развитие внимания и усидчивости у дошкольников
консультация

Русакова Светлана Михайловна

консультация для родителей по развитию внимания и усидчивости у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vnimaniya_i_usidchivosti.docx188.47 КБ

Предварительный просмотр:

http://i.mycdn.me/i?r=AzFIxPtkV78jcmdRfpoIOyaJG2giQ7DF90clR9-EbduzujO7EuABt8t6j6ROsg0SwU4Консультация для родителей

«Развитие у детей внимания и усидчивости»

          Ребёнку 3-6 лет нелегко быть внимательным и усидчивым. Это обусловлено возрастными особенностями. Ребёнок не рождается внимательным и усидчивым, эти качества необходимо в нём развивать с самого раннего детства. Ему не всегда удается дослушать сказку до конца, в течение десяти - пятнадцати минут заниматься каким-то одним делом, тем более, если появляются отвлекающие факторы, на которые сразу же переключается внимание ребёнка.

Что такое внимание?

      Внимание является психологической характеристикой, когда человек может выбирать нужную для себя информацию, при этом отсеивая всё лишнее. Относительно детей дошкольного возраста можно сказать, что они могут сосредотачивать внимание только на интересных для них вещах, играх, предметах.

      Например, ребёнок с интересом слушает рассказ мамы, открыв рот, но вот в комнату вбегает старший брат и начинает играть в машинки – всё, рассказ мамы потерял для него всякий интерес, и он уже присоединяется к брату, чтобы поиграть вместе.

Каким бывает внимание?

В психологии выделяют три вида внимания.

1.  Непроизвольное внимание появляется с самого рождения ребёнка, когда

он реагирует на какой-то внешний раздражитель: голос мамы, свет, резкий

звук и так далее.

2. Произвольное внимание определяется тем, что человек проявляет усилие,

чтобы на чём-то сосредоточиться, прикладывает своё волевое усилие. Так как у детей-дошкольников волевой механизм развит ещё очень плохо, это и становится причиной рассеянности внимания. Ребёнок ещё не умеет организовать себя, чтобы не отвлекаться на другие предметы.

3. Постпроизвольное внимание предполагает не усилие воли, а интерес. Дошкольник может долгое время слушать сказку, если она для него очень интересна, ребёнок замирает, он ловит каждое слово – это и есть постпроизвольное внимание.

Качества внимания.

Выделяют несколько качеств внимания:

Объем - означает количество объектов, которые человек может охватить одновременно;

Скорость переключения – показывает, насколько быстро человек может переключить своё внимание с одной вещи на другую;

Устойчивость – предполагает способность необходимое время концентрировать своё внимание на одном предмете.

Избирательность – означает способность отсеивать лишнее и воспринимать лишь необходимое;

Распределение – это способность одновременно выполнять несколько дел;

     Произвольность представляет собой сосредоточение внимания, когда это требуется, прикладывая для этого усилие воли.

      Все эти три качества необходимо воспитывать в ребёнке с самого раннего детства. Если какое-то из этих качеств не развито или развито плохо, то это приводит к проблемам в обучении и другим трудностям. факторами: заболеваниями, инфекциями, недостатком витаминов, неполноценным сном, неправильным режимом дня и т. п.

Полезные игры и упражнения на развитие внимания.

Упражнения на развитие внимания.

«Найди отличия» - дети очень любят это задание. Ребёнку предлагается рассмотреть две картинки и найти в них отличия. Для дошкольника достаточно будет обнаружить в картинках 5 отличий.

«Найди одинаковые фигуры» - это задание дети также выполняют с большим интересом. Ребёнку предлагается карточка, на которой изображено несколько фигур, среди которых две – одинаковые. Он должен внимательно рассмотреть фигуры и найти схожие.

«Ошибки художника» - это задание очень весёлое и забавное, поэтому нравится всем детям без исключения. Ребёнку предлагается рассмотреть картинку, на которой имеются ошибки. Ему нужно будет их найти. Например, на картинке нарисован пейзаж с цветами, которые растут наоборот, на дереве вместо листьев – грибочки и так далее.

• «Три движения» - подвижная и весёлая игра. Ведущий показывает первое движение – руки вверх, второе движение – присесть, третье – движение – похлопать в ладоши. Далее взрослый говорит лишь номер движения, а ребёнок должен его показать. Игру можно усложнить, если запутывать ребёнка – говорить номер движения, а в это время самому показывать совсем другое.

«Что изменилось?» – игра развивает не только внимание, но ещё и память. На стол выкладывается десять предметов, ребёнок их запоминает в течение одной-двух минут, после чего отворачивается, а взрослый один предмет убирает. Ребёнок должен назвать, что пропало. Другой вариант игры – предметы меняются местами. Предметы можно заменить картинками.

