План по самообразованию на 2022-2023 учебный год “Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы”
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Цель: Повысить педагогическую компетентность по теме «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»;
Повысить уровень подготовки детей к будущей учебной деятельности.
Задачи:
1.Формировать умения и навыки детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие).
2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;
3.Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.
4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.
5. Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.
6. Повышение компетентности родителей в подготовке детей к будущей учебной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 84 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга
План по самообразованию
на 2022-2023 учебный год
“Подготовка к обучению грамоте
детей подготовительной к школе группы”
Выполнила: воспитатель
Лесных Ольга Анатольевна
Санкт-Петербург
2022
Цель: Повысить педагогическую компетентность по теме «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»;
Повысить уровень подготовки детей к будущей учебной деятельности.
Задачи:
1.Формировать умения и навыки детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие).
2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;
3.Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.
4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.
5. Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.
6. Повышение компетентности родителей в подготовке детей к будущей учебной деятельности.
Актуальность темы:
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. Один из критериев выпускника в области «Речевое развитие» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий), место звука в слове, проявлять интерес к чтению. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду. Взрослый дошкольник обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому работа со словом должна идти в другом направлении: от смыслового значения слова осуществляется переход к звуковому. Необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.
Этап работы над темой самообразования: 1 год.
Планируемый результат:
Ожидаемые результаты (в виде целевых ориентиров)
-хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».
-дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
-различать гласные и согласные звуки;
-осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
-выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.
План самообразования воспитателя
Месяц | Формы работы | |||
с детьми | с педагогами | с родителями | РППС | |
Сентябрь | Подвижная игра “Облака” НОД Л.Е.Журова “Обучение грамоте в д/с” по плану. | изучить уровень компетентнос-ти педагогов по данной проблеме. | изучить мнение родителей по данной проблеме через их анкетирование | Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки. Пополнение предметно-пространственной среды: подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте, пополнение картотеки “Артикуляционная гимнастика” |
Октябрь | Упражнение “Будь внимательным”. Подвижные игры “Отгадай чей голосок”; “Передал, садись”; “Лошадка”. Упражнения “Что получиться”, “Буква потерялась”. НОД Л.Е.Журова “Обучение грамоте в д/с” по плану. Работа с картотекой скороговорок и чистоговорок. Задания для развития мелкой моторики рук “Готовим руку к письму” | Консультация “Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста” | Оформление консультации для родителей “С чего начинать обучение” Памятка для родителей “Различия звука и буквы, как правильно обозначать звуки, как грамотно выполнять звуковой анализ совместно с ребенком”. | Изготовление дидактического материала “Звуковые домики”, “Найди место звука в слове», “Схемы слов”. Пополнение картотек скороговорок и чистоговорок. |
Ноябрь | Дидактические игры “Закончи слово”; “Угадай слово” Подвижные игры: “Насос”; “Жмурки с колокольчиком»; “Ловишки в звеньях”. Упражнения “Найди букву”, “Подбери слова”. Игра с мячом “Раздели на слоги”. НОД Л.Е.Журова “Обучение грамоте в д/с” по плану. Работа с картотекой скороговорок и потешек. Задания для развития мелкой моторики рук “Готовим руку к письму” | Методические рекомендации для педагогов “С чего начинать обучение грамоте?” | Оформить папки-передвижки: “Готовимся к школе. Игры, развивающие речь ребёнка” Беседа “Как подготовить руку к письму?” | Пополнение картотеки потешек. Изготовление дидактических игр “Закончи слово”; “Угадай слово” |
Декабрь | Дидактические игры “Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)”; “Словесный поезд” Упражнение “Волшебные линии”. Игровое упражнение “Найди место звука”. Пальчиковая гимнастика “Пальчики-зверюшки”. Подвижные игры: “Сова и комары”; “Змея”; «Лес шумит”; “Пчёлы и медвежата”. НОД Л.Е.Журова “Обучение грамоте в д/с” по плану. Работа с картотекой чистоговорок и потешек. Задания для развития мелкой моторики рук “Готовим руку к письму” | Консультация “Развитие мелкой моторики у детей” Памятка-рекомендация для родителей, по развитию мелкой моторики рук. | Изготовление игры “Словесный поезд” Пополнение картотеки пальчиковых игр. | |
Январь | Дидактические игры “Найди братца”; “Гласный –согласный” Подвижные игры: “Поезд”; “Воробушки”; “Два Мороза”. Упражнение “Назови буквы”. Упражнения “Подбери схему”, “Подбери слова к схеме”. Пальчиковая гимнастика “Мы в печи варили щи”. НОД Л.Е.Журова “Обучение грамоте в д/с” по плану. Разучивание и проговаривание скороговорок и потешек. Задания для развития мелкой моторики рук «Готовим руку к письму» | Консультация "Использование дидактических игр в процессе фронтальных занятий с детьми по обучению грамоте" | Оформлены папки-передвижки “Как научить ребенка пересказывать”; “Подготовка руки ребёнка к письму” (упражнения по подготовке руки к письму); “Речевые игры по дороге домой” | Подготовка дидактическая игр “Найди братца”; “Гласный –согласный” Пополнение картотеки подвижных игр. Изготовление звуко-буквенных схем. |
