Работа с музыкально одаренными детьми Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.
консультация (подготовительная группа)

Агапова Ольга Викторовна

Работа с музыкально одаренными детьми

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:

  • выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;
  • подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;
  • актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.

Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т. е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма.

Итак, Теплов выявляет три основные музыкальные способности:

1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;

3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.  У  большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.

Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один – два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль  за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.

Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей – ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б. М. Теплов).                       Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.

Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется технология педагогического наблюдения.

1. Объект педагогического наблюдения - музыкальность дошкольников;

2. Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности;

3. Предмет наблюдения (единицы наблюдения):

· Выраженное стремление к музыкальной деятельности

1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано

2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене

3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества

· Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности:

1. инициативность - безынициативность;

2. креативность, эвристичность - репродуктивность;

3. образность, эмоциональность - рациональность, понятийность;

4. спонтанность - аккуратизм;

5. воля, упорство- мягкотелость, нерешительность

· Характер общения и поведения на музыкальных занятиях

1. заинтересованность

2. инициативность

3. активность

4. творческость

· Уровень развития творческих способностей (показатели психологической диагностики)

1. Высокий

2. Средний

3. Низкий

· Уровень развития музыкальных способностей (показатели педагогической диагностики)

1. Высокий

2. Средний

3. Низкий

Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой. Учитывая выше сказанное, без специально организованных процедур педагогической диагностики музыкальный руководитель все же не может обойтись.

Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проведены индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах.

Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали  дополнительную кружковую работу, которая предполагает в дальнейшем:

  • участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;
  • подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.

Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна – музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса. Содержание кружковой работы не должно сводиться к простому разучиванию и репетициям. Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлять место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, приступая к работе с одаренными детьми, сам обладал креативным  мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.

В нашем ДОУ организована работа с музыкально одаренными детьми в пении и разработана программа по данному направлению.

Цель программы: Приобщать дошкольников к миру вокальной музыки, формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, способствовать развитию творческих проявлений.

Задачи:

  1. Расширять диапазоны голосов детей дошкольного возраста и  формировать их естественное звучание;
  2. Организовать деятельность голосового аппарата, укреплять голосовые связки;
  3. Совершенствовать певческие способности детей дошкольного возраста, формировать правильное дыхание, дикцию, артикуляцию в пении;
  4. Формировать эмоционально - эстетическое восприятие окружающего мира через пение;
  5. Развивать у дошкольников творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении.

Структура занятий:

1 . Артикуляционная гимнастика.

Цель: Совершенствовать дикцию, артикуляцию, помогать правильно и чисто проговаривать трудно произносимые слова, фразы;

2. Интонационно – фонетические упражнения.

3. Упражнения на дыхание.

Цель: Укреплять лёгкие и голосовой аппарат дошкольников, формировать правильное дыхание;

4. Основная часть - вокально-хоровая работа.

4.1. Распевание;

4.2. Пальчиковые и подвижные игры;

4.3. Работа над песней:

4.3.1. Знакомство с песней (1 – 2 занятия);

4.3.2. Прослушивание;

4.3.3. Беседа, разъяснение текста;

4.3.4. Повторное исполнение;

4.4. Разучивание песни (3 – 4 занятия):

4.4.1. Работа над звукообразованием;

4.4.2. Работа над звуковедением;

4.4.3. Работа над дыханием;

4.4.4. Работа над ансамблем;

4.4.5. Работа над дикцией;

4.5. Закрепление (1 – 2 занятия).

4.5.1. Работа над выразительностью и эмоциональным исполнением песни.

Музыкальную основу программы составляют произведения для детей дошкольного возраста, песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Работа с музыкально одаренными детьми

(индивидуальная программа обучения ребенка дошкольного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:

  • выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;
  • подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;
  • актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.

Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т. е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма.

Итак, Теплов выявляет три основные музыкальные способности:

1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;

3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.  У  большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.

Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один – два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль  за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.

Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей – ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б. М. Теплов).                       Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.

Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется технология педагогического наблюдения.

