Выступление в ДОУ на тему: «Нетрадиционные формы педпроцесса для формирования функциональной грамотности у старших дошкольников»
консультация (подготовительная группа)

Агафонова Наталья Валерьевна

Ребенок не хочет брать готовые знания

и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.

Но зато он охотно пойдет за своим наставником

искать эти самые знания и овладевать ими.

Шалва Амонашвили (Советский, грузинский и российский педагог, кандидат педагогических наук, доктор психологических наук)

Именно в дошкольном возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику использовать эти знания для решения различных жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В этом отличие функциональной грамотности от элементарной грамотности как способности ребенка читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия.

Одна из задач современного образования – формирование функционально грамотных людей.

На сегодняшний день нет единого определения функциональной грамотности, т.к. все очень быстро меняется, поэтому многие ученые приводят все новые и новые формулировки, стараясь наиболее полно описать функциональную грамотность современного человека.

Если говорить о функциональной грамотности в пласте дошкольного образования, можно выделить четыре основных направления: формирование финансовой и математической грамотности, формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности, формирование социально-коммуникативной грамотности, формирование речевой активности дошкольников.

Задача педагога - помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели.

Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

 [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.].

Функциональная грамотность. Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

 [Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342].

Функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности.

Ребенок должен обладать:

- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;

- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;

- способностью строить социальные отношения;

- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.  

[Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. 16–17].

Таким образом, функциональная грамотность – это способность человека к решению максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Главная особенность современного мира - его высокая динамичность. В постоянно меняющихся условиях возрастают требования к человеку, уже не достаточно получать знания, необходимо, чтобы человек сам умел добывать эти знания, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).  

Функциональная грамотность, как средство раскрытия навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 5-6 лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает выпускнику дошкольной организации приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии.

С каждым годом учителя отмечают значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. У учащихся имеются трудности формирования навыков чтения, пересказа и письма, а у значительной части детей они сохраняются и при переходе в основную школу. Выбор методов, форм и приемов, которые используются для преодоления трудностей в обучении, имеет актуальное значение в современном образовании. Чтобы этот процесс был более эффективным, дошкольника необходимо обучить приемам учебной деятельности.

 

Для этого педагог должен ставить перед собой следующие задачи:

максимально поддерживать инициативу и самостоятельную активность детей в образовательной деятельности;

активно использовать интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия;

максимально активизировать психические процессы детей (внимание, воображение, мышление, память);

вносить изменения в предметно-пространственную среду группы, так чтобы само пространство способствовало развитию познавательного интереса к миру букв, звуков, превращению устной речи в письменную («среда группы – как второй педагог», «говорящая среда»).

В настоящее время перед нами стоит задача, чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью.

Итак, какие технологии применять, чтобы обеспечить продуктивность формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников?

Технологию «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду».  Данная технология предполагает, с одной стороны, систему игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей, с другой – нетрадиционные формы речевой работы детьми.

 Игровые обучающие ситуации (ИОС) – одна из эффективных форм совместной деятельности взрослых и детей. Навыки игрового общения, речевые умения, которые дети будут приобретать в ИОС, помогут им свободно употребить их и в самостоятельной деятельности.                                                                            Известно четыре вида таких ситуаций:                                                                      

- ситуации-иллюстрации,                                                                                            

- ситуации - упражнения,                                                                                             

 - ситуации-проблемы,                                                                                                   

- ситуации-оценки.                                                                                                         

 В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

Успешно используется  в образовательном процессе игровые ситуации - упражнения. Теперь ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Использовать такой вид игровых обучающих ситуаций мы рекомендуется начиная со средней группы.                                                                          

  Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В ситуациях-проблемах каждый ребёнок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций.                                    

 В подготовительной к школе группе хорошо использовать в работе с детьми ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.                                                         Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы:                                                                                                                            

- это разговор воспитателя с детьми,                                                                              

- игра-путешествие,                                                                                                      

- игра-беседа,                                                                                                                          

- игра - драматизация,                                                                                                              

 - игра-импровизация.                                                                                                      

Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследования предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в этих видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несёт основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Такой подход позволяет педагогам успешно реализовать на практике «золотое правило» дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались». Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи. Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнёр по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребёнка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно ребёнка темы.                                                                                                           Таким образом, те специальные речевые занятия, которые решали задачи языкового развития, должны преобразовываться так, чтобы одновременно и параллельно можно было решать задачу формирования у детей навыков эффективного (результативного) общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.  

