ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА: «Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
проект (подготовительная группа) на тему

Берестова Наталья Сергеевна

Проект "Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teart_rabota.docx97.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 28 «РОДНИЧОК» СТАНИЦЫ НОВОДОНЕЦКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН

ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

«Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

C:\Users\М885КС123\Desktop\1531421.jpg

        Подготовила воспитатель:

        Берестова Н.С.

ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: «Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Автор : Берестова Наталья Сергеевна, воспитатель МБДОУ ДС № 28«Родничок»

Раздел 1

Условия возникновения, становления опыта

Свою педагогическую деятельность Берестова Наталья Сергеевна осуществляет в МБДОУ ДС № 28 станицы Новодонецкой

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии  с программой «От  рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Работа наблюдения за детьми выявили, что  у детей слабо развита речь, они  испытывают стеснение в рассказывании стихов, импровизации сюжетов, в выступлениях на праздниках, затруднения в создании различных образов.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка.

Актуальность опыта

Опыт актуален для работы с дошкольниками в современном детском саду, так как позволяет развивать чувства, глубокие переживания и открытия ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Развивает память, мышление, воображение, внимание; позволяет обогащать и активизировать словарь детей, что является важным средством для подготовки детей к обучению в школе.    

Театр – это средство эмоционально-эстетического развития детей в детском саду. Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает преодолеть ребенку робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, сформирует стремление самому нести  в жизнь прекрасное и доброе.

 

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и сладких пятниц.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Ведущая педагогическая идея

Сущность инновационного педагогического опыта заключается в создании условий для развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности, в комбинировании элементов известных методик и технологий и использование интерактивных методов обучения.

Диапазон опыта

Диапазон опыта охватывает систему работы педагогов и родителей по воспитанию театральной деятельности дошкольников посредствам кружковой работы, выступлениям на праздниках, на занятиях (НОД), в свободной, самостоятельной деятельности.

Теоретическая база опыта

Проблема межличностного общения достаточно широко освещена в психолого-педагогической литературе. Значительные работы в этой области имеются у Л.С. Выготского , Л.А.Венгер, В.С. Мухиной и др. Вопросами деятельности и общения занимались Зимняя И.А и Мясищев В.Н. и др. Перед педагогами детского сада стоит проблема как можно более качественно и своевременно подготовить ребенка к общению - это серьезная и сложная проблема.

Навыки общения детей дошкольников закрепляются в игре. Игра,  как ведущая деятельность дошкольника (А. А. Леонтьев),  как практика развития (С. Л. Рубинштейн), как социальная по своей природе деятельность, возникшая из условий жизни ребенка в определенной социальной среде (Д. Б. Эльконин) как средство обогащения психического развития ребенка (А. В. Запорожец), как детская традиция (В. С. Мухина), как практика воспитания (Е. В. Субботский, Дж. Брунер), как неотъемлемая часть образа жизни и культуры народа (И. С. Кон), признается и исследуется мировым психологическим сообществом в качестве важнейшего компонента культурного развития ребенка.

В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредотачиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

Таким образом, анализируя литературу, автор опыта  пришёл к выводу, что игра является способом участия ребенка в жизни взрослых, благодаря чему у ребенка развиваются новые социальные потребности и мотивы, и формируются новые категории отношения ребенка к действительности.

Всё это может дать театральная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Т.И. Петрова отмечает, что, театрализованная деятельность как форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой.

Опираясь на работы Г.В. Комяковой, можно выделить формы и средства театрализованной деятельности для дошкольников. Слово «театр» в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова определяется как

1)искусство представления драматических произведений на сцене; само такое представление; 2) зрелищное предприятие, помещение, где представляются на сцене такие произведения подготовки самого праздника.

Таким образом, в основе успешной коммуникации дошкольников лежит их деятельность - либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность продуктивной деятельности.

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении позволяет успешно развивать воображение, творческие способности детей, закладывает фундамент для дальнейшей работы по развитию эстетического вкуса дошкольников и подготовке их к учёбе в школе.

