Конспект по основам функциональной грамотности у старших дошкольников «Информационная фабрика, путешествие по Ярославлю. Занятие 1.»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект из серии занятий по формированию функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2.docx | 18.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по основам функциональной грамотности у старших дошкольников
«Информационная фабрика, путешествие по Ярославлю. Занятие 1.»
Цель: Формирование у старших дошкольников основ работы с информацией.
Задачи:
Обучающие:
- Закреплять знания про основные этап работы с информацией.
- Продолжать работу по формированию умений сбора информации с помощью органов чувств.
Развивающие:
- Развивать способность к анализу и синтезу при обработке информации.
- Обеспечить ситуации, способствующие развитию логическое мышление.
- Развивать связную и монологическую речь, через ответы на вопросы.
Воспитывающие:
- Формировать умение слушать собеседника и не перебивать при его ответе.
- Создать условия для формирования интереса к истории малой родине – г.Ярославля.
- Создать условия для публичного выступления.
Ход.
-Здравствуйте, ребята. Напомните мне пожалуйста, куда мы с вами в прошлый раз отправлялись и чем там занимались? (ответы детей)
- Верно, в прошлый раз мы были на фабрике информации и учились с ней работать : собирать информацию, обрабатывать её и изготавливать итоговый продукт.
- Ребята, совсем скоро к нам приедут гости и они очень хотят узнать про наш город что- то интересное.
- Мы сможем им помочь? (ответы детей)
- Вы много знаете про наш город? ( ответы детей)
- А как вы думайте, где нам найти ещё больше информации ?
- Тогда я вас снова приглашаю на нашу информационную фабрику, где мы будем собирать, обрабатывать информацию и как-то ей сможем поделиться с нашими гостями.
1. Станция – сбор информации.
- Ребята, напомните пожалуйста, какие органы – помощники для сбора информации есть у всех нас? (ответы детей)
- Правильно, все органы чувств : глаза, уши и кожа.
- Предлагаю, как и в прошлый раз собрать информацию с помощью нашего слуха.
- Но сначала поднимите руку , кто знает, как называется наш город? (ответы детей)
- Почему Ярославль так называется? ( ответы детей)
- Вот уже некоторую информацию вы смогли получить друг от друга. А я тоже кое-что знаю про историю возникновения нашего города и хочу вам рассказать.
Рассказ о истории возникновения Ярославля.
Как-то раз князь Ярослав Мудрый, проплывая на ладье по Волге, приметил удобное место для защитной крепости. Но люди, живущие в тех местах, не захотели жить по воле князя и выпустили н а него лютую медведицу. Состоялся бой, из которого Ярослав вышел победителем. он секирой зарубил зверя. Местные жители, видя силу и храбрость князя подчинились ему. Место, где они жили назвали Ярославлем, то есть городом Ярослава.
-Интересно было? Что запомнили?(ответы детей)
- Красивый наш город?
- Давайте по нему прогуляемся.
Физкультминутка
Мы по городу гуляем (ходьба на месте)
Всё вокруг мы замечаем (руки над головой)
В центре парк тенистый (руки перед грудью)
В парке дуб ветвистый ( на носочках, руки вверх)
Вот проспект широкий ( приседаем, разводим руки в стороны)
Небоскрёб высокий (встаём на носочки, руки вверх)
Рядом дом одноэтажный, (Показываем рукой перед собой)
Но для нас он очень важный, (грозим пальцем)
Потому что в нём – музей ( класс!)
Пригласим туда друзей (приглашающий жест)
Если в центр мы пойдем, то на площадь попадём. ( идём на месте, кружимся вокруг себя)
Кремль на площади стоит, (стоим как солдатки)
Нам о прошлом говорит.
Город – Ярославль зовётся,(хлопаем в ладоши)
Хорошо нам в нём живётся! (показываем «класс»).
- Ребята, выберите значок, какую вы сейчас собирали информацию?
- Верно, информация словесная, помогали нам ее собирать уши.
- Чем еще можно собрать информацию про Ярославль?
- Да, нам помогут глаза.
- Ребята, найдите пожалуйста информацию о том, как можно обозначить наш город. Есть у него знак? ( детям предлагаются различные иллюстрации с достопримечательностями Ярославля и гербами разных городов золотого кольца).
- Почему именно эту картинку (герб Ярославля) вы выбрали?
- Давайте рассмотрим герб,и глазами соберём информацию о том, что нам может рассказать каждая часть герба.
