Долгосрочный проект «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»
проект (младшая группа)

Пискарева Светлана Александровна

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук.

Выдающийся советский педагог-новатор Сухомлинский Василий Александрович писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

Научно доказано, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга. Пальчиковые игры, различные действия пальцев рук стимулируют процессы речевого и умственного развития.

Цель:  развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи проекта.

  1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность
  2. улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук
  3. содействовать нормализации речевой функции
  4. Развивать внимание,воображение, память, логические мышление.
  5. Развивать творческие способности, зрительную активность, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность
  6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе и общении с взрослыми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_melkoy_motoriki.docx82.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад  68 г. Челябинска

Долгосрочный проект

«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

(для детей 3-5 лет)

Составитель: воспитатель

Пискарева Светлана Александровна

Содержание

Пояснительная записка        3

Условия реализации программы.        6

Организационно-методическое обеспечение программы.        8

Используемые методы работы        8

Педагогическая диагностика.        9

Уровни развития мелкой моторики рук у детей        10

Ожидаемые результаты при реализации программы кружка:        12

Формы отчетности        13

Формы работы с родителями        13

Педагогическая новизна        13

Этапы реализации        15

Учебно-тематический план кружка.        16

Используемая методическая литература по теме        33

Методическая работа по самообразованию        35

Приложение        36


Пояснительная записка

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук.

Выдающийся советский педагог-новатор Сухомлинский Василий Александрович писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

Научно доказано, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга. Пальчиковые игры, различные действия пальцев рук стимулируют процессы речевого и умственного развития.

Это связано с тем, что третья часть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти рук. Ее близость к моторной зоне дают основание считать двигательную активность кистей и пальцев ответственной за речь человека. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. Моторика рук самым прямым образом развита с развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

У современных детей моторное развитие отстаёт по сравнению с прошлыми поколениями: пальцы малоподвижны, движения их неточны и не согласованы. Ребенок плохо держит ложку, карандаш, испытывают трудности при одевании, застегивании пуговиц и молний. Еще несколько лет назад родители выполняли домашнюю работу вручную, а дети им помогали. И эта работа зачастую способствовала развитию моторики рук: перебирание крупы, стирка и выжимание белья, вязание, шитье и т.д. Сегодня же с развитием технологий и появлений бытовой техники большинство операций по дому выполняют машины, практически вся детская обувь на липучках, а пуговицы на куртках сменились липучками и заклёпками. Конечно, всё это очень удобно, но это серьёзный минус для развития мелкой моторики наших детей.

Кроме того, быстрый ритм современной жизни не позволяют родителям уделять должное внимание моторному развитию рук.

Можно говорить о том, что уровень овладения ручными навыками, такими как: использование ножниц, лопатки, держание карандаша – являются фактором развития меткой моторик и рук и свидетельствуют об отставании или нормальном развитии ребенка.

Возможности освоения окружающего мира у ребенка со слабым моторным развитием (как мелкой, так и общей моторики) становятся ограниченными, обедненными. Возникают трудности при раскрашивании, собирании конструктора, паззлов, при развитии навыков самообслуживания. У такого ребёнка могут возникнуть трудности с запоминанием, логикой, концентрацией внимания. Не справляясь с действиями, которые делают сверстники, ребенок может чувствовать себя неловко, снижается его самооценка.

Уровень развития мелкой моторики влияет на такие процессы, как внимание, память, мышление и воображение, связан с двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью, координацией. Развитие движений пальчиков ребёнка, способствует развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой может самостоятельно одеваться, писать и рисовать, вырезать, выполнять бытовые и учебные действия, имеет больший успех в усвоении нового материала.

Итак, значение развития мелкой моторики

  1. Движения рук являются основой для формирования навыков самообслуживания
  2. Уровень развития мелкой моторики является показателем общего развития ребенка
  3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие таких психических функций, как мышление, память, внимание.

В каждом возрасте ребенок осваивает определенный круг действий руками. По мере усвоения предыдущего навыка и созреванию нервной системы, появляется возможность освоить новый навык, приобрести новое достижение.

До 4х месяцев  ребенок учится координировать движения глаз, тянется к предметам руками. Если удается взять в руки игрушку, то сжимание кисти происходит на рефлекторном уровне, благодаря безусловным рефлексам.  

