Программа кружка "Юные краеведы"
методическая разработка
Данная работа рассчетана на 4 года, на разные возрастные группы. Предполагает знакомство с родным краем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
знакомим детей с родным краем | 65.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка по краеведению на 4 года «Юные краеведы»
Автор: Астрединова Л.В., воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 34» (г. Воронеж).
I. Пояснительная записка
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
1. Обоснование актуальности программы
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
2. Цель и задачи программы
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
Воспитание здорового образа жизни.
Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
3. Педагогические принципы программы
Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
4. Законодательно-нормативное обеспечение программы
Закон РФ «Об образовании».
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
Устав МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №34» г.Воронеж.
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и программы, реализуемые в детском саду: «Программа воспитания и обучения в детском саду» (Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).
II. Структура программы
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.
1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
3 раздел «Город, в котором я живу».
4 раздел «Наша кладовая».
1 раздел «Вместе дружная семья».
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи:
Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
Познакомить детей с историей детского сада.
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.
Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.
Задачи:
Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
Расширять представления о природных богатствах воронежской земли, в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.
Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.
3 раздел «Город, в котором я живу».
Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.
Задачи:
Формировать представление об исторических корнях города.
Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.
Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
4 раздел «Наша кладовая».
Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.
Задачи:
Формировать представление об основных профессиях жителей города.
Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
III. Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети должны знать:
3–4 года.
Знать имя, отчество родителей.
Знать где работают их родители.
Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.
4–5 лет.
С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
Уметь рассказывать о своем родном городе.
Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
5–6 лет.
Знать свой домашний адрес, название города, округа.
Иметь представление о символике города, округа.
Знать название близлежащих улиц.
Иметь представление о жизни и быте народа населившего город Воронеж.
Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
Знать профессии своих родителей.
Знать правила поведения в природе.
Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Различать некоторые рода войск.
6–7 лет.
Краткие сведения об истории города, округа.
Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
Знать герб, флаг Воронежской области и своего города.
Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках Воронежской области, г.Воронежа.
Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
IV. Этапы внедрения программы
Сбор информации.
Разработка и внедрение программы.
Разработка и реализация плана программы.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала.
Регулирование выполнения программы.
Текущий мониторинг выполнения программы.
Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.
V. Механизм сопровождения программы
1. Планирование и подготовка
Изучение методической литературы.
План работы на год.
Комплектование творческой группы.
Составление разделов плана творческой группой (по годам).
Обсуждение проектов каждого плана.
Утверждение плана.
2. Методическое сопровождение
Организация и проведение семинара по изучению программы.
Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.
Консультации.
Проведение семинарских занятий.
Проведение мастер-классов, круглых столов, открытых дверей.
Самообразование.
3. Использование результатов работы
Подготовка и проведение методических мероприятий (МО, пед. чтений, педсоветов, открытых просмотров).
Оформление результатов работы.
Написание творческих работ, проектов.
Выступление в СМИ.
4. Мероприятия поддержки
Составление плана совместных проектов между специалистами ДОУ.
Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.
Взаимодействие с семьей.
Сотрудничество с Центральной районной библиотекой.
Сотрудничество с Центром культуры и досуга, краеведческим музеем, военным комиссариатом.
5. Итоговый анализ
Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг).
Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг).
Оформление результатов работы.
Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.
