Педагогический проект для детей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
методическая разработка (средняя группа)

Юлтыева Ирина Гаяровна

Проект поможет помочь расширить у ребенка кругозор, а так же создать условия для развития его познавательной активности. В ходе игровых занятий у ребенка развивается мышление. Внимание, восприятие и память. Реализация материла, создает условия для дальнейшего успешного усвоения школьной программы, снижает степень дезадаптации к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_proekt.docx670.68 КБ

Предварительный просмотр:

Юлтыева И.Г.

воспитатель МБДОУ «Плешановский детский сад №1»

Педагогический проект для детей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Дошкольный возраст – это благоприятное время для развития сенсорной моторики у детей. Этот период очень важен для совершенствования деятельности органов чувств, представление об окружающем мире. На протяжении дошкольного возраста происходит значительное изменение в восприятии, внимании, мышлении, памяти детей.  Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета: их форме, цвете, величине и т.д.. Сенсорное развитие у ребенка с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирование различных способностей и готовность ребенка к школе. Важно чтобы сенсорное воспитание планомерно включалось в моменты жизни ребенка, а прежде всего в процессе познанию окружающего мира. Проект поможет помочь расширить у ребенка кругозор, а так же создать условия для развития его познавательной активности. В ходе игровых занятий у ребенка развивается мышление. Внимание, восприятие и память. Реализация материла, создает условия для дальнейшего успешного усвоения школьной программы, снижает степень дезадаптации к школьному обучению.

Вид проекта: интеллектуально – познавательный.

Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь – май)

  • 1 этап – подготовительный (сентябрь) – изучение научной и учебно – методической литературы;
  • 2 этап основной (октябрь – апрель) – введение в практику. Подборка игр и упражнений в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей;
  • 3 этап заключительный (май) – диагностика. Представление опыта работы по теме. Проведение контрольного диагностического исследования. Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

Целевая аудитория – дети дошкольного возраста с задержкой психического развития. 

Цель проекта:  Формирование и развитие сенсорной моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи проекта:

  1. Изучить особенности сенсорного развития  у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  2. Создать условия для развития сенсорной моторики для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
  3. Изучить дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей;
  4. Научить детей играть в дидактические игры, развит у детей интерес к игре;
  5. Развивать словесно – логическое, наглядно- образное, предметно – действенное мышление. 

Ожидаемые результаты: 

  1. Формирование интереса детей к игре  и игрушкам, способствующим  сенсорной моторики;
  2. Развитие словесно – логического мышления, познавательной деятельности, развитие мелкой и крупной моторики.

Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. У детей с ЗПР отмечается низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает, снижена активность восприятия, материал воспринимается поверхностно. Сенсорное развитие у детей ЗПР происходит в той же последовательности, как у нормального развивающего ребенка, но имеет свои особенности: усвоение детьми информации происходит медленнее, чем у нормального развивающего сверстника; ребенок с ЗПР меньше пользуется данными знаниями в повседневной жизни; дети не анализируют предметы с помощью сенсорной моторики.   

Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний сенсорной моторики необходимо использование следующих принципов:

  1. Принцип доступности и индивидуальности – дидактические игры должны быть понятны и доступны каждому ребенку.
  2. Принцип повторности – учитывая особенности развития восприятия у детей ЗПР, для прочного усвоения требований необходимо неоднократная повторность одних и тех же знаний.
  3. Принцип наглядности – дидактические игры должны быть с наглядным пособием. У ребенка вызывает это интерес, что способствует к хорошему результату.

Методы и приемы, направленные на развитие восприятия. Успех развития зрительного восприятия у детей с ЗПР во многом зависит от того какие методы и приемы используются. Правильно подобранные методы и приемы обучения способствуют лучшему развитию восприятия у детей с ЗПР.

  1. Словесный метод – пояснения, вопросы.
  2. Практический метод – предполагается сначала выполнить под руководством. 
  3. Игровой метод – где как не в игре ребенок получает максимальное количество знаний.

Работа с детьми:

  1. Совместная работа;
  2. Индивидуальная работа;
  3. Свободная самостоятельная деятельность.

Работа с родителями: 

  1. Собрание для родителей;
  2. Анкетирование родителей;
  3. Индивидуальные и групповые консультации.