Главное в организации образовательной деятельности на современном этапе - это включение в процесс учебной деятельности проблемно-обучающих ситуаций, проектной деятельности, использование информационно-компьютерных технологий. Поэтому одной из инновационных форм организации образовательной деятельности детей в ДОУ считаю квест-технологию, так как она способствует развитию активной позиции ребенка, он становится более раскрепощенным в общении, повышает познавательно-речевую активность.

Квесты нацелены на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности. Это деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.

Кроме того, в таких мероприятиях могут быть задействованы все специалисты дошкольного учреждения: воспитатель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель.

Таким образом, квест-технологии способствуют формированию основ функциональной грамотности будущего школьника.

Еще одной из интересных форм в работе воспитателя является работа с песком. Педагоги детских садов, знают, что занятия по «Обучению грамоте» для большинства ребят сложные. Звукобуквенный анализ слов выполнять трудно, потому что дети не слышат поначалу отдельные звуки, и не все быстро запоминают печатный образ буквы, в этом случае помогают игры с песком или письмена на песке. Дети с упоением пишут буквы, а затем и слоги, а далее слова. На песке легко как создавать слова, так и разрушать их, если они неправильно написаны. Метод эффективный: дети быстрее запоминают буквы, их печатный образ остается у детей в памяти, что помогает успешно осваивать чтение и письмо. В игре с песком развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика.

Также положительно на формирование предпосылок функциональной грамотности влияет использование технологии экспериментирования. Экспериментировать дети могут практически во всех видах деятельности под присмотром взрослого (педагога, родителя). В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства объекта природы или явления (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко – низко - далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

Развитие функциональной грамотности в современном мире невозможно без знаний информационных технологий, поэтому очень важно в процессе обучения и воспитания детей их использовать. На мой взгляд, педагог обязательно должен использовать компьютер и, если возможно, интерактивную доску в учебно-воспитательном процессе. Прежде всего, это вызывает у детей большой интерес, снимает напряжение, стеснительность, неуверенность у самых неактивных детей. Игра на интерактивной доске повышает уровень словесной активности. Одновременно с повышением заинтересованности дети получают и первые навыки работы на компьютере или интерактивной доске. Неизбежное проникновение информационно-коммуникативных технологий в дошкольное обучение и воспитание позволяет повысить эффективность усвоения знаний и максимально расширить их объемы.

Рекомендую активно использовать цифровые образовательные ресурсы, такие как презентации, анимации, иллюстрации, видеофрагменты, аудиофрагменты и т.д.

Проведение занятий с использованием электронных образовательных ресурсов имеют ряд преимуществ перед традиционными коррекционно-развивающими занятиями:

- это дает педагогу, прежде всего, свободу в выборе дидактического материла,

- обеспечивает наглядность представления практически любого материала,

- обучает современным способам самостоятельного получения знаний,

- эффективно влияет на повышение мотивации воспитанников.

Кроме того, можно использовать интернет ресурсы, которые экономят время, дают возможность всегда пополнять, обновлять свои знания, а можно самому научиться составлять презентации, игры, конспекты занятий и уроков.

Итак, все вышеизложенные формы и методы работы по формированию функциональной грамотности хороши. Вопрос только в компетентности педагога и его готовности осваивать новые технологии, методы и приемы.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_v_dou_tema.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление в ДОУ на тему: «Нетрадиционные формы педпроцесса для формирования функциональной грамотности у старших дошкольников»

Ребенок не хочет брать готовые знания

и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.

Но зато он охотно пойдет за своим наставником

искать эти самые знания и овладевать ими.

Шалва Амонашвили (Советский, грузинский и российский педагог, кандидат педагогических наук, доктор психологических наук)

Именно в дошкольном возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику использовать эти знания для решения различных жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В этом отличие функциональной грамотности от элементарной грамотности как способности ребенка читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия.

Одна из задач современного образования – формирование функционально грамотных людей.

