Конспект ООД по познавательному экспериментированию «Почему дует ветер?» для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цель: расширить знания детей о причинах возникновения ветра в природе.

Задачи:

  • формировать представления о ветре и его свойстве
  • познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс
  • дать детям представление о пользе и вреде ветра в жизни человека
  • расширить кругозор детей, представление о разновидностях ветра: ураган, буря, смерч, бриз и т. д.
  • развивать у детей познавательный интерес, желание экспериментировать
  • воспитывать желание к экспериментальной  деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_poznavatelnomu_eksperimentirovaniyu.docx323.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по познавательному экспериментированию  «Почему дует ветер?» для детей подготовительной группы.

Цель: расширить знания детей о причинах возникновения ветра в природе.

Задачи:

  • формировать представления о ветре и его свойстве
  • познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс
  • дать детям представление о пользе и вреде ветра в жизни человека
  • расширить кругозор детей, представление о разновидностях ветра: ураган, буря, смерч, бриз и т. д.
  • развивать у детей познавательный интерес, желание экспериментировать
  • воспитывать желание к экспериментальной  деятельности

Оборудование:  иллюстрации с изображением влияния ветра на жизнь человека и окружающего мира;  картинки с названием ветра; иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о спящей царевне и семи богатырях», иллюстрация «Движение воздушных масс», свеча,  «на каждого ребенка – квадраты тонкого картона размером 20 *20 с готовой разметкой; ножницы, соломинки, кнопки, схема изготовления вертушки.

Предварительная работа: отгадывание загадок о воздухе, ветре; слушание фрагментов из сказки А.С. Пушкина, «Сазка о спящей царевне и семи богатырях»; чтение рассказа «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремова, «Ветер» М. Исаковского

Ход занятия:

1.​ Организационный момент:

- Ребята, мы с вами живём на планете Земля, где происходят разные природные явления.

- Скажите мне какие природные явления вы знаете?

(Это: снег, дождь, радуга и т. д.).

- Сегодня мы с вами узнаем тайну происхождения ещё одного природного явления. А какого, вы сами догадаетесь, просмотрев видеоролик.

Просмотр видеоролика

- Именно  «тайну» происхождения ветра мы сегодня узнаем. Но сначала подумаем:   хорошо или плохо, что есть в природе «ветер»?

2.​  Беседа о ветре.

- Ребята, а что ветер умеет делать? (Подбор разных глаголов)

(Ветер может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, унести шапку, налететь, освежить, закружить, развевать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки, гнать волны, свистеть и т.д. Да, ребята, ветер многое умеет делать)

- Ветер – это очень загадочное «чудо природы». О нём писали очень многие поэты и писатели ещё несколько веков назад. Вот послушайте отрывок из сказки А.С. Пушкина:

 Чтение фрагмента «Сказки о спящей царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина:

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого…  Иллюстрация

- Ветер может быть помощником в жизни человека (Надувает паруса, вертит крылья мельницы, разносит семена растений и т.д.)

- А может и  навредить человеку.  (Иногда разрушает дома, ломает деревья в саду, вырывает их с корнем из земли, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза и даже переворачивает автомобили).

- Итак, по своей силе ветер может быть?

слабый ветер моряки называют «бриз», он шелестит листьями, полощет флаги, заставляет стелиться дым, например, у костра

сильный ветер - буря, ломает ветки у деревьев

опасный ветер – ураган, смерч он вырывает деревья с корнем и сносит дома

4. Физкультминутка «Ветер».

А сейчас мы с вами давайте попробуем «сделать» (изобразить) ветер. Если ветер слабый – «бриз», мы будем дуть чуть – чуть; если «буря», то увеличиваем силу, а если «ураган», то дуем очень сильно. Только помните, что дуть надо, не надувая щеки. Давайте попробуем.

Очень хорошо. А теперь давайте подумаем, как можно изобразить деревья, учитывая силу ветра. Если ветер слабый («бриз») - (шевелим пальчиками); если «буря» - (туловище и руки наклоняем вправо – влево не сильно); если «ураган» - (туловище и руки наклоняем вправо – влево сильно).  

Воспитатель произносит название ветра, а дети выполняют движения, соответствующие названию. Взрослый может произносить название, а показывать неправильное движение. Задача детей выполнять движения, соответствующие названию.

5. Опыт со свечёй

- Как можно увидеть, куда дует ветер? (Ответы детей). 

- Попробуем провести опыт.

(Воспитатель достает свечку из коробки, зажигает и подносит к верхней части фрамуги.)

- Куда направлено пламя? (В сторону улицы.) 

