План по самообразованию на 2022-2023 уч.г.
материал

Даутова Елена Юрьевна

План по самообразованию  Даутовой Елены Юрьевны, 

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад  №94 «Соенеч»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

на 2015-2017 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dautova_2015-2017.docx41.19 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию  Даутовой Елены Юрьевны,  

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад  №94 «Соенеч»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

на 2017-2018 учебный год 

Тема самообразования: «Экспериментирование как средство развития любознательности у детей дошкольного возраста»

Актуальность. Практика показывает, что неуспешность обучения в школе чаще всего связана с интеллектуальной пассивностью детей, с неразвитой познавательной активностью. Самостоятельная интеллектуальная задача, не связанная с игрой или практической ситуацией, не вызывает у этих детей интереса, усилия мысли. Они не привыкли думать и стремятся избегать активной интеллектуальной деятельности. Поэтому в школе у них появляется желание использовать различные обходные пути: заучивать материал без понимания, угадывать, пользоваться подсказкой.

Чтобы этого избежать, интерес к самостоятельному поиску знаний необходимо сформировать еще в дошкольном возрасте.

В связи с этим актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников деятельности, способствующей формированию познавательного интереса, активизации мышления, использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.

Цель: развитие любознательности детей в процессе овладения навыками экспериментирования как основного вида поисково-исследовательской деятельности.

Реализовать поставленную цель можно через решение следующих задач:

  1. Формировать такие навыки экспериментальной деятельности, как умение видеть проблему, ставить цель, выдвигать гипотезы, находить способы решения проблемы, делать выводы и элементарные умозаключения. Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
  2. Развивать логическое мышление, наблюдательность, творческий потенциал, способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости;
  3. Воспитывать инициативность, самостоятельность, желание и умение работать сообща, уважать мнение сверстников.

Ожидаемые результаты для воспитателя:

- повышение уровня педагогической компетенции по теме: «Экспериментирование как средство развития любознательности у детей дошкольного возраста»

- разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по заданной теме; дидактических и развивающих игр.

- повышение заинтересованности и активности родителей в совместных действиях с детьми, укрепление сотрудничества родителей и работников ДОУ

- повышение компетентности родителей в вопросе подготовке детей к школе.

Ожидаемые результаты для детей:

  • У детей развит познавательный интерес, внимание, память, речь, воображение, логическое мышление.
  • Развит интерес к поисковой деятельности.
  • Дети умеют видеть и выделять проблему эксперимента.
  • Дети могут принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
  • Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  • Развиты личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.
  • Укреплено в сознании детей факторы стремления узнать как можно больше нового, изучить весь мир.
  • Усиливается стремление к приобретению всё новых знаний у детей, появляется  живой интерес по всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.

Мероприятия

Срок

Содержание мероприятия

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

1

Изучение  нормативно-правовой  документации.   Закон  «Об  образовании»,  СанПин  2.4.1.3049-13,  ФГОС  (вступивший  в  силу  01.01.2014г.),  приказы,  письма  разного  уровня.

В течение учебного года

2

Изучение УМК общеобразовательной программы «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

В течение учебного года

Аннотация на  методическую  литературу.

3

 Изучение новинок методической литературы, статей из журналов «Старший воспитатель», «Управление», «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Мәгәриф»

«Воспитатель ДОУ»,

«Ребенок в детском саду»,

«Детский  сад  от  А  до  Я»

В течение учебного года

Аннотация на  методическую  литературу.

4

Бутузова, В.В. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности [Текст] / В.В. Бутузова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2009.-№ 2. –

Сентябрь 2017

Аннотация на  методическую  литературу.

5

Йозова, О. Дети экспериментируют… [Текст] / О. Йозова // Дошкольное воспитание – 2009. - № 9.

Октябрь 2017

Аннотация на  методическую  литературу.

6

Комлева, И. Дети экспериментируют? Да! [Текст] / И. Комлева // Дошкольное воспитание – 2004.- № 8.

Ноябрь 2017

Аннотация на  методическую  литературу.

7

Костюченко, М. Экспериментируем [Текст] / М. Костюченко // Дошкольное воспитание – 2006.- № 8.

Декабрь 2017

Аннотация на  методическую  литературу.

8

Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольника [Текст] // Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2005.

Январь 2018

Аннотация на  методическую  литературу.

9

Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности [Тескт] / О. Чехонина // Дошкольное воспитание – 2007

Февраль 2018

Аннотация на  методическую  литературу.