На сегодняшний день нет единого определения функциональной грамотности, т.к. все очень быстро меняется, поэтому многие ученые приводят все новые и новые формулировки, стараясь наиболее полно описать функциональную грамотность современного человека.

Если говорить о функциональной грамотности в пласте дошкольного образования, можно выделить четыре основных направления: формирование финансовой и математической грамотности, формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности, формирование социально-коммуникативной грамотности, формирование речевой активности дошкольников.

Задача педагога - помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели.

Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

 [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.].

Функциональная грамотность. Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

 [Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342].

Функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности.

Ребенок должен обладать:

- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;

- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;

- способностью строить социальные отношения;

- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.  

[Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. 16–17].

Таким образом, функциональная грамотность – это способность человека к решению максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Главная особенность современного мира - его высокая динамичность. В постоянно меняющихся условиях возрастают требования к человеку, уже не достаточно получать знания, необходимо, чтобы человек сам умел добывать эти знания, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).  

Функциональная грамотность, как средство раскрытия навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 5-6 лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает выпускнику дошкольной организации приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии.

С каждым годом учителя отмечают значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. У учащихся имеются трудности формирования навыков чтения, пересказа и письма, а у значительной части детей они сохраняются и при переходе в основную школу. Выбор методов, форм и приемов, которые используются для преодоления трудностей в обучении, имеет актуальное значение в современном образовании. Чтобы этот процесс был более эффективным, дошкольника необходимо обучить приемам учебной деятельности.

Для этого педагог должен ставить перед собой следующие задачи:

максимально поддерживать инициативу и самостоятельную активность детей в образовательной деятельности;

активно использовать интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия;

максимально активизировать психические процессы детей (внимание, воображение, мышление, память);

вносить изменения в предметно-пространственную среду группы, так чтобы само пространство способствовало развитию познавательного интереса к миру букв, звуков, превращению устной речи в письменную («среда группы – как второй педагог», «говорящая среда»).

В настоящее время перед нами стоит задача, чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью.

Итак, какие технологии применять, чтобы обеспечить продуктивность формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников?

Технологию «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду».  Данная технология предполагает, с одной стороны, систему игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей, с другой – нетрадиционные формы речевой работы детьми.

 Игровые обучающие ситуации (ИОС) – одна из эффективных форм совместной деятельности взрослых и детей. Навыки игрового общения, речевые умения, которые дети будут приобретать в ИОС, помогут им свободно употребить их и в самостоятельной деятельности.                                                                            Известно четыре вида таких ситуаций:                                                                      

- ситуации-иллюстрации,                                                                                            

- ситуации - упражнения,                                                                                              

 - ситуации-проблемы,                                                                                                  

- ситуации-оценки.                                                                                                          

 В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

Успешно используется  в образовательном процессе игровые ситуации - упражнения. Теперь ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Использовать такой вид игровых обучающих ситуаций мы рекомендуется начиная со средней группы.                                                                          

  Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В ситуациях-проблемах каждый ребёнок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций.                                    

 В подготовительной к школе группе хорошо использовать в работе с детьми ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.                                                         Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы:                                                                                                                            

- это разговор воспитателя с детьми,                                                                              

- игра-путешествие,                                                                                                      

- игра-беседа,                                                                                                                          

- игра - драматизация,                                                                                                              

 - игра-импровизация.                                                                                                      

Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследования предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в этих видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несёт основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Такой подход позволяет педагогам успешно реализовать на практике «золотое правило» дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались». Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи. Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнёр по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребёнка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно ребёнка темы.                                                                                                           Таким образом, те специальные речевые занятия, которые решали задачи языкового развития, должны преобразовываться так, чтобы одновременно и параллельно можно было решать задачу формирования у детей навыков эффективного (результативного) общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.  

Главное в организации образовательной деятельности на современном этапе - это включение в процесс учебной деятельности проблемно-обучающих ситуаций, проектной деятельности, использование информационно-компьютерных технологий. Поэтому одной из инновационных форм организации образовательной деятельности детей в ДОУ считаю квест-технологию, так как она способствует развитию активной позиции ребенка, он становится более раскрепощенным в общении, повышает познавательно-речевую активность.

