Педагогический проект «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
проект

Алексанян Евгения Ивановна

Сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребёнка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, на основе которого формируется полноценное представление о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детскиц сад № 316»

_____________________________________________________________________________60127 г. Красноярск, ул. Мате Залке, 6 «ж», тел./факс 220-48-61

ОГРН 1022402489350 ИНН/КПП 2465046587/246501001

Электронный адрес:

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»

__________________ Заведующий МАДОУ № 316

___________________________

Педагогический проект

«Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Авторы проекта:

Учитель – дефектолог Титовец Н. С.

Учитель – логопед Гацко А.С.

Воспитатели: Алексанян Е. И.

Решетникова Е.И.

Красноярск

2024

Введение
Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психической патологии, отличающаяся неравномерной сформированностью процессов познавательной и эмоциональной сферы, которую выявляют с началом обучения ребенка.
Дошкольников с ЗПР отличает высокая возбудимость, неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость, быстрая утомляемость . При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов. У детей небольшой словарный запас, большинство страдают дефектами звукопроизношения, слабо владеют лексико-грамматическими категориями. Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, при этом процесс восприятия проявляется в его ограниченности, фрагментарности. В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления. Наблюдается отставание всех видов памяти: зрительной, слуховой, словесно-логической. Недостатки в развитии произвольной памяти проявляются в замедленном запоминании, неточности воспроизведения, частом забывании воспринимаемого материала. Отставание особенно заметно в мыслительной деятельности детей с ЗПР. Они затрудняются обобщать, сравнивать, систематизировать и классифицировать. У детей с ЗПР обнаруживаются трудности словесно-логического мышления. Недостатки мышления у детей с ЗПР проявляются в низкой способности к обобщению материала; слабости регулирующей роли мышления; несформированности основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, снижении познавательной активности. У детей с ЗПР обнаруживается невысокий уровень сформированности логических операций: непланомерность анализа, слабая дифференцированность обобщения. Поэтому ребенку с ЗПР необходимо развивать навыки анализа, синтеза; совершенствовать активную функцию внимания, произвольную память, связную речь, произвольную регуляцию деятельности. Все сказанное говорит о необходимости специальных занятий по развитию моторики этих детей в дошкольном возрасте. Недостатки внимания как сосредоточения деятельности субъекта на каком-либо объекте отмечаются всеми исследователями в качестве характерного признака задержки психического развития.

Анализ
Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание является задачей умственного, эстетического и физического воспитания. Полноценное сенсорное развитие может осуществляться лишь в процессе организованной образовательной и игровой деятельности, когда у детей происходит целенаправленное формирование эталонных представлений о форме, цвете, величине, о свойствах и признаках разнообразных предметов и материалов, особенностях их положения в пространстве. Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды. Сенсорная коробка призвана развивать не только мелкую моторику, координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ней у ребенка через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев. Так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи. Кроме того, благодаря сенсорной коробке дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого

Паспорт проекта

Наименование пункта

Описание

1

Название проекта

«Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

2

Актуальность проекта

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребёнка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, на основе которого формируется полноценное представление о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

3

Возраст учащихся

Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития 3-7 лет

4

Состав проектной группы

Титовец Н.С., Гацко А.С., Алексанян Е.И., Решетникова Е.М.

5

Цель проекта

  • Формирование и развитие сенсорной моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью дидактических игр.
  • Создание и оснащение групповой среды в которой ребенок получит новый и яркий сенсорный опыт.

6

Задачи проекта

  • Развивать мелкую моторику, координацию движений, восприятие;
  • Формировать усидчивость;
  • Развивать психоэмоциональную сферу ребенка;
  • Изучить дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей;
  • Научить детей играть в дидактические игры, развит у детей интерес к игре;
  • Развивать словесно – логическое, наглядно- образное, предметно – действенное мышление.

Объект исследования

Дети с задержкой психического развития.

Предмет исследования

Сенсомоторное восприятие ребенком через дидактические игры.

Проектное решение

Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. У детей с ЗПР отмечается низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает, снижена активность восприятия, материал воспринимается поверхностно. Сенсорное развитие у детей ЗПР происходит в той же последовательности, как у нормального развивающего ребенка, но имеет свои особенности: усвоение детьми информации происходит медленнее, чем у нормального развивающего сверстника; ребенок с ЗПР меньше пользуется данными знаниями в повседневной жизни; дети не анализируют предметы с помощью сенсорной моторики.

Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний сенсорной моторики необходимо использование следующих принципов:

  • Принцип доступности и индивидуальности – дидактические игры должны быть понятны и доступны каждому ребенку.
  • Принцип повторности – учитывая особенности развития восприятия у детей ЗПР, для прочного усвоения требований необходимо неоднократная повторность одних и тех же знаний.
  • Принцип наглядности – дидактические игры должны быть с наглядным пособием. У ребенка вызывает это интерес, что способствует к хорошему результату.