С 4 месяцев до года  ребенок  активно совершенствует навыки: он перекладывает предметы из руки в руку, гремит погремушкой, может научиться переворачивать страницы в книге.

С года до двух движения ребенок осваивает первые навыкирисования, использует указательный палец для того, чтоб показать на какой-то предмет. Появляются предпочтения в использовании одной из рук. Он может уже самостоятельно держать ложку и кушать.

В два-три года моторика рук позволяет осваивать навыки лепки из пластилина, учиться держать ножницы и даже разрезать ими бумагу.

В три –четыре года – малыш уже уверенно рисует не только карандашами, о и красками, к концу этого периода умеет разрезать лист вдоль начерченной линии, складывать лист пополам вдоль и по диагонали.

Мелкая моторика рук у детей 4-5 лет уже напоминает движения взрослых. Ребенок уже умеет раскрашивать, не вылезая за контур, работает не всей рукой, а только кистью. Движения более отточены, поэтому при вырезании из бумаги предметыполучаются гораздо ровнее.

В этом возрасте 5-6 лет у дошкольника кисти должны быть отлично скоординированы, ребенок с легкость раскрашивает, лепит мелкие детали, уже держит ручку тремя пальцами, рисует, как взрослый, умеет пользоваться ножницам.

Таким образом, развивать мелкую моторику можно уже самого рождения. Но особенно важно улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей  у детей младшего дошкольного возраста. Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы способствуем развитию интеллекта ребенка, помогаем развитию речи.

По данной программе совместная деятельность воспитателя с детьми проводятся в игровой форме, с использованием традиционных и нетрадиционных приемов, а так же реализуется ситуация успеха, что позволяет создать положительный эмоциональный настрой ребенка.

Программа кружка «Ловкие пальчики» разработана в соответствие с Законом «Об образовании РФ», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Программа кружка рассчитана на детей в возрасте 3-4 лет.

Цель:  развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи программы.

  1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность
  2. улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук
  3. содействовать нормализации речевой функции
  4. Развивать внимание,воображение, память, логические мышление.
  5. Развивать творческие способности, зрительную активность, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность
  6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе и общении с взрослыми.

Условия реализации программы.

Основными средствами обучения являются игра, пальчиковая гимнастика, самомассаж рук, гимнастика с использованием шариков су-джок, палочек, пружинок, а так же приемов художественно-эстетического развития: лепка из пластилина и соленого теста, рисование и аппликация традиционными и нетрадиционными способами; игры в сухом бассейне из круп, пальчиковый         театр,  штриховка, лабиринты, игры с мелкими предметами (пуговицы, камушки, ракушки и т.д.),  паззлы, мозаика, изготовление дидактических игр, выкладывание узоров по образцу, рисование по клеточкам, перематывание клубочков, нанизывание бусин, завязывание и развязывание узелков на веревочках.

  • В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
  • В разделе “Лепка” в процессе деятельности дети изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.
  • В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами. 
  • В разделе “Нетрадиционные техники рисования” у детей формируются умения и навыки рисования различными способами, развивается воображение.
  • В разделе «Штриховка» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.
  • В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
  • Раздел самомассаж: для развития тактильных ощущений. Используются палочки, мячики, пружинки.

Организационно-методическое обеспечение программы.

Занятия с детьми проходят с сентября по май каждый день во второй половине дня по одному из пунктов в соответствии с лексической темой.

Используемые методы работы

  • Словесные методы обучения (рассказ педагога, детей, беседа, чтение художественной литературы)

Приемы:

• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);

• указание (целостное и дробное) ;

• пояснение;

• объяснение;

• педагогическая оценка;

• беседа (после экскурсии, прогулки, просмотра диафильмов и т. п.).

  • Наглядные методы обучения (наблюдение, работа по образцу, демонстрация наглядных пособий - предметов, картин, диафильмов, слайдов, видеозаписей)

Приемы:

  • показ способов, действий;
  • показ образца.

  • Практический – показ способов действия с предметами
  • Упражнения
  • Эксперименты
  •  элементарные опыты
  • моделирование

  • Частично-поисковый метод: определенные элементы знаний сообщает педагог, а часть учащиеся получают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания
  • Игры, игровые ситуации

Формы работы:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  •  индивидуальная работа с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Используемые формы организационного обучения:

  1. фронтальные;
  2. групповые;
  3. индивидуальные.