1. Объект педагогического наблюдения - музыкальность дошкольников;

2. Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности;

3. Предмет наблюдения (единицы наблюдения):

· Выраженное стремление к музыкальной деятельности

1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано

2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене

3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества

· Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности:

1. инициативность - безынициативность;

2. креативность, эвристичность - репродуктивность;

3. образность, эмоциональность - рациональность, понятийность;

4. спонтанность - аккуратизм;

5. воля, упорство- мягкотелость, нерешительность

· Характер общения и поведения на музыкальных занятиях

1. заинтересованность

2. инициативность

3. активность

4. творческость

· Уровень развития творческих способностей (показатели психологической диагностики)

1. Высокий

2. Средний

3. Низкий

· Уровень развития музыкальных способностей (показатели педагогической диагностики)

1. Высокий

2. Средний

3. Низкий

Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой. Опираясь на всё выше сказанное, была проведена диагностика музыкальных способностей ребят старшего дошкольного возраста и отобраны дети с высоким уровнем развития таковых (легко узнают знакомую мелодию по фрагменту, включающему одно музыкальное предложение, и без затруднений завершали начатую мелодию, т.е. приходили к тонике, точно интонируя ладовысотные соотношения знакомой детям попевки или песни. Дети подбирают по слуху хорошо знакомую песню, не допускают ошибок, и чисто интонируют малознакомую мелодию без сопровождения. Ритмично двигаются в соответствии с характером музыки и точно передают ритмический рисунок попевки при прохлопывании в ладоши).

Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проведены индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах.

Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали  дополнительную кружковую работу, которая предполагает в дальнейшем:

  • участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;
  • подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.

Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна – музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса. Содержание кружковой работы не должно сводиться к простому разучиванию и репетициям. Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлять место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, приступая к работе с одаренными детьми, сам обладал креативным  мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.

В нашем ДОУ организована работа с музыкально одаренными детьми в пении и разработана программа по данному направлению.

Особенности программ для одаренных детей:

  • знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;
  • поощрение глубокой проработки выбранной темы;
  • осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательностью;
  • большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов;
  • более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;
  • предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей (солирование в хоровых выступлениях);
  • поощрение творческого и продуктивного мышления (импровизационное исполнение знакомых попевок, распевок с элементами текстового изменения);
  • воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих;

создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей.

Цель программы: Приобщать дошкольников к миру вокальной музыки, формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, способствовать развитию творческих проявлений.

Задачи:

  1. Расширять диапазоны голосов детей дошкольного возраста и  формировать их естественное звучание;
  2. Организовать деятельность голосового аппарата, укреплять голосовые связки;
  3. Совершенствовать певческие способности детей дошкольного возраста, формировать правильное дыхание, дикцию, артикуляцию в пении;
  4. Формировать эмоционально - эстетическое восприятие окружающего мира через пение;
  5. Развивать у дошкольников творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении.

Структура занятий:

1 . Артикуляционная гимнастика.

Цель: Совершенствовать дикцию, артикуляцию, помогать правильно и чисто проговаривать трудно произносимые слова, фразы;

2. Интонационно – фонетические упражнения.

3. Упражнения на дыхание.

Цель: Укреплять лёгкие и голосовой аппарат дошкольников, формировать правильное дыхание;

4. Основная часть - вокально-хоровая работа.

4.1. Распевание;

4.2. Пальчиковые и подвижные игры;

4.3. Работа над песней:

4.3.1. Знакомство с песней (1 – 2 занятия);

4.3.2. Прослушивание;

4.3.3. Беседа, разъяснение текста;

4.3.4. Повторное исполнение;

4.4. Разучивание песни (3 – 4 занятия):

4.4.1. Работа над звукообразованием;

4.4.2. Работа над звуковедением;

4.4.3. Работа над дыханием;

4.4.4. Работа над ансамблем;

4.4.5. Работа над дикцией;

4.5. Закрепление (1 – 2 занятия).

4.5.1. Работа над выразительностью и эмоциональным исполнением песни.

