Доклад «Игра как средство воспитания и форма организации жизни детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал (младшая, средняя группа)
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sredstvo_vospitaniya_i_forma_organizatsii_zhizni_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 123.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Корниловский детский сад,
филиал МБДОУ «Детский сад №189»
Доклад
«Игра как средство воспитания и форма организации жизни детей дошкольного возраста»
Воспитатель:
Чуева С. А.
2022 г.
1 слайд. Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите представить доклад из моего опыта работы по теме «Игра как средство воспитания и форма организации жизни детей дошкольного возраста».
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей. Представители научных отраслей сходятся во мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры.
2 слайд. Детские игры связаны с миром взрослых, это доказал Константин Дмитриевич Ушинский. Развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между взрослыми.
В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности, игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.
Игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Ребёнок соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.
3 слайд. Взяв какую-то роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникает в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.
С одной стороны, игра – самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой школой, средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.
4 слайд. Важнейшим средством воспитания становится и игрушка, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.
При тактичном, грамотном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (мышления, воображение, упрочению его интересов, развитию речи).
5 слайд. В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма. Воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души» замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом.
6 слайд. Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. 7 слайд. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Фридриху Фребелю, который разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду.
8 слайд. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать. Целесообразно планировать задачи, относящиеся ко всей группе (учить детей объединяться в знакомой им подвижной игре, и задачи, которые касаются отдельных детей (вовлечь застенчивого мальчика в подвижную игру, и т. д.).
9 слайд. Направляя игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, всегда следует помнить, что она – своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника. В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой деятельности: сам выбирает сюжеты игры, игрушки и предметы, партнеров и др. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Игра позволяет детям уже в первые годы жизни самостоятельно использовать те или иные формы общения.
В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:
- отношения, которые определяются содержанием игры и правилами игры;
- реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими, установление правил).
10 слайд. Реальные отношения, будучи личными, формируются не только в игре, но и в ходе всей жизни ребенка в детском саду. Испытывая к кому-то избирательные симпатии, малыш стремится к общению с ним: беседует, играет. В силу симпатий, интереса к сверстнику ребенок оказывается способным уступить игрушку, взять на себя роль, т. е. жертвует своими интересами ради общения с партнером. В игру не принимаются дети с низким уровнем развития отношений (ребенок настаивает на своем сюжете игры, ссорится с партнерами, выходит из игры до ее завершения). Иными словами, качества «общественности» позволяют ребенку успешно взаимодействовать с другими детьми.
Умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре – первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества.
11 слайд. Однако без помощи взрослого путь формирования общественного поведения может быть долгим и болезненным, особенно для детей с проблемами развития (застенчивые, агрессивные, малоактивные). Влияя на поведение детей, их взаимоотношения друг с другом, педагог должен учитывать их индивидуальные особенности, тенденции развития. Но у всех дошкольников без исключения необходимо поощрять желание быть самостоятельным, формировать умения, которые реально обеспечат самостоятельность.
Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом.
Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать положительные эмоции.
12 слайд. Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями. В процессе игры возникает потребность сделать новую игрушку. С помощью воспитателя дети могут починить игрушку, отремонтировать коробки, постирать кукольную одежду. У старших детей формируют привычку ответственно, бережно относиться к игрушкам, игровому материалу.
Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.
Новая классификация детских игр разработана Светланой Леонидовной Новоселовой. В ее основе лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).
13 слайд. Игры бывают следующих видов:
1) игры, возникающие по инициативе ребенка или взрослого:
a) игра – экспериментирование;
b) самостоятельные сюжетные игры:
сюжетно-отобразительные,
творческие игры:
сюжетно-ролевые,
театрализованные,
игры со строительным материалом;
14 слайд .a) игры обучающие:
игры с правилами:
дидактические:
с предметами и игрушками, настольно-печатные.
подвижные: по степени подвижности – малой, средней, большой подвижности,
по преобладающим движениям – с прыжками, с перебежками, с метанием,
по предметам, которые используются в игре – мяч, ленты, обруч;
15 слайд. b) досуговые игры:
игры – забавы;
театрально-постановочные;
празднично-карнавальные.
16 слайд. Игра загадочней всего
И бескорыстнее на свете,
Она всегда – ни для чего,
Как ни над чем смеются дети! (Зинаида Гиппиус.)
17 слайд. Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации труда детей дошкольного возраста
В данном материале представлена аналитическая справка о проведении семинара по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
в статье подробно описаны формы организации обучения детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям...
Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...
«Интерактивные формы организации обучения детей дошкольного возраста»
Главная задача педагога дошкольной организации так организовать процесс обучения, чтобы он способствовал обогащению опыта самостоятельной и совместной деятельности, быть построенным на детских ви...
Мастер-класс для родителей на тему: "Игровой самомассаж в домашних условиях как средство приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста"
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, являетсявоспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния детей. Это обусловлено мно...
Развитие мелкой моторики в домашних условиях как средство приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста
Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая ...
Презентация Экскурсия как форма организации обучения детей дошкольного возраста
Экскурсия - важная форма организации обучения в детском саду. Экскурсии – это особый вид занятий, который знакомит детей с природными, культурными объектами, с деятельно...