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному  воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.   Все это может дать театрализованная деятельность.

 Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С.Выготский)

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в систематизации средств и методов театрально - игровой деятельности с детьми дошкольного возраста.

Раздел 2

Технология опыта

Цель: совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне-развитой творческой личности.

Задачи:

-  формировать у детей представления о театре, о разных видах театрального искусства, приобщение детей к искусству.

- пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;

- развивать способности дошкольников в  театрализованных играх, музыкальных спектаклях и сказках, постановки кукольного театра;

- формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность;

- развивать формирование творческого воображения дошкольников через различные виды театрализованной деятельности.

В связи с этим важно строить свою работу так, чтобы на первый план выдвигалась художественно-эстетическая деятельность, обладающая наибольшими развивающими возможностями, соответствующая природе ребенка в преобразовании. Такой деятельностью для ребенка – дошкольника является, прежде всего, театрализованная, так какобъединяет все виды искусства: художественное слово, музыку, пластику, декоративно- художественное оформление.

На первом этапе  своей работы, автор опыта изучила базовую программу дошкольного образовательного учреждения, методический материал, предметно - развивающую среду группы,составила перспективное планирование кружковой работы (кружок «Веселый балаганчик») для младшей, средней, старшей и подготовительной групп (Приложение 1).

Одновременно с диагностированием детей провела анкетирование родителей для того, чтобы выявить их педагогические знания, проблемы в общении с детьми.

Построение среды для театрализованной деятельности

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому, при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

*Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка.

*Особенности его эмоционально-личностного развития.

*Интересы, склонности, предпочтения и потребности.

*Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности [26].

В группе есть театральный уголок, куда входят пальчиковый, настольный, кукольный, театр рукавичек, театр на фланелеграфе, шапочки к театральным играм, ширма.

В методическую копилку  подбирались  игры на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, формирование речи, пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастики, сценарии сказок, театрализованные игр, этюды.

В системе использовала подвижные игры, такие как «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата» и т. д. Малышам предлагалось действовать не от себя, а от имени смелых кошек, ловких мышек, пугливых воробушков. Эти игры помогали развивать речь, воображение детей, готовили их к самостоятельной творческой игре. Много читала и рассказывала детям сказок, потешек и др. литературных произведений.

2-й этап – основной.

В организации театрализованных игр  широко использовала практические методы обучения: игра, игровая импровизация (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера), упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировки и драматизация.

Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.

    Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала внимание память, воображение, творческое воображение.

Содержание театрализованных занятий

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае не сводиться к подготовке выступлений.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

*Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

*Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

*Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).

*Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.

Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами.

Методика работы с детьми в подготовительной группе

        Работа с детьми шести лет в театрализованной деятельности осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям. Первое направление предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятию их сценического волнения и т.п. Второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировку, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработку мизансцен, овладение приемами грима и т.п.

        Помощь маленькому актеру в работе над собой и над ролью является довольно сложной задачей. Педагог может эффективно решить ее при условии, что он не будет переносить в работу с детьми методы и приемы школ – студий актерского мастерства для взрослых. Т.Н. Доронова предлагает за основу театрализованной деятельности брать ведущую деятельность дошкольников – игру. Не смотря на то, что ребенок «играет в театр», а профессиональный актер действует по законам актерского мастерства, у них много общего. Художники - ведь это дети, которые не разучились играть.

        Гении – это те, которые сумели не вырасти. Все, что не игра, - то не искусство. Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, очень важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить дошкольников элементарными приемами актерской техники [17].

Упражнения

        Работа маленького актера над собой осуществляется в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания с педагогом надо вводятся в повседневные упражнения.

Упражнения для напряжения мышц:

- рубить дрова;

- волочить тяжелый ящик;

- нести очень тяжелый чемодан;

- дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его и быстро спрятать и т.п.