Музыкальную основу программы составляют произведения для детей дошкольного возраста, песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Период прохождения материала

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь - октябрь

- Расширять диапазон детского голоса;                                                         - Закреплять у детей умение точно переда-вать ритмический рисунок хлопками и на металлофоне;                                                                          - Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения (вверх-вниз) и различные интервалы;                                                                                        - Учить детей точно попадать на первый звук мелодии песни;                                                         - Учить детей петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией;                                                   - Брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами;                                                  - Учить слушать и слышать себя и товарищей по пению;                                                                          - Учить петь хором, небольшими ансамбля-ми, по одному, с музыкальным сопровожде-нием и без него;                                                                   - Учить петь ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук;                                                - Добиваться выразительного исполнения песен;                                                                               - Учить детей передавать характер и смысл каждой песни;                                                                          - Стимулировать сочинение собственных мелодий, марша, колыбельной (без текста);                                                                                                - Совершенствовать умение правильно сидеть  и стоять во время пения.                                                  

Дыхательные упражнения:         «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи», «Маятник», «Повороты головы».                                                   Артикуляционные упражнения: Iблок.                                   Подвижные игры: «Ёлочка», «Синий шар», «Каша».                 Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:      «Кукушка»Е.Тиличеевой,             «Бубенчики»Е.Тиличеевой,          «Качели» Е.Тиличеевой.                Песни:                                              «Кукушка» А.Варламова,               «Если добрый ты» Б.Савельева,                      «Мама» Н.Тимофеевой, «Улыбка» В.Шаинского.                Творческие задания:                     «Самолёт» Т.Бырченко,                  сочинение марша, колыбельной.                             

Ноябрь - декабрь

- Уточнять умение детей различать высокие и низкие звуки в пределах терции;                                                                                                               - Упражнять в чистом пропевании этого интервала сверху вниз;                                         - Упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии;                                                                     - Закреплять умение различать долгие и короткие звуки, отмечать длительности движением руки;                                                                                                                                            

Дыхательные упражне-ния:        

«Ушки», «Маятник головой», «Перекаты», «Рок-н-ролл», «Мячик», «Песня волка», «Песня ветра», «Ниточка».                                     Артикуляционные упражнения:I и II блок. Подвижные игры: «Тарелка»,     «Чашка», «Утки».                           

 

Ноябрь - декабрь

- Учить детей удерживать интонацию на одном звуке;                                                                      - Продолжать учить петь без форсирования звука, естественным голосом;                                                                                                             - Удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко;                                                                                           - Правильно выполнять логические ударения;                                              - Продолжать учить детей чисто интониро-вать мелодию в поступенном движении вверх и вниз, а также скачки вверх вниз на квинту и кварту;                                                                      - Упражнять в точном интонировании трезвучий (фа-ля-до, ре-фа-ля), удерживать интонацию на повторяющихся звуках, точно интонировать тонический ход на сексту вверх;                                                                    - Петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, светлая, задорная, игривая и т.д.);                                     - Побуждать детей импровизировать простейшие мотивы определённого характера, жанра (вальс, марш, полька);                             - Контролировать певческую установку во время пения.    

Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:      «Барабан» Е.Тиличеевой,               «Как под наши ворота» (р.н.п.),    «Вальс» Е.Тиличеевой.                   Песни:                                              «Голубой вагон» В.Шаинского,                    «Спляшем Ваня» А.Варламова,                             «Гномики» К.Костина.               Творческие задания:                     «Снежок» Т.Бырченко,                   «Вальс», «Полька», «Марш», «Плясовая».                                                               

 

Январь – февраль -  март

- Продолжать учить различать и самостоя-тельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки;                                                                      - Упражнять в чистом пропевании поступенного и скачкообразного движения мелодии;                                                                                          - Упражнять в чёткой дикции;                                                                        - Формировать хорошую артикуляцию;                                                        - Уметь показать рукой движение мелодии вверх и вниз, чередование долгих и коротких звуков;                                                                               - Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;                                     - Чисто интонировать в заданном диапазоне;                                                - Учить самостоятельно реагировать на одинаковые музыкальные фразы с разным окончанием;                                                                          - Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания;                                      - Добиваться выразительного исполнения песен различного характера;                                                                                                                    

