Презентация «Знакомство с основами читательской грамотности через технологию «Лэпбук»
учебно-методический материал
***
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения. Задачи: Познакомить педагогов с возможностью использования технологии « лэпбук » для формирования основ читательской грамотности детей дошкольного возраста. Упражнять педагогов в практическом использовании пособия « лэпбук »
Актуализация Дошкольное детство – это именно то время, когда стоит приобщать ребёнка к книге. И речь идёт не столько об обучении чтению, сколько о формировании интереса к этому процессу, умение и желание работать с книгой, воспитание читательской культуры. В дошкольном образовании мы говорим о закладывании основ читательской грамотности. Мы не ставим себе задачу воспитать грамотного читателя, наша задача воспитать грамотного слушателя (пассивного читателя).
«Быстрота чтения должна развиваться сообразно с быстротой понимания. Если дитя читает быстрей, чем может понимать, то значит оно читает бессознательно. Быстрота чтения придёт сама собой, вместе с развитием понимания; а в начале преподавания она не только ни к чему не пригодна, но даже вредна» К.Д. Ушинский «Ребёнок должен научится говорить прежде, чем он может перейти к разумному чтению» И.Г. Песталоцци «Художественная литература – это союз волшебных звуков, чувств и дум» А.С. Пушкин
Читательская грамотность - это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения жизненных задач, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Методы и приёмы формирования основ читательской грамотности дошкольников: чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста; прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериала; беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному; чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге; разучивание стихотворений; чтение и рассказывание с использованием наглядного материала; проектная деятельность; самостоятельное обсуждение прочитанного в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями.
Формированию предпосылок читательской грамотности, а также развитию внимания, памяти, речевой активности , творческого воображения, познавательной мотивации способствует использование интерактивной тематической папки – Лэпбук . Лэпбук - самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
Лэпбук обеспечивает: построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка; интеграцию разных видов детской деятельности (речевой, познавательной, игровой); возможность учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников (задания разной сложности); возможность выбора детьми материалов, видов работы, участников совместной деятельности и общения; компактное хранение (большое количество игр и заданий в одной папке); разнообразие и вариативность использования игровых заданий, возможность добавлять новые задания в «кармашки».
Требования к оформлению лэпбука БЕЗОПАСНОСТЬ. Использованные материалы должны быть полностью безопасны и разрешены к применению в работе с детьми. ПРОЧНОСТЬ. При создании Лэпбука необходимо использовать такой материал, чтобы можно было пользоваться папкой много раз без потери качества. ЭСТЕТИЧНОСТЬ. Яркое и красочное оформление поможет привлечь внимание и вызвать интерес дошкольников. ИНФОРМАТИВНОСТЬ. Выбранная тема должна быть раскрыта максимально полно. ДОСТУПНОСТЬ. Использованный материал должен быть доступен для понимания и не содержать большое количество текста. ВАРИАТИВНОСТЬ. Игровые и творческие задания должны раскрыть тему различными способами освоения информации.
Данный лэпбук является учебным пособием, в котором представлен материал для разных возрастных групп, т.е. предполагается его использование в течении нескольких лет. В него вошло 23 дидактических упражнения разного уровня сложности.
Особое место в нем занимают мнемотаблицы . Мнемотехника – это искусство запоминания. В результате использования мнемотаблиц расширяется словарный запас детей, знания об окружающем мире, появляется желание пересказывать, а с опорой на зрительный образ, это сделать совсем не сложно.
«Составь рассказ по картинке» Задания развивают логическое мышление, активизируют речь, расширяют словарный запас.
«Чья книжка?» Игра формирует знания детей об авторах детских произведений. В помощь педагогам лэпбук содержит краткие биографии представленных писателей и поэтов с перечнем написанных произведений.
«Составь предложение» «Назови действие» Упражнения активизируют мыслительный процесс, речевую деятельность, расширяют словарный запас.
«Составь слово» «Лишняя буква» Упражнения заставляют задуматься над произношением слов, букв, порядком их написания. В лёгкой игровой форме позволяют запускать процесс чтения и письма.