Упражнение на расслабление мышц:

- заснуть на стуле;

- сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды и т.п.

Упражнения на развитие воображения:

- передавать друг другу веревку, представляя, что это змея;

- передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженое»;

- передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать от туда что- либо воображаемое и обыгрывать это.

Работа над ролью

        Работа маленьких актеров над ролью под руководством педагога строится следующим образом:

- знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события в ней главные).

- знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т.п.).

- распределение ролей.

        Очевидно, что оправданным на сцене должно быть все: каждый поступок, каждый взгляд. Все действия должны иметь какую-то причину, быть целесообразным. Сценическое поведение ребенка должно быть мотивированным, имеющим внутренний смысл в рамках той роли, которую он исполняет.

        В средней группе дети приняли участие в окружном фестивале «Северные сказки» За что получили диплом, а в подготовительной группе - международном конкурсе «Театрализованная деятельность», где заняли 1-е место

Театр и родители.

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.

Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

В своей работе активно привлекаю родителей к выступлениям на праздниках. В младшей группе родители участвовали на новогоднем празднике в сказке «Колобок», в средней группе в сказке «Три поросенка». Также родители принимают участие в изготовлении атрибутов для театра. Сделали шапочки, короны, веночки и т.д.

3-й этап – заключительный.

 По окончанию основного этапа было проведено повторное диагностирование детей и анкетирование родителей.

Повторное диагностирование детей показало более высокий уровень  знаний детей.

Опыт показывает, что в процессе подготовки к театральной деятельности, устанавливается тесный контакт между родителями и педагогом, что является хорошим примером для детей.

В результате проделанной работы дети стали общительными, раскрепощенными, принимают активное участие на занятиях. Больше стало развито воображение – это видно в театральных играх.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях.

        С каждым годом у детей снижается уровень тревожности и негативных эмоциональных проявлений; возрастает уровень положительного эмоционального реагирования на происходящее по сравнению с предыдущим годом; повышается уровень эмоциональной стабильности. Считаю проведенную мной работу с использованием театрализованной деятельности результативной.

        В результате систематической работы у детей старшего дошкольного возраста посредством организации театрально-игровой деятельности достигнуты значительные успехи:

  • Повысилась активность детей, их эмоциональная открытость.
  • Изменилось отношение к сверстникам: появилось стремление к установлению контакта с детьми;
  • Установились доброжелательные отношения как со сверстниками, так и  со взрослыми.

На сегодняшний день можно сказать, что дети активно участвуют в праздниках и развлечениях. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детей в детском саду, научились выражать восхищение результатами  детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка, замечать успехи других детей и радоваться за них.

        

Библиографический список

  1. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.
  2. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
  3. А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.
  4. Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
  5.  Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
  6. А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
  7. Л.В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
  8. Ю. Алянский «Азбука театра» М.:1998г.
  9. Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр»М.: АРКТИ, 2002.
  10. Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.
  11. Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:2007г.
  12. А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
  13. Е.В. Мигунова «Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. Пособие»; Великий Новгород, 2006..
  14. О.И.Лазаренко «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика». Комплекс упражнений. М.:2012г.
  15. Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников».
  16. А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».
  17. Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий».
  18. Венгер Л.А. Что же такое способности? // Вопросы психологии.- 1994
  19. Выготский Л.С.Умственное развитие детей в процессе обучения. Сбор-ник статей.-М.-Л.:Учпедгиз,1935
  20. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб.пособие. Ростов н/Д, 1997
  21. Комякова Г.В. Исправление речевых недостатков / Г.В. Комякова. — СПб: ГУКИ, — 1992.
  22. Мухина В.С. Настольная книга воспитателя: Справочное пособие. – Минск, «Вышейшая школа», 1992
  23. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
  24. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
  25. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г/
  26. Н.Б. Улашенко,   «Организация театральной деятельности» Издательско-торговый дом  Волгоград 2009г.).

