Педагогическая копилка
материал

Ирина Александровна Прохорова

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Белоярского района

«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский»

Конспект индивидуального интегрированного занятия для детей со сложным дефектом, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии раннего возраста

«Ёжик»

Воспитатель группы № 25

                                                                                           Прохорова И.А

2021г.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: формирование элементарных математических представлений и  знаний об окружающем мире, создание условий для применения ранее полученных знаний на практике.

Задачи:

  1. Учить  группировать геометрические фигуры, по форме, цвету, называть их (круг, квадрат, треугольник).
  2. Развивать внимание, память, мелкую моторику рук, речь.
  3. Закрепить знание основных цветов: зеленый, красный, синий, желтый;
  4.  Закреплять знания об окружающем мире.
  5. Воспитывать КГН, доброжелательность, желание придти на помощь.

Оборудование:        

мягкая игрушка – ежик, массажный мячик, металлические ложки, цветные магниты, шаблоны тарелок разных форм, фигурки  «марблс» (цветочки, листики), картинка «Дерево».

Организационный момент

(Воспитатель вместе с ребенком звенит колокольчиком и рассказывает)

      Дили-дили, дили-дили!

      Колокольчики звонили.

 Динь-день! Динь-день!

 Начинаем новый день!

 Дили-дили, дили-дили!

 Колокольчики будили

 Всех зайчат и ежат,

 Всех ленивых медвежат.

Ход занятия

В гости  приходит еж.

Воспитатель: «Посмотри, к нам в гости сегодня пришел еж». (Показывает ребенку  игрушку — ежа)

Еж: «Здравствуй, я колючий ёж. Живу в лесу под деревом, сворачиваюсь клубочком и сплю. Сегодня утром я проснулся, вылез из норки  и увидел, что в лесу наступила весна. На деревьях распустились листочки, появились первые цветы, а на моём дереве нет цветов и листочков. Я очень расстроился, подумал, что дерево заболело. Пришел к тебе за помощью.

Воспитатель обращается к ребенку: «Как мы можем помочь ежику вылечить дерево?»

Ответы ребенка: Нарисовать листочки, сделать из пластилина и т.д

Воспитатель: « Я  предлагаю украсить дерево фигурками  «марблс«

Ребенок приступает  к выполнению задания. Показывает  результат.

Еж: Какие прекрасные  цветы и молодые листочки   распустились  на моем дереве. Спасибо тебе за помощь.

Я очень люблю игры с массажным мячом, который очень похож на меня. Предлагаю тебе поиграть со мной.

Игровой массаж рук 

(Воспитатель вместе с ребенком  катает мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями).

         Ходит ёжик без дорожек

         По лесу, по лесу.
         И колючками своими

         Колется, колется.
         А я ёжику - ежу

         Ту тропинку покажу (извилистую тропинку)
         Где катают мышки

         Маленькие шишки.

Воспитатель и ребенок благодарят Ежика за игру и предлагают угостить его конфетами

Д./и «Разноцветные магниты «

Ход игры

Ребенок  с помощью металлической  ложки раскладывает  цветные магниты (конфеты) в соответствии с их формой и цветом по тарелкам.

Еж благодарит  за помощь и угощение.

Рефлексия

Воспитатель спрашивает (просит) ребенка:

     Скажи (покажи), кто к нам сегодня  приходил в гости?

Скажи (покажи), что расцвело на дереве?

Скажи (покажи), чем мы  угощали Ежа?  

Скажи (покажи), с помощью какого предмета мы раскладывали конфеты?

Скажи (покажи), во что  мы раскладывали конфеты?

 



Предварительный просмотр:

Добрый день Уважаемые коллеги!