10

Выготский Л.С. Детская психология. Собр. соч.: В 6 т..

Март 2018

Разработка перспективного плана

11

  Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000.

Апрель 2018

Аннотация на  методическую  литературу.

12

Презентация на итоговом педагогическом совете

Май 2018

Составление презентации, картотеки изученных методических новинок

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

Работа с детьми

1

Игра – путешествие «Мир экспериментов»

Сентябрь 2017

Провести игру-путешествие совместно с музыкальным руководителем. Познакомить детей с техникой безопасности во время проведения экспериментов в игровой форме,  показать несколько экспериментов.

2

Игра-эксперимент «Бывает ли воздуху жарко?»

Октябрь 2017

Организация и проведение игры-эксперимента.

3

Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров»

Октябрь 2017

Проведение открытого  занятия по ФЭМП для педагогов ДОУ

4

Занятие-эксперимент «Солнечный зайчик»

Октябрь 2017

Проведение открытого занятия для родителей. Цель занятия: познакомить с естественным источником света – солнцем.

5

Праздник воды.

Октябрь 2017

Цель: дать представление детям о том, что вода может изменять направление движения.

6

Викторина «Хочу все знать»

Ноябрь  2017

Дети вместе с родителями ищут ответы на заданные вопросы. Ищут  интересную информацию о явлениях природы. После в группе воспитателем проводится викторина.

7

- Региональный творческий конкурс для детей с ОВЗ в рамках декады инвалидов «Вместе в радостное детство» (ДОУ № 63);

- Республиканский конкурс детских проектов «Я познаю мир» в рамках республиканского конкур-са исследовательских проектов «Дебют в науке» (ДОУ № 90);

Декабрь  2017

Подготовка участника (ДОУ № 94)

8

Проведение опытов на занятиях и в свободное время

«Знакомство с воздушным океаном», «Знакомство со свойствами воздуха»,

«Путешествие на воздушном шарике», «Можно ли воздух поймать?»

Январь 2018

Работа над развитием логики, любознательности, через эксперимент.

9

Праздник-квест «Масленица»

Февраль 2018

Подготовить и провести праздник-квест. Продолжать знакомить с народными праздниками, используя экспериментальную деятельность.

10

Проведение опытов на занятиях и в свободное время

«Приключение песчинки»,

 «Куда исчез сахар»,

 «Что такое почва и для чего она нужна», «Удивительная глина»

Февраль 2018

Работа над развитием логики, любознательности, через эксперимент.

11

Конкурс “Умники и умницы”

Март 2018

Проведение конкурса. Цель: проведение эксперимента самостоятельно, по словесной инструкции воспитателя.

12

 Игра-квест «Эксперименты на прогулку»

Март 2018

Провести эксперименты на прогулке с песком.

13

Проведение опытов на занятиях и в свободное время

«Как веточка тополя весну встречала», «Дружит ли семечко фасоли с водой?»

Март 2018

Работа над развитием логики, любознательности, через эксперимент.

14

Шахматный турнир (ДОУ № 92);

Апрель 2018

Подготовка воспитанников (ДОУ № 92)

15

Итоговое развлечение по экспериментированию «Клуб юных знатоков»

Апрель 2018

Провести итоговое развлечение «Клуб юных знатоков»

Работа с родителями

1

Консультация: «Юный экспериментатор»

Сентябрь 2017

Поместить консультацию в уголок для родителей

2

Консультация: «Создание условий для проведения экспериментов »

Сентябрь 2017

Поместить консультацию в уголок для родителей

3

 Оформление папки-передвижки «Занимательные опыты дома в повседневной жизни»

Октябрь 2017

Оформить папку-передвижку для родителей по познавательному развитию

4

Анкетирование на тему: «Развитие любознательности. Зачем это нужно?»

Октябрь 2017

Провести анкетирование, определить основные цели взаимодействия педагогов и родителей по вопросам математического развития дошкольников.

5

Родительское собрание на тему:   «Развиваем любознательность»

Октябрь 2017

Проведение родительского собрания, с предварительным анкетированием. Познакомить родителей с экспериментами.

6

Оформление фото-выставки для родителей: «Мы экспериментируем»

Ноябрь 2017

Оформить выставку для родителей

7

Памятка для  родителей:  «Значение экспериментов и развития любознательности для  ребенка»

Декабрь 2018

Разработать и предложить для ознакомления родителям памятку «Значение экспериментов и развития любознательности для  ребенка»

8

Семейный конкурс: «Моё величайшее открытие»

Январь 2018

Подготовить совместное с родителями развлечение - конкурс «Моё величайшее открытие». Привлечь родителей к проведению опытов в группе вместе с детьми.

