Родительское собрание в старшей группе
материал (старшая группа)

Лобачева Ольга Викторовна

Представлен сценарий  практического занятия с педагогом-психологом «Учимся эффективно общаться с ребенком: техника предоставления детям обратной связи относительно их деятельности». 

Задачи:

  1. Познакомить родителей с таким элементом психологически грамотного взаимодействия с ребенком, как оценка в форме обратной связи.
  2. Обучить участников технике предоставления детям обратной связи относительно их деятельности («Ты-сообщение»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskoe_zanyatie_s_roditelyami.docx73.67 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Старшая группа

Практическое занятие с педагогом-психологом

«Учимся эффективно общаться с ребенком: техника предоставления детям обратной связи относительно их деятельности»

Задачи:

  1. Познакомить родителей с таким элементом психологически грамотного взаимодействия с ребенком, как оценка в форме обратной связи.
  2. Обучить участников технике предоставления детям обратной связи относительно их деятельности («Ты-сообщение»)

Материалы:

Небольшая игрушка; мольберт; схема «Проблемные области пространства детско-взрослых отношений»; листы бумаги (половина листа А4) на каждого участника; карандаши; памятки «Типичные ошибки, которые совершают взрослые, оценивая детей»; схема обратной связи относительно деятельности ребенка «Ты-сообщение»; карточки с заданиями «Формулировка «Ты-сообщения».

Ход занятия:

  1. Приветствие

Участники сидят в кругу, у ведущего в руках игрушка. Необходимо по очереди, передавая по кругу игрушку, назвать свое имя и сегодняшнее настроение. Каждый следующий участник должен повторить имя и настроение соседа, затем назвать свое.

  1. Информация «Проблемные области пространства детско-взрослых отношений»

Ведущий выставляет на мольберт одноименную схему.

- Наблюдения за взрослыми и детьми, манерой их общения между собой, беседы с родителями и педагогами позволяют очертить небольшой круг проблем, с которыми они наиболее часто сталкиваются и которые препятствуют их эффективному взаимодействию.

К таким проблемным областям и сгруппированным вокруг них жалобам и запросам можно отнести следующие:

  • Оценка активности ребенка (Как правильно оценивать ребенка? Должен ли я всегда его хвалить, независимо от успехов? Как указывать ребенку на его ошибки, чтобы он научился сам их исправлять?)
  • Умение слушать друг друга (Он стал такой скрытный, что мне делать? Ребенок не умеет меня слушать – кажется, он безразличен ко всему, что я ему говорю. Она никогда не рассказывает дома, как прошел день в детском саду)
  • Установление границ поведения детей, правил и запретов (Как сделать ребенка послушным? Он совсем вышел из-под контроля. Какие методы наказания наиболее действенны?)

В каждой из этих сторон взаимодействия взрослых и детей риск совершить ошибку довольно велик. Как показывает практика работы, именно здесь родители и педагоги допускают «психологические промахи» - неправильно оценивают ребенка, не всегда способны его выслушать и попытаться понять, слишком жестко или, наоборот, лояльно относятся к проблеме установления для детей правил и норм поведения.

Сегодня мы с вами рассмотрим такой элемент психологически грамотного взаимодействия взрослых с детьми, как оценка, ведь это одно из главных средств воздействия на ребенка, а также основа для формирования самооценки ребенка.

  1. Упражнение «Словарь оценок»

Ведущий раздает участникам листы бумаги (половина листа А4).

- Предлагаю вам составить «Словарь оценок». Лицевую сторону листа обозначьте сверху знаком «+», а обратную – знаком «-». На стороне со знаком «+» запишите те слова и выражения, которые используются для положительной оценки деятельности детей. на стороне со знаком «-» - слова и выражения, которые содержат отрицательную оценку их деятельности. Бланки не подписываются, каждый может писать любые слова или фразы, которые употребляет, оценивая детей.

После 5 минут работы листы бумаги собираются, ведущий зачитывает сначала все положительные, затем все отрицательные оценки детской деятельности.