Педагогическая диагностика.

Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная в сентябре, итоговая в мае).

Цель проведения диагностики: выявление исходного уровня сформированности мелкой моторики рук у детей четвертого года жизни.

Для выявления у детей младшего дошкольного возраста уровня развития мелкой моторики рук использовалисьследующие методики (см. Приложение):

  1. Диагностические задании для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев (О.В.Бачина, Н.Ф.Коробова практическое пособие для педагогов родителей).
  2. Методики Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А. Венгера.

В соответствии с данными критериями мною были выделены и определены уровни развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Уровни развития мелкой моторики рук у детей

Высокий уровень(не выявлен, 0 % детей)

Ребенок данного уровня демонстрирует достаточную амплитуду движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отводит в полном объеме; имеет достаточную переключаемость: безошибочно выполняет команды тестирующего.

Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями: в ходе обследования он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев.

Ребенок уверенно демонстрирует точность выполнения движений пальцами: соединяет пальцы колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности; точно повторяет за тестирующим все линии и заданные фигуры.

Средний уровень показали 15 % детей.

Ребенок данного уровня демонстрирует недостаточную амплитуду движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отводит не в полном объеме.

Переключаемость сформирована недостаточно: в ходе тестирования наблюдаются единичные нарушения переключаемости движений руки, характер действия тестируемого не соответствует командам тестирующего. При этом могут быть нарушены переключение с одного вида движений на другое, а также последовательность движений.

Ребенок не в полной степени владеет умением управлять мышцами-сгибателями: пальцы непроизвольно начинают разгибаться.

В ходе обследования демонстрирует недостаточную точность выполнения движений пальцами: имеют место нарушения точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки, а также ловкости в прорисовывании линий и заданных фигур.

Низкий уровень показали 75 % детей

Ребенок данного уровня демонстрирует недостаточную амплитуду движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы практически не отводит.

Переключаемость не сформирована: в ходе тестирования наблюдаются нарушения переключаемости движений руки, характер действия тестируемого абсолютно не соответствует командам тестирующего. При этом совершенно нарушены переключение с одного вида движений на другое, а также последовательность движений.

Ребенок не в полной степени владеет умением управлять мышцами-сгибателями: пальцы непроизвольно начинают разгибаться.

В ходе обследования демонстрирует полную неточность выполнения движений пальцами: совершенно неточно соединяет пальцы в колечки, проявляет полную неспособность и бессилие в прорисовывании линий и заданных фигур.


Ожидаемые результаты при реализации программы кружка:

  • Знания
  • основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);
  • основные правила склеивания, рисования;
  • понятие «конструктор»; «мозаика»; «шнуровка»
  • некоторые приемы лепки (шарик, колбаска ит.п.);
  • несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками

  • Умения
  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
  • пользоваться клеем, салфеткой;
  • работать с трафаретами;
  • овладение приемами работы в разных техниках изобразительной деятельности;
  • изготавливать поделки в технике «аппликация» по образцу;

  • Навыки
  • работать с различными мелкими предметами;
  • правильно держать кисть, карандаш;
  • пользоваться клеем, салфеткой;
  • заштриховывать изображение;
  • повторять пальчиковые гимнастики за воспитателем;
  • выполнять несложные техники рисования.

Формы отчетности: начальное диагностическое обследование детей проводится в сентябре, итоговое - в мае. По итогам диагностического обследования делаются выводы и рекомендации.

Формы работы с родителями

  • Анкетирование
  • Консультации
  • Подбор материала для закрепления дома
  • Информирование о результативности работы

Педагогическая новизна работы состоит в том, что:

- развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством использования различных упражнений для пальчиков рук, использование традиционных и нетрадиционных техник рисования и аппликаций, самомассаж, использование мячиков су-джок и другие используемые техники позволяют комплексно развивать гибкость и подвижность пальцев рук и стимулировать развитие речи.

- мной разработаны и апробированы конспекты занятий с использованием нетрадиционных техник художественно-эстетический деятельности;

- мной разработана и апробирована система развивающих дидактических игр и пальчиковых упражнений,

- мной разработан цикл консультаций для родителей по теме «Ловкие пальчики».

Данная программа интегрируется с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитее», «Физическое развитие» основной образовательной программы ДОУ.

Практическая значимость моей работы заключается в разработке комплексных занятий, направленных на развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.


