Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Моисеева Анна Николаевна
Тема: Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста Цель: Формирование полноценного восприятия окружающей действительности: обеспечение накопления представлений о цвете, форме, величине, совершенствование звукового анализа речи. Формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства. Задачи: 1. Способствовать обогащению и углублению содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей широкой ориентировки в предметном окружении. 2. Содействовать сочетанию обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности. 3. Создать условия для формирования систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой – эталоном обследования любого предмета, т.е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2016-2017.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Подсинский детский сад «Радуга»

План по самообразованию

Тема: Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Моисеева Анна Николаевна

Подсинее 2016

Пояснительная записка

Игра – основная деятельность детей.  Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем.

Игра является средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию  и пониманию факты, явления. Используя игру, как средство сенсорного воспитания, воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те явления и предметы, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний.

Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. И если они проводятся живо, умело, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что увеличивает их значение.

Сенсорное воспитание направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или оным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно - психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Тема:  Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Цель: Формирование полноценного восприятия окружающей действительности: обеспечение накопления представлений о цвете, форме, величине, совершенствование звукового анализа речи. Формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства.

Задачи:

  1. Способствовать обогащению и углублению содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей широкой ориентировки в предметном окружении.
  2. Содействовать сочетанию обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности.
  3. Создать условия для формирования систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой – эталоном обследования любого предмета, т.е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом.

Ожидаемый результат: Полноценное сенсорное развитие детей, формирование восприятия окружающей действительности и успешное умственное, физическое, эстетическое развитие детей дошкольного возраста.

Перспективный план на 2016 – 2017 учебный год.

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1 «Кого как зовут?»

2 «Выполни команду»

3 «Чудесный мешочек»

4 «Солнечный зайчик»

Способствовать развитию слухового внимания, умения слушать речь окружающих и правильно воспринимать её.

Создать условия для развития внимания, умения выделять отдельные признаки предметов.

Содействовать формированию умения детей называть предмет и описывать его.

Обеспечить условия для развития умения зрительных ощущений, формирования представления о свете и темноте.

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

1 «Угадай игрушку»

2 «Кто больше увидит»

3 «Угадай, что звучит»

4 «Спрячь в ладошке»

Содействовать формированию у детей умения находить предмет, ориентируясь на его основные признаки.

Способствовать развитию восприятия признаков предметов, памяти, связной речи, наблюдательности, самоконтроля.

Обеспечить условия для развития слухового внимания.

Создать условия формирования понятий о величине.

Н

О
Я
Б
Р
Ь

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

1 «Скажи какой»

2 «Что напутал Буратино?»

3 «Назови животное и скажи, кто как кричит?»

4 «Разложи фигуры по местам»

1 «Цветная вода»

2 «Зайцы и лиса»

3 «Разложи картинки»

4 «У кого какой предмет?»

Способствовать формированию умения выделять признаки предметов.

Содействовать формированию умения находить ошибки в описании предмета и исправлять их.

Создать условия для формирования умения соотносить слово с предметом или картинкой, воспроизводить громки или тихо звукоподражание.

Обеспечить условия для формирования знаний о плоских геометрических фигурах: квадрат, круг, треугольник.

Способствовать формированию знаний о цвете.

Обеспечить условия для формирования знаний детей о количестве предметов: один, много, ни одного.

Содействовать формированию умения выделять начало и конец действий.

Создать условия для развития умения точно выполнять игровые  действия, слухового внимания.

Я
Н
В
А
Р
Ь

1 «Съедобное - несъедобное»

2 «Кто, что умеет делать?»

3 «Курочка – Рябушечка»

Способствовать развитию слухового внимания.

Создать условия для формирования умения подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Содействовать развитию умения соотносить глагол с обстоятельствами места, причины ( куда? зачем?).

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

1 «Лабиринты»

2»Постучим – погремим»

3 «Тут и там»

4 «Цветные кубики»

Создать условия для развития зрительного внимания, связной речи, самоконтроля.

Содействовать развитию слухового внимания, восприятия звуков, которые издают различные предметы.

Способствовать формированию знаний о пространственных отношениях: выраженных словами: тут, там, далеко, близко.

Обеспечить условия для развития умения сравнивать цвета, подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

 

М
А
Р
Т

1 «Катится – не катится»

2 «Накрой платком»

3 «Собираем шишки»

4 «Погуляем в темноте»

Способствовать формированию знаний об объёмных геометрических тел – шара и куба.

Содействовать развитию понятий о величине (большой – маленький).

Обеспечить условия для развития умения различать количество предметов ( много – мало).

Создать условия для формирования представления о темноте.

А
П
Р
Е
Л
Ь

1 «Разноцветные палочки»

2 «Тук – тук- тук»

3 «Перелей водичку»

4 «Отгадай»

Способствовать развитию умения сортировать предметы по цвету.

Содействовать развитию слухового внимания ( быстро – медленно; тихо – громко).

Создать условия для развития осязания, формирования знаний о свойствах жидкости.

Обеспечить условия для развития умения отгадывать простые загадки.

 М
А
Й

1 «Цветы на полянке»

2 «Кто что делает?»

3 «Покормим кукол»

4 «Узнай по звуку»

Способствовать развитию умения различать количество предметов, обозначать количество словами: один, много, мало, ни одного.

Создать условия для формирования умения образовывать формы глагола.

Обеспечить условия для формирования умения сравнивать предметы по величине в ходе практических действий с ними.

Содействовать развитию слухового внимания, Восприятию на слух звуков, которые издают звучащие игрушки.

К концу учебного года у детей нашей группы прослеживается положительная динамика. Дети с удовольствием включаются в организованную воспитателем деятельность игры. Они проявляют эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе дидактических игр, выполняют простейший сенсорный анализ, понимают слова, обозначающие свойства предметов и способы обследования, они обращают внимание на пространственное взаимоотношение частей относительно друг друга, выделяют их величину, расположение, форму, цвет; на слух определяют, что звучит (барабан, бубен, гармошка и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Цель:Изучить влияние дидактических игр направленных  на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста....

"Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка дошкольного возраста"

Детская игра- исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности.Основы се...

Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на орган...

"Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка дошкольного возраста"

Детская игра- исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности.Основы се...

Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Выявление возможности использования дидактических игр в сенсорном развитии детей дошкольного возраста....