Игра, как форма музыкального обучения детей дошкольного возраста.
статья по музыке (младшая группа) по теме

Герасимова Ольга Ивановна

             Анализ опыта ведущих музыкантов-практиков  включения музыкально-игровой деятельности в занятия показал насколько эффективно включение игры в обучающий процесс. Практика показывает, что игровые моменты делают занятия более живыми, яркими, интересными для ребят. Время на таких занятиях проходит незаметно, нет усталости, ощущается эмоциональный подъем детей. Игра - ведущая деятельность младшего возраста, зона воспитания и самовоспитания, свободная форма активности детей, всегда приводящая к запланированному результату. <?xml:namespace prefix = o /??>

·       игра

·       феномен

·       дидактический прием

·       ведущая деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Игра, как форма музыкального обучения детей дошкольного возраста».

Феномен игры рассматривался ведущими музыкантами, выдающими мыслителями на протяжении многих лет, исследовался многими науками.

Игра для ребенка не только некая экспериментальная площадка, на которой он проверяет, подвергая анализу, весь свой опыт, всю накопленную информацию о жизни, о людях. Игра для него - огромный мир, азбука всякого знания, первая ступень великой лестницы наук и образованности.

Игра наиважнейшая, универсальная сфера «самости» ребенка, в котором идут мощные процессы «само»: самоодушевления, самопроверки, самоопределения самовыражения и что особенно важно, самореабилитации.

 Игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игры «Каков ребенок в игре, таков он во многом в работе, когда вырастает. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

 В младшем дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. В ней осуществляется ориентация детей в смыслах и мотивах деятельности взрослых и первичное овладение нравственных норм. У ребенка фантазия развита настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним воспитатель, организуя игру.

Игра воспринимается детьми как потребность в расширении своих интересов, и как потребность в коллективном общении. Игра - это зона воспитания и самовоспитания. В игре дети проявляют максимум
способностей. Несмотря на то, что игровая ситуация вымышленная, чувства и переживания детей реальные.
И, наконец, игра это средство, снимающее неприятные или запретные для ребенка переживания. Поэтому занятие должно быть организовано таким образом, чтобы оно выступало как свободная форма активности детей, и таковой формой активности является - игра.        

Итак, когда игра используется как дидактический прием, она всегда приводит к
запланированному результату, ибо соответствует природе дошкольника. Действительно, дать понятие игры весьма трудно, оно слишком полисемантично.
Игра - это совокупность
 способов взаимодействия ребенка с миром, познание и открытие его, нахождение своего места в нем.

Одна из первых задач воспитания детей в процессе музыкальных занятий стремиться вызвать у детей ласковые, теплые чувства, положительные отношения к окружающей действительности путем ознакомления с простыми, доступными песнями, играми, плясками: теплое отношение друг к другу, связанное с песнями и играми: заботливое чувство к животным, птицам (песни «Петушок», «Птичка», «Корова»). Приучать  детей к совместному пению, играм, пляскам: к внимательному отношению друг к друг в процессе игр, вызывать удовольствие от коллективной пляски, слушания музыки.

На музыкальных занятиях необходимо дать детям представление о самых близких явлениях, отращенных в песнях, играх: привлечь внимание их к изобразительным моментам в музыкальных вступлениях (чириканье птичек в «Птичке» М. Раухвергера, кукареканье петушка в песне «Петушок» обработка М. Красева) и напомнить детям о реальном звучании пения птиц.

Большое значение имеют музыкальные занятия для физического развития детей и их оздоровления: вызывают желание двигаться под музыку, создают жизнерадостное настроение, приучают следить за качеством движения, за позой во время пения, подводят детей к участию в простейших перестроениях (построить кружок, пойти друг за другом).

Одной из существенных задач музыкальных занятий является воспитание интереса к музыке, желания ее послушать, поплясать, поиграть под нее.

На занятиях музыки важно не просто дать детям знания, сформировать умения и навыки, а пробудить интерес к познанию, постигать вместе с ребенком мир прекрасного, вместе с ним удивляясь и восхищаясь, совершая открытия. Создание и сохранение эмоциональной увлеченности музыкой на протяжении всех лет обучения - одна из центральных проблем музыкальной педагогики. Для решения этой проблемы перед педагогами стоит проблема отбора и использования эффективных средств и форм обучения и воспитания. Таким действенным средством, используемым на занятиях музыки, может стать игра. В игре проявляется детская активность и эмоциональность, в игре достигается интеллектуальная раскованность и общий положительный фон занятий.

