Статья Развитие внимания и усидчивости у детей дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Краткое описание статьи и предложение разных игр для усидчивости по возрастам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_vnimaniya_i_usidchivosti_u_detey_dou.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Развитие внимания и усидчивости у детей дошкольного возраста».
Развитие внимания – одно из главных направлений педагогической деятельности. Ведь от того как ребенок умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, акцентировать внимание, зависит качество его обучения, способность приобретать и накапливать полученные знания.
Особенности развития внимания у ребенка дошкольного возраста
Развитие внимания у детей дошкольного возраста. С младенчества ребенок приобретает первые навыки, в том числе и внимание. Но если грудные дети реагируют на раздражители, цветовые или звуковые, то годовалые малыши уже владеют вниманием. Им интересно что-то трогать, брать в рот, слушать, смотреть. Все интересно. В дошкольном возрасте дети интересуются тем, что им доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции.
Виды внимания
Психологи выделяют три вида.
Первичное непроизвольное внимание
Это внимание возникает, когда человек вдруг видит или слышит некий раздражитель. Резкий звук может привлечь внимание. Или яркая картинка, на которой остановился взгляд. Это обычный рефлекс, которым человек наделен с младенчества. Недаром, когда маленького ребенка хотят отвлечь, то трясут погремушкой, издающей внезапный звук. А если игрушка еще и яркая, то этого достаточно, чтобы сработал рефлекс и внимание ребенка переключилось. Подобная реакция на переключение внимания характерна и для дошкольников.
Вторичное непроизвольное внимание
У дошкольников непроизвольное внимание можно развить путем вовлечения в интересный познавательный процесс. Так, ребенку сложно, к примеру, отвлечься от интересной игры, поделки, если он полностью погружен в творчество. Это погружение, заставляющее его ни на что другое не отвлекаться – вторичное внимание.
Произвольное внимание
Этот вид отличается от непроизвольного тем, что человек должен сам сконцентрироваться на деле, сам принять решение, что ему это нужно. Умением быть осознанно внимательным маленькие дети не владеют, эта способность появляется с возрастом и опытом. Дошкольники же могут погружаться в процесс лишь кратковременно, поэтому в работе с детьми нужно разнообразить деятельность, чтобы не возникало монотонности, убивающей интерес. Конечно, постепенно ребенок научится концентрировать свои чувства и волю. Он научится не только становиться собранным и внимательным, но и правильно распределять внимание, переключать его по необходимости, вбирать объем необходимой информации. Но на это потребуется время.
Как улучшить усидчивость и внимательность у ребенка
Чем раньше малыш разовьет усидчивость, тем лучше. Такой ценный навык тренируют постепенно. На его приобретение уйдет немало времени. Многие родители задумываются о том, как привить усидчивость ребенку только в 7 лет. В итоге он идет в школу без этого навыка. Ему трудно слушать учителя даже на протяжении 10-15 минут, не говоря уже о большем промежутке времени.
Основная задача родителей – помочь малышу научить концентрироваться на выполнении задачи задолго до того, как он начнет учиться в школе. Есть множество способов для развития этого навыка у детей разных возрастов.
КАК ВЫРАБОТАТЬ УСИДЧИВОСТЬ У РЕБЕНКА 3 ЛЕТ
У маленьких детей концентрация носит непроизвольный характер, малыши обращают внимание только на то, что их заинтересовало. Но к началу обучения в школе необходимо развить у ребенка умение управлять своим вниманием по собственному желанию. И именно в играх происходит проработка этого навыка.
Занятия, которые поспособствуют развитию усидчивости у детей 3 лет, должны проводиться регулярно и длиться не более 10 минут. Перед началом игры следует убрать все отвлекающие факторы – лишние игрушки, мультики.
Совсем не обязательно водить чадо на курсы для детей для повышения усидчивости, можно заниматься дома. А помогут в этом различные игры:
- Мозаика. Ребенку понравится собирать из мелких деталей красивое изображение, главное – не ограничивать его фантазию.
- Пазлы. Двухлетние дети способны собирать картинки из 4-6 элементов. В возрасте 3-4 лет можно использовать более сложные пазлы.