Современный педагог находится в постоянном поиске новых приемов  и упражнений чтоб ребенок из неговорящего превратился в говорящего. Сегодняшняя встреча  посвящена  теме «Активизация речи «неговорящих» детей с помощью интерактивных игр Мерсибо . Я сегодня  представляю новый продукт, от Компании «Мерсибо». Флешка «Первослов». Почему мы решили использовать ее в работе? Дети нашей группы имеют ТМНР.в том числе и речквого. Поэтому те упражнения, которые мы имеем в арсенале  не всегда достаточны и эффективны. Используя в работе пособия для развития речи, мы столкнулась с тем, что  какой бы хороший художник ни был, как бы он хорошо не иллюстрировал эти пособия,  для наших детей статичные картинки не всегда бывают понятны особенно если мы говорим о детях задержкой познавательного развития или о тяжелой степени интеллектуальной недостаточности. На картинке изображения имеют условный характер, когда как в интерактивной игре все картинки оживают и мы получаем действие, то есть ребёнок что-то говорит и к тому что он говорит герой начинает прыгать бегать кушать. Игры разбиты на шесть блоков: на неречевой слух, восприятие своей речи со стороны, переход от слога к слову, повторение звукосочетаний, простых слов и фраз и развитие грамматики.СЛАЙД 2

 Задания предназначены для детей от двух лет, с нормативным развитием и различными нарушениями речи.

Слышу-повторяю СЛАЙД 3
5 игр, в которых ребенок слышит звук, повторяет или анализирует его. Игры нацелены на то чтобы ребёнок повторил за персонажем просто гласные звуки
 

Эти игры помогут развить неречевой слух, познакомиться с окружающим миром и активизировать речь.

Волшебный микрофон СЛАЙД 4
2 игры, в которых ребенок говорит в микрофон и слышит свою речь со стороны: как отраженное эхо в горах и в повторе робота. Эти игры помогут ребенку услышать себя со стороны, и понять, как меняется звучание, если произносить слова более четко.

От слога к слову СЛАЙД 5
4 игры, в которых ребенок учится проговаривать слоги и от них переходить к словам. Если не справляется со словом целиком, то может повторить первый слог. Например, вместо «сок» сказать «со», вместо «конфета» — «фе».

Эти игры подойдут для первого этапа работы и помогут стимулировать речь ребенка.

Простая фраза СЛАЙД 6
3 игры, в которых ребенок знакомится с частыми разговорными фразами и правилами общения. Например, учится обращаться с вежливой просьбой, находить нужную игрушку и давать ее.

Такие игры помогут активизировать речь, выражать свои просьбы и отвечать на просьбы окружающих.

Ожившие картинки СЛАЙД 7
6 игр, в которых дети работают с «живыми» сюжетными картинками: кликают на объекты, слышат простые фразы, слова или звукосочетания и повторяют их. Например: на картинке дети лепят снеговика. Диктор представляет ребенку всех персонажей. Затем ребенок кликает на любого, и слышит обращенную фразу: Катя, неси. Бобик, сиди. Дима, лови.

Такие игры познакомят ребенка с частыми фразами в разговорной речи, помогут активизировать речь, улучшить понимание обращенной речи, расширить лексический запас. Игры в этом блоке похожи на игры из блока «Простая фраза», но сложнее: большая вариативность действий.

Грамматика СЛАЙД 5
4 игры, которые помогут развить лексический запас и поработать над существительными в родительном падеже, единственном и множественном числе, а также в уменьшительной форме.

У игр сказочные сюжеты и яркие герои, которые помогут вызвать интерес ребенка, удержать его внимание, найти контакт с зажатым ребенком и мотивировать на занятиях. Игры короткие, и ребенок не устает. Предметы крупные и четкие, на них легко нажимать. В играх нет тикающих таймеров, и ребенок выполняет задание в своем темпе.Флешку Мерсибо мы используем на занятиях по развитию речи, развитию речевого восприятия, окружающего мира  и в свободное время в течение дня. На сегодняшний день мы используем игры из 1 блока СЛАЙД 5
Игра.
 Весело поем

Игра направлена на повторение, пропевание гласных звуков первого ряда.

