Главные вкладки
План по самообразованию на 2022-2023 уч.г.
материал
План по самообразованию Даутовой Елены Юрьевны,
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №94 «Соенеч»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
на 2015-2017 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dautova_2015-2017.docx | 41.19 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию Даутовой Елены Юрьевны,
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №94 «Соенеч»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
на 2017-2018 учебный год
Тема самообразования: «Экспериментирование как средство развития любознательности у детей дошкольного возраста»
Актуальность. Практика показывает, что неуспешность обучения в школе чаще всего связана с интеллектуальной пассивностью детей, с неразвитой познавательной активностью. Самостоятельная интеллектуальная задача, не связанная с игрой или практической ситуацией, не вызывает у этих детей интереса, усилия мысли. Они не привыкли думать и стремятся избегать активной интеллектуальной деятельности. Поэтому в школе у них появляется желание использовать различные обходные пути: заучивать материал без понимания, угадывать, пользоваться подсказкой.
Чтобы этого избежать, интерес к самостоятельному поиску знаний необходимо сформировать еще в дошкольном возрасте.
В связи с этим актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников деятельности, способствующей формированию познавательного интереса, активизации мышления, использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.
Цель: развитие любознательности детей в процессе овладения навыками экспериментирования как основного вида поисково-исследовательской деятельности.
Реализовать поставленную цель можно через решение следующих задач:
- Формировать такие навыки экспериментальной деятельности, как умение видеть проблему, ставить цель, выдвигать гипотезы, находить способы решения проблемы, делать выводы и элементарные умозаключения. Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- Развивать логическое мышление, наблюдательность, творческий потенциал, способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости;
- Воспитывать инициативность, самостоятельность, желание и умение работать сообща, уважать мнение сверстников.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
- повышение уровня педагогической компетенции по теме: «Экспериментирование как средство развития любознательности у детей дошкольного возраста»
- разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по заданной теме; дидактических и развивающих игр.
- повышение заинтересованности и активности родителей в совместных действиях с детьми, укрепление сотрудничества родителей и работников ДОУ
- повышение компетентности родителей в вопросе подготовке детей к школе.
Ожидаемые результаты для детей:
- У детей развит познавательный интерес, внимание, память, речь, воображение, логическое мышление.
- Развит интерес к поисковой деятельности.
- Дети умеют видеть и выделять проблему эксперимента.
- Дети могут принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
- Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
- Развиты личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.
- Укреплено в сознании детей факторы стремления узнать как можно больше нового, изучить весь мир.
- Усиливается стремление к приобретению всё новых знаний у детей, появляется живой интерес по всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.
№ | Мероприятия | Срок | Содержание мероприятия |
| |||
1 | Изучение нормативно-правовой документации. Закон «Об образовании», СанПин 2.4.1.3049-13, ФГОС (вступивший в силу 01.01.2014г.), приказы, письма разного уровня. | В течение учебного года | |
2 | Изучение УМК общеобразовательной программы «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. | В течение учебного года | Аннотация на методическую литературу. |
3 | Изучение новинок методической литературы, статей из журналов «Старший воспитатель», «Управление», «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Мәгәриф» «Воспитатель ДОУ», «Ребенок в детском саду», «Детский сад от А до Я» | В течение учебного года | Аннотация на методическую литературу. |
4 | Бутузова, В.В. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности [Текст] / В.В. Бутузова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2009.-№ 2. – | Сентябрь 2017 | Аннотация на методическую литературу. |
5 | Йозова, О. Дети экспериментируют… [Текст] / О. Йозова // Дошкольное воспитание – 2009. - № 9. | Октябрь 2017 | Аннотация на методическую литературу. |
6 | Комлева, И. Дети экспериментируют? Да! [Текст] / И. Комлева // Дошкольное воспитание – 2004.- № 8. | Ноябрь 2017 | Аннотация на методическую литературу. |
7 | Костюченко, М. Экспериментируем [Текст] / М. Костюченко // Дошкольное воспитание – 2006.- № 8. | Декабрь 2017 | Аннотация на методическую литературу. |
8 | Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольника [Текст] // Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2005. | Январь 2018 | Аннотация на методическую литературу. |