Перспективное планирование

Подготовительная группа

Сентябрь

Виды кукольного театра.

Расширять представление детей о различных видах кукольных театров (настольный, верховых кукол, кукол – марионеток, кукол с «живой рукой», больших напольных кукол). Обогатить словарный запас детей, побудить их участвовать в кукольных спектаклях. Приобщить детей к танцевальным импровизациям с использованием театральных кукол.

1. Педагог вместе с детьми осматривает кукол театральной студии.

2. Дети узнают хорошо знакомых кукол, называют из каких они сказок.

3. Дети вместе с педагогом разыгрывают с настольными куклами русскую народную сказку «Заюшкина избушка».

Знакомство со сказкой «Снежная королева».

Развивать творческие способности детей средствами театрального искусства. Углубить представления о театральных куклах. Обогатить словарный запас детей. Познакомить детей со сказкой «Снежная королева», записанной на аудиокассете.

1. Стихотворение «Фонарь».

2. Рассказ по картине «История с арбузом».

3. Игрушка – марионетка.

4. Этюд «Патока с имбирем».

5. Дети разучивают скороговорку.

6. Этюд «Курочка»

Знакомство с перчаточным театром.

Поддержать стремление детей заниматься театрально – игровой деятельностью. Усовершенствовать умение составлять рассказ по картине, обогатить словарь детей, развивать творческую самостоятельность, познакомить с мультфильмом «Снежная королева».

1. Рассказ по картинке «Страшный зверь».

2. Этюд «А тари, тари, тари!».

3. Потешка «Сидит, сидит зайка».

4. Игра «Бабочка - коробочка».

5. Просмотр мультфильма «Снежная королева».

Сказка «Снежная Королева».

Познакомить детей со сценарием театрализованной игры по сказке «Снежная королева».

1. Знакомство детей со сценарием театрализованной игры.

2. Прослушивание фонограммы.

3. Театрализованная игра «Снежная королева».

4. Танец «Хвастовство Кая».

Октябрь

Знакомство с тростевыми куклами.

Поддержать стремление детей заниматься театрально – игровой деятельностью, самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа – жесты, мимика движения. Развивать монологическую речь, научить составлять рассказ по картине, закрепить правильное произношение звуков, отработать дикцию с помощью скороговорок и чистоговорок. Познакомить с тростевыми куклами.

1. Стихотворение «Моя книга».

2. Рассказ по картине «Как Тобик научил Кирюшку переходить улицу».

3. Скороговорка «В лесу лиса под сосенкой».

4. Знакомить детей с тростевыми куклами.

5. Потешка «Ветер дует нам в лицо»

6. Танец «Утренняя песенка».

Театрализованная игра «Снежная королева».

Познакомить детей с различными эмоциями, научить понимать и изображать различные эмоции с помощью мимики и жестов. Закрепить знания детей об отдельных чертах характера человека и литературного персонажа. Обучать управлению тростевыми куклами, развивать творческую самостоятельность, побудить передавать настроение, характер музыки пластикой тела, создавая яркий танцевальный образ персонажа.

1. Стихотворение С. Городецкого «Котенок».

2. Русская народная прибаутка «Вдоль по реченьке лебедушка плывет».

3. Потешка  «А коток, коток, коток».

4. Скороговорка «На воротах сорока».

5. Игра «Снежная королева».

Управление тростевыми куклами.

Обучить управлению тростевыми куклами, участвующими в диалоге. Стимулировать желание детей искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, используя жесты, движения, выразительную интонацию. Научить понимать эмоции персонажа, выражать их с помощью мимики, жестов, интонации. Выработать четкую и правильную артикуляцию при работе над скороговоркой. Создать танцевальную характеристику «Цветочницы с цветами».

1. Прибаутка «Летел сокол».

2. Потешка «Я на камушке сижу».

3. Потешка «Свинка Ненила».

4. Скороговорка «Пришел Прокоп».

5. Танцевальная импровизация «Цветочницы с цветами».

