сильно. Только помните, что дуть надо, не надувая щеки. Давайте попробуем.
Очень хорошо. А теперь давайте подумаем, как можно изобразить деревья, учитывая силу ветра. Если ветер слабый («бриз») - (шевелим пальчиками); если «буря» - (туловище и руки наклоняем вправо – влево не сильно); если «ураган» - (туловище и руки наклоняем вправо – влево сильно).
Воспитатель произносит название ветра, а дети выполняют движения, соответствующие названию. Взрослый может произносить название, а показывать неправильное движение. Задача детей выполнять движения, соответствующие названию.
5. Опыт со свечёй
- Как можно увидеть, куда дует ветер? (Ответы детей).
- Попробуем провести опыт.
(Воспитатель достает свечку из коробки, зажигает и подносит к верхней части фрамуги.)
- Куда направлено пламя? (В сторону улицы.)
- Что это значит? (Теплый воздух из комнаты идет на улицу.)
(Подносит свечу к нижней части фрамуги).
- Куда направлено пламя свечи? (В сторону комнаты.)
- Какой поступает воздух в комнату? (Холодный.)
- К нам в комнату поступил холодный воздух, но мы не замерзли. Почему? (Он нагрелся, в комнате тепло, работает отопление.)
- Правильно, через некоторое время холодный воздух нагревается в помещении, поднимается вверх. И если мы снова откроем фрамугу, он станет выходить на улицу, а на его место будет поступать холодный воздух. Именно так и возникает ветер в природе. Движение воздуха создает ветер.
(Воспитатель показывает схему «Движение воздушных масс»).
Работа по схеме.
- Кто хочет объяснить по картинке, как движение воздуха?
(Если дети затрудняются, объясняет воспитатель).
- Солнце нагревает воздух над Землей. Он становится легче и поднимается вверх, а над горами воздух холоднее, тяжелее, холодный воздух опускается вниз. Потом, нагревшись, поднимается вверх, а остывший с гор снова спускается вниз, туда, где теплый воздух как бы освободил им место. Этот поток воздуха и образует ветер.
- Как можно определить, есть ли ветер на улице? (По деревьям, с помощью вертушки).
- Я предлагаю вам по схеме сделать вертушку для определения ветра.
- Но прежде давайте немного отдохнём и подготовим наши пальчики для работы.
6. Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные
Ветер листики считал: движения ладонями.)
Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику
Вот кленовый на обеих руках.)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол.)
7. Изготовление вертушки
Материалы: квадраты тонкого картона размером 20x20 см с готовой разметкой, шило, кнопки, бусинки, соломинки, куски пробки.
Описание. 1. Сделай отверстие в центре и по углам так, как показано на рисунке (рис. 20). 2. Сделай надрезы точно по линиям. 3. Отогни углы в середину и совмести отверстия. 4. Продень через них кнопку. 5. Надень на нее бусинку. 6. Проткни кнопкой плотную пластмассовую соломинку, бусинку и кусок пробки.
- Давайте с вами по схеме сделаем вертушки для определения ветра.
Дети по схеме складывают бумагу, воспитатель помогает закрепить к палке.
8. Подведение итогов
- Ребята, какую тайну мы сегодня раскрыли? (раскрыли «тайну» происхождения ветра).
- А что еще узнали? (Узнали, что ветер – это движение воздуха: теплый воздух поднимается наверх, потому, что он легче холодного, а холодный воздух опускается вниз. Это перемещение воздуха образует ветер.)
- Сегодня, когда пойдёте на прогулку обязательно испытайте свои вертушки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного НОД (познавательное развитие с физическим воспитанием) для детей подготовительной группы группы «Знай свое тело».
Интегрированное НОД разработано для дошкольников подготовительной группы в соответствии с требованиями ФГОС. В НОД реализуются задачи по "Познавательному развитию" и "Физическому воспитанию"....
Конспект ООД по познавательному развитию с использованием ИКТ для детей подготовительной группы на тему «Секреты ЗДОРОВЬЯ»
В рамках проекта "Ступеньки здоровья" для детей подготовительной группы была разработана и проведена организованная образовательная деятельность с использованием ИКТ на тему "Секреты зд...
Конспект ООД по познавательному развитию с использованием ИКТ для детей подготовительной группы на тему «Русский лес-чудесный лес!»
Организованная образовательная деятельность с использованием презентации "Русский лес-чудесный лес!" была запланирована и реализована в рамках проекта "Природа родного края" с цель...
Конспект интегрированной ООД по познавательному развитию с использованием ИКТ для детей подготовительной группы на тему «С кем дружит ель в лесу?»
ООД "С кем дружит ель в лесу?" с использованием презентации проводилась с целью формирования представления о значении ели в жизни обитателей леса. В конце занятия ребята изобразили зимние ел...
Конспект комплексной ООД по познавательному развитию с использованием ИКТ для детей подготовительной группы на тему «Мастерская увлекательных дел»
Воспитание интереса к произведениям художников, скульпторов и народных мастеров, отражающих любовь к природе-такова цель комплексного занятия "Мастерская увлекательных дел", проведенного в р...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо соль» для детей подготовительной группы.
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое р...
Конспект ООД по познавательному развитию. "Улица разноцветных палочек" для детей подготовительной группы.
Игровые ситуации с палочками Кюизенера....