Приступая к работе мы сначала смотрим, а понимает ли ребенок изображение и попросим его показать где зайчик, волк, лиса и т.д.

Когда мы убедились что ребенок знает этих героев, мы просим каждого из героев нам что то сказать. Например, давай послушаем что сказал зайчик

Зайчик сказал ааа  и ребенок повторил. В каждой игре есть настройки которые  помогут адаптировать игру под индивидуальные особенности ребенка. Все игры Мерсибо хорошо трансформируется под интеллектуальные возможности ребёнка,   Например  игру усложнить  попросить показать  кто первый сидит кто сидит последний кто сидит между волком ёжиком кто сидит за осликом  покажи героя у кого зелёная майка покажи героя кто надел красное платье.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка - детский сад «Сказка» г. Белоярский»

Краткосрочный познавательный - игровой проект в средней группе компенсирующей направленности №6

Воспитателя Прохоровой И.А

Тема: Адвент - Календарь «Подарки от Деда Мороза»

Вид проекта: краткосрочный познавательно игровой проект.

Участники проекта: дети разновозрастной  группы с ЗПР, воспитатели группы, родители воспитанников.

Актуальность темы:  Новый год в детском саду – это праздник, которого дети ждут целый год, он  пропитан ожиданием чуда, детскими восторгами, заветными желаниями. Ожидание праздника не менее приятно, чем он сам, но без особой атмосферы подготовки, без радостных хлопот не будет ярким  и само событие. У детей праздники пробуждают интерес к творчеству, воспитывают умение взаимодействовать  в коллективе, способствуют  накоплению опыта поведения в обществе, проявлению инициативы и самостоятельности. При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникают вопросы: Настоящий ли Дед Мороз? Где он живёт? А принесёт Дед Мороз подарки? Разобраться в этих вопросах поможет реализация  проекта «Подарки от Деда Мороза»

 Цель проекта: способствовать возникновению радостного настроения в ожидании праздника Нового года и подарков от Деда Мороза.

Задачи:

 - развитие мышления, внимания, двигательной активности, познавательного интереса, творческих способностей у дошкольников через все виды деятельности;

- воспитание в детях чувство взаимопомощи;

- сплотить детский коллектив в различных видах деятельности, для достижения общего результата;

- привлечение родителей воспитанников к участию в проекте

Предполагаемый результат:

• Обогащение знаний и умений  детей во всех областях развития через все виды деятельности.

• Осознание детьми доброго, заботливого отношения людей друг к другу и настроения

• Активное участие детей и родителей

Продукты проекта:

Празднично украшенная подарками от деда мороза  елка и  группа.  

Новогодний утренник «Здравствуй, здравствуй Новый год!»

Материально-техническое оснащение:

Фотоаппарат, компьютер

Набор для детского художественного творчества (цветная бумага и картон, клей, фломастеры, цветные карандаши, краски)

Иллюстрации о празднике Новый год

Новогодние   украшения для елки и группы .

Елка

Подборка мультфильмов о новогодних приключения

Подборка музыкальных и художественных произведений о зиме и новогоднем празднике .

Адвент - календарь

Сборник загадок, стихов, сказок и рассказов о зиме.

Конспекты организованной деятельности с детьми

Сборники дидактических игр  

1-й этап. Подготовительный.

 1.     Изготовление «елки календаря» и открыток с заданиями

2.     Разработка мероприятий.

3.     Создание развивающей среды.

2-й этап. Реализация проекта.

Задания Адвент-календаря

1 НЕДЕЛЯ

1.12.2022 Четверг

Утро Беседа «Зимушка-зима»

П/и «Снежинки и ветер»   Просмотр фильма «Зима в Простоквашино»

2.12.2022 Пятница

Вечер. Д/и  «Наоборот».