Февраль | Дидактическая игра “Найди братца” Подвижная игра “Карусели”; “Апельсин”; “Как у дедушки Лиона”. Упражнение “Почини буквы”, “Раскрась кружки”, “Составь схему”. Пальчиковая гимнастика “Облака”. НОД Л.Е.Журова “Обучение грамоте в д/с” по плану. Разучивание и прговаривание скороговорок и чистоговорок. Задания для развития мелкой моторики рук “Штриховки” | Консультации для воспитателей старших и подготовительных групп “Игры с буквами для дошколят” | Памятка для родителей по обучению грамоте старших дошкольников; Папка-передвижка “Игры для подготовки ребёнка к школе” | Пополнение коллекции обводок и штриховок. |
Март | Дидактические игры “Словесный поезд”; “Слоговые кубики” Подвижная игра «На коняшке». Упражнения “Подбери схему”, “Четвертый лишний”, “Определи место звука в слове”, “Составь и прочитай слова” Игра с мячом “Цепочка”. НОД Л.Е.Журова “Обучение грамоте в д/с” по плану. Разучивание и проговаривание потешек. Задания для развития мелкой моторики рук “Соедини по линии” | Индивидуальные консультации для воспитателей по теме. | Консультация “Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях” рекомендации родителям по обучению детей грамоте “От А до Я” | Изготовление слоговых таблиц,карточки по звуковому анализу слов. |
Апрель | Досуг "В стране звуков" (по обучению дошкольников грамоте и подготовке их руки к письму) Подвижная игра “Кот Васька”; “Что пропало?”; “Тишина”. Упражнение “Раздели на слоги”. Упражнение “Подбери слово”. Упражнение “Синий – зеленый”. Упражнение “Собери буквы – составь слова”. НОД "В стране звуков" Задания для развития мелкой моторики рук “Обводки” | Консультация для воспитателей “Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте” | Папка-передвижка “Адаптация к школе. Как помочь ребёнку” Буклеты для родителей “ Озвуках и буквах” | Изготовление книжки-малышки “Мини-азбука” |
Май | Мониторинг уровня развития детей по обучению грамоте и подготовки руки к письму. | Анализ работы. Отчёт о проделанной работе за | Папка-передвижка “Множество почему перед школой” |
Список используемой литературы:
Сентябрь
1. Варенцова Н.С. Некоторые проблемы работы воспитателя по развитию умственных способностей у дошкольников. – В кн. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие». Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Под ред. Дьяченко О. М., Холмовской В. В, —М.: Гном и Д, 2001.
2. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет. ООО «ТЦ –Сфера»2014г.
Октябрь
1. Варенцова Н.С. Преемственность в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста // Дошкольник. Младший школьник, 2003
2. Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.
Ноябрь
1. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. Книга для учителя,—М.: Просвещение, 1993.
2. Журова Л. Е , Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты.
3. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения [Текст]: / С. Е. Большакова– М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
Декабрь
1. Гаврина, С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво
рисовать[Текст]:/ С. Е. Гаврина, Н. Л Кутявина., И. Г Топоркова., С. В.
Щербина – Ярославль, 2000. - 192 с.
2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.
Январь
1. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду (новые подходы). –Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
2. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. Москва ЭКСМО, 2010.
Февраль
1. Шулешко Е.Е. Обучение письму и чтению. Методическое пособие для воспитателей детского сада. – М., 1998.
2. Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.
Март
1.Кулешова, Л. А. Занятия по обучению грамоте в ДОУ / Л.А. Кулешова. - М.: Учитель, 2005. - 128 c.
2. Интернет ресурсы
Апрель
1.Н. В. Нищева Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа - Спб, ДетствоПресс, 2020.-272с.
Май
1. Крылова О. Н. Русский язык: тесты для проверки готовности детей к школе. _ М.: Издательство «Экзамен», 2015
2.Колесникова Е. В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет. –М.: Издательство «Ювента», 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группе «Согласные звуки Т (Т’), буква Т»
Задачи: 1. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению; 2. Работать с тремя единицами речи: звуком, словом, предложением; 3.Обучать звуковом...
Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы в рамках кружка по дополнительному образованию
В методической разработке представлена программа кружка по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы, реализуемой за рамками основной образовательной деятельности. Акцент ставится на сове...
Методическая разработка для подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ш]. Буква «ш».
Методическая разработка для подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ш]. Буква «ш»....
План по самообразованию «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»
План по самообразованию«Подготовка к обучению грамотедетей подготовительной к школе группы» Выполнила:воспитатель Галаова Залина Юрьевна...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Знакомство со слогом»
На занятии дети узнают, что такое «слог», научатся определять количество слогов в словах, а поможет им в этом сказка Э. Мошковской «Урок грамматики». Также познакомят...
Статья на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком ...
Занятие по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы "От предложения к звуку"
Этот материал представляет собой подробный конспект открытого занятия для детей дошкольного возраста 6–7 лет. В нём описаны основные методы работы, которые можно использовать в процесе неп...