Педагогический проект «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
проект
Сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребёнка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, на основе которого формируется полноценное представление о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детскиц сад № 316»
_____________________________________________________________________________60127 г. Красноярск, ул. Мате Залке, 6 «ж», тел./факс 220-48-61
ОГРН 1022402489350 ИНН/КПП 2465046587/246501001
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
__________________ Заведующий МАДОУ № 316
___________________________
Педагогический проект
«Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Авторы проекта:
Учитель – дефектолог Титовец Н. С.
Учитель – логопед Гацко А.С.
Воспитатели: Алексанян Е. И.
Решетникова Е.И.
Красноярск
2024
Введение
Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психической патологии, отличающаяся неравномерной сформированностью процессов познавательной и эмоциональной сферы, которую выявляют с началом обучения ребенка.
Дошкольников с ЗПР отличает высокая возбудимость, неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость, быстрая утомляемость . При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов. У детей небольшой словарный запас, большинство страдают дефектами звукопроизношения, слабо владеют лексико-грамматическими категориями. Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, при этом процесс восприятия проявляется в его ограниченности, фрагментарности. В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления. Наблюдается отставание всех видов памяти: зрительной, слуховой, словесно-логической. Недостатки в развитии произвольной памяти проявляются в замедленном запоминании, неточности воспроизведения, частом забывании воспринимаемого материала. Отставание особенно заметно в мыслительной деятельности детей с ЗПР. Они затрудняются обобщать, сравнивать, систематизировать и классифицировать. У детей с ЗПР обнаруживаются трудности словесно-логического мышления. Недостатки мышления у детей с ЗПР проявляются в низкой способности к обобщению материала; слабости регулирующей роли мышления; несформированности основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, снижении познавательной активности. У детей с ЗПР обнаруживается невысокий уровень сформированности логических операций: непланомерность анализа, слабая дифференцированность обобщения. Поэтому ребенку с ЗПР необходимо развивать навыки анализа, синтеза; совершенствовать активную функцию внимания, произвольную память, связную речь, произвольную регуляцию деятельности. Все сказанное говорит о необходимости специальных занятий по развитию моторики этих детей в дошкольном возрасте. Недостатки внимания как сосредоточения деятельности субъекта на каком-либо объекте отмечаются всеми исследователями в качестве характерного признака задержки психического развития.
Анализ
Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание является задачей умственного, эстетического и физического воспитания. Полноценное сенсорное развитие может осуществляться лишь в процессе организованной образовательной и игровой деятельности, когда у детей происходит целенаправленное формирование эталонных представлений о форме, цвете, величине, о свойствах и признаках разнообразных предметов и материалов, особенностях их положения в пространстве. Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды. Сенсорная коробка призвана развивать не только мелкую моторику, координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ней у ребенка через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев. Так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи. Кроме того, благодаря сенсорной коробке дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого
Паспорт проекта
№ | Наименование пункта | Описание |
1 | Название проекта | «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» |
2 | Актуальность проекта | Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребёнка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, на основе которого формируется полноценное представление о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. |
3 | Возраст учащихся | Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития 3-7 лет |
4 | Состав проектной группы | Титовец Н.С., Гацко А.С., Алексанян Е.И., Решетникова Е.М. |
5 | Цель проекта |
|
6 | Задачи проекта |
|
Объект исследования | Дети с задержкой психического развития. | |
Предмет исследования | Сенсомоторное восприятие ребенком через дидактические игры. | |
Проектное решение | Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. У детей с ЗПР отмечается низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает, снижена активность восприятия, материал воспринимается поверхностно. Сенсорное развитие у детей ЗПР происходит в той же последовательности, как у нормального развивающего ребенка, но имеет свои особенности: усвоение детьми информации происходит медленнее, чем у нормального развивающего сверстника; ребенок с ЗПР меньше пользуется данными знаниями в повседневной жизни; дети не анализируют предметы с помощью сенсорной моторики. Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний сенсорной моторики необходимо использование следующих принципов:
| |
Сроки реализации проекта | Сентябрь-май | |
Этапы реализации проекта | Подготовительный ( с 14 сентября по 30 октября) Основной ( с 01 ноября по 30 апреля) Заключительный ( с 10 мая по 31 мая) | |
Ожидаемые результаты проекты |
| |
Продукт деятельности | Дидактические игры. | |
Эффекты |
| |
Ресурсы | Человеческий: воспитатели, родители. Помещение: группа. Оборудование: проектор, компьютер, столы, стулья. | |
Риски | Низкая активность родителей, сезонная заболеваемость педагогов |
Перспективный план
Основное мероприятие | Срок (периодичности исполнения) | Результат мероприятия | Ответственные/Участники |
Подготовительный этап | |||
Родительское собрание | Сентябрь |
Родительское собрание и анкетирование | Воспитатели, родители |
Основной этап | |||
Изучение литературы Поиск дидактических игр | Октябрь-декабрь | Собран материал для создания творческих продуктов | Воспитатели, родители, дети |
Изготовление дидактических игр | Ноябрь-май | Освоение детьми различных инструментов и техник по развитию мелкой моторики рук через дидактические игры | Воспитатели, дети |
Мастер-класс для педагогов | Февраль | Презентация опыта | Воспитатели |
Презентация дидактических игр | Май | Пополнение предметно-пространственной среды | Воспитатели, родители, дети |
Календарный план ( сентябрь – май 2024/25 гг.)
Месяц | Мероприятия проекта |
Сентябрь |
|
Октябрь |
« Подбери по цвету».
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребенка. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы. Оперировать этими знаниями, зависит процесс его вхождение в окружающий мир. Развитие сенсорной моторики в сфере дошкольного возраста с ЗПР отличается качественным своеобразием. Требуется большое количество практических проб и решении наглядно – практических задач. Дети затрудняются в обследовании предмета. Основная проблема детей ЗПР в том, что их сенсорный опыт долго не обогащается и не закрепляется в слове. Таким образом, от практических действий к познанию и к умственным действиям и восприятия окружающего мира – это основной путь сенсорного развития детей с ЗПР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одним из определений сенсорного развития можно считать следующее - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.Дошкольный возраст - это период п...
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста
Цель:Изучить влияние дидактических игр направленных на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста....
Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста
Тема: Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста Цель: Формирование полноценного восприятия окружающей действительности: обеспечение накопления представлений о цв...
Педагогический проект: «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в ...
Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на орган...
«Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»
выступление для воспитателей...
«Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»
справка о проведении...