«Интерактивные формы организации обучения детей дошкольного возраста»
статья на тему
Главная задача педагога дошкольной организации так организовать процесс обучения, чтобы он способствовал обогащению опыта самостоятельной и совместной деятельности, быть построенным на детских видах деятельности: игре, исследовании, развивал умение договариваться в процессе деятельности, как со сверстниками, так и с взрослым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnye_tehnologii_dlya_moya_rossiya.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Пушкова Елена Викторовна
«Интерактивные формы организации обучения детей дошкольного возраста»
Жизнь ребенка XXI века очень сильно изменилась, освоив компьютер и мобильный телефон, он теряется в объеме полученной информации, в то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Ему необходимо играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать, удивляться и восхищаться окружающим миром.
Именно поэтому, главная задача педагога дошкольной организации так организовать процесс обучения, чтобы он способствовал обогащению опыта самостоятельной и совместной деятельности, быть построенным на детских видах деятельности: игре, исследовании, развивал умение договариваться в процессе деятельности, как со сверстниками, так и с взрослым. Обучение должно быть направлено, прежде всего, на формирование у воспитанников конструктивных способов и средств познания окружающего мира, что поможет ему ориентироваться в том объеме информации, который он получает.
Интерактивное обучение помогает решить эту задачу. Использование интерактивных технологий позволяет включить в процесс познания всех детей группы. Интерактивное обучение помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации общения.
Что же такое интерактивная технология обучения?
Определение связано с понятием «интерактивный». Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Интерактивным, по мнению Бадмаева Б.Ц. является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.
Таким образом, интерактивная технология обучения – специальная форма организации познавательной деятельности воспитанников, которая осуществляется в процессе диалога, в ходе взаимодействия воспитателя и детей, детей и детей.
Для решения образовательных задач используются следующие интерактивные формы.
- II младшая группа –«Работа в парах», «Хоровод»;
- средняя группа – «Работа в парах», «Хоровод», «Цепочка», «Карусель»;
- старшая группа – «Работа в парах», «Хоровод», «Цепочка», «Карусель» «Интервью», работа в малых группах (тройках), «Аквариум»;
- подготовительная к школе группа – Работа в парах», «Хоровод», «Цепочка», «Карусель» «Интервью», работа в малых группах (тройках), «Аквариум», «Большой круг», «Дерево знаний».
Дадим характеристику каждой форме интерактивного обучения:
«Работа в парах» - Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу.
«Хоровод» На начальном этапе взрослый является ведущим, воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга, способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей.
«Цепочка» - помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Основу этой формы составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.
«Интервью» - На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы , у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый- ребёнок», «ребёнок-ребёнок».
«Работа в малых группах» (тройках) - групповая работа «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.
«Аквариум» - заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.
Что дает этот прием дошкольникам?
Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют сою мысль.
«Большой круг» - эта форма, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.
Для организации образовательной деятельности с использованием интерактивной технологии педагогу необходимо придерживаться следующего алгоритма:
Алгоритм подготовки интерактивного занятия:
- Выбор темы и конкретной формы интерактивного занятия, которая будет эффективной для данной темы и конкретной группы детей. Подбор заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)
- Подбор конкретной, хорошо диагностируемой цели. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.
- Подготовка необходимого дидактического материала, технических средств. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует их действия.
- Определение основных вопросов и их последовательности.
- Обозначение перспективы реализации, полученных знаний
- Определение практического блока (чем будут дети заниматься)
- По окончании деятельности (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги.
Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте — на чувствах, которые испытали дети, и обсуждении содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).
Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:
- что произвело на вас наибольшее впечатление?
- что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?
- есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?
- что помогло в процессе принятия решения?
- учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?
- как вы оцениваете свои действия и действия группы?
- если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?
Структура интерактивного занятия мало чем отличается от обычного занятия. Главное в организации интерактивного занятия с дошкольниками — создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. Где дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации труда детей дошкольного возраста
В данном материале представлена аналитическая справка о проведении семинара по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
в статье подробно описаны формы организации обучения детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям...
Игра, как форма музыкального обучения детей дошкольного возраста.
Анализ опыта ведущих музыкантов-практиков включения музыкально-игровой деятельности в занятия показал насколько эффективн...
Статья «Классификации групповых форм организации обучения в дошкольном возрасте»
laquo;Классификации групповых форм организации обучения в дошкольном возрасте»...
«Применения интерактивных плакатов в обучении детей дошкольного возраста»
В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются качественно новые подходы, ...
Презентация Экскурсия как форма организации обучения детей дошкольного возраста
Экскурсия - важная форма организации обучения в детском саду. Экскурсии – это особый вид занятий, который знакомит детей с природными, культурными объектами, с деятельно...
«Создание интерактивных игр в обучении детей дошкольного возраста татарскому/родному языку в программе PowerPoint»
Опыт работы Залялиевой Л.З....