Этапы реализации

Этап

Продукт

Организационный

Изучение научно-методической литературы, подбор материала, создание картотеки пальчиковых игр,

Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

Диагностический

Диагностика уровня развития мелкой моторики воспитанников, написание плана работы, составление программы

Практический.

Создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий

Обобщающий

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

Составить картотеку пальчиковых игр, упражнений с массажными мячиками, палочками, пружинками

Организация фотовыставки «Игры, способствующие развитию мелкой моторики» с воспитанниками


Учебно-тематический план кружка.

Месяц

Мероприятия, проходящие в детском саду

Оборудование

Работа с родителями

Сентябрь

Подбор методик определения уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста;

Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей;

Составление картотеки игр для развития мелкой моторки;

Создание дидактических игр;

Подбор материала для художественно эстетической деятельности

Написание программы.

Октябрь

Диагностика уровня развития мелкой моторики детей второй младшей группы

Анкеты

Анкетирование родителей.

«Краски осени»

  1. Пальчиковая гимнастика «Листья осенние тихо кружатся»
  2. Обводка по контуру «Осенний листок».
  3. Раскрашивание листьев штриховкой
  4. «Осеннее дерево» - складывание из счетных палочек.

контурные изображения листьев дерева,трафареты листьев, карандаши,счетные палочки,сосновые шишки

Повторить пальчиковую гимнастику,

Рекомендовать сделать дома сухой бассейн

«Одежда»

  1. «Починим платье и рубашку» - продевание шнура в отверстия на трафарете платья.
  2. «Пуговицы перепутались» - разложить пуговицы большие и маленькие в закрытые коробочки-копилки (с отверстием сверху)
  3. «Просушим одежду» развесить картонные трафареты одежды на веревку, закрепить прищепками.
  4. Лепим пуговицы на платье и рубашке

трафареты из картона с отверстиями, шнурки, пуговки большие и маленькие, коробочки-копилки,  прищепки, пластилин

Делать с детьми самомассаж

«Обувь»

  1. Прописи: обвести по контуру
  2. Самомассаж ладоней карандашами с гранями.
  3. Пальчиковая игра «Обувь»
  4. Шнуровка: вденем в кроссовки шнурок
  5. Пальчиковое рисование: разукрасим сапожки

Пальчиковые краски,

Карандаши с гранями,

Рекомендовать раскрашивать вместе с детьми пальчиками

«Посуда»

  1.  Игра с мячиками су-джок(ежиками).
  2.  Пальчиковая гимнастика «Посуда».
  3. «Помоги Золушке» рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно)
  4. «Склеим чашку» собрать картинку из 4-х частей.
  5.  Обрывная аппликация: «Вазочка с конфетами»: нарвать цветную бумагу и смять комочками. Приклеить к заготовке.

мячики су-джок

фасоль двух цветов,

разрезная картинка «чашка»,

заготовки вазочки, цветная бумага

Игра «Комочки» мять лист бумаги, покатать в ручках

Ноябрь

«Мебель»

  1. «Стульчик» - выкладывание из счетных палочек.
  2.  Пальчиковая игра «Мебель» с палочками
  3.  Упражнение «Похлопаем» - в ладоши с разным уровнем звука и темпа.
  4. Игра «Чудесный мешочек» на ощупь догадаться, что там лежит
  5. Коллективное рисование пластилином – выкладывание по контуру

счетные палочки,

палочки деревянные,

мешочек,

пластилин

Поиграть дома в «Чудесный мешочек»

«Кто как готовится к зиме»

  1. Пальчиковая игра «Животные зимой»
  2. Рисование на манке.
  3. Самомассаж пальцев (катание ореха каждым пальцем).
  4. Прописи – штриховка
  5. Аппликация «Берлога медведя» из ваты

поднос с манкой,

орешки, пластилин, заготовка ежика,

вата, заготовки картинок медведя

Полепить из пластилина

«Дикие животные»

  1. Самомассаж  с пружинкой
  2. Упражнение «Найди пару» - найти парную подушечку с одинаковым наполнителем (рис, фасоль).
  3.  Кто спрятался в комочке» - разглаживание бумаги, смятой в комочки, с нарисованными на ней контурами различных диких животных
  4. Чудесный мешочек»  - Нащупать и вытащить из мешочка» все мягкие предметы
  5. Рисование ладошкой  Ежика

подушечки с наполнителем, комочки мятой бумаги с изображением дикого животного, мешочек, пальчиковые краски

Закрепить дома технику рисование ладошкой

«Домашние животные»

  1. Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»
  2. Нальем попить животным – ложкой перелить воду из одной чашки в другую
  3. Прописи
  4. Самомассаж мячиками су-джок
  5. Сухой бассейн из гороха и манки: найди все фигурки животных

ложки, две чашки с водой, мячи су-джок, сухой бассейн с фигурками

Пересыпать одновременно двумя руками из одной чашки круп в две.

