Индивидуальный план по самообразованию на 2022-2023 уч. год
материал (младшая группа)
Индивидуальный план по самообразованию на 2022-2023 уч. год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_po_samoobrazovaniyu_na_2022-2023_uch._god.docx | 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №4»
Индивидуальный план по самообразованию на 2022-2023 уч. год
1 год
Общие сведения
Ф.И.О. Колоколова Ольга Ивановна
Год и место рождения: 1964г, Орловская область, Должанский р-н
Образование: средне-специальное
Место работы: МБДОУ «Детский сад№4»
Должность: Воспитатель
Общий стаж: 38 лет
Педагогический стаж: 38 лет
Стаж в данной области: 14 лет
Квалификационная категория: I
Дата присвоения: 2019
Тема самообразования: «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредствам коммуникативных игр»
Сроки разработки темы: 2 года (1 год)
Актуальность
Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни.
В настоящее время многими исследователями доказано, что в рамках развития речевой активности детей особое значение имеет именно ранний возраст, поскольку уже на первых годах жизни у ребенка формируются предпосылки к развитию речи, что в дальнейшем сказывается на формировании активного словаря.
Огромное внимание уделяется именно процессу активизации словаря детей раннего возраста, что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также меняющейся системой образования, в рамках которой акцентируется внимание на применении инновационных методов и приемов, способствующих активизации словаря детей.
Одним из таких методов выступают игровые ситуации. Именно игра выступает самым распространенным методом развития речевой активности, что обусловлено его ее специфичностью, выражающейся в том, что в процессе игровой деятельности активизация речи происходит непринужденно, без особого целенаправленного воздействия, но при этом в полной мере достигаются поставленные цели.
Коммуникативная игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка.
А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование коммуникативных игр.
Коммуникативные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Коммуникативные игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Особенности словаря ребенка также меняются на каждом этапе его развития, но наибольшая интенсивность изменения приходится именно на ранний возраст, который позиционируется как начальный этапа освоения речи.
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы развития речевой активности детей раннего возраста посредствам коммуникативных игр, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Задачи:
- способствовать развитию речевой активности детей раннего возраста, развивать представление об окружающем мире посредством коммуникативных игр: целенаправленно обогащать словарь за счет расширения пассивного словаря перевода слов в активную речь; расширять словарный запас, обозначающий целое и отдельные части предметов и объектов, поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательных слов, развивать произносительную сторону речи; обеспечивать коммуникативное развитие, совершенствуя диалогическую речь как средств общения;
- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
- совершенствовать разговорную речь; обогащать словарь;
- формировать грамматический строй речи;
- изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания, Интернет ресурсы по вопросам развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредствам коммуникативных игр;
- выбрать наиболее эффективные методы и приемы, коммуникативные игры для развития речевой активности у детей раннего возраста;
- определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
- привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
- представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.
В течение года я провела работу:
- по изучению классификации коммуникативных игр;
- апробировала различные виды коммуникативных игр;
- систематизировала работу по совершенствованию развития речи посредствам коммуникативных игр;
- внедряла своей накопленный опыт среди родителей и коллег.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- консультации;
- индивидуальные и групповые беседы;
- родительское собрание;
- оформление наглядной информации (памятки, рекомендации, буклеты)
Ожидаемые результаты по теме самообразования для детей:
к концу года некоторые дети отвечают на несложные вопросы, малыши интересуются окружающим, умеют обратиться к взрослому и сверстникам, знают детские стишки, потешки и пр.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
В течение года я занималась подбором и изучением методической литературы, статей на тему «Развитие речи дошкольников посредствам коммуникативных игр», слушала вебинары по развитию речи дошкольников по теме «Самообразование».
Литература по самообразованию:
Репина Т.А., Стеркина Р.Б. Общение детей в детском саду и семье
Клюева Н.В. , Касаткина Ю.В. Учим детей общению.
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет
Федеральные государственные стандарты дошкольного образования
Статьи:
Уханова А.В. Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. - Спб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
М.А. Василика. Основы теории коммуникации:.- М.: Гардарики, 2006.
Глазунова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. - М.: Просвещение, 1992.
М. И. Лисина Общение ребенка со взрослыми как деятельность. - Ред.сост. М.И. Лисина. М., 1974
Вебинары:
«Как легко и просто развивать коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста в детском саду и дома» Автор Тимерьянова Л.Н. к. п.н. доцент кафедры педагогики, психологии и здравосбережения.
«Речевые игры для развития коммуникативной и речевой активности детей от года до 3х» Автор Конорева Л.В.
«Социально коммуникативное развитие детей с помощью игр» - Алябьева Е.А.
Практическая деятельность:
1.Использование коммуникативных игр в течение года.
2. Участие в открытом просмотре по теме самообразование.
3. Создание картотеки коммуникативных игр.
4. Перспективное планирование на тему: «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредствам коммуникативных игр» (1 год).
5. Взаимодействие с коллективом: консультации для педагогов, презентация опыта работы, изготовление буклетов.
6. Распространение опыта в сети Интернет (Свидетельство о публикалии в электоронном СМИ на nsportal.ru Памятка для педагогов на тему: «Коммуникативные игры для малышей»)
Продукты деятельности:
- картотека игр;
- перспективное планирование;
- консультация для родителей;
- родительское собрание;
- открытий просмотр;
- консультация для педагогов;
- презентация опыта работы.
Результат моей работы: в коммуникативной игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия педагога с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие. Таким образом, использование коммуникативных игр в работе, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности работы, а также обеспечивается психологический комфорт; дети запоминают большое количество речевого материала и активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на 2022 - 2023 год по теме «Формирование дружеских отношений в детском коллективе».
Педагоги призваны сеять в детские души только разумное, доброе, вечное. Заронить в благодатную почву семена внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи, справедливости, из которы...
План по самообразованию на 2022-2023 учебный год “Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы”
Цель: Повысить педагогическую компетентность по теме «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»;Повысить уровень подготовки детей к будущей учебной деятель...
План по самообразованию на 2022 — 2023 г Тема: «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Цель самообразования: Приобщение детей к нравственным качествам посредством театрализованной деятельности....
План по самообразованию на 2022-2023 учебный год по теме: "Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда ДОУ"
План по самообразованию составлен по актуальной теме: "Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда ДОУ", будет интересен учителям-логопедам, которые следят за инновационными технол...
план по самообразованию на 2022 - 2023 год
Актуальность Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного обра...
План по самообразованию на 2022-2023 учебный год
Обучение детей дошкольного возраста английскому языку ...
Индивидуальный план по самообразованию на 2022 – 2023 учебный год «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности»
Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордост...