План по самообразованию на 2022-2023 учебный год “Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы”
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Ольга Анатольевна Лесных

Цель:  Повысить педагогическую компетентность по теме «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»;

Повысить уровень подготовки детей к будущей учебной деятельности.

Задачи:

1.Формировать умения и навыки детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие).

2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;

3.Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.

4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.

5.   Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.

6. Повышение компетентности родителей в подготовке детей к будущей учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 84 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красногвардейского района  Санкт-Петербурга

План по самообразованию

на 2022-2023 учебный год

“Подготовка к обучению грамоте

детей подготовительной к школе группы”

Выполнила:  воспитатель

Лесных Ольга Анатольевна

Санкт-Петербург

2022

Цель:  Повысить педагогическую компетентность по теме «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»;

Повысить уровень подготовки детей к будущей учебной деятельности.

Задачи:

1.Формировать умения и навыки детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие).

2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;

3.Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.

4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.

5.   Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.

6. Повышение компетентности родителей в подготовке детей к будущей учебной деятельности.

Актуальность темы:

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. Один из критериев выпускника в области «Речевое развитие» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий), место звука в слове, проявлять интерес к чтению. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду. Взрослый дошкольник обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому работа со словом должна идти в другом направлении: от смыслового значения слова осуществляется переход к звуковому. Необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

Этап работы над темой самообразования:   1 год.

Планируемый результат:  

Ожидаемые результаты  (в виде целевых ориентиров)

-хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».

-дифференцировать понятия «звук» и «буква»;

-различать гласные и согласные звуки;

-осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;

-выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.

План самообразования воспитателя

Месяц

Формы работы

с детьми

с педагогами

с родителями

РППС

Сентябрь

Подвижная игра “Облака”

НОД Л.Е.Журова

“Обучение грамоте в д/с” по плану.

изучить уровень

компетентнос-ти педагогов по данной

проблеме.

изучить мнение

родителей по данной проблеме через

их анкетирование

Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки.  

Пополнение предметно-пространственной среды: подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте, пополнение картотеки “Артикуляционная гимнастика”

Октябрь

Упражнение “Будь внимательным”.

Подвижные игры “Отгадай чей голосок”; “Передал, садись”; “Лошадка”.

Упражнения “Что получиться”,  “Буква потерялась”.

НОД Л.Е.Журова

“Обучение грамоте в д/с” по плану.

Работа с картотекой скороговорок и чистоговорок.

Задания для развития мелкой моторики рук “Готовим руку к письму”

Консультация “Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста”

Оформление консультации для родителей “С чего начинать обучение”

Памятка для родителей “Различия звука и буквы, как правильно обозначать звуки, как грамотно выполнять звуковой анализ совместно с ребенком”.

Изготовление дидактического материала “Звуковые домики”,

“Найди место звука в слове», “Схемы слов”.

Пополнение картотек скороговорок и чистоговорок.

Ноябрь

Дидактические игры

“Закончи слово”;

“Угадай слово”  

Подвижные игры: “Насос”; “Жмурки с колокольчиком»; “Ловишки в звеньях”.

Упражнения “Найди букву”,  “Подбери слова”.

Игра с мячом “Раздели на слоги”.

НОД Л.Е.Журова

“Обучение грамоте в д/с” по плану.

Работа с картотекой скороговорок и потешек.

Задания для развития мелкой моторики рук “Готовим руку к письму”

Методические рекомендации для педагогов “С чего начинать обучение грамоте?”

Оформить папки-передвижки:

“Готовимся к школе. Игры,

развивающие речь ребёнка”

Беседа “Как подготовить руку к письму?”

Пополнение картотеки потешек.

Изготовление дидактических игр “Закончи слово”;

“Угадай слово”

Декабрь

Дидактические игры

  “Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)”;

“Словесный поезд”

Упражнение “Волшебные линии”.

Игровое упражнение “Найди место звука”.

Пальчиковая гимнастика “Пальчики-зверюшки”.

Подвижные игры: “Сова и комары”; “Змея”; «Лес шумит”; “Пчёлы и медвежата”.

НОД Л.Е.Журова

“Обучение грамоте в д/с” по плану.

Работа с картотекой чистоговорок и потешек.

Задания для развития мелкой моторики рук “Готовим руку к письму”

Консультация “Развитие мелкой моторики у детей”

Памятка-рекомендация для родителей, по развитию мелкой моторики рук.

Изготовление игры “Словесный поезд”

Пополнение картотеки пальчиковых игр.

Январь

Дидактические игры

  “Найди братца”;

“Гласный –согласный” Подвижные игры: “Поезд”; “Воробушки”; “Два Мороза”.

Упражнение “Назови буквы”.

Упражнения “Подбери схему”, “Подбери слова к схеме”.

Пальчиковая гимнастика  “Мы в печи варили щи”.

НОД Л.Е.Журова

“Обучение грамоте в д/с” по плану.

Разучивание и проговаривание скороговорок и потешек.

Задания для развития мелкой моторики рук «Готовим руку к письму»

Консультация "Использование

дидактических игр в процессе

фронтальных занятий с детьми по обучению грамоте"

Оформлены папки-передвижки

“Как научить ребенка пересказывать”; “Подготовка руки ребёнка к письму” (упражнения по

подготовке руки к письму);

“Речевые игры по дороге домой”

Подготовка дидактическая игр

  “Найди братца”;

“Гласный –согласный”

Пополнение картотеки подвижных игр.