9 | Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности [Тескт] / О. Чехонина // Дошкольное воспитание – 2007 | Февраль 2018 | Аннотация на методическую литературу. |
10 | Выготский Л.С. Детская психология. Собр. соч.: В 6 т.. | Март 2018 | Разработка перспективного плана |
11 | Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. | Апрель 2018 | Аннотация на методическую литературу. |
12 | Презентация на итоговом педагогическом совете | Май 2018 | Составление презентации, картотеки изученных методических новинок |
| |||
Работа с детьми | |||
1 | Игра – путешествие «Мир экспериментов» | Сентябрь 2017 | Провести игру-путешествие совместно с музыкальным руководителем. Познакомить детей с техникой безопасности во время проведения экспериментов в игровой форме, показать несколько экспериментов. |
2 | Игра-эксперимент «Бывает ли воздуху жарко?» | Октябрь 2017 | Организация и проведение игры-эксперимента. |
3 | Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров» | Октябрь 2017 | Проведение открытого занятия по ФЭМП для педагогов ДОУ |
4 | Занятие-эксперимент «Солнечный зайчик» | Октябрь 2017 | Проведение открытого занятия для родителей. Цель занятия: познакомить с естественным источником света – солнцем. |
5 | Праздник воды. | Октябрь 2017 | Цель: дать представление детям о том, что вода может изменять направление движения. |
6 | Викторина «Хочу все знать» | Ноябрь 2017 | Дети вместе с родителями ищут ответы на заданные вопросы. Ищут интересную информацию о явлениях природы. После в группе воспитателем проводится викторина. |
7 | - Региональный творческий конкурс для детей с ОВЗ в рамках декады инвалидов «Вместе в радостное детство» (ДОУ № 63); - Республиканский конкурс детских проектов «Я познаю мир» в рамках республиканского конкур-са исследовательских проектов «Дебют в науке» (ДОУ № 90); | Декабрь 2017 | Подготовка участника (ДОУ № 94) |
8 | Проведение опытов на занятиях и в свободное время «Знакомство с воздушным океаном», «Знакомство со свойствами воздуха», «Путешествие на воздушном шарике», «Можно ли воздух поймать?» | Январь 2018 | Работа над развитием логики, любознательности, через эксперимент. |
9 | Праздник-квест «Масленица» | Февраль 2018 | Подготовить и провести праздник-квест. Продолжать знакомить с народными праздниками, используя экспериментальную деятельность. |
10 | Проведение опытов на занятиях и в свободное время «Приключение песчинки», «Куда исчез сахар», «Что такое почва и для чего она нужна», «Удивительная глина» | Февраль 2018 | Работа над развитием логики, любознательности, через эксперимент. |
11 | Конкурс “Умники и умницы” | Март 2018 | Проведение конкурса. Цель: проведение эксперимента самостоятельно, по словесной инструкции воспитателя. |
12 | Игра-квест «Эксперименты на прогулку» | Март 2018 | Провести эксперименты на прогулке с песком. |
13 | Проведение опытов на занятиях и в свободное время «Как веточка тополя весну встречала», «Дружит ли семечко фасоли с водой?» | Март 2018 | Работа над развитием логики, любознательности, через эксперимент. |
14 | Шахматный турнир (ДОУ № 92); | Апрель 2018 | Подготовка воспитанников (ДОУ № 92) |
15 | Итоговое развлечение по экспериментированию «Клуб юных знатоков» | Апрель 2018 | Провести итоговое развлечение «Клуб юных знатоков» |
Работа с родителями | |||
1 | Консультация: «Юный экспериментатор» | Сентябрь 2017 | Поместить консультацию в уголок для родителей |
2 | Консультация: «Создание условий для проведения экспериментов » | Сентябрь 2017 | Поместить консультацию в уголок для родителей |
3 | Оформление папки-передвижки «Занимательные опыты дома в повседневной жизни» | Октябрь 2017 | Оформить папку-передвижку для родителей по познавательному развитию |
4 | Анкетирование на тему: «Развитие любознательности. Зачем это нужно?» | Октябрь 2017 | Провести анкетирование, определить основные цели взаимодействия педагогов и родителей по вопросам математического развития дошкольников. |
5 | Родительское собрание на тему: «Развиваем любознательность» | Октябрь 2017 | Проведение родительского собрания, с предварительным анкетированием. Познакомить родителей с экспериментами. |
6 | Оформление фото-выставки для родителей: «Мы экспериментируем» | Ноябрь 2017 | Оформить выставку для родителей |
7 | Памятка для родителей: «Значение экспериментов и развития любознательности для ребенка» | Декабрь 2018 | Разработать и предложить для ознакомления родителям памятку «Значение экспериментов и развития любознательности для ребенка» |
8 | Семейный конкурс: «Моё величайшее открытие» | Январь 2018 | Подготовить совместное с родителями развлечение - конкурс «Моё величайшее открытие». Привлечь родителей к проведению опытов в группе вместе с детьми. |
9 | Консультация на тему: «любознательность и обучение в школе» | Февраль 2018 | Провести анкетирование, обозначить совместную работу по объединению усилий взрослых для развития любознательности каждого ребенка. |
10 | Консультация для родителей «Влияние любознательности на отношения ребёнка к внешнему миру » | Февраль 2018 | Поместить консультацию в уголок для родителей |