      Это далеко не все упражнения, которые можно выполнять дома. Стоит подчеркнуть, что развить внимание, выполнив одно задание или поиграв в одну игру, невозможно. Для этого требуется систематическая работа с ребёнком. При этом важно учитывать, что у детей дошкольного возраста развитие происходит через игру, а не через скучные и утомительные занятия и выполнение однообразных упражнений. Продолжительность таких игр зависит от ситуации. Как правило, это 20 – 30 минут. Если вы замечаете, что ребёнок утомился раньше, то настаивать на продолжении не стоит. Если вы видите, что ребёнок спустя это время активно играет или выполняет задание, то лучше его не прерывать.

Что такое усидчивость и каковы причины неусидчивости?

      Усидчивость неразрывно связана с вниманием и представляет собой способность саморегуляции и самоконтроля. Усидчивость не является врождённым качеством, она формируется в течение жизни. Усидчивый ребёнок обладает хорошим вниманием, он всегда выполняет начатое дело до конца и не бросает его на полпути. Неусидчивость ребёнка до трёх лет – это вполне нормально, потому что в этот период движение для него играет большую роль. Неусидчивость характерна для дошкольного возраста, но есть дети, у которых неусидчивость можно назвать хронической.

Развиваем усидчивость.

      Если вы регулярно, а не время от времени, развиваете в ребёнке усидчивость, то одновременно с нею развивается память, внимание и интеллектуальные способности. Ребёнок начинает лучше запоминать, учится анализировать, выделять главное.

• Играйте вместе с ребёнком, покажите ему, как нужно выполнять то или иное задание. Совместная деятельность объединяет семью и пробуждает в ребёнке интерес.

• Не забывайте, что подбирая игры и упражнения, важно учитывать, чтобы они соответствовали возрасту и особенностям ребёнка. Например, некоторые дети кубики собирают очень медленно, детально изучая каждый кубик, а другие дети могут выполнять это задание в быстром темпе.

      Главное, чтобы ребёнок доделал задание до конца, а не бросил его, а после этого убрал всё на место: сложил в коробочку пластилин, кубики, убрал краски, прополоскал кисточку, вылил воду и т. п.

• Занимаясь с ребёнком, исключите приказной тон. Если вы что-то хотите от ребёнка, то пусть это будет не приказ, а просьба.

• Обилие игрушек – не самое лучшее для развития ребёнка. Его внимание от

такого разнообразия будет только хуже. Пусть игрушек будет меньше, но зато они будут представлять ценность для ребёнка, иметь развивающий характер, а не только развлекательный.

• Отличным способом развить в ребёнке усидчивость являются лепка, рисование, бисероплетение, аппликация и другие виды деятельности, которые требуют концентрации внимания.

      К концу дошкольного возраста ребёнок уже может в некоторой степени управлять своим вниманием, которое постепенно начинает приобретать характер произвольности. Это является одной из составляющих готовности ребёнка к обучению в школе.

      Станьте для своего ребёнка старшим другом, наставником, чаще играйте с ним в полезные, развивающие игры, и тогда он с вашей помощью превратится из маленького несмышлёныша, в любознательного, внимательного и усидчивого ученика.

https://cdn.culture.ru/images/e05e404e-3858-51df-a54f-1350b0571d6a

Желаем вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-теоретические основы логопедической работы по развитию внимания и саморегуляции у дошкольников со стертой дизартрией

В своей статье я изложила, насколько процессы произвольного внимания и саморегуляции играют существенную роль при овладении детьми процессами чтения и письма. Поэтому недоразвитие или несформированнос...

Игровые упражнения и игры для развития внимания, памяти усидчивости

  Способность ребенка концентрировать внимание обусловлена также его темпераментом и самочувствием. Мамы холериков не должны брать в пример детей флегматичных, а педагогам стоит быть очень...

Игры и упражнения по развитию внимания, памяти, усидчивости.

В отечественной психологии игра рассматривается как ведущая развивающаяся деятельность в дошкольном возрасте, в рамках которой возникают основные новообразования данного возраста. Игре принадлежит огр...

Развитие внимания и усидчивости у детей дошкольного возраста

Родителей часто интересует вопрос, как научить ребёнка быть усидчивым и внимательным. Усидчивость, как умение делать что-то с большой внимательностью и до конца, есть далеко не у каждого ребёнка. Чтоб...

Игры и упражнения по развитию внимания, памяти, усидчивости

Игра: «Найди игрушку».Цель: развитие устойчивости и объема внимания.Оборудование: игрушки или предметы, заранее расставленные на столе, в комнате.Описание. Педагог описывает какую-либо игр...

Статья Развитие внимания и усидчивости у детей дошкольного возраста

Краткое описание статьи и предложение разных игр для усидчивости по возрастам....

Развитие внимания и усидчивости у детей дошкольного возраста

Уровень сформированности внимания считается одним из основных показателей готовности ребёнка к школе....