Лэпбук содержит вспомогательный материал – игры, позволяющие развивать внимание, мышление, память расширять угол зрения, что также способствует дальнейшему приобщению детей к чтению. «Лабиринты» «Таблицы Шульте »
«Найди предмет» «Найди отличия»
« Синквейн » —в переводе с французского означает «стихотворение из пяти строк», «белый стих». Применяется для активизации познавательной деятельности и как метод развития речи. С помощью синквейна может быть подведён итог какой-либо деятельности, проанализирован прочитанный текст или составлены загадки. Лэпбук содержит и обычные загадки на тему сказок. Рекомендуем интересоваться у детей почему они в загадках дают тот или иной ответ. .
«Ромашка Блума». «Кубики Блума» (приложением). Инновационные методы, позволяющие добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности дошкольников, являются технологиями развития критического мышления. Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Дл я детей дошкольного возраста более адаптирован именно кубик.
«Рассказ с дырками». Работа с рассказами с дырками предполагает прочтение некоторого текста, по которому детям будут заданы вопросы с целью уточнения сути прочитанного. После непродолжительной беседы детям предлагается прослушивание того же текста, но воспитатель делает паузы в определённых местах, предлагая детям подсказать следующее слово в рассказе. Затем продолжает до следующей остановки и так до завершения текста. Дети слушают, учатся анализировать прочитанное, развёрнуто отвечать на вопросы. Помогают воспитателю заполнять «дырки» Активизируется память, мышление, речь.
«Работа с текстами» Упражнение содержит тексты из сборников Елены Матвеевой. Это, как правило, небольшие рассказы или стихотворения, которые эмоционально насыщены и содержат диалоги. От возраста к возрасту величина текстов увеличивается. После прочтения (прослушивания )текста следуют вопросы, которые требуют небольшого анализа и развернутого ответа.
Елена Матвеева – педагог, филолог, методист, автор образовательных программ. Автор развивающей и художественной литературы для детей дошкольного возраста. Книги и пособия Елены Матвеевой побуждают интерес к чтению, формируют читательскую грамотность. Среди них: «Читаем с таксой Ламбой» - четыре небольших книжки- картинки для первого самостоятельного чтения. «30 историй о таксе Ламбе. Книги для чтения вслух». Два комплекта тетрадей с творческими заданиями на формирование навыков смыслового чтения (слушания), развития речи и социальных компетенций.
«Хотите, чтобы ребёнок читал с удовольствием? Забудьте слово «Надо!» Не делайте из детей учеников, играйте сами, играйте вместе с детьми, учитесь это делать весело и непринуждённо. Дайте детям свободу – в мыслях и словах, в выражении эмоций, говорите с ними, играйте и читайте! И тогда огромный мир Литературы станет для ребёнка радостным, манящим, многогранным» Елена Матвеева
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство дошкольников с финансовой грамотностью через технологию ТРИЗ
Предлагаю Вашему вниманию технологию ТРИЗ и как можно ее использовать при ознакомлении детей с финансовой грамотностью....
Знакомство с основами финансовой грамотности.
Конспект занития...
Литературный батл с родителями по читательской грамотности через интеллектуально- познавательную игру «Устами младенца»
Создать доброжелательную обстановку, положительные взаимоотношения между родителями и детьми. Достичь оптимального уровня взаимодействия педагогов и семьи через систему социального партнерства и внедр...
Автоматизация звука [С] у детей 6-7 лет, через технологию лэпбук.
Современное и правильное развитие речи детей дошкольного возраста является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребёнка...
Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности «Знакомство с основами финансовой грамотности»
Цель: формирование основ финансовой культуры дошкольников через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности.Образовательные задачи: дать представление о составляющих семей...
«Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности через технологию «Путешествие по «реке времени»
Здравствуйте, меня зовут Левченко Татьяна Николаевна, я воспитатель детского сада № 17. Тема моего доклада «Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности через технологию «Путе...
Презентация на тему: "Формирование читательской грамотности в ДОУ"
В современном мире, где происходят многочисленные изменения в общественном устройстве, вопрос развития читательской компетенции мо...