Изготовление  звуко-буквенных схем.

Февраль

Дидактическая игра

  “Найди братца”

Подвижная игра “Карусели”; “Апельсин”; “Как у дедушки Лиона”.

Упражнение “Почини буквы”, “Раскрась кружки”, “Составь схему”.

Пальчиковая гимнастика “Облака”.

НОД Л.Е.Журова

“Обучение грамоте в д/с” по плану.

Разучивание и прговаривание скороговорок и чистоговорок.

Задания для развития мелкой моторики рук “Штриховки”

 Консультации для воспитателей старших и подготовительных групп  “Игры с буквами для дошколят”

Памятка для родителей по обучению грамоте

старших дошкольников;

Папка-передвижка “Игры для подготовки ребёнка к школе”

Пополнение коллекции обводок и штриховок.

Март

Дидактические игры

“Словесный поезд”;

“Слоговые кубики” Подвижная игра «На коняшке».

Упражнения “Подбери схему”, “Четвертый лишний”, “Определи место звука в слове”, “Составь и прочитай слова”

Игра с мячом “Цепочка”.

НОД Л.Е.Журова

“Обучение грамоте в д/с” по плану.

Разучивание и проговаривание  потешек.

Задания для развития мелкой моторики рук “Соедини по линии”

Индивидуальные консультации для воспитателей по теме.

Консультация “Использование

игровых методов и приемов в

обучении детей грамоте в домашних

условиях”

рекомендации родителям по обучению детей грамоте “От А до Я”

Изготовление слоговых таблиц,карточки  по  звуковому анализу слов.

Апрель

Досуг "В стране звуков" (по обучению дошкольников грамоте и подготовке их руки к письму)

Подвижная игра “Кот Васька”; “Что пропало?”; “Тишина”.

Упражнение “Раздели на слоги”.

Упражнение “Подбери слово”.

Упражнение “Синий – зеленый”.

Упражнение “Собери буквы – составь слова”.

НОД "В стране звуков"

Задания для развития мелкой моторики рук “Обводки”

Консультация для воспитателей “Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте”

Папка-передвижка “Адаптация к школе. Как помочь ребёнку” Буклеты для родителей “ Озвуках и буквах”

Изготовление книжки-малышки “Мини-азбука”

Май

Мониторинг уровня развития детей по обучению грамоте и подготовки руки к письму.

Анализ работы.   Отчёт о проделанной работе за  

Папка-передвижка “Множество почему перед школой”

Список используемой литературы: 

Сентябрь

1.  Варенцова Н.С. Некоторые проблемы работы воспитателя по развитию умственных способностей у дошкольников. – В кн. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие». Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Под ред. Дьяченко О. М., Холмовской В. В, —М.: Гном и Д, 2001.

2. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет. ООО «ТЦ –Сфера»2014г.

Октябрь

1. Варенцова Н.С. Преемственность в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста // Дошкольник. Младший школьник, 2003

2. Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.

Ноябрь

1. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. Книга для учителя,—М.: Просвещение, 1993.

2. Журова Л. Е , Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты.

3. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения [Текст]: / С. Е. Большакова– М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.

Декабрь

1. Гаврина, С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво

рисовать[Текст]:/ С. Е. Гаврина, Н. Л Кутявина., И. Г Топоркова., С. В.

Щербина – Ярославль, 2000. - 192 с.

2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.

Январь

1. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду (новые подходы). –Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

2. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. Москва ЭКСМО, 2010.

Февраль

1. Шулешко Е.Е. Обучение письму и чтению. Методическое пособие для воспитателей детского сада. – М., 1998.

2.  Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.

Март

1.Кулешова, Л. А. Занятия по обучению грамоте в ДОУ / Л.А. Кулешова. - М.: Учитель, 2005. - 128 c.

2.  Интернет ресурсы

Апрель

1.Н. В. Нищева Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа - Спб, ДетствоПресс, 2020.-272с.

Май

1. Крылова О. Н. Русский язык: тесты для проверки готовности детей к школе. _ М.: Издательство «Экзамен», 2015

2.Колесникова Е. В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет. –М.: Издательство «Ювента», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группе «Согласные звуки Т (Т’), буква Т»

Задачи:   1. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению;   2. Работать с тремя единицами речи: звуком, словом, предложением;   3.Обучать звуковом...

Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы в рамках кружка по дополнительному образованию

В методической разработке представлена программа кружка по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы, реализуемой за рамками основной образовательной деятельности. Акцент ставится на сове...

Методическая разработка для подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ш]. Буква «ш».

Методическая разработка для подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ш]. Буква «ш»....

План по самообразованию «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»

План по самообразованию«Подготовка к обучению грамотедетей подготовительной к школе группы»       Выполнила:воспитатель Галаова Залина Юрьевна...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Знакомство со слогом»

На занятии дети узнают, что такое «слог», научатся определять количество слогов в словах, а поможет им в этом сказка Э. Мошковской «Урок грамматики». Также познакомят...

Статья на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком ...

Занятие по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы "От предложения к звуку"

Этот материал представляет собой подробный конспект открытого занятия для детей дошкольного возраста 6–7 лет. В нём описаны основные методы работы, которые можно использовать в процесе неп...