VI. Тематическое планирование
II младшая группа (3–4 года)
Месяц |
| I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями) | Сюжетно-ролевая игра «В детском саду» | Природоохраняемая акция «Сохраним цветок» | Целевая прогулка (растения участка, природа родного края) | |
Октябрь | Беседа «Моя семья» | Проект (занятие) «Мама, папа, я – семья» | Проект (рисование) «Портрет семьи» | Проект (занятие) «Как животные родного края к зиме готовятся» | |
Ноябрь | Проект «Варвара-краса, длинная коса» (знакомство с трудом мамы). | Беседа «Хорошо у нас в саду» | Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала» | Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» | |
Декабрь | Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой» | Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада. | Наблюдение за трудом младшего воспитателя. | Музей «Друзей и дружбы» – что мы там видели. | |
Январь | Проект «Мой родной город». | Проект (конструирование) «Мы построим новый дом». | Беседа «Домашние животные у нас дома». | Лепка «Угостим новых знакомых оладушками». | |
Февраль | «Белая береза под моим окном» – деревья в родном городе. | Проект (рисование) «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей». | «Как мы с Фунтиком возили песок». Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье. | Беседа «Как стать сильным?» | |
Март | «Я и моя мама». | Проект (рисование) «Для мамы расческу я нарисую. Порадую милую, дорогую». | «Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых. | Проект «помоги растению». | |
Апрель | «Рассказы о своей семье». | «Наши добрые дела». Труд взрослых | Беседа «Дом в котором мы живем». | Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный». | |
Май | Целевая прогулка к украшенной к празднику улице. | Проект (рисование) «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют» | Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из сборника В.Степанова «Наша природа». | Беседа «Наш город». | |
Июнь | Природоохраня-емая акция «Посади цветок» | Экскурсия в парк | Акция «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой» | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по морю» | |
Июль | Познавательное развитие «Труд воспитателя». | Физкультурный досуг «В здоровом теле, здоровый дух». | «Друзья наши меньшие» – знакомство с бобром | Беседа «Воронеж – моя родина». | |
Август | Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите». | Развлечение «Путешествие в страну чистоты и здоровья». | Рассматривание фотоальбома «Город Воронеж» здания и памятники города. | «Наша дружная семья». |
Средняя группа (4–5 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | «Детский сад» Знакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду. | Проект (занятие) «У медведя во бору грибы, ягоды беру…» | Акция «Сохраним цветок» | «В нашем детском саду» Труд взрослых. |
Октябрь | Беседа «Семья» – дать понятие семья, о родственных отношениях. | Прохождение экологической тропы – природа г. Воронежа | «Семейная фотография» – расширение знаний о своей семье. | Проект «Мой родной город». |
Ноябрь | Экскурсия «С чего начинается Родина?» (улицы города). | Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья» | С.Черный «Когда никого нет дома» – чтение стихотворения. | Целевая прогулка «В нашем городе строят новый дом». |
Декабрь | Проект (рисование) «Построим большой дом». | Беседа «Мое здоровье». | Труд взрослых: понятие «профессия», профессии сотрудников детского сада. | «Моя семья» – любимые занятия родителей и других членов семьи. |
Январь | Природоохраняемая акция «Покорми птиц зимой». | Проект «Дружат дети на планете». | Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду. | Досуг «Рота, подъем!» |
Февраль | «Мы следопыты» – о жизни диких животных в Воронежских лесах. | Проект «Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальона. | «На земле, в небесах и на море» – об армии, о родах войск. | «Папы, дедушки – солдаты» – о государственном празднике «Защитники Отечества». |
Март | «Наша мама лучше всех». | «Город. Транспорт. пешеход». | «Люблю березку русскую». (деревья и растения, природа родного края) | Развлечение «Быть здоровыми хотим». |
Апрель | «Мой город», рассматривание альбома о городе Воронеже | «В гости к деду Природоведу» – экологическая тропа весной. | Беседа «Помощники» – об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи. | Знакомство детей с флагом России и Воронежской области. |
Май | Экскурсия по праздничным улицам города. | Рассказ воспитателя «О Дне Победы». | Сюжетно-ролевая игра «Мы рыбаки», знакомство с профессией рыбака. | Целевая прогулка к памятнику посвященному Великой Отечественной Войне. |
Июнь | Акция «Озелени участок» | Проект (рисования) «Салют в честь праздника России». | Досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». | Рассказ воспитателя о лекарственных растениях. |
Июль | Экскурсия к памятнику | Проект (рисования) «Мой детский сад». | Досуг «Преодоление препятствий». | Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности города Воронежа». |
Август | Акция «Природа просит защиты» – бережное отношение к природе родного края. | Чтение художественной литературы для детей на семейную тему. | Рассматривание фотоальбома «Наша дружная семья». | «Мой край задумчивый и нежный». |
