Педагогический проект для детей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
методическая разработка (средняя группа)
Проект поможет помочь расширить у ребенка кругозор, а так же создать условия для развития его познавательной активности. В ходе игровых занятий у ребенка развивается мышление. Внимание, восприятие и память. Реализация материла, создает условия для дальнейшего успешного усвоения школьной программы, снижает степень дезадаптации к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2_proekt.docx | 670.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Юлтыева И.Г.
воспитатель МБДОУ «Плешановский детский сад №1»
Педагогический проект для детей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Дошкольный возраст – это благоприятное время для развития сенсорной моторики у детей. Этот период очень важен для совершенствования деятельности органов чувств, представление об окружающем мире. На протяжении дошкольного возраста происходит значительное изменение в восприятии, внимании, мышлении, памяти детей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета: их форме, цвете, величине и т.д.. Сенсорное развитие у ребенка с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирование различных способностей и готовность ребенка к школе. Важно чтобы сенсорное воспитание планомерно включалось в моменты жизни ребенка, а прежде всего в процессе познанию окружающего мира. Проект поможет помочь расширить у ребенка кругозор, а так же создать условия для развития его познавательной активности. В ходе игровых занятий у ребенка развивается мышление. Внимание, восприятие и память. Реализация материла, создает условия для дальнейшего успешного усвоения школьной программы, снижает степень дезадаптации к школьному обучению.
Вид проекта: интеллектуально – познавательный.
Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь – май)
- 1 этап – подготовительный (сентябрь) – изучение научной и учебно – методической литературы;
- 2 этап основной (октябрь – апрель) – введение в практику. Подборка игр и упражнений в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей;
- 3 этап заключительный (май) – диагностика. Представление опыта работы по теме. Проведение контрольного диагностического исследования. Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.
Целевая аудитория – дети дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель проекта: Формирование и развитие сенсорной моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи проекта:
- Изучить особенности сенсорного развития у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
- Создать условия для развития сенсорной моторики для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- Изучить дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей;
- Научить детей играть в дидактические игры, развит у детей интерес к игре;
- Развивать словесно – логическое, наглядно- образное, предметно – действенное мышление.
Ожидаемые результаты:
- Формирование интереса детей к игре и игрушкам, способствующим сенсорной моторики;
- Развитие словесно – логического мышления, познавательной деятельности, развитие мелкой и крупной моторики.
Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. У детей с ЗПР отмечается низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает, снижена активность восприятия, материал воспринимается поверхностно. Сенсорное развитие у детей ЗПР происходит в той же последовательности, как у нормального развивающего ребенка, но имеет свои особенности: усвоение детьми информации происходит медленнее, чем у нормального развивающего сверстника; ребенок с ЗПР меньше пользуется данными знаниями в повседневной жизни; дети не анализируют предметы с помощью сенсорной моторики.
Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний сенсорной моторики необходимо использование следующих принципов:
- Принцип доступности и индивидуальности – дидактические игры должны быть понятны и доступны каждому ребенку.
- Принцип повторности – учитывая особенности развития восприятия у детей ЗПР, для прочного усвоения требований необходимо неоднократная повторность одних и тех же знаний.
- Принцип наглядности – дидактические игры должны быть с наглядным пособием. У ребенка вызывает это интерес, что способствует к хорошему результату.
Методы и приемы, направленные на развитие восприятия. Успех развития зрительного восприятия у детей с ЗПР во многом зависит от того какие методы и приемы используются. Правильно подобранные методы и приемы обучения способствуют лучшему развитию восприятия у детей с ЗПР.
- Словесный метод – пояснения, вопросы.
- Практический метод – предполагается сначала выполнить под руководством.
- Игровой метод – где как не в игре ребенок получает максимальное количество знаний.
Работа с детьми:
- Совместная работа;
- Индивидуальная работа;
- Свободная самостоятельная деятельность.
Работа с родителями:
- Собрание для родителей;
- Анкетирование родителей;
- Индивидуальные и групповые консультации.
Создание развивающей среды:
- Создание сенсорного уголка;
- Приобретение дидактического материала;
- Приобретение и изготовления наглядного материала;
- Приобретение развивающих игрушек для развития сенсорной моторики.
Календарный план (сентябрь – май)
Месяц | Мероприятия проекта |
Сентябрь |
|
Октябрь |
« Подбери по цвету».
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребенка. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы. Оперировать этими знаниями, зависит процесс его вхождение в окружающий мир. Развитие сенсорной моторики в сфере дошкольного возраста с ЗПР отличается качественным своеобразием. Требуется большое количество практических проб и решении наглядно – практических задач. Дети затрудняются в обследовании предмета. Основная проблема детей ЗПР в том, что их сенсорный опыт долго не обогащается и не закрепляется в слове. Таким образом, от практических действий к познанию и к умственным действиям и восприятия окружающего мира – это основной путь сенсорного развития детей с ЗПР.