9

Консультация на тему: «любознательность и обучение в школе»

Февраль 2018

Провести анкетирование, обозначить совместную работу по объединению усилий взрослых для   развития любознательности каждого ребенка.

10

Консультация для родителей «Влияние любознательности на отношения ребёнка к внешнему миру »

Февраль 2018

Поместить консультацию в уголок для родителей

11

КВН с участием родителей        

Март 2018

Подготовка и проведение КВН по экспериментированию.

12

Консультация на тему «Как организовать эксперименты детей дома с использованием занимательного материала»

Апрель 2018

Поместить консультацию в уголок для родителей

Работа с педагогами

1

- Муниципальный конкурс «Фетрики» (ДОУ № 94).

Сентябрь 2017

Участие в конкурсе

2

Участие в ГМО «Современные педагогические технологии  в познавательном развитии дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»        

Сентябрь 2017

Выступление  из опыта работы (ДОУ № 33)

3

 «Развитие любознательности детей  посредством  экспериментальной проектной деятельности»

Сентябрь 2017

Проведение мастер - класса по познавательному развитию дошкольников (для педагогов ДОУ)

4

 Консультация «Проведение экспериментов в ДОУ. Техника безопасности».

Октябрь 2017

Проведение консультации для молодых специалистов в ДОУ на педагогическом часе.

5

Установление наставничества «От молодого специалиста к успешному педагогу»

Октябрь 2017-февраль 2018

Установление наставничества с ежеквартальным анализом работы за круглым столом

6

Муниципальный конкурс «Современные технологии в сюжетно-ролевых играх»

Октябрь 2017

Участие в Муниципальном конкурсе с поделками «Современные технологии в сюжетно-ролевых играх» (ДОУ № 15)

7

 Консультация «Экспериментирование на прогулках».

Ноябрь 2017

Проведение консультации в ДОУ на педагогическом часе. ( Из опыта работы).

8

Муниципальная выставка-конкурс «Подвижные игры народов Поволжья» (ДОУ № 14)

Декабрь 2017

Участие в Муниципальной выставке-конкурсе с играми  (ДОУ № 14)

9

Муниципальный конкурс на лучшую разработку дидактической игры, пособия по обучению детей двум государственным языкам «Татарча сойлэшэбез»

Январь 2018

Участие в Муниципальном конкурсе  с дидактическими пособиями  по обучению детей двум государственным языкам «Татарча сойлэшэбез»  (ДОУ № 83,43,74)

10

 Участие в ГМО «Инновационные технологии в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста.

Февраль 2018

Выступление  из опыта работы (ДОУ № 22)

11

Муниципальный конкурс  среди ДОУ НМР «Создание билингвальной  среды в рамках ДОУ»

Февраль 2018

Участие в Муниципальном конкурсе среди ДОУ НМР с авторскими играми по УМК «Говорим по-татарски».

12

Муниципальный конкурс мастеров художественного слова «на тему «А что у вас?», посвященный 105-летию со дня рождения С.Михалкова (ДОУ № 45)

Март 2018

Участие в Муниципальном конкурсе мастеров художественного слова «на тему «А что у вас?», посвященный 105-летию со дня рождения С.Михалкова (ДОУ № 45)

13

Муниципальный семинар «Развитие любознательности у дошкольников подготовительной группы»

Март 2018

Выступление из опыта работы (ДОУ № 67)

14

Региональный семинар «Развивающая предметно-пространственная среда в современной дошкольной образовательной организации: оснащение и использование»

Апрель 2018

Участие в Региональном семинаре «Развивающая предметно-пространственная среда в современной дошкольной образовательной организации: оснащение и использование» (ДОУ № 16)

Создание (обогащение) РППС, разработка методического обеспечения

1

Разработка перспективного плана на 2017-2018 учебный год с учетом темы самообразования

Август 2017-сентябрь 2017

Разработать перспективный план по работе с детьми

2

Разработка рабочей программы в подготовительной к школе группе на 2017-2018 учебный год

Август 2017-сентябрь 2017

Разработать рабочую программу в подготовительной к школе группе №6

3

Изготовление дидактических игр, оформление картотеки экспериментов

Сентябрь - декабрь 2017

Изготовление игр, оформление картотеки.

4

Создание в группе экспериментального уголка

В течение учебного года

Пополнение центра играми,  пособиями.

