СТАТЬЯ:»ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ РИТМОПЛАСТИКА – ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Цель и задачи, основные принципы построения программы "Театрализованная ритмопластика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_ritmoplastika.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ:»ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ РИТМОПЛАСТИКА – ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
- Отличительной чертой программы «Театрализованная ритмопластика» Крыловой И.И., Алексеевой И.В. является наличие текста, проходящего тематически через занятие, и гимнастические упражнения на хореографической основе под музыкальное сопровождение. Театрализация подразумевает зависимость от конкретного литературного материала. Так, например, для малышей подобраны сказки русские народные, авторские ( Э.Мошковской «Жадина», В.Осеевой «Добрая хозяюшка», С.Прокофьева «Когда можно плакать», Л, Воронковой «Маша-растеряша») ,для старших дошкольников – сказки народов мира, а также авторские ( «Три поросенка» англ.н.р., «Золушка» Ш.Перро, «Гадкий утенок» Г.Андерсена,»Краденое солнце», «Тараканище» К.Чуковского, «Мой друг зонтик» Г.Сангир, «Мешок яблок» В.Сутеева, «Пожар», «Пудель» С.Маршака, «Бобик в гостях у Барбоса» Н.Носова); всего около ста литературных произведений.
В основе ритмопластики лежат элементы музыкальной выразительности, которые можно отразить в движении. Цель «Театрализованной ритмопластики» - преодоление присущей детям-дошкольникам угловатости, скованности и достижение естественности, плавности и эстетичности движений и пластики.
Музыкальное сопровождение является основным помощником в достижении цели. Музыка для упражнений в основном знакома детям по мультфильмам. Это помогает в понимании и передаче образа.
- Основной принцип программы – игра. Маленькими артистами с помощью преподавателя разыгрывается занятие – спектакль. Задача педагога – увлечь ребенка, помочь выразить определенные эмоции, художественный образ в движении; научить слушать и понимать музыку и ее особенности; способствовать развитию и укреплению мышечного и двигательного аппарата ребенка; активизировать творческий потенциал .
- Программа разработана с учетом возрастных особенностей и делится на 3 этапа:
- этап - 3-4 года, 2 – 5-6 лет, 3 – 6-7 лет.
С первых занятий к детям «в гости» приходит сказка, главными действующими лицами которой являются зверюшки. Даже самые маленькие имеют представления о характере движений животных из повседневной жизни, а также через иллюстрации, посещений зоопарка и т.д. Каждый образ содержит определенные движения: зайчик – прыжки, мышка – бег на полупальцах, медведь – переваливающиеся шаги и т.д. По истечении 1 этапа дети осваивают около 100 упражнений – образов в последовательности от простого к сложному.
Задачи 1 этапа:
- учить выполнять упражнения по показу педагога
- учить определять отличительные качества персонажей и передавать их в движении
- учить анализировать содержание и смысл сказки.
Второй этап сохраняет форму занятий по принципу разыгрывания сказки, но расширяется подбор литературного материала, увеличивается степень трудности упражнений и требование к качеству движений. Наряду с созданием образов животных вводятся образы неодушевленных предметов, явлений и действий ( ветер, замок, звезда, плаванье и др.). Работа над такими образами активизирует умственную деятельность, развивает абстрактное мышление, творческие способности. В арсенале ребенка появляются еще 150 упражнений также по принципу от простого к сложному. Например, прозаичное упражнение «бег» можно обогатить красками «удирать от волка», «спешить на помощь» и др. Если на 1 этапе дети получают готовые образы, которые необходимо лишь освоить в движении, то на 2 этапе они выполняют упражнения самостоятельно, без одновременного показа педагога, также активизируются на анализе литературного материала.
Задачи 2 этапа:
- учить выражать себя в образе, самостоятельно определяя характер движений
- акцент на качество исполнения движений и на пластику.
На 3м этапе усложняется весь программный материал: упражнения, литературный , музыкально-ритмический материал.
С учетом возрастных особенностей ставятся следующие задачи:
- активное участие ребенка
- работа над выразительностью и максимально качественному выполнению упражнений
- развитие абстрактного мышления и образного восприятия при создании образа
- развитие интереса к творческой деятельности.
Главной целью программы является всестороннее развитие ребенка: умственные, интеллектуальные, физические способности, а также нравственность и патриотизм. Все это помогает детям проявлять себя в творчестве при постановке музыкальных спектаклей, мюзиклов, которые систематически показываются в нашем детсаду.
Литература:
1.Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская «Музыкальные занятия в детском саду», М., «Просвещение», 1984г..
2. С.Д.Руднева, Э.Фиш «Ритмика. Музыкальное движение». М., «Просвещение», 1974г..
3. Е.П.Раевская. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» М., «Просвещение», 1991г..
4. Б.И.Мысов «Музыкально-ритмическое движение» Минск, «Народная Асвета», 1971г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...
проект по театрализованной деятельности для детей с ОВЗ "Формирование творческих способностей для детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"
Этот проект расчитан на детей старшего дошкольного возраста, срок реализации шесть месяцев....
ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА: «Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
Проект "Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности"...
Отчет о работе кружка театрализованной деятельности в средней группе № 8 «Теремок». За 2014 – 2015 учебный год. (по развитию коммуникативных качеств детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность)
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» (Б. М. Теплов) ...
Конспект организованной игровой деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности на тему: «Зимние забавы»
Конспект организованной игровой деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством теа...
Родительское собрание в старшей группе №1 детей с нарушением зрения на тему «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по театрализованной деятельности...