Декабрь

«Здравствуй, зимушка-зима!»

  1. Самомассаж  пружинками
  2. Пальчиковая гимнастика «Зима»
  3. Ниточки для носочков - смотать нитки в клубочки.
  4. Выкладывание из палочек снежинки
  5. Лепка – размазывание пластилина из комочка: «Иголки на елке»

Пружинки, клубочки ниточек, палочки, пластилин

Потренироваться мотать клубочки из ниток

«Птицы»

  1. «Прилетай ко мне, птичка» намотать ниточку с птичкой на карандаш;
  2. Пальчиковая гимнастика «Птицы»
  3. Хвостик для птицы из помощи прищепок  
  4. Перекладывание одновременно двумя руками гороха из одной емкости в две
  5. Лепка из теста с добавлением круп и семечек – «Покормим птиц»

ниточка с птичкой, прописи, горох, тесто и крупа, семечки, прищепки, заготовки птиц из картона

Рекомендовать покормить птиц вместе с ребенком, насыпать корм тремя пальцами руки

«Я - человек»

  1. Рисование на манке. Пальчиковая гимнастика «Я веселый человечек».
  2. Самомассаж резиновыми мячиками
  3. Разглаживание бумаги,смятой в комочки с нарисованными на ней частями тела человека
  4. Найди все прищепки. Прицепить, а потом снять прищепки с одежды друга»
  5. «Мой друг». Рисование лица пальчиками

Манка, резиновые мячики, смятая бумага с изображение частей тела, прищепки, пальчиковые краски

Поиграть дома в смятие комочки. (смять и покидаться или подуть на них, или сминать и расправлять)

«Новогодний калейдоскоп»

  1. Пальчиковая гимнастика «Елочка».
  2. Обводим трафарет «Снеговик»
  3. Игра «Веселые ладошки» завязываем узелки
  4. «Елочка – колючая иголочка» - самомассаж кистей рук мячиками су-джок
  5. Лепка из соленого теста Новогодних игрушек

трафарет «снеговик», ленты для узелков, су-джок, соленое тесто

Потренироваться завязывать узелки

Январь

«Зимние забавы»

  1. Пальчиковая игра «Снежок»
  2. Самомассаж «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.
  3. Прописи. Обводим по точкам
  4. ИграПантомима.

Описание. Ведущий объясняет участникам тренинга, что пантомима – вид сценического искусства, в котором главное – это пластика, жесты, мимика. Далее каждому ребёнку предлагается взять карточку с заданием, целью которого является изображение какого-либо действия, подумать над его выполнением, затем представить свою работу зрителям, т.е. другим участникам занятия. Остальные участники должны попытаться угадать, что изображает участник

- Ты едешь на лыжах

- Ты сбиваешь сосульки с крыши

- Ты лопатой расчищаешь дорожку от снега

- Ты играешь в снежки

- Ты наряжаешь игрушками новогоднюю ёлочку
- Ты водишь хоровод вокруг елки
- Ты играешь в хоккей
- Ты на коньках делаешь «ласточку»
- Ты очищаешь от налипшего снега обувь
- Ты поймал снежинку и любуешься ею

  1. «Горка»- из снежных комочков, сделанных из смятой бумаги сложить горку и склеить клеем.