Конспекты конкретных мероприятий в рамках реализации проекта
Познавательная игра: «Цветик – Семицветик».
Актуальность: Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен на обычном занятии.
Цель: Развивать у детей восприятие цвета, память; наблюдательность, логическое мышление; умение сравнивать и анализировать; концентрировать внимание, связанную речь.
Дидактические задачи: Формировать у дошкольников элементарные математические представления. Развивать умственные способности, зрительное восприятие, сообразительность и находчивость. Формировать представления детей о геометрических фигурах. Воспитывать настойчивость, терпение, стремление к успешному выполнению задания.
Оборудование: Цветок из картона со съемными лепестками (7 лепестков разных цветов и серединка цветка, в каждом лепестке вырезано по одной геометрической фигуре, на каждом лепестке написано по одной цифре (от 1 до 7)).
Возраст: от 3 до 7 лет
Материал: цветок из цветного картона (7 лепестков разного цвета с вырезанными внутри геометрическими фигурами; желтый – круг , оранжевый- овал , красный- квадрат , розовый- прямоугольник, фиолетовый- треугольник, синий- ромб, зеленый- треугольник. На каждом лепестке и на центре цветка написаны цифры по порядку от 1 до 7). Середина цветка – желтый круг из картона, лепестки прикрепляются к середине цветка на металлические скрепки.
Описание:
Дидактическая игра «Цветик-Семицветик» для детей 3-4 лет. Предлагается собрать «Цветик-Семицветик» (Присоединить лепестки к центру цветка).
Дидактическая игра «Цветик-Семицветик» для детей 3-5 лет. Детям предлагается собрать «Цветик-Семицветик», вставить геометрические фигуры в лепестки, назвать цвета лепестков и название геометрических цветов.
Дидактическая игра «Цветик-Семицветик» для детей 5-6 лет.
Воспитатель читает волшебные слова:
Лети- лети лепесток,
Через запад, на восток.
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Ты по группе пролети
И цвет нужный мне найди.
Ребенок с закрытыми глазами выбирает лепесток, открывает глаза, смотрит цвет лепестка и ищет предмет такого же цвета в своей группе.
Дидактическая игра «Цветик-Семицветик» для детей 5-6 лет.
Детям предлагается собрать «Цветик-Семицветик» по порядку по цифрам от 1 до 7, вставить геометрические фигуры, посчитать количество лепестков и количество геометрических фигур.
Дидактическая игра «Цветик-Семицветик» для детей 5-7 лет.
Ребенок с закрытыми глазами выбирает лепесток, открывает глаза, смотрит цвет лепестка и ребенку предлагается повторить волшебные слова и найти предмет такого же цвета в своей группе. Детям предлагается выбрать лепесток и назвать предметы (овощи, фрукты и др.) такого же цвета.
Дидактическая игра «Цветик-Семицветик» для детей 6-7 лет.
Детям предлагается собрать «Цветик-Семицветик» по порядку, посчитать количество лепестков вперед и назад, назвать предыдущее и последующее число числу (5), назвать на (1) больше/меньше. Детям предлагается собрать «Цветик-Семицветик» полностью, с геометрическими фигурами, и посчитать, из какого количества фигур составлен цветок.
Игра «Яблочный компот»
Задачи:
– Развивать восприятие цвета (красный, желтый, зелёный) и величины предметов (большое, маленькое, среднее).
– Развивать умение понимать и употреблять прилагательные, обозначающие признаки предметов.
– Учить раскладывать предметы (яблоки) по признаку величины: (большие – маленькие); по признаку цвета (красные-желтые-зелёные); сразу по двум признакам: величине и цвету.
Игровой материал:
Девять банок из картона: три маленькие, три большие и три среднего размера. 54 яблока (по 18 каждого цвета и величины) Девять разных по величине и цвету полосок “крышек”, соответствующих величине банок и цвету яблок.
Варианты проведения игры разнообразны в зависимости от поставленных задач. Перед детьми ставятся игровые задачи, например, «Будем варить компот из разных яблок» или «Поможем нашей бабушке сварить компот». Выполнять игровые действия можно как на столе, так и на полу.
Классификация по величине:
Классификация по цвету:
Классификация по величине и цвету.
В ходе выполнения игровых заданий и после их завершения детям можно задавать вопросы, ответы на которые предполагают употребление прилагательных: «Какое яблоко ты взял? В какую банку положишь? Какие яблоки в этой банке? » и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одним из определений сенсорного развития можно считать следующее - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.Дошкольный возраст - это период п...
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста
Цель:Изучить влияние дидактических игр направленных на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста....
Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста
Тема: Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста Цель: Формирование полноценного восприятия окружающей действительности: обеспечение накопления представлений о цв...
Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на орган...
«Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»
выступление для воспитателей...
«Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»
справка о проведении...
Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста
Выявление возможности использования дидактических игр в сенсорном развитии детей дошкольного возраста....