«Ой, вставала я ранешенько».

Закрепить знания о правилах манипуляции тростевыми куклами. Побудить детей использовать жесты, движения, выразительную интонацию для создания художественного образа. Научить понимать различные эмоции, выработать четкую дикцию, добиваясь правильного произнесения звука «п» в словах.

1. Педагог вносит тростевые куклы: девочка, корова, медведя.

2. Русская народная песня «Ой, вставала я ранешенько».

3.Разучивание сценки «Таня и овощи».

Ноябрь

Осенний праздник.

Развивать творческие способности детей в театральной деятельности. Расширить самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные танцевальные импровизации. Поддержать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях.

1. Песни.

2. Хороводы.

3. Танцы.

4. Стихотворение.

5.Сценка «Таня и овощи».

Гусенок пропал.

Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая их передавать эмоциональное состояние персонажа с помощью мимики, жестов, песенной и танцевальной импровизации. Обучать приемам манипуляции тростевыми куклами. Сформировать умение оценивать черты характерами литературного персонажа, выражать свое отношение к его поступкам с помощью мимики, жестов, выразительной интонации. Побудить участвовать в танцевальной импровизации, передавая движениями характер музыки, создавая яркий танцевальный образ героя.

1. Стихотворение «Два жука».

2. Музыкальная импровизация на музыку танца «Трепак» из балета «Щелкунчик».

3. Тростевые куклы: гуси, петух, утка, индюк, ворона.

4. Стихотворение «Жадина».

5. Скороговорка «Дед  Данила».

Театральные этюды.

Побудить передавать различные эмоциональные состояния с помощью мимики, жестов, движений, выразительной интонации. Усовершенствовать навыки манипуляции тростевыми куклами, формировать умение рассуждать, оценивать поведение литературных персонажей, обогатить словарь детей. Добиться четкого произношения звуков «м» и «б» в скороговорке. Познакомить с Картиной 4 театрализованной игры «Снежная королева». Побудить участие в танцевальных импровизациях с театральными куклами.

1. Стихотворение «Мы шагали по ельнику».

2. Стихотворение «Дырки в сыре».

3. Русская народная дразнилка «Витя – Титя – Карапуз».

4. Скороговорка «Маланья – болтунья».

5.Репетиция пьесы «Лиса, заяц и петух».

Театрализованная игра «Снежная

Королева».

Развивать способность анализировать поступки литературных героев, выражать их эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов. Сформировать умение оценивать характер персонажа, высказывать свое отношение к нему, изображать его с помощью мимики, жестов, интонации. Усовершенствовать мелкую моторику рук, побуждать пользоваться жестами для создания образа персонажа. Продолжить активизировать словарь детей, закреплять правильное произнесение всех звуков. Познакомить с Картиной 7 театрализованной игры «Снежная королева», побуждать участвовать в игровых импровизациях.

1. Стихотворение «Разгром».

2. Постановка пьесы «Лиса, заяц и петух».

3. Шапочки зверей: лисы, медведя, сороки, медведицы, зайчихи, кошки, кулика.

4. Русская народная потешка «Сегодня день целый».

5. Скороговорка «Неделю Емеле».

6. Знакомство с картиной 7 театрализованной игры «Снежная королева».

Декабрь

Театрализованная игра «Снежная Королева».

Побудить использовать жесты в игровой импровизации для создания художественного образа.

Продолжить формировать умение оценивать характер персонажа, его настроение, передавать их с помощью мимики, жестов, выразительной интонации.героев с использованием театральных кукол.

1. Русская народная песенка «Уж как шла лиса».

2. Русская народная потешка «Как повадился коток».

3. Потешка «Сеть тяну».

4. Скороговорка «Все за стол сели».

5. Работа над картиной 8 театрализованной игры «Снежная королева».

Спектакль «Снежная Королева».