Дыхательные упражнения:         «Восход-заход», «Стокатто», «Удивлялки», «Знакомство», «Веточка», «Кукушонок», «Певец».           Артикуляционные упражнения: I, II, III блоки. Подвижные игры: «Конь», «Мамочка», «Ворона», «Петух».                                           Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:      «Небо синее» Е.Тиличеевой,          «Бубенчики» Е.Тиличеевой,          «Труба» Е. Тиличеевой.   Песни:                                              «Где водятся волшебники?» М.Минкова,                                     «Дождь пойдёт по улице» В.Шаинского,                                                            

Январь – февраль - март

- Петь с музыкальным сопровождением и без него;                                                                                                - Подводить детей к умению самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей, отмечая не только правильное и неправильное пение, но и выразительное исполнение;                                                        - Продолжать стимулировать и развивать песенное творчество детей;                                                  - Учить детей самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст;                                                     - Развивать ладотональный слух, используя интонационно-фонетические упражнения (Приложение №2).

«Три весёлых зайчика» К.Костина,                                                      «Бабочка» А.Варламова.                                       Творческие задания:                     «Зайка, зайка, где бывал?» М.Скребковой.       

Апрель - май

- Закреплять умение детей различать долгие и короткие звуки, отмечать длительность движением руки, выкладыванием ритмичес-кого рисунка мелодии на фланелеграфе;                                                                - Продолжать упражнять в умении удержи-вать интонацию на одном повторяющемся звуке;                                                                                     - Закреплять навык звуковысотной ориенти-ровки, добиваясь осмысленного, быстрого и точного пропевания одного и того же мело-дического оборота выше – ниже;                                                           - Учить детей распознавать на слух движения мелодии, определять повторность звуков, наличие скачка в начале;                                              - Упражнять в умении удерживать интонацию на высоком звуке (до2, ре2);                                                                                                                    - Петь выразительно, передавая динамику не только от куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические ударения в соответствии с текстом произведения;                                                           - Закреплять навык естественного звукообразо-вания, умение петь легко, свободно, без напряжения;                                                                  - Следить за правильным дыханием;                                                              - Удерживать интонацию при переходе от одной тональности в другую;                                                                                                              - Продолжать учить детей импровизировать мелодии различного характера на заданный текст и придуманный самостоятельно (по картинке, исходя из словесного образа и т.д.);                                             - Добиваться, чтобы при самостоятельных поисках песенных импровизаций дети использовали свой музыкальный опыт, знание музыкальной речи, сочиняя песню – марш, песню – вальс, песню – польку, грустную и весёлую песни и т.д.;                                                                                                  

Дыхательные упражнения:        «Свечи», «Воздушный шарик», «Сова», «Аист», «Шапка», «Гармошка», «Деревья», «Зоосад».                 Артикуляционные упражнения: I, II, III блок. Подвижные игры: «Зайка», «Звери», «Медвежонок», «Грузовик», «Бабочка».                  Интонационно-фонетические упражнения.                      Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:      «Смелый пилот» Е.Тиличеевой, «Скок-поскок» р.н.попевка,           «Вальс» Е.Тиличеевой.                   Песни:                                              «Самая счастливая» Ю.Чичкова,                                    «Дорога добра» М.Минкова,          «Кот Мурлыка» Л.Олифировой,    «Кашалотик» Р.Паулса.                  Творческие задания:                     «Осенью», «Весной» Г.Зингера,    «Весёлая песенка», «Грустная песенка» В Агафонникова.  

Для определения направлений и форм  работы с детьми используются некоторые виды контроля как одного из способов отслеживания динамики творческого роста воспитанников.

Предварительный контроль проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявление исходного уровня подготовки воспитанников.

Формы контроля:

- собеседование – выявляются интересы и творческий уровень детей;

- прослушивание – выявляются музыкальные данные ребенка: музыкальная память, музыкальный слух, ритм; вокальные данные ребенка – тембр, диапазон, четкость произношения.

Текущий контроль определяет степень усвоения детьми музыкального материала, эмоционально-оценочное отношение к произведениям, уровень подготовленности воспитанников к занятиям, их заинтересованность в усвоении материала.