карандаши, бумага для комочков,прописи

Поиграть и игру «Пантомима»

«Маленькие исследователи»

  1. Пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5…. вышел пальчик погулять»
  2. Самомассаж пружинками
  3. Игра «Узнай на ощупь»
  1. Сухой бассейн из манки «Юные кладоискатели». Развивать наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку в песке
  2. Аппликация с крупой «Засыпаем песком дорожки»

пружинки, мешочек, сухой бассейн, заготовки для аппликации,

Сделать дома сухой бассейн из круп, прятать там мелкие игрушки и искать

«Этикет»

  1. Пальчиковая гимнастика
  2. Штриховка: украсим скатерть к столу
  3. Шнуровка: чашечкав блюдечке, соединить подходящие по расцветке с помощью шнурка
  4. Самомассаж зубными щетками или резиновыми мячиками
  5. Лепка «Тарелочка и чашечка»

Шнуровка «Чашка и  блюдце»

Зубные щетки

пластилин

Полепить из пластилина или соленого теста

«Транспорт»

  1. Пальчиковая гимнастика «Машины»
  2. «Катушка» - наматывать нить на катушку. На конце нити – различные виды транспорта
  3. Самомассаж карандашами гладкими и с гранями
  4.  Рисование на манке – дорога прямая и дорожка кривая.
  5. Аппликация «Дорога для машин» - отрывание маленьких кусочков бумаги и приклеивание их на лист с изображением домов.

катушки с нитками, карандаши, поднос с манкой, цветная бумага и заготовки для аппликации

Рвать листочки бумаги на мелкие части

Февраль

«В гостях у сказки»

  1. Пальчиковая гимнастика «Наши сказки»
  2. Упражнять детей в умении украшать готовую деталь, покрытую пластилином декоративными элементами: крупой, ракушками, макаронными изделиями.
  3. Свиток – одевать тремя пальцами резинки для волос на цилиндр и снимать, скатывая.
  4. Самомассаж пружинками
  5. «Сказочные фигуры». Украшение пластилиновых фигур бусинами, пуговками.

Заготовки из картона, покрытые пластилином: елочка, рыбка, платье и др., декоративные элементы: горох, ракушки, макаронные изделия различной формы.

Сделать бус из макарон, раскрасить

«Азбука безопасности»

  1. Пальчиковая гимнастика «Замок»
  2. Массаж пальчиков мячиком ежиком «Этот мячик не простой»
  3. Игра«Закрути баночки» - подобрать по размеру и закрутить крышечку
  1. Штриховка по образцу
  2. Аппликация «Чиним светофор»

Баночки с крышечками

Разрезать ножницами лист бумаги на мелкие части

«Наши защитники»

  1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы»
  2. Выложить из палочек забор
  3. Самомассаж мячиками су-джок
  4. Разрезные картинки военной техники.
  5. Рисование губками с помощью трафарета военной техники

палочки, губки, разрезные картинки, мячики су-джок

Повторять пальчиковую гимнастику

«Дружба»

  1. Пальчиковая гимнастика «Дружба»
  2. Нанизывание макарон на палочки
  3. Самомассаж орешками
  4. Прописи: штриховка
  5. Солнце: лепка - надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и растягивание пластилина

Макарон и трубочки от сока, орешки, пластилин

Нанизывать макарон или бусины на шнурок или палочки

Март

«Мамин праздник»

  1. Пальчиковая гимнастика
  2. «Бусы для мамы»:Нанизывание бусин на шнурок
  3.  «Помогаем маме» -развешать белье на веревку и закрепить его прищепками.
  4. Самомассаж катушками от ниток
  5. «Веточка мимозы». Рисование методом тычка с помощью ватных палочек

бусины и шнурки, прищепки, одежда кукольная, катушки ниток, ватные палочки

Делать массаж рук ребенку

«Продукты питания»

  1. Пальчиковая гимнастика «Я пеку, я пеку, пеку»
  2. Самомассаж пружинками
  3. Прописи Рисование «Проведи линию от продукта до тарелки»
  4. «Фрукты на тарелочке» - разрезные картинки
  5. Лепка из соленого теста «Бублики к чаю»

Пружинки, Разрезные картинки, Соленое тесто

Полепить из соленого теста

«Весна шагает по планете»

  1. Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик»
  2. Прищепки – весна на дворе: сделать лучики
  3. Самомассаж шишками
  4. Штриховка
  5. Аппликация приклеить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка

Прищепки, Спички

Сортировка  крупы (отделить красную и белую фасоль)

«Волшебница вода»

  1. Игра-классификация «Что тонет, что не тонет?»
  2. С помощью пипеток переливание воды
  3. Раскладывание капелек воды из картона по размер от маленькой до большой и наоборот
  4. Самомассаж катушками ниток
  5. Рисование «Дождик» (приёмы рисования разных по длине линий (ручейки, дождь), мазков (капельки);