Музыкальная игра  «Снег - Снежок» слова и музыка Е. Макшанцевой с движениями


Совместная деятельность родителей и детей на выходных

Вместе с ребенком провести опыт «Зимние превращения воды « понаблюдать за агрегатным состоянием  воды зимой.

5.12.2022 Понедельник

Утро. Беседа »Домашние питомцы Деда Мороза»  

Д/и «Кого не стало?»

Рисование «Котенок»

П/ игра: «Лохматый пес»

6.12.2022 Вторник

Вечер. Просмотр мультфильма «Зимовье  зверей «

Разгадывание загадок о домашних животных.

Творческое задание «Раскрась животное, которое угадал»

7.12.2022 Среда

Утро. Просмотр мультфильма «Непослушный козленок»

Д/и «Чей малыш?»

Творческое задание «Мамы и малыши»

8.12.2022 Четверг

Вечер. Просмотр мультфильма «Кто сказал «мяу»?»

Д/И »Кто как голос подает?»

9.12.2022 Пятница

Утро. Беседа «Мои права»

Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка»

Аппликация  »Избушка для зайца»

Совместная деятельность родителей и детей

Фотовыставка «Мой любимый питомец»

2 НЕДЕЛЯ

12.12.2022 Понедельник

Вечер. Беседа «Кто живет у Деда мороза в лесу»

Д/И «Чьи хвосты»

13.12.2019. Вторник

Утро: Беседа на тему «Как дикие звери готовятся к зиме »

Лепка с использованием  природного материала «Запасливый Ежик»

Вечер. 14.12.2022 Среда

Д/и «Что перепутал художник?

Музыкальная игра «Заморожу»

Рисование не традиционным способом (ватными палочками)

«Укрась рукавичку»

Утро.15.12.2022 Четверг

Показ настольного театра «Колобок»

П/и «У медведя во бору»

Вечер. 16.12.2022

Зоологическое лото Д/И «Чей домик »

Работа с кинестетическим песком «У Кого какой след»

Совместная деятельность родителей и детей на выходных

Вместе с ребенком изготовит маску для театрализации р.н. с. «Рукавичка»

3 НЕДЕЛЯ

19.12.2022 Понедельник. 

Утро . Просмотр мультфильма «Снеговик-почтовик»

Развитие мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного оборудования (пуговицы) Д/и «Подбери пуговицу к костюму снеговика »

  20.12.2022. Вторник

Вечер: Просмотр мультфильма «Зимняя сказка «

Беседа на тему «Как не заболеть Зимой»

21.12.2022. Среда

Утро. Рассматривание демонстрационных картинок «Если хочешь быть здоровым » Беседа о ЗОЖ.

Д/и «Полезно - вредно»

22.12.2022. Четверг

Вечер.  Беседа на тему «Безопасный наряд для елки»

Творческое задание «Телефон 01»

 23.12.2022г. Пятница

Утро: Беседа на тему «Где живет Дед Мороз?»

Аппликация «Открытка-приглашение на праздник»

Совместная деятельность родителей и детей на выходных

Вместе с ребенком изготовит украшение на елку »

4 НЕДЕЛЯ

26.12.2022 Понедельник

Вечер. Беседа на тему «Правила поведения на Новогоднем празднике»

Раскраски по теме недели  

27.12.2022 Вторник

Утро: Беседа на тему «Что я хочу попросить у Деда Мороза на Новый год»

Словесная игра «Что в мешке у Деда Мороза?»

28.12.2022 Среда

Вечер. Рассматриваем новогодние открытки, придумываем новогоднюю Сказку.

Разучиваем песню Е.Железновой «Топ, топ, сапожок»

Сюжетно-ролевая игра «Магазин новогодних игрушек»

29.12.2022 Четверг

Утро. Беседа на тему «Как мы готовимся к Новому Году?»

Разучиваем песню Е.Железновой «Топ, топ, сапожок»

30.12.2022 Пятница

Утро. Новогодний утренник «Здравствуй, здравствуй Новый Год!»