Сроки реализации проекта

Сентябрь-май

Этапы реализации проекта

Подготовительный ( с 14 сентября по 30 октября)

Основной ( с 01 ноября по 30 апреля)

Заключительный ( с 10 мая по 31 мая)

Ожидаемые результаты проекты

  • Научили детей ЗПР играть в дидактические игры, соблюдая правила игры, развивая интерес и активное участие.
  • Пополнение РС, с помощью изготовления дидактических игр, пособий.
  • Развитие словесно – логического мышления, познавательной деятельности, развитие мелкой и крупной моторики.

Продукт деятельности

Дидактические игры.

Эффекты

  • Формирование интереса детей к игре и игрушкам, способствующим развитию сенсорных эталонов;
  • Развитие словесно – логического мышления, познавательной деятельности, развитие мелкой и крупной моторики.
  • Помочь родителям в организации дидактических игр в условиях семейного воспитания

Ресурсы

Человеческий: воспитатели, родители.

Помещение: группа.

Оборудование: проектор, компьютер, столы, стулья.

Риски

Низкая активность родителей, сезонная заболеваемость педагогов

Перспективный план

Основное мероприятие

Срок (периодичности исполнения)

Результат мероприятия

Ответственные/Участники

Подготовительный этап

Родительское собрание

Сентябрь

  1. Изучение научной и учебно – методической литературы.

Родительское собрание и анкетирование

Воспитатели, родители

Основной этап

Изучение литературы

Поиск дидактических игр

Октябрь-декабрь

Собран материал для создания творческих продуктов

Воспитатели, родители, дети

Изготовление дидактических игр

Ноябрь-май

Освоение детьми различных инструментов и техник по развитию мелкой моторики рук через дидактические игры

Воспитатели, дети

Мастер-класс для педагогов

Февраль

Презентация опыта

Воспитатели

Презентация дидактических игр

Май

Пополнение предметно-пространственной среды

Воспитатели, родители, дети

Календарный план ( сентябрь – май 2024/25 гг.)

Месяц

Мероприятия проекта

Сентябрь

  1. Изучение научной и учебно – методической литературы.
  2. Родительское собрание и анкетирование.

Октябрь

  1. Дидактическая игра «Какого цвета предмет»,

« Подбери по цвету».

  1. Сложите в желтую корзину желтые овощи, а в зеленую – зеленые
  2. Консультация для родителей «Развивающие игрушки и настольные игры»
  3. в родительской группе «Сферум».

Ноябрь

  1. Дидактическая игра «Какого цвета у тебя одежда», «Назови цвет предмета».
  2. Разложи предметы по цвету, соедини картинки по цвету.
  3. Познавательная игра «Цветик - семицветик».
  4. Консультация – практикум для родителей «Умные игры» ( папка-передвижка).

Декабрь

  1. Дидактические игры «Узнай фигуру», «Найди предмет такой же формы».
  2. Разложи предметы в коробку по форме.
  3. Рекомендации для родителей «Развитие сенсорики у детей». (информационный лист).

Январь

  1. Подбери заплатку по форме и цвету.
  2. Дидактическая игра, «Какая фигура лишняя?», «Расставь по порядку».
  3. Упражнение на развитие тактильных ощущений «Волшебный мешочек».
  4. Групповая консультация для родителей ( мастер-класс).

Февраль

  1. Дидактическая игра «Собери пирамидку», «Разложи предметы по размеру».
  2. Узнай предмет по контуру.
  3. Рекомендация для родителей «Учим ребенка различать цвета» (буклет).

Март

  1. Дидактическая игра, «Найти пару по размеру».
  2. Найти одинаковые цвета предмета на картинки.
  3. Игра «Яблочный компот».
  4. Индивидуальные консультации для родителей.

Апрель

  1. Дидактическая игра «Собери картинку», «Узнай и назови».
  2. Сложи из двух половинок предмет.
  3. Разложи предметы в коробку по цвету, форме и величине.
  4. Собрание для родителей и анкетирование.

Май

  1. Пополнение предметно-пространственной среды

Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребенка. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы. Оперировать этими знаниями, зависит процесс его вхождение в окружающий мир. Развитие сенсорной моторики в сфере дошкольного возраста с ЗПР отличается качественным своеобразием. Требуется большое количество практических проб и решении наглядно – практических задач. Дети затрудняются в обследовании предмета. Основная проблема детей ЗПР в том, что их сенсорный опыт долго не обогащается и не закрепляется в слове. Таким образом, от практических действий к познанию и к умственным действиям и восприятия окружающего мира – это основной путь сенсорного развития детей с ЗПР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из определений сенсорного развития можно считать следующее - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.Дошкольный возраст - это период п...

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Цель:Изучить влияние дидактических игр направленных  на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста....

Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Тема: Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста Цель: Формирование полноценного восприятия окружающей действительности: обеспечение накопления представлений о цв...

Педагогический проект: «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в ...

Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на орган...