Научно-теоретические основы логопедической работы по развитию внимания и саморегуляции у дошкольников со стертой дизартрией
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
В своей статье я изложила, насколько процессы произвольного внимания и саморегуляции играют существенную роль при овладении детьми процессами чтения и письма. Поэтому недоразвитие или несформированность произвольного внимания и саморегуляции затрудняет обучение в школе. Все это требует пристального внимания к себе с целью организации последующей эффективной коррекционной помощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya_vnim-e_samor-ya.docx | 15.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Научная статья
Научно-теоретические основы логопедической работы по развитию внимания и саморегуляции у дошкольников со стертой дизартрией
Воспитатель логопедической группы Смоленцева Нина Ивановна ГБДОУ№19 Кировского района г. Санкт - Петербурга
По мнению П.Я.Гальперина внимание необходимо рассматривать лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием и развитием речи. Проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде, т.к. оно не имеет своего отдельного специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Именно поэтому в первую очередь работу над развитием произвольного внимания необходимо вести в этом направлении. Да и сами развивающие игры и упражнения зачастую обеспечивают развитие и других психических процессов. Следовательно, работа над развитием произвольного внимания проводиться в тесной связи с развитием речи и других психических функций.
В качестве рекомендаций по развитию внимания и саморегуляции у дошкольников следует предложить:
1. Учитывая особенности дошкольного возраста, процесс формирования внимания должен осуществляться с преимущественным использованием игровой коррекции. Это обусловлено тем, что интересы ребенка – дошкольника лежат в поле деятельности игры, как ведущей деятельности. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Поэтому создание игровых ситуаций и проведение различных игр является эффективным средством развития внимания.
2. Кроме игровых занятий рекомендуется в процесс развития включать и элементы продуктивной деятельности: конструирование, изобразительную деятельность. Это обусловлено тем, что старший дошкольный возраст является сензитивным к развитию творчества, которое как нельзя лучше развивается в процессе продуктивной деятельности. Поэтому использование нетрадиционных техник рисования, лепки, конструирования, аппликации, макетирования способствует привлечению внимания ребенка, становлению его произвольности. С этой же цель рекомендуется использование элементов куклотерапии, сказкотерапии и т.д.
3. Развивающая работа направлена на поддержание устойчивого произвольного внимания, при этом необходимы следующие условия: отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности; привычные условия работы. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания; возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности; создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т.д.). Легкая, негромкая звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания, но даже и усиливают его; тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей. На развитие произвольного внимания влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых. Под влиянием игры внимание ребенка достигает достаточно высокой степени развития. Большое значение для развития целенаправленного внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и помнить цель действия, в третьих – вовремя переключать внимание, в четвертых – сосредоточенность и устойчивость внимания, а поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения на развитие внимания и саморегуляции для дошкольников со стертой дизартрией
В методической разработке для педагогов, я руководствовалась насколько произвольное внимание и саморегуляция играют большую роль в дошкольном возрасте. Достаточная сформированность произво...
Система работы по развитию произвольной психической саморегуляции у дошкольников старшего возраста
Система работы по развитию произвольной психической саморегуляции у дошкольников старшего возраста...
«Коррекционно-логопедическая работа по преодолению фонетических нарушений речи у детей со стертой дизартрией».
Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту.Это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фоне...
"Игры и упражнения на развитие внимания и саморегуляции для дошкольников"
Произвольное внимание и саморегуляция играют большую роль в дошкольном возрасте. Сформированность произвольного внимания и саморегуляции является важным фактором и важным аспектом подготовки ребенка к...
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
Логопедическая работа с детьми с дизартрией базируется на знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учете личностных особенностей ...
Развитие моторной функции руки у дошкольников со стертой дизартрией.
Роль развития тонкой моторики у детей со стертой дизартрией. Основные особенности развития мелкой моторики у детей с диагнозом стертая дизартрия. Приемы и методы, употребляемые в коррекционно-развиваю...
Игры и упражнения на развитие внимания и саморегуляции у дошкольников
Данные игры помогут развитию у дошкольников произвольной регуляции и устойчивости внимания....