Проектная деятельность как основа формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на начальном этапе образования
статья (подготовительная группа)
Период детства — это уникальный и неповторимый период становления личности, основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей его жизни. И от того какими вырастут наши дети, маленькие жители большой страны, зависит будущее этой страны и общества. Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. В рамках национальной образовательной политики главным результатом образования «должно стать его соответствие целям опережающего развития». Это означает, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Основной целью образования становится не столько передача детям знаний и социального опыта, сколько развитие личности ребенка, воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. Современный дошкольник — это гражданин, который должен осознавать себя в современном и историческом пространстве города и страны, носитель устойчивой системы ценностей. Ребенок является активным деятелем, внутренние резервы которого могут раскрыться в различных, выбранных им самим видах детской деятельности. Дошкольник по сути своей — исследователь, ориентированный на познание человека и природы, современный человек, который способен, успешнее чем взрослый, освоить современные информационные средства. Он любит играть, сочинять, фантазировать, рассуждать, давать свое объяснение, делать выводы, человек, желающий участвовать во всех событиях своей жизни. В связи с этим наиболее приоритетными в организации образовательного процесса дошкольных отделений образовательных учреждений являются те методы и приемы, которые формируют умение самостоятельно мыслить и действовать, а не просто механически запоминать полученную информацию. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. «Дети любят искать, сами находить. В этом их сила» — говорил А. Эйнштейн. Именно на этом и основывается активное применение и развитие детской поисково-исследовательской деятельности в нашей работе, так как ее стержнем является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, и она позволяет ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Реализуя принятые ФГОС дошкольного образования, ведущая цель которых — научить человека учиться, научиться учить себя, мы, педагоги, даем ребенку возможность изменяться, совершенствоваться, развиваться, напрямую удовлетворять присущую ему любознательность, стремимся учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию. В. А. Сухомлинский писал: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Исходя из этого, ставим перед собой следующие цели: ‒ создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста; ‒ формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; ‒ развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; ‒ развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы; ‒ развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей); ‒ создание предпосылок формирования практических и умственных действий; ‒ развитие коммуникативных навыков, обеспечивающих возможность сотрудничества — умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Проектная деятельность является инновационной в работе дошкольных отделений образовательных учреждений. Она повышает компетентность педагогов, выступает средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, укрепляет взаимоотношения с родителями, делает процесс обучения интересным и увлекательным. Современный педагог — это наставник, организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт, просветитель. Он — основной руководитель проекта, при этом — партнер и помощник ребенка в его саморазвитии. Он должен стараться: ‒ не давать отрицательных оценок детским идеям; ‒ демонстрировать искренний интерес к любой деятельности ребенка, поддерживая тем самым детскую инициативу, активность, исследовательский интерес и любопытство, поиск собственного решения; ‒ прививать ребенку настойчивость в выполнении задания, формировать привычку доводить эксперимент до конца; ‒ планировать деятельность с таким расчетом, чтобы в процессе работы у детей возникали все новые и новые вопросы, которые становились бы неисчерпаемыми. Основными компонентами проектной деятельности как дидактического метода являются: ‒ наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической (работа над проектом — это разрешение данной проблемы); ‒ реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — проектирования самого проекта; ‒ обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы; ‒ наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом; ‒ представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом. Одним из важных аспектов применения метода проектной деятельности является решение проблемы дефицита общения между детьми и родителями. Метод проекта помогает объединить в совместной творческой продуктивной деятельности дома и в детском саду тех, кто окружает ребенка постоянно: взрослых и детей. Ведь главное не то, «кем будет ребенок», а «каким он будет»? Метод проекта позволяет сформировать у ребенка представление о модели взаимодействия взрослых и детей по решению какой-либо возникшей проблемы, поиска средств в преодолении трудностей, оказанию помощи и поддержки товарища. Внутри этой модели учатся и родители: они вынуждены корректировать свои действия, смотреть на возникшие проблемы с различных точек зрения. Главным девизом проектов может стать следующее высказывание: «Не рядом, а вместе!" В дошкольных отделениях образовательных учреждений проекты в настоящее время различаются ‒ по тематике: творческие, информационные, игровые, исследовательские; ‒ по составу участников: индивидуальные, групповые, фронтальные; ‒ по срокам реализации: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов. Первый этап — подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему. Второй этап — развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы. Третий этап — творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её. Планирование проектной деятельности мы начинаем с вопросов: “Для чего нужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктом проектной деятельности?”, “В какой форме будет презентован продукт?”. Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер. Первый этап— “выбор темы” или замысел. Наша задача — осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей “трёх вопросов”: «Что знаю?», «Чего хочу узнать?», «Как узнать?» — «Хочу! Могу! Буду!». Диалог с детьми способствует развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере. Задача педагога — создать условия для реализации познавательной деятельности детей. Второй этап— реализация проекта. Наша задача — создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектно-исследовательского метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Третий этап— презентация. Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача педагога — создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе трансляции своего опыта перед сверстниками ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.). Четвёртый этап— рефлексия. Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). Суть рефлекторного мышления — вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и, где и как я могу эти знания применить” — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Проектная деятельность как основа формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на начальном этапе образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_kak_osnova_formirovaniya_predposylok_poiskovo.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как основа формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на начальном этапе образования
Период детства — это уникальный и неповторимый период становления личности, основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей его жизни. И от того какими вырастут наши дети, маленькие жители большой страны, зависит будущее этой страны и общества. Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. В рамках национальной образовательной политики главным результатом образования «должно стать его соответствие целям опережающего развития». Это означает, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Основной целью образования становится не столько передача детям знаний и социального опыта, сколько развитие личности ребенка, воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. Современный дошкольник — это гражданин, который должен осознавать себя в современном и историческом пространстве города и страны, носитель устойчивой системы ценностей. Ребенок является активным деятелем, внутренние резервы которого могут раскрыться в различных, выбранных им самим видах детской деятельности. Дошкольник по сути своей — исследователь, ориентированный на познание человека и природы, современный человек, который способен, успешнее чем взрослый, освоить современные информационные средства. Он любит играть, сочинять, фантазировать, рассуждать, давать свое объяснение, делать выводы, человек, желающий участвовать во всех событиях своей жизни. В связи с этим наиболее приоритетными в организации образовательного процесса дошкольных отделений образовательных учреждений являются те методы и приемы, которые формируют умение самостоятельно мыслить и действовать, а не просто механически запоминать полученную информацию. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. «Дети любят искать, сами находить. В этом их сила» — говорил А. Эйнштейн. Именно на этом и основывается активное применение и развитие детской поисково-исследовательской деятельности в нашей работе, так как ее стержнем является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, и она позволяет ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Реализуя принятые ФГОС дошкольного образования, ведущая цель которых — научить человека учиться, научиться учить себя, мы, педагоги, даем ребенку возможность изменяться, совершенствоваться, развиваться, напрямую удовлетворять присущую ему любознательность, стремимся учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию. В. А. Сухомлинский писал: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Исходя из этого, ставим перед собой следующие цели: ‒ создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста; ‒ формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; ‒ развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; ‒ развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы; ‒ развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей); ‒ создание предпосылок формирования практических и умственных действий; ‒ развитие коммуникативных навыков, обеспечивающих возможность сотрудничества — умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Проектная деятельность является инновационной в работе дошкольных отделений образовательных учреждений. Она повышает компетентность педагогов, выступает средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, укрепляет взаимоотношения с родителями, делает процесс обучения интересным и увлекательным. Современный педагог — это наставник, организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт, просветитель. Он — основной руководитель проекта, при этом — партнер и помощник ребенка в его саморазвитии. Он должен стараться: ‒ не давать отрицательных оценок детским идеям; ‒ демонстрировать искренний интерес к любой деятельности ребенка, поддерживая тем самым детскую инициативу, активность, исследовательский