предметы,  тонущие и плавающие в воде, капли воды из картона, пипетки, катушки ниток

Тренировать  ребенка переливать из кружки в кружку

Апрель

«День смеха»

  1. Разрезная картинка «Клоун»
  2. Игра с прищепками: найди прищепку у друга на одежде
  3. Упражнение «Похлопаем» -хлопаем в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
  4. Рисование восковыми мелками: обвести по контуру нарисованные воздушные шары. Сверху закрасить акварелью. Мелок не закрасится

разрезные картинки, прищепки, восковые мелки

Прохлопывать ритмы

«Растительный мир»

  1. Пальчиковая гимнастика «Цветочки».
  2. Прописи. Обведи по образцу
  3. Самомассаж палочками
  4. Игра разложи семена (сортировка по форме и цвету)
  5. Рисование одноразовыми вилками «Одуванчик»

палочки, семена разных растений

Привлечь к поливке цветов

«Водные обитатели»

  1. Пальчиковая гимнастика
  2. Самомассаж
  3. Прописи
  4. Ну-ка вылови: из большой глубокой чашки выловить рыбок чайной ложкой
  5. Рыбка: рисование солью: познакомить с методом создания изображения с помощью нанесения клея и насыпания на него соли

Клей ПВА, заготовка рыбки, соль, ложки

Потренироваться вылавливать ложкой предметы из воды

«Приведем в порядок планету»

  1. Камушки: выкладывание камушек по нарисованным линиям.
  2. Чудесный мешочек: угадай, что спрятано
  3. Пересыпание ложкой крупы из одной чашки в другую
  4. Самомассаж шишками
  5. Коллективная обрывная аппликация «Моя планета»

камушки, мешочек, крупа, шишки, цветная бумага

Рисовать палочками на земле, песке

«Праздник весны и труда»

  1. Пальчиковая гимнастика: «Прочь, усталость, лень и скука»
  2. Массаж крутить карандашом (катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями)
  3. Разложить бусинки по коробочкам/ячейкам
  4. Игры с водой и мыльной пеной «Ловкие пальчики» (мочат в воде поролоновые губки разного цвета и формы, отжимают их, переливая воду из одного тазика в другой»)
  5. Рисование флажка широкой кистью

карандаши, бусины, губки

Привлекать ребенка стирать со стола

Май

«День победы»

  1. Пальчиковая гимнастика «Победа»
  2. Штриховка «Звезда»
  3. Самомассаж пружинкой
  4. Выкладывание из счетных палочек салюта, самолета, танка.
  5. Рисование пальчиками «Салют над городом»

Пальчиковые краски, пружинки, палочки

Массаж пальчиков рук,

шнуровка

«Первые весенние цветы»

  1. Пальчиковая гимнастика
  2. Самомассаж резиновыми мячиками
  3. «Расставь цветы по вазочкам». Упражнять детей в определении и названии цвета (красный, желтый, зеленый, синий, посредством зрительного обследования, сравнения).
  4. «Цветочки» - втыкание спичек с пластилиновым шариком на концев большой и маленький пластилиновый комочек зеленого цвета
  5. Рисование ладошками «Первоцветы»

Спички, мячики, пальчиковые краски

Рисование пальчиковыми красками

«Насекомые»

  1. Пальчиковая игра «Насекомые»
  2. Самомассаж палочками
  3. Шнуровка: «Насекомые на листочке» шнуровке.
  4. Разрезные картинки насекомых
  5. «Бабочка» - рисование ладошками

шнуровка, разрезные картинки, пальчиковые краски

Повторить пальчиковую гимнастику

«Вот мы какие стали большие»

Диагностика уровня развития мелкой моторики

Анкеты, бланки

Информирование родителей


Используемая методическая литература по теме

  1. Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 2003.
  2. Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: Карапуз, 2007.
  3. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
  4. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
  5. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  6. Бычкова, Перминова: Игры и упражнения на развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры, стихи и загадки, игры с красками
  7. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 2001. 93 с.
  8. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
  9. Гаврина, Топоркова, Щербинина: Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет. Готовим руку к письму
  10. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.
  11.  Данилова Е. Пальчиковые игры. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2006.
  12.  Екатерина Шмелева: Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. ФГОС ДО
    Подробнее: 
  13. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. Дом «Литера», 2006.
  14.   Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
  15. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
  16. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  17. Лилия Калмыкова: Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр. ФГОС
  18.  Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 2008.
  19. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.
  20.  Пименова Е.П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  21. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
  22. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
  23. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
  24.  Тренажёр-пропись «Готовим руку к письму»  Школа для дошколят
  25. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.    
  26.  Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. — СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  27. Янушко Е. А.Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родите-лей. —М.: Мозаика-Синтез, 2009.