- Что это значит? (Теплый воздух из комнаты идет на улицу.)

(Подносит свечу к нижней части фрамуги).

-  Куда направлено пламя свечи? (В сторону комнаты.)

- Какой поступает воздух в комнату? (Холодный.)

- К нам в комнату поступил холодный воздух, но мы не замерзли. Почему? (Он нагрелся, в комнате тепло, работает отопление.) 

- Правильно, через некоторое время холодный воздух нагревается в помещении, поднимается вверх. И если мы снова откроем фрамугу, он станет выходить на улицу, а на его место будет поступать холодный воздух. Именно так и возникает ветер в природе. Движение воздуха создает ветер.

(Воспитатель показывает схему «Движение воздушных масс»).

C:\Users\Админыч\Desktop\vozdux5.jpg

Работа по схеме.

- Кто хочет объяснить по картинке, как движение воздуха?

(Если дети затрудняются, объясняет воспитатель).

- Солнце нагревает воздух над Землей. Он становится легче и поднимается вверх, а над горами воздух холоднее, тяжелее, холодный воздух опускается вниз. Потом, нагревшись, поднимается вверх, а остывший с гор снова спускается вниз, туда, где теплый воздух как бы освободил им место. Этот поток воздуха и образует ветер.

- Как можно определить, есть ли ветер на улице? (По деревьям,  с помощью вертушки). 

- Я предлагаю вам по схеме сделать вертушку для определения ветра.

- Но прежде давайте немного отдохнём и подготовим наши пальчики для работы.

6.  Пальчиковая гимнастика  «Осень»

Ветер по лесу летал,                            (Плавные, волнообразные

Ветер листики считал:                         движения      ладонями.)

Вот дубовый,                                   (Загибают по одному пальчику

Вот кленовый                                                на обеих руках.)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.                (Спокойно укладывают ладони на стол.)

7. Изготовление вертушки

 Материалы: квадраты тонкого картона размером 20x20 см с готовой разметкой, шило, кнопки, бусинки, соломинки, куски пробки.

 Описание. 1. Сделай отверстие в центре и по углам так, как показано на рисунке (рис. 20). 2. Сделай надрезы точно по линиям. 3. Отогни углы в середину и совмести отверстия. 4. Продень через них кнопку. 5. Надень на нее бусинку. 6. Проткни кнопкой плотную пластмассовую соломинку, бусинку и кусок пробки.

-  Давайте с вами по схеме сделаем вертушки для определения ветра.

 Дети по схеме складывают бумагу, воспитатель помогает закрепить к палке.

C:\Users\Админыч\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20221106_153151.jpg

8. Подведение итогов

- Ребята, какую тайну мы сегодня раскрыли? (раскрыли «тайну» происхождения ветра). 

- А что еще узнали? (Узнали, что ветер – это движение воздухатеплый воздух поднимается наверх, потому, что он легче холодного, а холодный воздух опускается вниз. Это перемещение воздуха образует ветер.)

- Сегодня, когда пойдёте  на прогулку  обязательно испытайте свои   вертушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного НОД (познавательное развитие с физическим воспитанием) для детей подготовительной группы группы «Знай свое тело».

Интегрированное НОД разработано для дошкольников подготовительной группы в соответствии с требованиями ФГОС. В НОД реализуются задачи по "Познавательному развитию" и "Физическому воспитанию"....

Конспект ООД по познавательному развитию с использованием ИКТ для детей подготовительной группы на тему «Секреты ЗДОРОВЬЯ»

В рамках проекта "Ступеньки здоровья" для детей подготовительной группы была разработана и проведена организованная образовательная деятельность с использованием ИКТ на тему "Секреты зд...

Конспект ООД по познавательному развитию с использованием ИКТ для детей подготовительной группы на тему «Русский лес-чудесный лес!»

Организованная образовательная деятельность с использованием презентации "Русский лес-чудесный лес!" была запланирована и реализована в рамках проекта "Природа родного края" с цель...

Конспект интегрированной ООД по познавательному развитию с использованием ИКТ для детей подготовительной группы на тему «С кем дружит ель в лесу?»

ООД "С кем дружит ель в лесу?" с использованием презентации проводилась с целью формирования представления о значении ели в жизни обитателей леса. В конце занятия ребята изобразили зимние ел...

Конспект комплексной ООД по познавательному развитию с использованием ИКТ для детей подготовительной группы на тему «Мастерская увлекательных дел»

Воспитание интереса к произведениям художников, скульпторов и народных мастеров, отражающих любовь к природе-такова цель комплексного занятия "Мастерская увлекательных дел", проведенного в р...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо соль» для детей подготовительной группы.

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое р...