Форма контроля:

- творческая результативность в течение года, вокальный репертуар, краткая характеристика воспитанников на конец года и рекомендации на следующий год.

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации воспитанников на дальнейшее обучение.

Форма контроля:

- отчетный концерт в конце учебного года, который способствует развитию музыкальных способностей детей, демонстрирует творческий рост, является видом поощрения и стимулирования воспитанников.

Самоконтроль воспитанника выражается в самодисциплине, четкой организации выполнения домашнего задания, ответственности перед выступлением.

Используемые формы, методы, приемы организации музыкально-эстетической деятельности позволят создать благоприятные условия для развития эстетического вкуса, эстетической культуры воспитанников, обогатить процесс эстетического воспитания в целом.

Планируемый результат.

  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в концертах);
  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);                                      
  • уметь двигаться под музыку,  не бояться сцены, культура поведения на сцене;
  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;                                                              
  • умение исполнять  длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм);
  • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.

Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.

Для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженной музыкальностью необходимо создать следующие педагогические условия:

  • разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью
  • осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания;
  • организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью;
  • способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей;
  • организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.
  • «Работа с музыкально одаренными детьми»
  •          Вопрос работы с талантливыми и одаренными детьми всегда стоял очень остро. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с такими детьми в системе дошкольного музыкального воспитания.
  • Одаренный ребенок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности, не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка.
  • Музыкально одаренные дошкольники часто оказываются художественно одаренными вообще, проявляя способности к изобразительной, литературной и другим видам художественной деятельности.
  •           Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начнется целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности. Для таких детей обучение должно быть индивидуальное, направленное на развитие их потенциала; оно не должно ограничивать возможности их развития.
  •             В своей работе я убедилась, что правильное разучивание песен является самым важным дидактическим приемом в развитии музыкальности у дошкольников. Именно поэтому, музыкально одаренные дети с наибольшим интересом занимаются на музыкальных занятиях. Всегда принимают активное участие в проводимых в детском саду праздниках, утренниках и развлечениях, обладают хорошей памятью, способны запоминать большие роли, которые они в дальнейшем очень артистично преподносят. Такие дети проявляют живой интерес к игре на музыкальных инструментах, особенно фортепиано. У них отличные вокальные данные.
  • Исходя из всего сказанного и опираясь на исследования ведущих педагогов и музыкантов, я пришла к мысли о необходимости более глубокой работы над развитием музыкальности старших дошкольников.
  • Так что же такое музыкальность и музыкальные способности? Музыкальность – это единое, неделимое свойство, данное ребенку от природы. Одаренные дети – те, кто наделен способностями от природы, с возможностью развивать эти способности без ограничения.
  • В музыке мы через эмоцию познаем мир. Музыка – есть эмоциональное познание. Поэтому основным принципом музыкальности Теплов называет переживание музыки, при котором постигается ее содержание.
  • Меня, педагога,  отвечающего за их музыкальное развитие, не могла оставить равнодушной проблема индивидуальности каждого ребенка, имеющего ростки музыкальной одаренности.
  • Из практики я точно знаю, что дети, имеющие задатки музыкальности, не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала: с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их вдохновляет сцена. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие становятся одним из аспектов моей профессиональной деятельности. 
  • Научить ребенка подробно переживать музыку, чувствовать, как одна эмоция переходит в другую, и является моей главной задачей.
  •  Вторая задача, которую я ставлю перед собой, - научить детей петь чисто и выразительно. Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Между музыкой и речью много общего.
  • Музыкальное искусство – это интонационное искусство. Речевая интонация выражает, прежде всего, чувства, настроения, мысли говорящего, так же, как и музыкальная интонация.
  • Взволнованная речь человека отличается быстрым темпом, наличием небольших пауз, повышением высоты, наличием акцентов. Музыка, передающая смятение, обычно обладает теми же чертами. Скорбная речь человека, как и скорбная музыка (тихая, медленная, прерывается паузами, возгласами. Например, Моцарт «Реквием» («La crimoza»).
  • В работе с одаренными детьми я ставлю перед собой следующие цели и задачи:
  • 1. Развивать вокальные способности детей.
  • 2. Формировать и развивать звуко-высотный слух детей; учить чисто интонировать, т. е. пропевать своим голосом «про себя» или вслух основную тему любой мелодии.
  • 3. Научить детей не только пропевать или подпевать, но и сравнивать звучание голоса взрослого со звучанием инструмента, свое пение с пением других детей.
  • 4. Создавать максимально благоприятные условия для фантазии и импровизации именно самих детей. Длительно наблюдать за каждым одаренным ребенком и развивать потенциал будущей личности.
  • 5. Правильно дышать во время пения, принимать правильную певческую позу.
  • 6. Дать основы интонирования как соло, так и ансамблевого пения в унисон, научить петь под фонограмму, в сопровождении музыкального инструмента, а капелла.
  • 7. Развивать в детях артистическую свободу, умение держаться перед публикой.
  • 8. Формировать в маленьких певцах осознание собственной значимости, талантливости, уникальности на сцене.
  • 9. Рождать в душах детей чувство радости от общения с музыкой, с песней; чувство единения с другими детьми в процессе разучивания и исполнения песен, воспитывать желание воспринимать и исполнять именно хорошую музыку.
  • Чтобы подготовить детей к   конкурсам мы репетируем ежедневно. С одаренными детьми занимаюсь в промежутках между групповыми занятиями.
  • Большое значение я уделяю подбору музыкального материала. Мы работаем над каждой фразой, ее смысловой наполненностью, характером героев и самого произведения, над правильным дыханием и фразировкой, над дикцией, над интонационной выразительностью.
  • Иногда нам приходится адаптировать тексты, добавлять или убирать куплеты, придумывать новые песни, переделывать родовую принадлежность (м. р. на ж. р.)
  •                 К концу обучения у одаренных детей появляется устойчивый интерес к пению. Дети умеют петь в ансамбле и индивидуально, работать с микрофоном и петь под фонограмму; используют песню в самостоятельной деятельности, изъявляют желание участвовать в утренниках, концертах, конкурсах, фестивалях, свободно владеют аудиторией.
  • Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса малыша. Однако процесс этот – долгий и кропотливый, требующий от нас, педагогов, терпения и бережного отношения к каждому ребенку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей48.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Работа с музыкально одаренными детьми