Эксперимент: надувание мыльных пузырей на морозе во время прогулки

3-й этап. Заключительный.

Оформление группы.

Ожидаемый и полученный результат:

Дети проявляют инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности. Могут выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности и договариваться с ними. Активно взаимодействуют   со сверстниками и взрослыми, участвуют  в совместных играх. Умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам. Дети  проявляют любознательность, задают вопросы, наблюдательны. Повысился уровень знаний о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором они живут. Родители детей с удовольствием принимали участие в реализации проекта.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

Тема недели «Моя безопасность»

Подготовила воспитатель 2 мл группы №4

 Прохорова Ирина Александровна

Понедельник

Беседа: «Чтобы не болеть» - закрепите правила, которые помогут нам не болеть:

Не пить сырую воду.

Не есть немытые фрукты и овощи.

Не забывать, чаще мыть руки с мылом.

Закаляться.

Проветривать помещение.

Гулять на свежем воздухе.

Прочтите потешку

 "Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток кусался зубок".

Ознакомление с окружающим миром.

Тема: «Заболели зверюшки – любимые игрушки».

Д/игра «Что поможет для лечения».

 Предложите ребенку рассмотреть вещи, лежащие на столе, и выбрать из них те, которые пригодятся врачу для работы. На столе лежат бинт, градусник, капли, витамины, таблетки, пипетка, вата, банки, шприц,машина, кирпичик, кубик, ложка, половник, тарелка, отвертка.

Пальчиковая игра «Пальчики»  

 Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

  Раз – два – три – четыре – пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз – два – три – четыре – пять –

В домик спрятались опять.

Под/игра: «Ровным кругом»

«Ровным кругом Друг за другом

Мы идем за шагом шаг, Стой на месте!

Дружно вместе, Сделаем вот так!»

С окончанием слов останавливаетесь,  и ребенок повторяет  движение, которое показываете вы, например, повернуться, наклониться, присесть и т. д.

 Игр/упр. со счётными палочками: разложить палочки по длине, по высоте, по количеству.

Вторник

Беседа: «Осторожно -  микробы».  Расскажите ребенку о важности  мытья фруктов и овощей и их термическую обработку 

Нарисуйте  «Коварного микроба» – возбудителя многих болезней. Как вы его представляете?

Прочтите стихотворение                                                

У здоровья есть враги

С ними дружбы не води!

Среди них тихоня лень,

С ней борись ты каждый день.

Чтобы ни один микроб

Не попал случайно в рот,

Руки мыть перед едой

Нужно мылом и водой.

Кушать овощи и фрукты,

Рыбу, молокопродукты —

Вот полезная еда,

Витаминами полна!

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе:

Одеваться по погоде!

Ну, а если уж случилось:

Разболеться получилось,

Знай, к врачу тебе пора.

Он поможет нам всегда!

Вот те добрые советы,

В них и спрятаны секреты,

Как здоровье сохранить.

Научись его ценить!

Математика

«Какого карандаша не стало?»

• обучать умению выделять признак длины при сравнении двух и более предметов;

• использовать в речи слова: «длиннее», «короче».

Оборудование и материалы: коробка с карандашами

Ход игры.

 Перед ребенком коробка с карандашами. Он должен рассмотреть их, запомнить по какому-либо признаку: цвету, длине. Ребенок закрывает глаза, вы  убираете один карандаш. Открыв глаза, ребенок должен сказать, какого карандаша нет.

Пальчиковая гимнастика

«Вымыли мы ручки»

Вымыли мы ручки,                                        Имитируем мытьё рук, наклоняемся и растираем

Вымыли мы ножки,                                        руками щиколотки

Поиграли в ладушки,                                    Хлопаем в ладоши

Ладушки – ладошки!

Во дворе цыплятам                                        Пальцами, собранными в щепоть, как будто крошим

Накрошили крошек,                                         хлеб

Поиграли снова                                              Хлопаем в ладоши

В ладушки – ладошки!