- Конструктор – с его помощью легко увлечь как мальчика, так и девочку. На первое время подойдут наборы с крупными деталями.
- Лепка, разные техники рисования – ватными палочками, пальчиками, песком. Если позволить ребенку самому выбрать то, что он хочет делать, скорее всего, он будет увлечен своей работой на протяжении 10-15 минут.
- Нахождение различий на картинках.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УСИДЧИВОСТИ В 5 ЛЕТ
Пятилетним детям легче сосредоточиваться на каком-то объекте или действии, чем малышам 2-3 лет. К этому возрасту они становятся более избирательными в играх. Дошкольник способен сконцентрироваться на чем-то увлекательном на 20-30 минут и более. Однако у многих детей есть сложности в том, чтобы сосредоточить внимание на вещах, которые им не интересны. Поэтому родители должны знать, как тренировать усидчивость у ребенка в 5-6 лет, ведь совсем скоро он станет учеником, а школьная программа далеко не всем кажется увлекательной.
Полезные занятия для развития усидчивости и внимания у детей дошкольного возраста:
- изготовление поделок из бумаги или пластилина, аппликаций;
- чтение длинных сказок с увлекательным сюжетом;
- решение головоломок, прохождение лабиринтов;
- сборка сложных конструкторов;
- совместная готовка с ребенком, украшение блюд.
КАК ВОСПИТАТЬ УСИДЧИВОСТЬ У РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ
Младших школьников бывает не просто усадить за стол, чтобы заняться чем-то полезным. В этом возрасте у детей происходит очередной кризис. Дети 7-8 лет выражают протест против всего, что им не нравится. В связи с этим родители должны быть гибкими.
Не нужно принуждать ребенка к занятиям, нужно сделать так, чтобы он сам захотел выполнить поставленную задачу. Без мотивации и поощрения здесь не обойтись. Каждый раз, когда школьник справился с каким-то делом, довел его до конца, его надо хвалить. Нельзя скупиться на хорошие слова, ребенок должен знать, что родители им гордятся.
Вне школьных занятий, когда есть свободное время, важно продолжать тренировать внимание и концентрацию. В этом помогут настольные игры. Хорошо зарекомендовали себя шахматы и шашки как средство формирования усидчивости у гиперактивного ребенка. Во время игры малыш полностью сосредоточен на процессе, ему приходится обдумывать каждый шаг, чтобы не потерять фигуры. И здесь не столь важна победа, сколько проработка навыка концентрации внимания в течение длительного времени.
Другие способы, помогающие научить усидчивости ребенка 7-8 лет:
- лото, домино;
- выжигание на дереве;
- плетение из газетных трубочек;
- изготовление украшений и картин из бисера;
- конструирование моделей самолетов, кораблей.
Внимание! Родители должны подавать ребенку личный пример, без этого ничего не выйдет. Если дети видят, что мать или отец никогда не доводят дело до конца, то будут поступать так же.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспит...
Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи ИКТ технологий.
Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста при помощи ИКТ технологий....
Развитие внимания и усидчивости у детей дошкольного возраста
Родителей часто интересует вопрос, как научить ребёнка быть усидчивым и внимательным. Усидчивость, как умение делать что-то с большой внимательностью и до конца, есть далеко не у каждого ребёнка. Чтоб...
Перечень игровых упражнений на развитие внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста.
Играем дома....
Развитие внимания и усидчивости у детей дошкольного возраста
Уровень сформированности внимания считается одним из основных показателей готовности ребёнка к школе....
Развитие внимания и воображения у детей дошкольного возраста
Внимание и воображение детей дошкольного возраста - это важнейшие стороны личности ребёнка. Невозможно представить себе ситуацию, что человек не обладал бы фантазией, воображением. Кто бы тогда делал ...
Развитие внимания и воображения у детей дошкольного возраста
Внимание и воображение детей дошкольного возраста - это важнейшие стороны личности ребёнка. Невозможно представить себе ситуацию, что человек не обладал бы фантазией, воображением. Кто бы тогда делал ...