Статья «Классификации групповых форм организации обучения в дошкольном возрасте»
статья

Жукова Юлия Сергеевна

«Классификации групповых форм организации

обучения в дошкольном возрасте»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья.

«Классификации групповых форм организации

обучения в дошкольном возрасте»

Формы организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении могут быть классифицированы в соответствии со спецификой дошкольного образования, включающего время, отведенное:
— на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
—  образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
—самостоятельную деятельность детей;
— взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.[ Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций ]

Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных факторов. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов и т.п. Естественно, что делать это на фронтальном занятии не представляется возможным. [ Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования. ]

Анализ современных исследований показывает, что при всем явном преимуществе индивидуальных занятий перед фронтальными они не могут стать основной формой обучения в дошкольном учреждении. Отметим их неэкономичность по времени. Кроме того, они требуют от ребенка больших нервных затрат, создают для него эмоциональный дискомфорт. Оставшись один на один с педагогом, ребенок испытывает робость, на него «давит авторитет» знающего и умного взрослого.

Но в некоторых случаях индивидуальные занятия необходимы. Прежде всего, это относится к детям с недостатками в развитии, часто болеющим, имеющим проблемы с поведением (неусидчивый, повышенная возбудимость, импульсивность поведения и др.). Занимаясь с такими детьми индивидуально, педагог помогает им усвоить необходимые знания и умения, развивает способность управлять своими психическими процессами. В индивидуальных занятиях нуждаются также дети с явно выраженными способностями к той или иной деятельности (к рисованию, пению, математике), и дети с доминирующим познавательным интересом (к миру техники, к животным).

Групповая форма обучения предполагает, что занятия проводятся с подгруппой. Для этого группа распределяется на подгруппы не более 6 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но, ни в коем случае, не совпадение в уровнях развития. В каждой подгруппе должны быть дети с разными уровнями развития, тогда «сильные» станут «маячками» для тех, кого часто относят к отстающим. При подготовке к занятию, в его процессе хорошо успевающие дети станут помощниками педагога. Технология проведения групповых занятий может быть разной. Иногда на занятии присутствуют сразу все подгруппы. В этих случаях педагог должен продумать, как разместить детей. Каждая подгруппа должна сидеть компактно, но в какой-то степени автономно. Тематика занятия может быть общей для всех (лепка по сказке «Колобок», изготовление по окончании лепки макета). Завершается занятие своеобразной выставкой работ. Каждая подгруппа анализирует, как выполнялось задание, а все вместе оценивают результаты. Подгруппы могут получить варианты одного задания (каждой подгруппе выдается конверт с заданием по конструированию из бумаги). Иногда занятия проводятся с каждой подгруппой поочередно.

Фронтальные занятия также необходимы в условиях современного дошкольного учреждения. Их содержанием может быть деятельность художественного характера. Например, музыкальные занятия, показ инсценировки, игра-путешествие, знакомство с произведениями искусства и т. п. На этих занятиях важен эффект «эмоционального воздействия и сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению.

В современном детском саду образовательная деятельность основана на организации педагогом разных видов деятельности. Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выделены следующие виды:

• Игровая деятельность,

• Познавательно-исследовательская деятельность,

• Восприятие художественной литературы,

• Конструирование и изобразительная деятельность,

• Музыкальная деятельность,

• Двигательная деятельность.

Для каждого вида деятельности характерны свои формы организации и методы руководства.

Особенностью организации образовательной деятельности в соответствии с программой «Детство» является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация.

Образовательная ситуация-это, возникающая спонтанно или организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса, предполагающая совместное решение задачи педагогом и детьми, направленная на создание ребенком образовательной продукции в соответствии с индивидуальными возможностями и субъектными проявлениями [В. А. Деркунская].

Однако, считается что особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть

• материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки,

• нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание).

Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций педагогом.

Жукова Юлия Сергеевна                                                                  Воспитатель ГБДОУ №86

Красногвардейского района

Г. Санкт Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Ребенок в общении с людьми» (творческий, краткосрочный, групповой) для детей старшего дошкольного возраста

Для формирования  у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения в социуме.Задачи: ·        Продолжать учить пониманию, что может быть опасн...

Паспорт группового книжного уголка (старший дошкольный возраст)

Данная методическая разработка позволит создать полноценный уголок книги....

Цикл игровых занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы и группового поведения детей старшего дошкольного возраста

Игры на развитие: Самосознания,способов поведения во взаимоотношениях с другими людьми.Формирование у детей представлений о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе; знаний о средствах выр...

статья Использование математических игр в процессе развития представлений о форме у детей дошкольного возраста.

Математическое развитие дошкольников – изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических о...

Сольное пение как эффективная форма развития детей дошкольного возраста (статья)

Практика показала, что развитие личностных творческих способностей и вокальных навыков у дошкольников для самореализации и самовыражения в музыке наиболее продуктивно происходит через индивидуальные з...

Виды, значение и классификация музыкальных игр для детей дошкольного возраста

Игра — это основная деятельность малышей дошкольного возраста. Музыкальная игра, по утверждению известного педагога  А.В. Кенеман, это творческий процесс, связанный с активны...