Гладили котёнка                                           Ладонью одной руки поглаживаем тыльную сторону

Чистыми ладошками,                                    другой, затем меняем руки и повторяем действие

С ними поиграли                                           Хлопаем в ладоши

В ладушки – ладошки!

Улеглись ладошки                                          Кладём кисти рук на стол ладонями вниз

Прямо на дорожку…

Как они устали –                                             Ладонью одной руки поглаживаем тыльную сторону

Ладушки – ладошки!                                      другой, затем меняем руки и повторяем действие

Чтение А. Барто «Девочка чумазая»

Среда

Беседа: «Я человек» - поговорите с ребенком о внешнем облике человека, частях тела.

Д/игры: «Покажи правильно»,  покажите разные части тела в быстром темпе. Ребенок должен показать эту же часть на себе (левая нога, правая рука, левая щека и т. д.).

Рисование

Тема: «Разноцветные платочки» (носовые)

Нарисуйте платочек квадратной формы аккуратно закрасьте

в одном направлении – сверху вниз, не заходя за контур; расположите изображения по всему листу бумаги

Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

                           Я здороваюсь везде –

                       Дома и на улице.

                       Даже «здравствуй!» говорю

                       Я соседней курице.

Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочерёдно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

                      Повстречал ежонка ёж:

                      «Здравствуй, братец! Как живешь?»

Чтение К. Чуковский «Мойдодыр»,

Четверг

Чтение сказки «Волк и семеро козлят» обсудите с ребенком содержание сказки. Спросите ребенка, почему козлята попали в беду.

Развитие речи

Тема: Беседа на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» прочтите данное произведение  

Рассмотрите  транспорт за окном, отметить виды транспорта (легковой, грузовой, пассажирский).

Расскажите о правилах дорожного движения

Упражнение «Мой весёлый звонкий мяч»- развитие умения прыгать ритмично, в соответствии с текстом стихотворения.  

Мой
Веселый,
Звонкий
Мяч,
Ты куда.Помчался.Вскачь?
Жёлтый,
Красный,
Голубой,
Hе угнаться.За тобой!

Я
Тебя
Ладонью.Хлопал.
Ты.Скакал.И звонко.Топал.

Ты.Пятнадцать
Раз
Подряд.Прыгал.В угол.И назад.

А потом
Ты покатился.И назад
Hе воротился.

Покатился.В огород,
Докатился.До ворот,
Подкатился.Под ворота,
Добежал.До поворота.

Там.Попал.Под колесо.
Лопнул,
Хлопнул —
Вот и все!

Пятница

Ситуативная беседа «Опасные стеклянные предметы » - закрепить знания ребенка об опасных предметах

Чтение, К. Чуковский «Доктор Айболит»

Аппликация

Тема: «Витаминная корзинка»

Вырежьте из бумаги изображение корзинки и  фигуры овощей-фруктов и наклейте  на корзинку

Поговорите с ребенком о пользе витаминов



Предварительный просмотр:

Формирование толерантного отношения детей дошкольного возраста к детям с ОВЗ

Прохорова Ирина Александровна

Воспитатель 1 категории

Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
Белоярского района
«Центр развития ребенка - детский сад
«Сказка» г. Белоярский»

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) разработанная во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761. "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания. Определены задачи духовно нравственного развития развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых испытывающих жизненные трудности. Формирование деятельностного позитивного отношения к людям с ОВЗ и детям-инвалидам, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ОВЗ [1].

Лица с ОВЗ это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) 

психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.