  1. Информация «Типичные ошибки, которые совершают взрослые, оценивая детей»

- Можно назвать несколько типичных ошибок, которые совершают взрослые, оценивая детей:

  • Оценка не содержит критериев оценивания («Молодец!», «Умница!», «Хорошо»).
  • Оценивается личность ребенка в целом, а не отдельные действия («Разиня», «Неряха», «Неумейка»).
  • Преобладает отрицательная оценка над положительной, либо, наоборот, дается ребенку только позитивная завышенная оценка, независимо от его реальных достижений.
  • Оценивая ребенка, его сравнивают с другими детьми, и, как правило, такое сравнение осуществляется не в его пользу.
  • Взрослые не различают области оценивания (поведение ребенка и деятельность) и используют одни и те же оценки.

  1. Информация «Обратная связь относительно деятельности ребенка»

- Можно выделить две относительно самостоятельные и разноплановые формы активности детей – это целенаправленная деятельность (продуктивная, трудовая, игровая, учебная) и поведение. Оценка взрослого должна побуждать ребенка к улучшению результата или изменению поведения. Мы сейчас поподробнее рассмотрим вопрос о том, каким образом нужно давать обратную связь дошкольнику относительно его деятельности.

Ведущий выставляет на мольберт схему обратной связи относительно деятельности ребенка.

- Деятельность ребенка складывается из отдельных действий, отвечающих определенным целям, и усилий, направленных на выполнение действий на необходимом для получения результата уровне. Чтобы выразить одобрение (или неодобрение) действиям ребенка, взрослый просто описывает, что тот сделал и объясняет, почему это было успешным (или неуспешным), подкрепляя свои слова описанием положительных (или отрицательных) результатов. Это общий алгоритм обратной связи. Эту форму обратной связи условно можно назвать «Ты-сообщением», т.к. оно обращено к ребенку и адресует ему ответственность за свои действия и результат деятельности.

  1. Практическая групповая работа «Техника обратной связи относительно деятельности ребенка – «Ты-сообщение»

- Мы сейчас с помощью практического упражнения потренируемся давать обратную связь относительно деятельности дошкольника. Разделимся на три группы. Каждая группа получит карточку с описанием ситуации, касающейся определенной деятельности дошкольника. Ваша задача: сформулировать обратную связь в виде «Ты-сообщения», опираясь на предложенную схему.

Ситуация 1: Вы дали ребенку задание – срисовать простой рисунок с вашего образца по клеточкам (например, домик). Вы вместе с ним рассмотрели, из скольких клеточек состоит высота и ширина домика и его крыши. Ребенок выполнил задание, в результате чего получился ровный и красивый рисунок точно по образцу.

(Ты внимательно рассмотрел, как рисовать домик и старался рисовать прямые линии по клеточкам, как я говорила. Поэтому у тебя получился ровный и красивый рисунок).

Ситуация 2: Ваш ребенок решил слепить из пластилина Зайчика. Он заранее не распределил пропорционально куски пластилина, поэтому у его Зайчика получилась слишком большая голова, не соответствующая туловищу.

(Ты поторопился и заранее не распределил куски пластилина, поэтому у Зайчика получилась слишком большая голова, а туловище маленькое: оно не сможет держать такую голову, и Зайчик может упасть)

Ситуация 3: Ваш ребенок, ежедневно приходя из детского сада, привык переодеваться где попало. Это порой приводило к тому, что утром он не мог сразу найти нужную одежду, или одежда оказывалась мятой. И вдруг в один из дней ребенок аккуратно повесил свою одежду на стульчик.

(Вчера вечером ты постарался и аккуратно повесил свою одежду на стульчик, поэтому сегодня утром тебе не пришлось искать свои вещи, и ты очень быстро оделся, причем твои вещи не помяты и их не надо переглаживать).

Участники выполняют задание, после чего презентуют результаты обсуждения.

Вывод: - Мы сегодня познакомились с техникой обратной связи «Ты-сообщение», которая является эффективной для оценки деятельности ребенка. Во-первых, она задает критерии оценивания: описывая действия ребенка и результат их выполнения, мы даем ему понять, что он сделал верно, а что неверно. Во-вторых, такая обратная связь не вызывает у ребенка негативных эмоций и не навешивает на него каких-то оценочных ярлыков. Взрослый при этом выступает, с одной стороны, в роли эксперта деятельности ребенка, с другой – в роли партнера. В-третьих, обратная связь способствует формированию у ребенка способности к самоконтролю и саморегуляции, побуждая его к самостоятельной коррекции своей деятельности.

Литература:

Павлов И.В. Общение с ребенком: тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 87 с.