5

Сбор теоретической и практической информации по экспериментированию и развитию любознательности.

Сентябрь 2017–май2018

Сбор материала для опытов и экспериментов

  1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

1

Проведение мониторинга детей согласно теме самообразования.

Сентябрь 2017 первичный

Составление отчета по результатам мониторинга. Разработка плана индивидуальной  работы.

2

Анкетирование для родителей на тему: «Что мы знаем про любознательность детей»

Октябрь 2017

Обработка результатов опроса, написание аналитической справки по результатам анкетирования. Составление рекомендаций и проведение родительского собрания.

3

Проведение мониторинга детей согласно теме самообразования

Май 2018

вторичный

Проведение вторичного   мониторинга с использованием инструментария и заполнением диагностических карт.

  1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

1

Составление отчета о проведенных мероприятиях согласно теме самообразования.

Май 2018

Отчет о мероприятиях по теме самообразования, презентация на итоговом педагогическом совете.

План работы по самообразованию на 2016-2017  учебный год

Воспитателя МБДОУ №94«Соенеч»

Даутовой Елены Юрьевны

План работы по самообразованию

Тема: «Экспериментирование как средство развития любознательности у детей дошкольного возраста»

Сроки

Методы и приемы

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

Определение тематики, подбор литературы в периодической печати и в Интернете.

Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей.

Октябрь

Изучение методической литературы.

Привлечение родителей к организации и оформлению уголка экспериментирования.

Консультация  «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками»

Ноябрь

- Изучение опыта педагогов по теме: «Экспериментирование в детском саду» (на Интернет-сайтах, в периодической печати);

- Создание картотеки для  развития любознательности  детей в детском саду в режимных моментах  (в течении года).

Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

Использование медиа-файлов в НОД и в образовательной деятельности в режимных моментах.

Декабрь

Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей.

Консультация «Организация детского экспериментирования дома»

Январь

Составление серии опытов для дошкольников

Памятка для родителей «Примерная структура занятия-экспериментирования»

Консультация для воспитателей

«Содержание зон экспериментальной деятельности»

Март

Проект «Волшебное семечко»

Выращивание рассады для летнего огорода

Консультация «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»

Апрель

Показательная ОД «Волшебное стёклышко».

Май

Работа с памяткой для анализа процесса самообразования.

Мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.

Отчет о проделанной работе по самообразованию за учебный год (в виде презентации).

План работы по самообразованию на 2015-2016  учебный год

Воспитателя МБДОУ №94«Соенеч»

Даутовой Елены Юрьевны

План работы по самообразованию

Тема: «Экспериментирование как средство развития любознательности у детей дошкольного возраста»

Актуальность темы:  

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

     Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

     Задачи:

  • Создание условий для исследовательской активности детей;
  • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
  • Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности.

     Список литературы 

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
  2. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
  3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
  4. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
  5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
  7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

  1. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

  1. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме;

Памятки для родителей «Я познаю мир»

Октябрь

Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей;

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребенка».

Ноябрь-декабрь

Создание предметно-развивающей среды

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы;

Консультация для родителей на тему:

«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности.»

Январь

«Приборы-помощники»

Приобретение навыков работы с исследовательскими  приборами (лупы, микроскоп…)

Тематическое занятие «Волшебное стеклышко»

Февраль

Инновационные технологии-ТРИЗ

Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов

Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние)

Март

«Шаг за шагом»

Создание «копилки опытов и экспериментов»

Проведение опытов на занятиях и в свободное время

Апрель

«Хочу все знать»

Поиск интересной информации о явлениях природы

Папка-передвижка для родителей и детей

Апрель

Интернет-обмен передового опыта

Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»

Консультация для воспитателей по обмену опытом

В течение года

Медиатека по опытно-экпериментальной деятельности в образовательном пространстве

Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их

Май

Самоанализ по изучаемым темам

Оценка знаний по изучаемым темам

Прогноз на будущее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя на 2015-2017 г."Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...

План по самообразованию на 2015-2017 учебный год "Развитие чувства ритма у детей при игре на детских музыкальных инструментах".

Формирование чувства ритма -- важнейшая задача педагога. Вместе с тем, занятия в оркестре детских музыкальных инструментов способствуют развитию умственных способностей; психофизических процессов: мыш...

План работы по самообразованию 2015–2017 гг. Тема «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...

План по самообразованию 2015-2017 гг

План по самообразованию 2015-2017 гг...

План работы по самообразованию на 2015-2017 гг.

План работы по самообразованию на 2015 - 2017 гг....