Изучение психологами детской игры показало, насколько серьезное влияние оказывает она на развитие психики маленького человека - от сенсомоторных функций до произвольного поведения, умственных способностей и личностных особенностей. На значение игры в учебно-воспитательном процессе обращали внимание многие педагоги.

«Есть еще один важный метод – игра, - писал А.С.Макаренко... - В детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело. У ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся ею жизнь - это игра».

В.А. Сухомлинский: «В игре: раскрываются творческие способности личности... Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности...»

Ю.П. Азаров: «Ценность игры в том, что она способна трудное сделать не просто легким, но и увлекательным. Она открывает шлюзы для развития целого потока неисчерпаемых возможностей личности ребенка».

У ребенка младшею возраста фантазия настолько развита, что позволяет ему оказаться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним воспитатель, организуя игру.

Игра воспринимается детьми и как потребность в расширении своих интересов, и как потребность в раскрытии самих себя, и как потребность в коллективном общении. В игре дети проявляют максимум способностей. Игровая ситуация вымышленная, но чувства и переживания детей реальные.

Детская игра - своего рода школа человековедения. Вероятно, не случайно возраст, когда возникают первые игры - дошкольное детство - является наиболее чувствительным для проявления склонностей и способностей к занятию художественной деятельностью.

Таким образом, игра может стать тем волшебным мостиком, который прочно соединит два «чуда»: ребенка и музыку.

Любая игра в младшем возрасте предполагает сюжетно-образную основу: «Путешествие», «Сказка», «Посиделки», «В гостях у...».

Эффективность достигается в опоре на принцип образно-игрового вхождения в музыку.   Она   заключается    в   создании    образно-игровых    ситуаций. Кроме традиционного понимания игры как заранее спланированной и распределенной по ролям деятельности детей, и кроме творческого характера игры, музыкальная игра наполняется тем смыслом, который имела в народном искусстве; исполнить песню - значит сыграть песню. Воспитатель наравне с детьми сочиняет, исполняет свою роль. В этом проявляется принцип импровизационности игры. В результате  проведения  занятий   музыки   на  основе   игры   проявляется устойчивый   интерес  к  занятиям  музыки,  музыке  как  форме  познания  мира, активизируется творческое начало.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Венгер, Л.А. Игра как вид деятельности / Л.А. Венгер. // Вопр. Психологии. – 1978.-  № 3. – 165 с.
  2. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. - М.: 1978 – 415 с.
  3. Воспитание музыкой: из опыта работы / сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. – М.: Просвещение, 1991. – 205 с.

4. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966, № 6. 256 с.

5. Давыдов, В.В. Возрастная и педагогическая психология / В. Давыдов, Т. Драгунова;       под.ред. А. В. Петровского. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Просвещение, 1979 - 288с.

6. Минскин, Е.М. От игры к знаниям: пособие для учителей / Е. М. Минскин. – М.: Просвещение, 1982. – 356 с.

7.  Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / П.А. Усова; под. ред. А.В. Запорожца. –      М.:  Просвещение 1976  –  274 с.

8.   Шмаков, С. А. Ее величество –  игра. / С.А. Шмаков. –   М.: 1992. –    150с.

9.  Эльконин, Д. Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин. – М.:  Педагогика,  1989.-288с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ

в статье подробно описаны формы организации обучения детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям...

Вариативные формы музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в современных условиях

Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошколь...

Вариативные формы музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в современных условиях

Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошколь...

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 3 Игра в формировании музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Тема 7 - Характеристика музыкальной игрыТема 8 - Музыкальная игра-сказка в формировании творческой активности ребёнкаТема 9 - Особенности организации и руководства творческим процессом музыкальной игр...

«Интерактивные формы организации обучения детей дошкольного возраста»

Главная задача педагога дошкольной организации так организовать процесс обучения, чтобы он способствовал обогащению опыта самостоятельной и совместной деятельно­сти, быть построенным на детских ви...

Мастер-класс "Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм музыкального развития детей дошкольного возраста"

Цель мастер-класса : актуализировать представления педагогов о роли коммуникативных игр и танцев для обогащения социального опыта дошкольников. Повышение уровня профессиональной компетентности педагог...

Музыкальный салон как эффективная форма музыкального образования детей дошкольного возраста

Музыкальный салон как эффективная форма музыкального образования детей дошкольного возраста...