11 | КВН с участием родителей | Март 2018 | Подготовка и проведение КВН по экспериментированию. |
12 | Консультация на тему «Как организовать эксперименты детей дома с использованием занимательного материала» | Апрель 2018 | Поместить консультацию в уголок для родителей |
Работа с педагогами | |||
1 | - Муниципальный конкурс «Фетрики» (ДОУ № 94). | Сентябрь 2017 | Участие в конкурсе |
2 | Участие в ГМО «Современные педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» | Сентябрь 2017 | Выступление из опыта работы (ДОУ № 33) |
3 | «Развитие любознательности детей посредством экспериментальной проектной деятельности» | Сентябрь 2017 | Проведение мастер - класса по познавательному развитию дошкольников (для педагогов ДОУ) |
4 | Консультация «Проведение экспериментов в ДОУ. Техника безопасности». | Октябрь 2017 | Проведение консультации для молодых специалистов в ДОУ на педагогическом часе. |
5 | Установление наставничества «От молодого специалиста к успешному педагогу» | Октябрь 2017-февраль 2018 | Установление наставничества с ежеквартальным анализом работы за круглым столом |
6 | Муниципальный конкурс «Современные технологии в сюжетно-ролевых играх» | Октябрь 2017 | Участие в Муниципальном конкурсе с поделками «Современные технологии в сюжетно-ролевых играх» (ДОУ № 15) |
7 | Консультация «Экспериментирование на прогулках». | Ноябрь 2017 | Проведение консультации в ДОУ на педагогическом часе. ( Из опыта работы). |
8 | Муниципальная выставка-конкурс «Подвижные игры народов Поволжья» (ДОУ № 14) | Декабрь 2017 | Участие в Муниципальной выставке-конкурсе с играми (ДОУ № 14) |
9 | Муниципальный конкурс на лучшую разработку дидактической игры, пособия по обучению детей двум государственным языкам «Татарча сойлэшэбез» | Январь 2018 | Участие в Муниципальном конкурсе с дидактическими пособиями по обучению детей двум государственным языкам «Татарча сойлэшэбез» (ДОУ № 83,43,74) |
10 | Участие в ГМО «Инновационные технологии в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста. | Февраль 2018 | Выступление из опыта работы (ДОУ № 22) |
11 | Муниципальный конкурс среди ДОУ НМР «Создание билингвальной среды в рамках ДОУ» | Февраль 2018 | Участие в Муниципальном конкурсе среди ДОУ НМР с авторскими играми по УМК «Говорим по-татарски». |
12 | Муниципальный конкурс мастеров художественного слова «на тему «А что у вас?», посвященный 105-летию со дня рождения С.Михалкова (ДОУ № 45) | Март 2018 | Участие в Муниципальном конкурсе мастеров художественного слова «на тему «А что у вас?», посвященный 105-летию со дня рождения С.Михалкова (ДОУ № 45) |
13 | Муниципальный семинар «Развитие любознательности у дошкольников подготовительной группы» | Март 2018 | Выступление из опыта работы (ДОУ № 67) |
14 | Региональный семинар «Развивающая предметно-пространственная среда в современной дошкольной образовательной организации: оснащение и использование» | Апрель 2018 | Участие в Региональном семинаре «Развивающая предметно-пространственная среда в современной дошкольной образовательной организации: оснащение и использование» (ДОУ № 16) |
Создание (обогащение) РППС, разработка методического обеспечения | |||
1 | Разработка перспективного плана на 2017-2018 учебный год с учетом темы самообразования | Август 2017-сентябрь 2017 | Разработать перспективный план по работе с детьми |
2 | Разработка рабочей программы в подготовительной к школе группе на 2017-2018 учебный год | Август 2017-сентябрь 2017 | Разработать рабочую программу в подготовительной к школе группе №6 |
3 | Изготовление дидактических игр, оформление картотеки экспериментов | Сентябрь - декабрь 2017 | Изготовление игр, оформление картотеки. |
4 | Создание в группе экспериментального уголка | В течение учебного года | Пополнение центра играми, пособиями. |
5 | Сбор теоретической и практической информации по экспериментированию и развитию любознательности. | Сентябрь 2017–май2018 | Сбор материала для опытов и экспериментов |
| |||
1 | Проведение мониторинга детей согласно теме самообразования. | Сентябрь 2017 первичный | Составление отчета по результатам мониторинга. Разработка плана индивидуальной работы. |
2 | Анкетирование для родителей на тему: «Что мы знаем про любознательность детей» | Октябрь 2017 | Обработка результатов опроса, написание аналитической справки по результатам анкетирования. Составление рекомендаций и проведение родительского собрания. |
3 | Проведение мониторинга детей согласно теме самообразования | Май 2018 вторичный | Проведение вторичного мониторинга с использованием инструментария и заполнением диагностических карт. |
| |||
1 | Составление отчета о проведенных мероприятиях согласно теме самообразования. | Май 2018 | Отчет о мероприятиях по теме самообразования, презентация на итоговом педагогическом совете. |
План работы по самообразованию на 2016-2017 учебный год
Воспитателя МБДОУ №94«Соенеч»
Даутовой Елены Юрьевны
План работы по самообразованию
Тема: «Экспериментирование как средство развития любознательности у детей дошкольного возраста»