Квесты нацелены на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности. Это деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.

Кроме того, в таких мероприятиях могут быть задействованы все специалисты дошкольного учреждения: воспитатель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель.

Таким образом, квест-технологии способствуют формированию основ функциональной грамотности будущего школьника.

Еще одной из интересных форм в работе воспитателя является работа с песком. Педагоги детских садов, знают, что занятия по «Обучению грамоте» для большинства ребят сложные. Звукобуквенный анализ слов выполнять трудно, потому что дети не слышат поначалу отдельные звуки, и не все быстро запоминают печатный образ буквы, в этом случае помогают игры с песком или письмена на песке. Дети с упоением пишут буквы, а затем и слоги, а далее слова. На песке легко как создавать слова, так и разрушать их, если они неправильно написаны. Метод эффективный: дети быстрее запоминают буквы, их печатный образ остается у детей в памяти, что помогает успешно осваивать чтение и письмо. В игре с песком развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика.

Также положительно на формирование предпосылок функциональной грамотности влияет использование технологии экспериментирования. Экспериментировать дети могут практически во всех видах деятельности под присмотром взрослого (педагога, родителя). В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства объекта природы или явления (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко – низко - далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

Развитие функциональной грамотности в современном мире невозможно без знаний информационных технологий, поэтому очень важно в процессе обучения и воспитания детей их использовать. На мой взгляд, педагог обязательно должен использовать компьютер и, если возможно, интерактивную доску в учебно-воспитательном процессе. Прежде всего, это вызывает у детей большой интерес, снимает напряжение, стеснительность, неуверенность у самых неактивных детей. Игра на интерактивной доске повышает уровень словесной активности. Одновременно с повышением заинтересованности дети получают и первые навыки работы на компьютере или интерактивной доске. Неизбежное проникновение информационно-коммуникативных технологий в дошкольное обучение и воспитание позволяет повысить эффективность усвоения знаний и максимально расширить их объемы.

Рекомендую активно использовать цифровые образовательные ресурсы, такие как презентации, анимации, иллюстрации, видеофрагменты, аудиофрагменты и т.д.

Проведение занятий с использованием электронных образовательных ресурсов имеют ряд преимуществ перед традиционными коррекционно-развивающими занятиями:

- это дает педагогу, прежде всего, свободу в выборе дидактического материла,

- обеспечивает наглядность представления практически любого материала,

- обучает современным способам самостоятельного получения знаний,

- эффективно влияет на повышение мотивации воспитанников.

Кроме того, можно использовать интернет ресурсы, которые экономят время, дают возможность всегда пополнять, обновлять свои знания, а можно самому научиться составлять презентации, игры, конспекты занятий и уроков.

Итак, все вышеизложенные формы и методы работы по формированию функциональной грамотности хороши. Вопрос только в компетентности педагога и его готовности осваивать новые технологии, методы и приемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста» 2021 г.

Выступление на тему «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности  детей старшего дошкольного возраста» на семинаре № 1 «Формирование предпосылок фун...

Формирование функциональной грамотности у старших дошкольников: приемы запоминания и практика использования мнемотехники

Презентация и консультация: "Формирование функциональной грамотности у старших дошкольников: приемы запоминания и практика использования мнемотехники"...

Выступление из опыта работы: «Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников посредством сказок».

В  Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. С экономикой сталкивается любой чел...

ПРОЕКТ «Математическая страна» по формированию функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста через занимательную математику»

Актуальность математического развития детей дошкольного возраста обосновывается ведущей ролью математики в динамично развивающемся современном технологическом обществе. Также математика является средс...

Конспект НОД по развитию предпосылок формирования функциональной грамотности в старше-подготовительной группе детского сада. «Путешествие в город мастеров».

Конспект НОД по развитию предпосылок формирования функциональной грамотности в старше-подготовительной группе детского сада.«Путешествие в город мастеров»....

Формирование функциональной грамотности детей старшей группы через организацию квест-игры «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина».

Цель: систематизировать знания детей о творчестве А.С. ПушкинаЗадачи: -Формирование функциональной грамотности воспитанников;- Развитие внимания, целостности восприятия, сплоченности группы,...