В последние годы в России интенсивно развивается инклюзивное образование и процессы интеграции лиц ОВЗ и детей-инвалидов в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях. Инклюзивное (франц. Inclusif) - означает «включающее в себя». Это совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. Включенное образование необходимо всем детям. Оно способствует нормализации среды и форм взаимодействия с окружающими людьми. Развитие дошкольников с ОВЗ динамически изменяется, т.к. происходит их ежедневное, ступенчатое, постепенное вхождение в социальное сообщество, где в непосредственном контакте с ними находятся сверстники. Здоровые дети, имеющие возможность с ранних лет общаться с особыми детьми, начинают понимать, что мир - это единое сообщество людей, которое включает и тех, кому необходима помощь. Для здоровых детей такое общение является  источником нравственного воспитания: они учатся помогать детям, непохожим на них, сопереживать, поддерживать, защищать. Помогая сверстникам с ОВЗ активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, здоровые дети, незаметно для себя, получают бесценные жизненные уроки. Поэтому особое значение приобретает проблема формирования межличностной толерантности между детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и здоровыми сверстниками. Сегодня обществу необходима личность, которая способна с уважением относиться к мнениям, взглядам, поведению других людей. Это обстоятельство ставит перед современным образованием задачу глубокого анализа и обобщения научно педагогических и методических исследований по вопросу формирования толерантности подрастающего поколения. Толерантность (от лат. Tolerantia -  терпение) терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению [2].

Толерантность в педагогике инклюзивного образования - это еще и

показатель готовности искренне и глубоко проникать в мир «другого», в действительность и в то, что в ней происходит, владение умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогами. Практика показывает, что в настоящее время здоровые дети не достаточно готовы принять особенных детей.

Отношение к особенным детям чаще всего бывает пренебрежительным или безразличным, ровесники зачастую просто не умеют общаться, играть с ними вместе. Поэтому формировать у детей способность откликаться на oгорчения, затруднения сверстников, оказывать им помощь, проявлять сочувствие необходимо именно в дошкольном возрасте. В этом возрасте для них характерна активность, любознательность, инициативность, и, в то же время, у них наблюдается слабая произвольность поведения, им присуща эмоциональность, импульсивность, эгоцентричность. К тому же, в дошкольном возрасте начинают появляться негативные проявления, которые можно отнести к категории нетерпимости: агрессивное поведение, насмешки, отчуждение, желание самоутверждения любым доступным путём. Это приводит к негативным  действиям по отношению к сверстникам.

Таким образом, формирование толерантного отношения у дошкольников к ровесникам затруднено в силу возраста и  ограниченного опыта. Формирование толерантного отношения дошкольников к детям с ОВЗ должно осуществляться комплексно и предусматривать создание необходимых педагогических условий. На базе нашего детском сада  открыты  6 групп компенсирующей  направленности 4 из которых дети с ЗПР и 2 группы - дети с ТМНР.

В нашем детском саду используются различные формы воспитания толерантности. Во всех возрастных группах педагоги проводят  занятия - беседы «Мы все такие разные, но мы вместе», «Быть добрыми не стыдно», «Дорогою добра». Чтение и просмотр мультфильмов произведений Катаева «Цветик - семицветик, русских народных сказок про Ивана царевича и Царевну лягушку, сказки Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок», «Аленький цветочек» Сергея Аксакова, сборник стихов и мультфильм «Детям о важном. Про Диму и других» Натальи Ремиш. Использование устного народного творчества, проведение игр - занятий, с целью решения проблем межличностного взаимодействия и толерантного отношения к героям произведения. Совместное проведение с воспитанниками компенсирующей направленности праздников, конкурсов, утренников  с элементами театрализованной деятельности, сюжетно-ролевые игры, целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия. Совместные прогулки на свежем воздухе. Проведение «Недели  Доброты», Недели инклюзии с целью повышение педагогической компетентности педагогов организующих образовательную работу с детьми, готовности педагогов к принятию идей инклюзивного образования, пониманию его задач, способности реализовать в своей деятельности основные принципы инклюзии. Воспитание толерантного отношения у детей к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья. Сформировать позитивное отношение у родителей к инклюзивному образованию.

