Презентация Экскурсия как форма организации обучения детей дошкольного возраста
презентация
Экскурсия - важная форма организации обучения в детском саду.
Экскурсии – это особый вид занятий, который знакомит детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экскурсия - важная форма организации обучения в детском саду . Экскурсии – это особый вид занятий , который знакомит детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Основное значение экскурсий - формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни; познание мира во всем его многообразии и развитии; наблюдение взаимной связи явлений . В познании окружающего мира огромную роль играет эмоциональная сторона , необходимый компонент каждой экскурсии. Экскурсоводу (в нашем случае воспитатель) важно добиться от детей сопереживания, а не только наблюдения и слушания. Увиденное и услышанное должно вызывать у детей ответные чувства: восхищения, возмущения, радости от услышанного и др.
Экскурсии подразделяются по следующим признакам: По содержанию По составу участников По месту проведения По способу передвижения По форме проведения По содержанию экскурсии делятся тематические и обзорные. Тематические экскурсии разделяют на группы: Исторические, в которых освещается конкретный период истории края Военно-исторические , т.е. экскурсии по памятным местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музеи Производственные , которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс Природоведческие - по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея Искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Литературные Архитектурно-градостроительные - с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города
Главным при подготовке и проведении экскурсии является образовательный и возрастной уровень ее участников. Важно, чтобы сведения, сообщаемые экскурсоводом, не были общеизвестными, иначе к ним быстро пропадет интерес. Но и нельзя, чтобы они были слишком оторваны от знаний детей. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом детей . По месту проведения экскурсии подразделяются на: Городские (обзорные и тематические ) Заочные (видеосюжеты ) Загородные (автобусные и пешеходные ) Музейные Музейные экскурсии самые распространенные экскурсий . Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Введение ребенка в мир искусства, формирование у него художественной культуры в условиях социокультурной среды музеев, понимания языка искусства – эти и другие задачи должны решать воспитатели детских садов.
По способу передвижения экскурсии делятся: пешеходные транспортные комбинированные Пешеходные экскурсии дают возможность ее участникам глубже изучить, исследовать объекты, почувствовать себя участниками событий, о которых рассказывает экскурсовод. Длина пешеходных экскурсий составляет обычно 2 – 6 км. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 мин, в старшей и подготовительной к школе группах – 40 – 50 мин. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды . По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом: Обычные экскурсии (обзорные и тематические ) Учебные Экскурсии – прогулки С помощью учебных экскурсий осуществляется краеведческий принцип обучения (использование местного географического материала при изучении различных тем в ознакомлении с окружающим). Экскурсии-прогулки (природоведческие экскурсии) с отдыхом на природе, например, по территории детского сада, близлежащих скверов и парков. В этом виде экскурсий самостоятельное общение детей с объектами показа занимает больше времени, чем в каких-либо других .
При организации и проведении экскурсии необходимо помнить, большое количество даже интересной информации приводит к кризисам внимания (ослабление внимания): Первый наступает на 14 – 18 минуте В торой – через 11 – 14 минут после первого Т ретий – через 9-11 минут Ч етвертый – через 8-9 минут. И нтервалы между кризисами внимания следуют каждые 4-5 минут. Основные методические приемы проведения экскурсий: Элемент ритуала (в экскурсиях на военно-историческую тематику); Исследования (выполнение простых исследовательских заданий, результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом (создание альбома «Наша армия родная»); Задания (прочитать текст на мемориальной доске, сравнить форму иголок у пихты и ели и т.д.);
Разработка экскурсий подразумевает постановку и решение комплекса задач воспитательного, образовательного и развивающего характера: С ообщение воспитателем цели экскурсии (детям говорят куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать) Объяснение правил поведения на экскурсии (дисциплина и внимательность, напомнить правила культурного и безопасного поведения на улице) Одежда детей (должна быть удобной, в соответствии с погодой и сезоном) Привлечение детей к подготовке экскурсионного оборудования и снаряжения (способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии) Разработка маршрута, структуры и методов экскурсии. Углубление и закрепление представлений, полученных на экскурсии (осуществление в повседневной жизни: в изобразительной деятельности, конструировании, рассказах, труде детей ) П роводится итоговая беседа. Экскурсии как формы обучения доступны только в средней и старшей группах, и могут проводиться за пределами детского сада. Во второй младшей группе экскурсии проводятся внутри дошкольного учреждения, участка. Содержание экскурсий определено программой, по которой работает дошкольная организация.
Экскурсия имеет определенные структурные части : подготовительный этап, ход экскурсии, последующая послеэкскурсионная работа. П одготовительный этап (подготовка педагога и подготовка детей) Педагог (при календарном планировании образовательной работы) намечает тему экскурсии, определяет ее программное содержание, сроки проведения. Накануне педагог осматривает место, куда планируется повести детей, знакомится с состоянием объектов, уточняет объем знаний для усвоения, формулирует примерные вопросы, продумывает содержание пояснений, подбирает фрагменты из стихотворений, пословицы и поговорки. Решение организационных вопросов: каким маршрутом вести детей, где их разместить для наблюдения, отдыха, игр.
Ход экскурсии (использование различных методов обучения, но ведущим является наблюдение) Знакомство детей с объектом в целом. Непосредственное восприятие объекта (усиливается художественным словом - педагог или кто-то из детей читает стихотворение или отрывок ). Целостное восприятие объекта или явления (подведение детей к его анализу для углубленного познания). Подведение детей к анализу объекта для углубленного познания ( спользование вопросов разного типа: нацеливающих внимание, требующие констатации фактов (как называется, какие части, какими обладает качествами, особенностями); активизирующие мышление, требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения (для установления связей, отношений); стимулирующие деятельность воображения, побуждающие к творческому мышлению, к выводам, суждениям. Пояснения на экскурсии должны касаться того, что дети непосредственно воспринимают, и быть краткими, точными . На некоторых экскурсиях основным методом обучения становится беседа, например, с представителем профессии, с которой знакомят детей (работник почты, повар, продавец, др.). Педагог заранее готовит такую беседу.
Послеэкскурсионная работа (расширение , уточнение, систематизация знаний на упрочение чувств и отношений, зародившихся на экскурсии) Оформление материалов, принесенных с экскурсии. Эго могут быть шишки, желуди, камни и др. О бращение к художественным произведениям (книга, музыка, песни, репродукции, предметы декоративно-прикладного искусства ) Работа в уголке книги (оформление альбомов «Наш город», «Наш парк», «Кто живет в лесу», «Как трудятся люди нашего города» и др.), в уголке природы (изготовление макетов, коллекций, гербариев ) Организация игр (режиссерских, дидактических, сюжетно-ролевых и т. п .) Обобщающие беседы, которые проводятся по завершении блока образовательной работы по определенной тематике Через 2-3 дня после экскурсии воспитатель организует деятельность детей с использованием раздаточного материала (рисование, лепку, дидактические игры), чтение художественной литературы, заслушивает рассказы детей о том, где они были и что видели, в заключении проводится обобщающая беседа. Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен подготовить такие вопросы, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к связи между явлениями.
Экскурсии – одна из трудоемких и сложных форм обучения и воспитания. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с различными объектами, способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе, родному городу, краю. Велика роль экскурсий и в эстетическом воспитании детей. Красота природы, картин вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.
Вопросы по теме: 1. Дайте определение понятию экскурсия и по каким признакам она подразделяется? 2. Перечислите группы т ематических экскурсий? 3. Постановка и решение комплекса задач при разработке экскурсии 4. Перечислите и охарактеризуйте структурные части экскурсии?
Список рекомендованной литературы Амосова , М.Н. Виртуальные экскурсии как средство речевого развития старших дошкольников / М. Н. Амосова //Дошкольная педагогика. - 2017. - № 1, - с. 10–11 Глушанок , Ю Т. Практика Экскурсионной деятельности / Ю.Т. Глушанок , Н.М. Хуусконен . – СПб.: Герда, 2018 . Кулаев , К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы / К.В. Кулаев . – М.: Турист, 2018. Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «Издательство «Детство -пресс»». - 2010. - 96 с . Шварева Н. В., Третьякова Н. И. Особенности экскурсий как формы обучения дошкольников в детском саду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 434–438.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации труда детей дошкольного возраста
В данном материале представлена аналитическая справка о проведении семинара по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
в статье подробно описаны формы организации обучения детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям...
Игра, как форма музыкального обучения детей дошкольного возраста.
Анализ опыта ведущих музыкантов-практиков включения музыкально-игровой деятельности в занятия показал насколько эффективн...
«Интерактивные формы организации обучения детей дошкольного возраста»
Главная задача педагога дошкольной организации так организовать процесс обучения, чтобы он способствовал обогащению опыта самостоятельной и совместной деятельности, быть построенным на детских ви...
Организационно-педагогические условия, способствующие эффективной организации обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улицах и дорогах.
Статья на тему: "Организационно-педагогические условия, способствующие эффективной организации обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улицах и дорогах." Дети дошкольного возра...
Статья «Классификации групповых форм организации обучения в дошкольном возрасте»
laquo;Классификации групповых форм организации обучения в дошкольном возрасте»...
Доклад «Игра как средство воспитания и форма организации жизни детей дошкольного возраста»
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Презентация: https://disk.yandex.ru...