Методическая работа по самообразованию

1. Ознакомление с опытом работы педагогов, знакомство с разработанными ими играми.

2. Посещение ООД педагогов ДОУ.

3. Посещение семинаров, методических объединений.

4. Разработка конспектов организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию

5. Самоанализ ООД.


Приложение.

Диагностические задании для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев (О.В.Бачина, Н.Ф.Коробова практическое пособие для педагогов родителей):

Тест на определение полноты объема движений пальцев рук доминантной руки.

Ход тестирования:

Тестирующий дает установку ребенку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх.

Последовательность выполнения задания:

Крепко сжать пальчики в кулачки, не поворачивая ладоней.

Удерживать сжатые кулачки под счет от 1 до 5.

Под счет раз, два сжимать и разжимать ладони (повторить 5-6 раз). Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев.

Интерпретация результатов тестирования:

Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.

Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме.

Результаты выполнения теста, заносятся в таблицу.

Тест на выявление переключаемости движений пальцев рук доминантной руки «Кулак - ребро - ладонь» (А.Р. Лурия).

Цель: определение уровня переключаемости движений пальцев доминантной руки.

Ход тестирования:Ребенку предлагается повторить по образцу, данному тестирующим, серию из девяти движений, которая состоит из трижды повторяющегося ряда движений «кулак - ребро - ладонь».

Могут быть нарушены:

- переключение с одного вида движений на другое;

- последовательность движений.

Интерпретация результатов тестирования:

Переключаемость оценивается как достаточная при безошибочном выполнении команд тестирующего.

Переключаемость считается недостаточно сформированной при нарушении переключаемости движений руки, когда характер действия тестируемого не соответствует командам тестирующего.


Методики  Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А. Венгера.

Цель: выявить развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Задания:

1. «Пальчик с носиком здороваются»

После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха.

Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2. «Уложи монеты в коробку»

На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см.

По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты (нужно брать их по одной) в коробку.

Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой - 20 секунд.

3. «Нарисуй пальцами кружочки»

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4. «Давай поздороваемся»

Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия - «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки. Оценка-вывод. Высокий уровень - ребенок справился с заданием. Средний уровень - отмечается слабость рукопожатия. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.д.

5. «Колечко»

Сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, затем на левой.

Оценка-вывод. Отметить объем движения (полный, неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство), координацию движений (нормальная, некоординированные движения), способность к переключению движений.

6. «Наши пальчики»

Согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого, сначала на правой, потом на левой руке.

Оценка-вывод. Плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения (не под счет педагога); невыполнение задания; леворукость.

Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий

- низкий: ребенок при выполнении задания испытывает значительные трудности;

- средний: ребенок выполняет задание с небольшими затруднениями;

- высокий: четкое выполнение задания.

Оценка-вывод. Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Ловкие пальчики"

Почему-то мне думалось, что поделки из спичечных коробков остались в моем далеком детстве - там, где папа клеил себе мини-комодики для хранения радиодеталей из этого материала, а я таскала коробки для...

развитие мелкой моторики Проект "Ловкие пальчики".

Проект«Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук)     Подготовила воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  Детск...

проект "Ловкие пальчики"

Проект по теме «Ловкие пальчики»  Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Задачи:1.    Развитие умения производить то...

проект "Ловкие пальчики"

http://vk.com/doc113258378_261794450?hash=1c300fcee90a23a9fb&dl=a8fd11d69c7d668857...

Педагогический проект ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ "Лепка из пластилина как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников"

Поиск   наиболее эффективных путей развития мелкой моторики рук у старших дошкольников, новых форм и методов работы на основе комплексно-интегративного  взаимодействия  воспитателя...

Проект "Ловкие пальчики"

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».В. А. Сухомлинский На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до...

Развитие графомоторных навыков. Проект "Ловкие пальчики"

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался такими видами ручной деятельности, как рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, крупы, к...