Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста
статья

Винниченко Лариса Дмитриевна

Выявление возможности использования дидактических игр в сенсорном развитии детей дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность

«Сенсорное развитие» – само понятие происходит от латинского слова «sensus» – ощущение, чувство. Оно предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях, окружающего мира. Согласно мнению советского психолога Леонида Абрамовича Венгера, сенсорное развитие является основой умственного развития ребенка, ведь для большинства видов деятельности дошкольника необходимо полноценное восприятие. Исходя из того, что именно с восприятия начинается процесс познания окружающего мира, а более сложные формы познания, такие, как мышление и воображение, по отношению к нему являются вторичными.

Наиболее важно, что сенсорным развитием ребенка необходимо заниматься именно в младшем дошкольном возрасте, так как этот период является основой его дальнейшего развития. В этот период дети становятся относительно самостоятельными. Проявляют любознательность и бескрайнюю заинтересованность к окружающему, свойствам предметов и объектов. Такой живой интерес малыша дает отличную возможность родителю и воспитателю обогатить процесс сенсорного воспитания разнообразными заданиями и упражнениями, направленными на изучение цвета, формы, размера и величины.

        На сегодняшний день существует множество средств для сенсорного развития, такие как: музыкальная деятельность, изобразительная деятельность, конструирование, труд в природе и другие. Однако, как известно, что психика ребенка наилучшим образом развивается в игре. Именно игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

С использованием различных игр могут решаться определенные педагогические задачи. Однако наиболее действенным средством сенсорного развития могут стать именно дидактические игры. Это напрямую связано с тем, что в них сочетаются как дидактическая, так и игровая задачи.

        Данным вопросом в изучение сенсорного развития занимались как отечественные педагоги и психологи: А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, так и выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли. В настоящее время известна и используется система сенсорного воспитания дошкольников, разработанная Л.А. Венгером.

Проблема исследования - поиск теоретических оснований и практических направлений сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Цель работы - выявление возможности использования дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза - использование дидактических игр является эффективным средством сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста если:

- дидактические игры будут использоваться на постоянной основе с постепенным усложнением;

-детям обеспечен эмоционально-психологический комфорт во время занятий как в дошкольном учреждении, так и дома.

Объект исследования – процесс сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – дидактические игры, как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Поставленная цель определила ряд задач исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогические исследования о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

2. Выявить особенности сенсорно развития детей младшего дошкольного возраста.

3. Изучить методику организации работы с использованием дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста.

4. Определить возможности использования дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

5. Подобрать диагностические методы исследования уровня сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста.

6. Экспериментальным путем проанализировать возможность использования дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

7. Дать выводы и рекомендации по организации работы с использованием дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Цель:Изучить влияние дидактических игр направленных  на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста....

Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Тема: Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста Цель: Формирование полноценного восприятия окружающей действительности: обеспечение накопления представлений о цв...

"Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка дошкольного возраста"

Детская игра- исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности.Основы се...

Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на орган...

"Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка дошкольного возраста"

Детская игра- исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности.Основы се...