Создание развивающей среды:

  1. Создание сенсорного уголка;
  2. Приобретение дидактического материала;
  3. Приобретение и изготовления наглядного материала;
  4. Приобретение развивающих игрушек для развития сенсорной моторики.

Календарный план (сентябрь – май)

Месяц

Мероприятия проекта

Сентябрь

  1. Изучение научной и учебно – методической литературы.
  2. Выявить актуальное состояние сенсорного развития у детей дошкольного возраста с ЗПР на начало года.
  3. Обработать и проанализировать полученные экспериментальные данные.
  4. Подготовить дидактический материал.
  5. Родительское собрание и анкетирование.

Октябрь

  1. Изучение литературы.
  2. Дидактическая игра «Какого цвета предмет», 

« Подбери по цвету». 

  1. Сложите в желтую корзину желтые овощи, а в зеленую – зеленые
  2. Консультация для родителей «Развивающие игрушки и настольные игры».

Ноябрь

  1. Изучение литературы.
  2. Дидактическая игра «Какого цвета у тебя одежда», «Назови цвет предмета».
  3. Разложи предметы по цвету, соедини картинки по цвету.
  4. Познавательная игра «Цветик семицветик». 
  5. Консультация – практикум для родителей «Умные игры».

Декабрь

  1. Изучение литературы.
  2. Дидактические игры «Узнай фигуру», «Найди предмет такой же формы».
  3. Разложи предметы в коробку по форме.
  4. Рекомендации для родителей «Развитие сенсорики у детей».

Январь

  1. Изучение литературы.
  2. Подбери заплатку по форме и цвету.
  3. Дидактическая игра, «Какая фигура лишняя?», «Расставь по порядку».
  4. Упражнение на развитие тактильных ощущений «Волшебный мешочек».
  5. Индивидуальные консультации для родителей.

Февраль

  1. Изучение литературы.
  2. Дидактическая игра «Собери пирамидку», «Разложи предметы по размеру».
  3. Узнай предмет по контуру.
  4. Рекомендация для родителей «Учим ребенка различать цвета».

Март

  1. Изучение литературы.
  2. Дидактическая игра, «Найти пару по размеру».
  3. Найти одинаковые цвета предмета на картинки.
  4. Игра «Яблочный компот».
  5. Групповая консультация для родителей.

Апрель

  1. Изучение литературы.
  2. Дидактическая игра «Собери картинку», «Узнай и назови». 
  3. Сложи из двух половинок предмет.
  4. Разложи предметы в коробку по цвету, форме и величине.
  5. Собрание для родителей и анкетирование. 

Май

  1. Проанализировать уровень сенсорного развития у детей дошкольного возраста с ЗПР на конец учебного года;
  2. Обработать и проанализировать полученные экспериментальные данные;
  3. Сравнить данные, полученные на констатирующем и контрольном этапах.

 

Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребенка. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы. Оперировать этими знаниями, зависит процесс его вхождение в окружающий мир. Развитие сенсорной моторики в сфере дошкольного возраста с ЗПР отличается качественным своеобразием. Требуется большое количество практических проб и решении наглядно – практических задач. Дети затрудняются в обследовании предмета. Основная проблема детей ЗПР  в том, что их сенсорный опыт долго не обогащается и не закрепляется в слове. Таким образом, от практических действий к познанию и к умственным действиям и восприятия окружающего мира – это основной путь сенсорного развития детей с ЗПР. 

Конспекты конкретных мероприятий в рамках реализации проекта

Познавательная игра: «Цветик – Семицветик».

Актуальность: Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен на обычном занятии.

Цель: Развивать у детей восприятие цвета, память; наблюдательность, логическое мышление; умение сравнивать и анализировать; концентрировать внимание, связанную речь.

Дидактические задачи:  Формировать у дошкольников элементарные математические представления. Развивать умственные способности, зрительное восприятие, сообразительность и находчивость. Формировать представления детей о геометрических фигурах. Воспитывать настойчивость, терпение, стремление к успешному выполнению задания.

Оборудование: Цветок из картона со съемными лепестками (7 лепестков разных цветов и серединка цветка, в  каждом лепестке вырезано по одной геометрической фигуре, на каждом лепестке написано по одной цифре (от 1 до 7)).

