Знакомство с основами финансовой грамотности.
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности
«Знакомство с основами финансовой грамотности»
Цель: формирование основ финансовой культуры дошкольников через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности.
Образовательные задачи: дать представление о составляющих семейного бюджета и его расходной части, познакомить детей с понятием «потребности человека»; подвести дошкольников к пониманию разумности; закрепить понятия «семейный бюджет», «доходы», «расходы».
Развивающие задачи: развивать логическое мышление, диалогическую речь, любознательность, внимание.
Воспитательные задачи: воспитывать нравственные качества.
Ход занятия:
Дети заходят в группу и встают полукругом.
Воспитатель: Прежде чем мы начнем заниматься, давайте построим гору дружбы, соединив наши руки.
Воспитатель протягивает руку, на нее кладет руку ребенок и т.д.
Воспитатель: Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая наша дружба. С такими друзьями любая работа по плечу. А это нам сегодня пригодится.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что же такое экономика? Ответы детей. Давайте поиграем в игру.
Игра – упражнение: «Всё это экономика» - с мячом.
Правила игры: Воспитатель предлагает детям устно определить, являются ли названные понятия предметом изучения экономики. Отвечает ребенок, получивший мячик от воспитателя.
Профессии – да.
Мяч – нет.
Арбуз – нет.
Цена – да.
Производство – да.
Завод – да.
Стул – нет.
Доход – да.
Фабрика – да.
Кошка – нет …
Расход –да.
Бюджет –да.
Воспитатель: У каждого из вас есть семья. Давайте вспомним, из кого она состоит? (ответы детей). Семья состоит из мамы, папы, бабушки, дедушки и старшего брата.
Воспитатель: Каждый из вас живет в доме или квартире, пользуется вещами, готовит пищу. Но для того чтобы иметь все, что нас окружает, как вы думаете, что необходимо иметь? Но прежде, чем ответить отгадайте пожалуйста загадку
В кошелёк мы их кладём,
С ними в магазин пойдём. (Деньги.)
Дети: деньги.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руках деньги. Как называются деньги на синей тарелке? (Монеты.) А в правой руке? (Банкноты.) Рассмотрим их. (Детям раздаются монеты и банкноты. Далее проводится игра «Скажи наоборот».)
Воспитатель: Я называю признак монеты, а вы называете признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота ... (Прямоугольная.)
Банкнота бумажная, а монета ... (Металлическая.)
Монета звенит, а банкнота ... (Шуршит.)
Монета металлическая, а банкнота ... (Бумажная.)
Банкноту можно помять, а монетку ... (Нельзя.)
Монету нельзя порвать, а банкноту ... (Можно.)
Банкнота в воде мокнет и не тонет, а монетка ... (Тонет.)
(Дети проверяют ответы экспериментально.)
Воспитатель: Ребята, подскажите мне пожалуйста, что же такое деньги?
Дети: ответы детей (Это то, на что мы покупаем товары в магазине).
Воспитатель: Правильно, деньги, это такая вещь, которой измеряют стоимость всех товаров. На деньги мы можем что-либо купить, приобрести
Воспитатель: Хорошо. Молодцы. Подскажите пожалуйста, а без денег мы можем прожить? ответы детей
Воспитатель: Для чего нужны вашей семье деньги? ответы детей
Воспитатель: Правильно, деньги нужны семье, чтобы покупать одежду, продукты, игрушки, сладости, лекарство, платить за детский сад. А как вы думаете, деньги на деревьях растут? ответы детей
Воспитатель: Может они падают с неба, как дождь или снег? (Ответы детей.)
Воспитатель: Откуда тогда взрослые берут деньги? (Ответы детей.) Правильно, ваши родители ходят на работу, трудятся и получают за это заработную плату, то есть заработанные деньги, которые коротко называют «зарплата». Все деньги, которые получают члены семьи, как называются. Ответ детей: доходом.
Воспитатель: правильно доходом семьи или семейным бюджетом. Скажите пожалуйста, а что является составляющим семейного дохода? Ответ детей.
Воспитатель: Ни один человек не может обойтись без того, чтобы не расходовать деньги. То есть всё, что мы тратим, как называется. Ответ детей: расходом.
Воспитатель: Правильно расходом. Скажите, пожалуйста, на что можно потратить деньги? Ответы детей.
Воспитатель: Я вас приглашаю на весёлую физкультминутку. (Проводится физкультурная пауза «Будем денежки считать».)
Раз, два, три, четыре, пять, (Идут пальцы по столу.)
Будем деньги мы считать. (Сжимаем и разжимаем пальцы.)
На первую и вторую монетку заплатим за дом, (Загибаем мизинец и безымянный палец.)
За дом, где с семьёй мы живём.
На третью монетку надо обувь купить, (Загибаем средний пальчик.)
На четвёртую монетку купим есть и пить, (Загибаем указательный пальчик.)
Ну а пятую пока спрячем на дно кошелька! (Спрятать большой палец в кулак.)
Воспитатель: Вот сколько расходов у наших родителей. Поэтому, прежде чем просить у них игрушки, подумайте, есть ли деньги, а может важнее купить хлеб или лекарство.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Что такое расход и доход». (На мольберте выставляются картинки с изображением двух кошельков.) В один кошелёк деньги залетают (доход), из другого – вылетают (расход). (Дети соотносят картинки в соответствии с заданием. Остальные дети пользуются кошельками.)
Мама получила зарплату – … (Доход.)
Бабушка купила лекарство – … (Расход.)
Дедушка выиграл приз – … (Доход.)
Сестра потеряла кошелёк – … (Расход.)
Заплатили за квартиру – … (Расход.)
Мама нашла монетку – … (Доход.)
Бабушка получила пенсию – … (Доход.)
Купили игрушку – … (Расход.)
Продала бабушка картошку - ….(Доход)
Воспитатель: Ребята, подумайте, а может расходов быть больше, чем доходов? Посмотрите у вас в кошельках есть деньги?
Итог: значить мы с вами умеем планировать доходы и расходы.
Рефлексия
Воспитатель: А теперь, ребята, наше занятие заканчивается. Сегодня вы узнали, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать.
Понравилось вам занятие?
А что больше всего понравилось?
Какое задание было выполнить легко?
Важно ли тол, что вы сегодня узнали?
Для чего это пригодится в жизни?
Вы сегодня поднялись еще на одну ступеньку по лесенке знаний. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации для воспитателей "Знакомство детей с основами финансовой грамотности в ДОУ"
консультация по финансовой грамотности...
Семинар «С чего начать знакомство детей с финансовой грамотностью или Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать ден...
Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности «Знакомство с основами финансовой грамотности»
Цель: формирование основ финансовой культуры дошкольников через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности.Образовательные задачи: дать представление о составляющих семей...
Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»
Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»...
«Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности через технологию «Путешествие по «реке времени»
Здравствуйте, меня зовут Левченко Татьяна Николаевна, я воспитатель детского сада № 17. Тема моего доклада «Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности через технологию «Путе...
Консультация для родителей «Дошколята и основы финансовой грамотности» Финансовая грамотность детей.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления ...
Сценарий развлечения «Ярмарка» по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ экономического мышления, умения использовать в игре знания о финансовых понятиях....