интерес и любопытство, поиск собственного решения; ‒ прививать ребенку настойчивость в выполнении задания, формировать привычку доводить эксперимент до конца; ‒ планировать деятельность с таким расчетом, чтобы в процессе работы у детей возникали все новые и новые вопросы, которые становились бы неисчерпаемыми. Основными компонентами проектной деятельности как дидактического метода являются: ‒ наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической (работа над проектом — это разрешение данной проблемы); ‒ реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — проектирования самого проекта; ‒ обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы; ‒ наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом; ‒ представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом. Одним из важных аспектов применения метода проектной деятельности является решение проблемы дефицита общения между детьми и родителями. Метод проекта помогает объединить в совместной творческой продуктивной деятельности дома и в детском саду тех, кто окружает ребенка постоянно: взрослых и детей. Ведь главное не то, «кем будет ребенок», а «каким он будет»? Метод проекта позволяет сформировать у ребенка представление о модели взаимодействия взрослых и детей по решению какой-либо возникшей проблемы, поиска средств в преодолении трудностей, оказанию помощи и поддержки товарища. Внутри этой модели учатся и родители: они вынуждены корректировать свои действия, смотреть на возникшие проблемы с различных точек зрения. Главным девизом проектов может стать следующее высказывание: «Не рядом, а вместе!" В дошкольных отделениях образовательных учреждений проекты в настоящее время различаются ‒ по тематике: творческие, информационные, игровые, исследовательские; ‒ по составу участников: индивидуальные, групповые, фронтальные; ‒ по срокам реализации: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов. Первый этап — подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему. Второй этап — развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы. Третий этап — творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её. Планирование проектной деятельности мы начинаем с вопросов: “Для чего нужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктом проектной деятельности?”, “В какой форме будет презентован продукт?”. Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер. Первый этап— “выбор темы” или замысел. Наша задача — осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей “трёх вопросов”: «Что знаю?», «Чего хочу узнать?», «Как узнать?» — «Хочу! Могу! Буду!». Диалог с детьми способствует развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере. Задача педагога — создать условия для реализации познавательной деятельности детей. Второй этап— реализация проекта. Наша задача — создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектно-исследовательского метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Третий этап— презентация. Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача педагога — создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе трансляции своего опыта перед сверстниками ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.). Четвёртый этап— рефлексия. Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). Суть рефлекторного мышления — вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и, где и как я могу эти знания применить” — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Проектная деятельность как основа формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на начальном этапе образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Организация проектно – исследовательской деятельности как основа формирования экологического мышления дошкольников»
«Организация проектно – исследовательской деятельности как основа формирования экологического мышления дошкольников» Воспитатель МБДОУ д/с №32 Мурко Елена Викторовна Ребёнок рождается исследователем...
Проект в средней группе по формированию предпосылок поисково-исследовательской «Воздух вокруг нас»
Материал раскрывает содержание деятельности воспитателя с детьми при реализации проекта по формированию предпосылок поисково-исследовательской деятельности ОО "Познавательное развитие"...
Семинар-практикум для педагогов «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности»
Целью семинара-практикума "Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности" для педагогов является обеспечени...
Консультация для педагогов "Организация проектно - исследовательской деятельности, как основа формирования экологического мышления дошкольников"
Организация проектно – исследовательской деятельности, как основа формирования экологического мышления дошкольниковСпецифика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраст...
Статья:Проектная деятельность как основа формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на начальном этапе образования.
Период детства — это уникальный и неповторимый период становления личности, основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей его жизни. И от того какими вырастут наши дети, малень...
Представление опыта работы по теме: "Проектная деятельность как условие формирования предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников"
Проектная деятельность как условие формирования предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников...
Муниципальный семинар "Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста как метод осуществления преемственности дошкольного и начального общего образования", 2023г.
08.11.2023г. на базе МАДОУ ЦРР - д/с № 21 "Надежда" г.о. Ступино Московской области прошел муниципальный семинар для педагогов дошкольных образовательных организаций по теме: "Проектная...