Ситуация: Вы дали ребенку задание – срисовать простой рисунок с вашего образца по клеточкам (например, домик). Вы вместе с ним рассмотрели, из скольких клеточек состоит высота и ширина домика и его крыши. Ребенок выполнил задание, в результате чего получился ровный и красивый рисунок точно по образцу.

Сформулируйте обратную связь в виде «Ты-сообщения».

_______________________________________________

Ситуация: Ваш ребенок решил слепить из пластилина Зайчика. Он заранее не распределил пропорционально куски пластилина, поэтому у его Зайчика получилась слишком большая голова, не соответствующая туловищу.

Сформулируйте обратную связь в виде «Ты-сообщения».

_______________________________________________

Ситуация: Ваш ребенок, ежедневно приходя из детского сада, привык переодеваться где попало. Это порой приводило к тому, что утром он не мог сразу найти нужную одежду, или одежда оказывалась мятой. И вдруг в один из дней ребенок аккуратно повесил свою одежду на стульчик.

Сформулируйте обратную связь в виде «Ты-сообщения».

Памятка для родителей

Типичные ошибки, которые совершают взрослые, оценивая детей

  • Оценка не содержит критериев оценивания («Молодец!», «Умница!», «Хорошо»).
  • Оценивается личность ребенка в целом, а не отдельные действия («Разиня», «Неряха», «Неумейка»).
  • Преобладает отрицательная оценка над положительной, либо, наоборот, дается ребенку только позитивная завышенная оценка, независимо от его реальных достижений.
  • Оценивая ребенка, его сравнивают с другими детьми, и, как правило, такое сравнение осуществляется не в его пользу.
  • Взрослые не различают области оценивания (поведение ребенка и деятельность) и используют одни и те же оценки.

Можно выделить две относительно самостоятельные и разноплановые формы активности детей – это целенаправленная деятельность (продуктивная, трудовая, игровая, учебная) и поведение. Оценка взрослого должна побуждать ребенка к улучшению результата или изменению поведения.

Обратная связь дошкольнику относительно его деятельности «Ты-сообщение»

Деятельность ребенка складывается из отдельных действий, отвечающих определенным целям, и усилий, направленных на выполнение действий на необходимом для получения результата уровне.

Чтобы выразить одобрение (или неодобрение) действиям ребенка, взрослый просто описывает, что тот сделал и объясняет, почему это было успешным (или неуспешным), подкрепляя свои слова описанием положительных (или отрицательных) результатов. Это общий алгоритм обратной связи. Эту форму обратной связи условно можно назвать «Ты-сообщением», т.к. оно обращено к ребенку и адресует ему ответственность за свои действия и результат деятельности.

Техника обратной связи «Ты-сообщение» является эффективной для оценки деятельности ребенка. Во-первых, она задает критерии оценивания: описывая действия ребенка и результат их выполнения, мы даем ему понять, что он сделал верно, а что неверно. Во-вторых, такая обратная связь не вызывает у ребенка негативных эмоций и не навешивает на него каких-то оценочных ярлыков. Взрослый при этом выступает, с одной стороны, в роли эксперта деятельности ребенка, с другой – в роли партнера. В-третьих, обратная связь способствует формированию у ребенка способности к самоконтролю и саморегуляции, побуждая его к самостоятельной коррекции своей деятельности.

Схема обратной связи относительно деятельности ребенка

«Ты-сообщение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе. Тема : Итоговое собрание по результатам мониторинга.

Родительское собрание в старшей группе.  Тема : Итоговое собрание по результатам    мониторинга. Цель : Создание положительного эмоционального    настроя у...

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: « Развитие речи детей в старшей группе»

Задачи:1.     Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;2.     Формировать знания родителей о значении развития правильной речи де...

Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы».

Родительское собрание в старшей группе.Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы»....

Сценарий родительского собрания в старшей группе «В лучах родительского солнца» (отношения: взрослые – ребёнок)

Сценарий родительского собрания в старшей группе«В лучах родительского солнца» (отношения: взрослые – ребёнок)...

"Старшая группа, что это значит" - сценарий родительского собрания в старшей группе

Предлагаю вашему вниманию сценарий родительского собрания в старшей группе на первый квартал учебного года. Одной из главных задач считаю - содействовать эмоциональному сближению всех участников образ...

Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы».

Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы»....