СТАТЬЯ:»ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ РИТМОПЛАСТИКА – ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Цель и задачи, основные принципы построения программы "Театрализованная ритмопластика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralizovannaya_ritmoplastika.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ:»ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ РИТМОПЛАСТИКА – ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

  1. Отличительной чертой  программы «Театрализованная ритмопластика» Крыловой И.И., Алексеевой И.В.  является наличие текста, проходящего тематически через занятие,  и гимнастические упражнения  на хореографической основе под музыкальное сопровождение. Театрализация подразумевает зависимость от конкретного литературного материала. Так, например, для малышей  подобраны сказки  русские народные, авторские ( Э.Мошковской «Жадина», В.Осеевой «Добрая хозяюшка», С.Прокофьева «Когда можно плакать», Л, Воронковой «Маша-растеряша») ,для  старших дошкольников – сказки народов мира, а также авторские ( «Три поросенка» англ.н.р., «Золушка» Ш.Перро, «Гадкий утенок» Г.Андерсена,»Краденое солнце»,  «Тараканище» К.Чуковского, «Мой друг зонтик»  Г.Сангир, «Мешок яблок»  В.Сутеева, «Пожар», «Пудель» С.Маршака, «Бобик в гостях у Барбоса» Н.Носова); всего около ста литературных произведений.

         В основе ритмопластики лежат элементы музыкальной выразительности, которые можно отразить в движении. Цель «Театрализованной ритмопластики» - преодоление присущей детям-дошкольникам угловатости, скованности  и достижение естественности, плавности и эстетичности движений и пластики.

Музыкальное сопровождение является основным помощником в достижении цели. Музыка для упражнений в основном знакома детям по мультфильмам. Это помогает в понимании и передаче образа.

  1. Основной принцип программы – игра. Маленькими артистами с помощью преподавателя разыгрывается занятие – спектакль. Задача педагога – увлечь ребенка, помочь выразить определенные эмоции, художественный образ в движении; научить слушать и понимать музыку и ее особенности; способствовать развитию и укреплению мышечного и двигательного аппарата ребенка; активизировать творческий потенциал .

  1. Программа разработана с учетом возрастных особенностей и делится на 3 этапа:
  1. этап  -  3-4 года, 2 – 5-6 лет, 3 – 6-7 лет.

С первых занятий к детям «в гости» приходит сказка, главными действующими лицами которой являются зверюшки. Даже самые маленькие имеют представления о характере движений животных из повседневной жизни, а также через иллюстрации, посещений зоопарка и т.д. Каждый образ содержит определенные движения: зайчик – прыжки, мышка – бег на полупальцах, медведь – переваливающиеся шаги и т.д. По истечении 1 этапа дети осваивают около 100 упражнений – образов в последовательности от простого к сложному.

Задачи 1 этапа:

  • учить выполнять упражнения по показу педагога
  •  учить определять отличительные качества персонажей и передавать их в движении
  •  учить анализировать содержание и смысл сказки.

 Второй этап сохраняет форму занятий по принципу разыгрывания сказки, но расширяется подбор литературного материала, увеличивается степень трудности упражнений и требование к качеству движений. Наряду с созданием образов животных вводятся образы неодушевленных предметов, явлений и действий ( ветер, замок, звезда, плаванье и др.). Работа над такими образами  активизирует умственную деятельность, развивает абстрактное мышление, творческие способности. В арсенале ребенка появляются еще 150 упражнений также по принципу от  простого к сложному. Например, прозаичное упражнение «бег» можно обогатить красками «удирать от волка», «спешить на помощь» и др. Если на 1 этапе дети получают готовые образы, которые необходимо лишь освоить в движении, то на 2 этапе они выполняют упражнения самостоятельно, без одновременного показа педагога, также  активизируются на анализе литературного материала.

Задачи 2 этапа:

  •  учить выражать себя в образе, самостоятельно определяя характер движений
  •  акцент на качество исполнения движений и на пластику.

На 3м этапе усложняется весь программный материал: упражнения, литературный , музыкально-ритмический материал.

С учетом возрастных особенностей ставятся следующие задачи:

  •  активное участие ребенка
  • работа над выразительностью и максимально качественному выполнению упражнений
  •  развитие абстрактного мышления и образного восприятия при создании образа
  •  развитие интереса к творческой деятельности.

Главной целью программы является всестороннее развитие ребенка: умственные, интеллектуальные, физические способности, а также нравственность и патриотизм. Все это помогает детям  проявлять себя в творчестве при постановке музыкальных спектаклей, мюзиклов, которые систематически  показываются в нашем детсаду.

Литература:

1.Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская «Музыкальные занятия в детском саду», М., «Просвещение», 1984г..

2. С.Д.Руднева, Э.Фиш «Ритмика. Музыкальное движение». М., «Просвещение», 1974г..

3. Е.П.Раевская. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» М., «Просвещение», 1991г..

4. Б.И.Мысов «Музыкально-ритмическое движение» Минск, «Народная Асвета», 1971г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...

ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА: «Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Проект "Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности"...

Отчет о работе кружка театрализованной деятельности в средней группе № 8 «Теремок». За 2014 – 2015 учебный год. (по развитию коммуникативных качеств детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность)

«Театр – это волшебный мир.  Он дает уроки красоты, морали  и нравственности.  А чем они богаче, тем успешнее  идет развитие духовного мира  детей…» (Б. М. Теплов) ...

Конспект организованной игровой деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности на тему: «Зимние забавы»

         Конспект организованной игровой деятельности по развитию    творческих способностей  детей дошкольного возраста посредством   теа...