Старшая группа (5–6 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Беседа «Как я провёл лето» | Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, город ее часть. | «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности). | Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края, г.Воронежа). |
Октябрь | Мир природы «Хвойные и лиственные деревья». | Сюжетно-ролевая игра «МЧС». | Рассказ воспитателя «О символике родного края». | Рассматривание карты России, карты Воронежской области (местоположение г. Воронеж). |
Ноябрь | Беседа «Чем славится г.Воронеж» (на основе наглядного материала). | Экскурсия к строительству нового дома. | «Поиграем в экономику» (что из чего сделано?) | Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери. |
Декабрь | «Панорама добрых дел». | Экскурсия в краеведческий музей. | Природоохраняемая акция «Не рубите елочку». | Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» (профессии округа). |
Январь | Чтение рассказа «Кто хозяин?» (В.Осеева) | Изготовление с детьми и родителями герба г. Воронежа. | История возникновения г.Воронежа | Проект (д/и) «Вкусная и полезная пища». |
Февраль | Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). | Природный мир «Природа и человек». | Акция «Подарки для Защитников Отечества». | Праздник День Защитника Отечества. |
Март | Праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта | Целевая прогулка по близлежащим улицам г.Воронежа. Природоохраняемая акция «Берегите птиц». | Изготовление альбома фотографий «Достопримечательности г.Воронежа». | Экскурсия в Центральную районную библиотеку «Встреча с знаменитыми людьми г.Воронежа». |
Апрель | Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш город». | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по г.Воронежу». | «Кем работают наши родители». | Экскурсия к памятнику |
Май | Тематический праздник «День Победы». Встреча с героями ВОВ г. Воронежа. | «Вкусная и полезная пища». | Беседа «Национальная одежда коренных народов». | Викторина «Знаешь ли ты свой город?» |
Июнь | «Украсим детский сад» (озеленение территории детского сада). | «Дом, в котором я живу» выставка рисунков. | Досуг «Зарница». | «Лесные приключения» путешествие по экологической тропе. |
Июль | Беседа «Рыбы наших водоемов». Сбор гербария. | Экскурсия в краеведческий музей. | Развлечение «Приключения капельки». | Познакомить с заказником с животными, занесенными в Красную книгу. |
Август | Игровая обучающая ситуация «школа для игрушечных зайчиков». | Составление с детьми Красной книги г.Воронежа. | «Символика города». | «Наша дружная семья» – о коренных народах населяющих город. |
Подготовительная группа (6–7 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Конкурс рисунков «Памятники героям» | Родные просторы (знакомство с местоположением г. Воронежа на карте). | «Край, в котором мы живем». | Проект «Наше дерево». |
Октябрь | «Как можно стать юным экологом». | Посещение Центральной районной библиотеки «Как все начиналось?» Встреча со старожилами, первопроходцами г. Воронежа | Оформление подборки из домашних фотоальбомов «История моего города». | Экскурсия по близлежащим улицам Г.Воронежа. Рассказ педагога о происхождении названий улиц. |
Ноябрь | Проект (комплексное занятие) «Символика Воронежской области» (изобразительная и музыкальная деятельность). | Беседа «Лес – многоэтажный дом», знакомство с профессией лесника, егеря. | «Кладовая г.Воронежа» (полезные ископаемые округа). | Спортивный досуг, посвященный Дню матери. |
Декабрь | Беседа «Важные даты Воронежской области и г.Воронежа». | Экскурсия в музей | Изготовление плакатов на тему «Сохраним красавицу елку». | Творческая гостиная для детей и родителей «Культура коренных народов». |
Январь | Спортивное развлечение «Достань пакет», «Ориентировка по карте». | Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики». | Экскурсия в Центральную районную библиотеку. | Сбор информации об участниках войны – жителях нашего города, встреча с советом ветеранов города. |
Февраль | Природоохраня-емая акция «Помогите птицам зимой». | Оформление альбома «История детского сада «Гнёздышко» в фотографиях». | Операция «Радость» изготовление подарков и вручение солдатам воинской части г. Ишима. | Праздник – День Защитника Отечества. |
Март | Праздник «Наши мамы». | «Все профессии нужны, все профессии важны». | Беседа с использованием эксперимента «Край любимый и родной (климатические особенности). | Рассказ педагога о Героях Советского Союза |
Апрель | Досуг «Зеленая служба Айболита» (к всероссийскому дню здоровья). | «Чем богат наш край» – экскурсия в краеведческий музей. | Проект (рисование) «Язык орнаментов». | Беседа «Архитектура родного города». акция «Спасти и сохранить». |
Май | Экскурсия к «Стеле памяти». посвященной ВОВ. | Рассказ педагога о заповедных местах Воронежского края. | Викторина «Конкурс знатоков родного города». | «Я и мой город» с использованием поэтических произведений искусства, местных поэтов, художников. |
Июнь | День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). | Беседа «Красная книга Воронежской области». | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу». | Игра – фестиваль «Загадки Лешего». |
Июль | Тренировочное упражнение «Учимся радоваться природе». | Досуг «Зарница». | Беседа «Зачем людям нужна вода?» | Составление творческих альбомов по рассказам детей «Мой город». |