Развивать творческие способности детей, средствами театрального искусства, используя для этой цели песенные, танцевальные, игровые импровизации, театральных кукол различных систем. Объединить в единое целое первые четыре картины театрализованной игры «Снежная королева», распределить роли между детьми.

1. Картина 1 «Пролог».

2. Картина 2 «Темная История».

3. Картина 3 «Цветочная поляна».

Театрализованная игра «Снежная Королева».

Развивать творческую самостоятельность детей при создании ими художественного образа. Объединить в единое целое картины 5-8 театрализованной игры «Снежная королева» (первая занятие на этой неделе). Сделать прогон всей театрализованной игры с использованием декораций, костюмов, театральных кукол (второе занятие на этой неделе).

1. Подготовка к спектаклю.

2. Прогон театральной игры.

Спектакль «Снежная Королева».

Воспитать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности, желание использовать театральных кукол различных систем в спектакле «Снежная королева». Поддержать стремление детей проявлять свои творческие способности в песенных, танцевальных и игровых импровизациях.

1. Новогодний утренник.

2. Игра «Снежная королева».

Январь

Этюдный тренаж.

Оценивать театрально – игровую деятельность детей в первой половине учебного года.

1. Этюдный тренаж.

2. Игры – драматизации.

3. Этюды с куклами.

4. Кукольные спектакли

5. Игры – спектакли с элементами кукольного театра.

Знакомство с театральными куклами системы «люди – куклы».

Познакомить детей с различными чертами характера человека и литературного персонажа. Научить произносить скороговорку не спеша, четко выговаривая слова, постепенно увеличивая темп. Дать представление  о различных эмоциях, научить изображать их с помощью мимики, жестов, выразительной интонации, танцевальной импровизации. Познакомить с театральными куклами системы «люди – куклы», объяснить приемы управления ими.

1.Русская народная пословица.

2. Скороговорка «Сенька – везенька».

3. Прибаутка «Заинька у елочки попрыгивает».

4. Считалка.

Управление куклами системы «люди – куклы».

Продолжить знакомить детей с разными чертами характера человека и литературного персонажа.

Усовершенствовать умение различать и изображать разные эмоции. Обогатить лексику детей названиями предметов, действий, признаков. Побудить детей творчеству в управлении куклами системы «люди – куклы».

1. Потешка «Где ты, брат Иван?».

2. Инсценировка пословицы.

3. Разучивание скороговорки.

4. Считалка «Сидит белка на тележке».

5. Танцевальная импровизация «Белка».

Февраль

Кукольный спектакль «Медвежонок невежа»

Побудить детей использовать жесты для создания образа персонажа. Научить управлять театральными куклами системы «люди – куклы». Развивать дикцию, научить произносить скороговорку в быстром темпе, правильно проговаривая звуки. Показать детям кукольный спектакль «Медвежонок невежа» (А. Барто).

1. Русская народная игра «На блины».

2. Считалка «Заяц белый».

3. Скороговорка «Михейка на скамейке».

4. Спектакль «Медвежонок – невежа».

Спектакля «Медвежонок – невежа».

Поощрить желание детей самостоятельно различать эмоции и выражать их мимикой, жестами, выразительной интонацией. Поддержать творческую самостоятельность в этюдах на сопоставление различных эмоций. Познакомить детей с различными чертами характера человека и литературного персонажа, научить передавать их с помощью мимики, жестов, движений. Разучить с детьми картину 1 кукольного спектакля «Медвежонок – невежа».

1. Стихотворение И. Токмаковой «Куда в машинах снег везут?».

2. Потешка «Раз, два, три, четыре».

3. Стихотворение «Чудаки».

4. Разучивание с детьми картины 1 спектакля «Медвежонок – невежа».

Работа над спектаклем «Медвежонок – невежа».

Развивать умение понимать чувство литературных персонажей, изображать их мимикой, жестами, интонациями. Выработать четкую артикуляцию при произношении звуков «к» и «п».

Продолжить работу над картиной 2 кукольного спектакля «Медвежонок – невежа». Научить понимать эмоциональное состояние персонажа.