На группах компенсирующей направленности есть ежемесячный график  социализации детей инвалидов, составленный  социальным педагогом в котором прописаны даты и названия совместных мероприятий.

В группах созданы уголки, в которых размещён информационно - познавательный материал (художественная литература; разнообразный иллюстративный материал; подборка видеоматериала способствующих воспитанию дружелюбия, доброжелательности, сплоченности.

Особое значение в формировании толерантного отношения и  поведения ребенка имеет семья. Семья даёт ребёнку первый опыт социализации. Именно родители дают ребёнку навык взаимодействия с людьми, в семье ребенок получает первые уроки общения, учится принимать мнение окружающих, с уважением относиться к своим близким. Личный пример родителей, родственников чрезвычайно важен при освоении ребёнком опыта толерантного поведения. В целях педагогического просвещения родителей  в нашем ДОУ проходят индивидуальные и групповые консультации, встречи со специалистами. В родительских уголках ДОУ размещены памятки, консультации на темы: «Инклюзивное образование», «Принципы инклюзивного образования», «Рекомендации родителям, имеющим детей ОВЗ». Такая слаженность в работе детского сада и семьи важнейшее условие гармоничного воспитания ребенка и формирования у него нравственных форм поведения.

[1] Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р. «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

[2] Большой Энциклопедический словарь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Активизация речи « неговорящих » детей с помощью интерактивных игр «МЕРСИБО»

Слайд 2

Игры Мерсибо 1 блок Неречевой слух 3 блок Переход от слога к слову 2 блок Восприятие своей речи со стороны 4 блок Повторение звукосочетаний 5 блок Простые слова и фразы 6 блок Грамматика

Слайд 3

СЛЫШУ - ПОВТОРЯЮ

Слайд 4

Волшебный микрофон

Слайд 5

От слога к слову

Слайд 6

Простая фраза

Слайд 7

Ожившие картинки

Слайд 8

Грамматика

Слайд 9

Весело поем Игра направлена на повторение, пропевание гласных звуков первого ряда.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДЕТЯМ С ОВЗ

Слайд 2

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года Задачи духовно - нравственного воспитания, развития детей в детской среде, ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых испытывающих жизненные трудности. формирование деятельностного позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детям-инвалидам, преодолению психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ОВЗ.

Слайд 3

Лица с ОВЗ Люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды

Слайд 4

Инклюзивное образование Инклюзивное (франц. Inclusif ) – означает «включающее в себя». Это совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями.

Слайд 5

Толерантность (от лат. Tolerantia - терпение) терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Слайд 6

Отношение здоровых детей к особенным . Не готовы принять в игру. Не умеют общаться. Безразличны и пренебрежительны

Слайд 7

Необходимо формировать у детей Способность откликаться на огорчения, затруднения сверстников. Оказывать им помощь. Проявлять сочувствие.

Слайд 8

На базе нашего ДОУ функционируют группы компенсирующей направленности

Слайд 9

Уголок толерантности

Слайд 10

Работа с родителями

Слайд 11

Благодарю за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая копилка

Конспекты открытых и диагностических занятий по разным разделам программы в старшей и подготовительной группах....

Педагогическая копилка

Конспекты открытых, диагностических занятий по раличным разделам программы в старшей и подготовительной группе. творческий отчет (защита на высшую категорию)...

Педагогическая копилка.

Конспект занятия для средней группы по художественной литературе и математике....

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

  Методические разработки  адресованы инструкторам по физическому воспитанию и педагогам детских дошкольных учреждений....

Педагогическая копилка

Материал содержит конспекты развлечений, праздников, рекомендации для родителей дошкольников по физическому развитию детей...

Педагогическая копилка

Методические разработки адрессованы учителям - логопедам и педагогам дошкольных  учреждений....

Педагогическая копилка материалов по теме «Система работы ДОУ по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»

Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная. Не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех во многом определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать про...