Август | Государственная символика, символика города, Воронежской области (День флага). | Праздник русского народа (традиции, игры, обряды). | Досуг «Наши друзья деревья». Операция «Радость» – изготовление подарков для участников войны в мирное время. | Встреча с участниками Чеченской и Афганской войны (подарки, благодарственные письма). |
VII. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Взаимодействие с родителями
№ п\п | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
1 | Проведение родительского всеобуча. | По плану ДОУ | Воспитатели |
2 | Выставка цветов и композиций посвященных Дню города. | Сентябрь | Воспитатели, родители |
3 | Клуб выходного дня для родителей «Загадки осени» (конкурс-выставка собранного урожая нашего края). | Октябрь | Воспитатели |
4 | Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех». | Ноябрь | Воспитатели, родители |
5 | Круглый стол, посвященный Дню матери. | Ноябрь | Воспитатели, психолог |
6 | День открытых дверей «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста». | Декабрь | Воспитатели |
7 | Оформление стенда «Древо своей семьи». | Январь | Родители, воспитатели |
8 | Конкурс плакатов «Защитники Отечества». | Февраль | Воспитатели, родители |
9 | Досуг «Мой – папа». | Февраль | Воспитатели. родители |
10 | Проект «Мама, папа, я – спортивная семья». | По плану ДОУ | Воспитатели, музыкальный руководитель, родители |
11 | Организация совместных занятий детей и родителей. | Апрель |
|
12 | Изготовление подарков для ветеранов ВОВ. Проект «Дети ветеранам». | Апрель | Родители, воспитатели |
13 | День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Проект «Зеленая улица». | Июнь | Родители, воспитатели |
14 | Экологический форум «Съезд животных Воронежских лесов». | Июль | Родители, воспитатели |
15 | Участие в празднике | Август | Родители, воспитатели |
VIII. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей
Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.
1. Познавательные занятия
Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения г.Воронежа, символика).
Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д.
«Наш город» и т.д.
2. Традиции
Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории Воронежской области. Для этого проводятся:
Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
Экскурсии в краеведческий музей г. Воронежа;
Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».
3. Природа и экология
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.
4. Героическое прошлое
Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:
1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:
Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».
Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».
«Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.
2. «Неделя памяти» включающая:
оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.
Занятия, беседы.
Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.
Экскурсия к памятнику посвященному участникам Великой Отечественной Войны.
5. Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.
Оформление групповых комнат.
Благоустройство ДОУ.
Труд бытовой в природе.
Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.
Также проводится большая работа по изучению уровня знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников. Диагностическое обследование (начало, конец учебного года. Приложение 1,2).
IX. Материально-техническое сопровождение
Дидактические и наглядные пособия;
современные средства ТСО;
методическая литература;
Репродукции картин;
картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»;
«Моя семья»;
художественная литература;
грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
карты, атлас Воронежской области;
символика Воронежской области и г. Воронежа, глобус и т.д.
Используемая литература:
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия кружковой работы по программе «Юные краеведы» в старшей группе Тема: «Народная игрушка кукла-самоделка»
Задачи:Художественное творчество:· Вызвать желание изготовить куклу самостоятельно, старинным способом;·...
Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"
С целью совершенствования навыков продуктивной деятельности, ознакомления детей с национальной культурой исусства народов Крайнего Севера используется дополнительная образовательная программа "Юный кр...
Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"
С целью совершенствования навыков продуктивной деятельности, ознакомление детей с национальной культурой искусства народов Крайнего Севера используюется дополнительная образовательня программа "Юный к...
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный краевед » Туристско-краеведческой направленности
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности (вид деятельности - краеведение) является модифицированной и предполагает изучение малой родины обучающимися....
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный краевед »
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности (вид деятельности - краеведение) является модифицированной и предполагает изучение малой родины обучающимися....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной к...
ПРОЕКТ-ПРОГРАММА «Юный краевед»
Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая дошкольников на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы те...