1. Потешка «Всех дороже».

2. Стихотворение Б. Заходера «Никто».

3. Скороговорка «На рынке Кирилл».

4. Разучивание с детьми картины 2 спектакля «Медвежонок – невежа».

Спектакль «Медвежонок – невежа».

Научить детей различать и изображать эмоциональное состояние литературных персонажей с помощью различных выразительных средств. Объединить в единое целое 1,2 картины кукольного спектакля «Медвежонок – невежа», распределить роли в соответствии с желанием детей.

1. Стихотворение Ю. Владимирова «Ниночкины покупки».

2. Стихотворение А. Кушнера «Почему я от всего отказался».

3. Спектакль «Медвежонок – невежа».

Март

Маму свою очень люблю

Создать атмосферу праздника на утреннике «Маму свою очень люблю». Поддержать желание детей принимать участие в празднике и развлечениях, используя умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

1. Песни.

2. Хороводы.

3. Танцы.

4. Спектакль «Медвежонок – невежа».

5. Стихотворение «Никто».

Слоненок пошел учиться

Познакомить детей с театрализованной игрой с элементами кукольного театра «Слоненок пошел учиться» Д. Самойлов.

1. Игра «Слоненок пошел учиться».

Театрализованная игра «Слоненок пошел учиться»

(картина 1).

Напомнить приемы управления театральными куклами системы «люди – куклы», участвующие в диалоге. Поддержать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для сопоставления различных эмоций литературного персонажа. Сформировать представление о различных чертах характер человека и литературного персонажа. Научить изображать их с помощью мимики и движения. Разучить картину 1 театрализованной игры «Слоненок пошел учиться» Д. Самойлова.

1. Потешка «Петушок».

2. Пословица.

3. Русская народная потешка.

4. Театрализованная игра «Слоненок пошел учиться».

Театрализованная игра «Слоненок пошел учиться»

(картина 2).

Напомнить способы управления куклами с «живой рукой», участвующими в диалоге. Усовершенствовать умение детей сопоставлять различные эмоции и изображать их с помощью выразительных средств. Закрепить знания о различных чертах характера человека и литературного персонажа. Разучить с детьми вторую картину театрализованной игры «Слоненок пошел учиться».

1. Потешка «Идет лисичка по мосту».

2. Русская народная пословица.

3. Русская народная дразнилка.

4. Разучивание 2 картины «Слоненок пошел учиться».

Апрель

Театрализованная игра «Слоненок пошел учиться»

(картина 3).

Напомнить детям приемы управления тростевыми куклами, участвующими в диалоге. Усовершенствовать умение детей сопоставлять различные эмоции и изображать их мимикой. Познакомить детей с различными чертами характера человека и литературного персонажа. Разучить с детьми 3 картину театрализованной игры «Слоненок пошел учиться».

1. Потешка «Котик».

2. Пословица.

3. Потешка «Взял Егор в углу топор».

4. Разучивание 3 картины театрализованной игры «Слоненок пошел учиться».

Объединить в единое целое 1 и 2 картины театрализованной игры «Слоненок пошел учиться».

Развивать творческую самостоятельность детей при создании художественного образа. Объединить в единое целое 1 и 2 картины театрализованной игры «Слоненок пошел учиться».

1. Распределение ролей.

2. Чтение по ролям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разностороннее развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Разностороннее развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельностиВ современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на психическое развитие ребенка: формирование мотивацион...

«Использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время растет интерес к осмыслению  и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклораю....

«Использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время растет интерес к осмыслению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора....

Консультация для родителей «Разностороннее развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Среди       сюжетно-ролевых       игр     большинство       ученых отмечают особую роль те...

Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном дет...

Проект по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Проект направлен на социально-коммуникативное развитие навыков дошкольников со сверстниками, правильной самооценки, воспитание доброжелательного отношения к окружающим через театрализованную деятельно...