Сроки | Методы и приемы | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь | Определение тематики, подбор литературы в периодической печати и в Интернете. | Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей. | ||
Октябрь | Изучение методической литературы. | Привлечение родителей к организации и оформлению уголка экспериментирования. | Консультация «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками» | |
Ноябрь | - Изучение опыта педагогов по теме: «Экспериментирование в детском саду» (на Интернет-сайтах, в периодической печати); - Создание картотеки для развития любознательности детей в детском саду в режимных моментах (в течении года). | Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми. | Использование медиа-файлов в НОД и в образовательной деятельности в режимных моментах. | |
Декабрь | Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей. | Консультация «Организация детского экспериментирования дома» | ||
Январь | Составление серии опытов для дошкольников | Памятка для родителей «Примерная структура занятия-экспериментирования» | Консультация для воспитателей «Содержание зон экспериментальной деятельности» | |
Март | Проект «Волшебное семечко» Выращивание рассады для летнего огорода | Консультация «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование» | ||
Апрель | Показательная ОД «Волшебное стёклышко». | |||
Май | Работа с памяткой для анализа процесса самообразования. | Мониторинг исследовательской деятельности дошкольников. | Отчет о проделанной работе по самообразованию за учебный год (в виде презентации). |
План работы по самообразованию на 2015-2016 учебный год
Воспитателя МБДОУ №94«Соенеч»
Даутовой Елены Юрьевны
План работы по самообразованию
Тема: «Экспериментирование как средство развития любознательности у детей дошкольного возраста»
Актуальность темы:
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Создание условий для исследовательской активности детей;
- Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
- Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности.
Список литературы
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
- Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
- Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
- Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
- Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
- Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
- Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
Срок | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь | Подбор и изучение литературы по теме; | Памятки для родителей «Я познаю мир» | |
Октябрь | Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования. | Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей; | Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребенка». |
Ноябрь-декабрь | Создание предметно-развивающей среды | Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы; | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности.» |
Январь | «Приборы-помощники» | Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп…) | Тематическое занятие «Волшебное стеклышко» |
Февраль | Инновационные технологии-ТРИЗ | Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов | Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние) |
Март | «Шаг за шагом» | Создание «копилки опытов и экспериментов» | Проведение опытов на занятиях и в свободное время |
Апрель | «Хочу все знать» | Поиск интересной информации о явлениях природы | Папка-передвижка для родителей и детей |
Апрель | Интернет-обмен передового опыта | Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности» | Консультация для воспитателей по обмену опытом |
В течение года | Медиатека по опытно-экпериментальной деятельности в образовательном пространстве | Подбор DVD дисков по изучаемым темам | Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их |
Май | Самоанализ по изучаемым темам | Оценка знаний по изучаемым темам | Прогноз на будущее |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования на 2015-2017 год по теме «Здоровьесберегающие игровые технологии как средство формирования валеологической культуры детей»
Содержит план работы по самообразованию. Актуальность выбранной темы. Этапы работы....
План самообразования воспитателя на 2015-2017 г."Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...
План по самообразованию на 2015-2017 учебный год "Развитие чувства ритма у детей при игре на детских музыкальных инструментах".
Формирование чувства ритма -- важнейшая задача педагога. Вместе с тем, занятия в оркестре детских музыкальных инструментов способствуют развитию умственных способностей; психофизических процессов: мыш...
План работы по самообразованию 2015–2017 гг. Тема «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...
План самообразования на 2015 - 2017 учебные годы "Приобщение детей к культуре здорового образа жизни".
План разработан для детей среднего и старшего возраста....
План по самообразованию 2015-2017 гг
План по самообразованию 2015-2017 гг...
План работы по самообразованию на 2015-2017 гг.
План работы по самообразованию на 2015 - 2017 гг....