Возраст: от 3 до 7 лет

Материал: цветок из цветного картона (7 лепестков разного цвета с вырезанными внутри геометрическими фигурами; желтый – круг , оранжевый- овал , красный- квадрат , розовый- прямоугольник, фиолетовый- треугольник, синий- ромб, зеленый- треугольник. На каждом лепестке и на центре цветка  написаны цифры по порядку от 1 до 7). Середина цветка – желтый круг из картона, лепестки прикрепляются к середине цветка на металлические скрепки.

Описание:

Дидактическая игра «Цветик-Семицветик» для детей 3-4 лет. Предлагается собрать «Цветик-Семицветик» (Присоединить лепестки к центру цветка).

Дидактическая игра «Цветик-Семицветик» для детей 3-5 лет. Детям предлагается собрать «Цветик-Семицветик», вставить геометрические фигуры в лепестки, назвать цвета лепестков и название геометрических цветов.

Дидактическая игра «Цветик-Семицветик» для детей 5-6 лет.

 

Воспитатель читает волшебные слова:

Лети- лети лепесток,

Через запад, на восток.

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Ты по группе пролети

И цвет нужный мне найди.

Ребенок с закрытыми глазами выбирает лепесток, открывает глаза, смотрит цвет лепестка и ищет предмет такого же цвета в своей группе.

Дидактическая игра «Цветик-Семицветик» для детей 5-6 лет.

Детям предлагается собрать «Цветик-Семицветик» по порядку по цифрам от 1 до 7, вставить геометрические фигуры, посчитать количество лепестков и количество геометрических фигур.

Дидактическая игра «Цветик-Семицветик» для детей 5-7 лет.

Ребенок с закрытыми глазами выбирает лепесток, открывает глаза, смотрит цвет лепестка и ребенку предлагается повторить волшебные слова и найти предмет такого же цвета в своей группе. Детям предлагается выбрать лепесток и назвать предметы (овощи, фрукты и др.) такого же цвета.

Дидактическая игра «Цветик-Семицветик» для детей 6-7 лет.

Детям предлагается собрать «Цветик-Семицветик» по порядку, посчитать количество лепестков вперед и назад, назвать предыдущее и последующее число числу (5), назвать на (1) больше/меньше. Детям предлагается собрать «Цветик-Семицветик» полностью, с геометрическими фигурами, и посчитать, из какого количества  фигур составлен цветок.

Игра «Яблочный компот»

Задачи:

– Развивать восприятие цвета (красный, желтый, зелёный) и величины предметов (большое, маленькое, среднее).

– Развивать умение понимать и употреблять прилагательные, обозначающие признаки предметов. 

– Учить раскладывать предметы (яблоки) по признаку величины: (большие – маленькие); по признаку цвета (красные-желтые-зелёные); сразу по двум признакам: величине и цвету. 

Игровой материал:

Девять банок из картона: три маленькие, три большие и три среднего размера. 54 яблока (по 18 каждого цвета и величины) Девять разных по величине и цвету полосок “крышек”, соответствующих величине банок и цвету яблок. 

Варианты проведения игры разнообразны в зависимости от поставленных задач. Перед детьми ставятся игровые задачи, например, «Будем варить компот из разных яблок» или «Поможем нашей бабушке сварить компот». Выполнять игровые действия можно как на столе, так и на полу. 

Классификация по величине: 

Классификация по цвету: 

Классификация по величине и цвету.

В ходе выполнения игровых заданий и после их завершения детям можно задавать вопросы, ответы на которые предполагают употребление прилагательных: «Какое яблоко ты взял? В какую банку положишь? Какие яблоки в этой банке? » и т. д.

C:\Users\ADMIN\Downloads\WhatsApp Image 2025-01-21 at 11.06.30.jpeg

C:\Users\ADMIN\Downloads\WhatsApp Image 2025-01-21 at 11.00.09.jpegC:\Users\ADMIN\Downloads\3bdf9570-2290-40e0-81d1-cd4b21d1285e.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из определений сенсорного развития можно считать следующее - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.Дошкольный возраст - это период п...

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Цель:Изучить влияние дидактических игр направленных  на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста....

Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Тема: Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста Цель: Формирование полноценного восприятия окружающей действительности: обеспечение накопления представлений о цв...

Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на орган...

Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Выявление возможности использования дидактических игр в сенсорном развитии детей дошкольного возраста....