Беседа с детьми о гербе Ярославля, закрепление истории возникновения города.
- Молодцы, ребята, я предлагаю вам ещё собрать информации глазами, через просмотр мультфильма о истории нашего города.
- Ребята, как вы думайте, где я нашла этот мультфильм (ответы детей)
- Верно в интернете. Можно считать это источником информации?
- Да, можно. А теперь у меня вопрос для самого внимательного сборщика информации: как называлось место, где произошла битва князя Ярослава и медведя? (ответы детей)
- Это медвежий угол. Кто-то может быть знает, как это место называется у нас в городе?
- Стрелка – это место действительно считается, тем местом, где и случился бой. И именно здесь бы срублен первый город.
- Давайте же найдем это место на картинке и на карте. Собираем визуальную информацию!
(детям предлагается найти фотографию стрелки среди других мест Ярославля. А после дети сами ищут на карте где находится Стрелка, помощь воспитателя по необходимости).
- Ребята, давайте вспомним как мы потрудились на станции сбора информации. Какую визуальную информацию (значок) про Ярославль вы сегодня собрали? (ответы детей).
-А какую словесную (значок) смогли услышать?
- Отлично, тогда двигаемся на станцию обработки информации.
2. Станция обработки информации.
- Уважаемые работники фабрики информации, что мы будем делать на этой станции, кто помнит?
- Как мы будем обрабатывать то, что смогли собрать?
- Ребята, надо просто подумать, как мы сможем не только рассказать, но и показать нашим гостям то, что вы узнали про Ярославль?
- Хорошие у вас предложения. А что мы сможем сделать сами, руками, чтобы наше путешествие не только запомнилось, но и осталось навсегда? Чтобы можно было не только о нем вспоминать, но и поиграть ,например?
- Тогда сделаем игру про Ярославль?
- Переходим на станцию итоговый продукт.
3. Станция итоговый продукт.
-На нашей фабрике уже есть заготовки для игры. Ребята, игровое поле пока совсем пустое, начнем его оформлять?
Дети делятся на три группы и каждая группа оформляет своё игровое поле.
-Рассмотрим игровое поле. Синий цвет- это реки Волга и Которосль, а зеленый – наш город. Начало игры будет с места, где наш город появился. Вспоминайте, как это место называется и где оно на игровом поле?
-Давайте приклеим фотографию стрелки рядом со словом «старт».
- С каким символом Ярославля вы ещё сегодня познакомились?
- Давайте приклеим герб нашего города.
- Ребята, готова ли наша игра? Как вы думайте , чего не хватает на игровом поле?
- Вы правы нам не хватает всех самых интересных мест города. И сегодня вы попробуйте сами, дома собрать про эти места информацию.
Проводится жеребьевка, по итогам которой каждому ребёнку достается один объект с достопримечательностями Ярославля. Про который он должен дома собрать информацию и на следующем занятии поделиться с остальными детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Развитие Soft-skills-компетенций дошкольников как основа функциональной грамотности в детской телестудии "Сибирячок -ТВ"
Опыт работы «Развитие Soft-skills-компетенций дошкольников как основа функциональной грамотности в детской телестудии "Сибирячок - ТВ»...
Конспект НОД по финансовой грамотности в старшей группе на тему: ПУТЕШЕСТВИЕ С МОНЕТКОЙ ПО СТРАНЕ ЭКОНОМИКЕ"
Конспект НОД по финансовой грамотности в старшей группе на тему: ПУТЕШЕСТВИЕ С МОНЕТКОЙ ПО СТРАНЕ ЭКОНОМИКЕ" Автор: Иванова Ольга Александровна ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ "Чеховский д...
Конспект НОД по финансовой грамотности для старших дошкольников «Кошелёк»
Конспект НОД по финансовой грамотности для старших дошкольников «Кошелёк»Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пла...
Формирование функциональной грамотности у старших дошкольников: приемы запоминания и практика использования мнемотехники
Презентация и консультация: "Формирование функциональной грамотности у старших дошкольников: приемы запоминания и практика использования мнемотехники"...
Выступление в ДОУ на тему: «Нетрадиционные формы педпроцесса для формирования функциональной грамотности у старших дошкольников»
Ребенок не хочет брать готовые знанияи будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.Но зато он охотно пойдет за своим наставникомискать эти самые знания и овладевать ими.Шалва Амонашвили...
Консультация для родителей «Основы функциональной грамотности дошкольников»
Современный ребёнок – это житель XXIвека, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени и прежде всего, проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, глубина распрост...