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:

  • выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;
  • подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;
  • актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.

Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т. е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма.

Итак, Теплов выявляет три основные музыкальные способности:

1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;

3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.  У  большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.

Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один – два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль  за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.

Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей – ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б. М. Теплов).                       Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.

Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется технология педагогического наблюдения.

1. Объект педагогического наблюдения - музыкальность дошкольников;

2. Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности;

3. Предмет наблюдения (единицы наблюдения):

· Выраженное стремление к музыкальной деятельности

1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано

2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене

3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества

· Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности:

1. инициативность - безынициативность;

2. креативность, эвристичность - репродуктивность;

3. образность, эмоциональность - рациональность, понятийность;

4. спонтанность - аккуратизм;

5. воля, упорство- мягкотелость, нерешительность

· Характер общения и поведения на музыкальных занятиях

1. заинтересованность

2. инициативность

3. активность

4. творческость

· Уровень развития творческих способностей (показатели психологической диагностики)

1. Высокий

2. Средний

3. Низкий

· Уровень развития музыкальных способностей (показатели педагогической диагностики)

1. Высокий

2. Средний

3. Низкий

Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой. Учитывая выше сказанное, без специально организованных процедур педагогической диагностики музыкальный руководитель все же не может обойтись.

Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проведены индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах.

Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали  дополнительную кружковую работу, которая предполагает в дальнейшем:

  • участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;
  • подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.

Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна – музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса. Содержание кружковой работы не должно сводиться к простому разучиванию и репетициям. Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлять место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, приступая к работе с одаренными детьми, сам обладал креативным  мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.

В нашем ДОУ организована работа с музыкально одаренными детьми в пении и разработана программа по данному направлению.

Цель программы: Приобщать дошкольников к миру вокальной музыки, формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, способствовать развитию творческих проявлений.

Задачи:

  1. Расширять диапазоны голосов детей дошкольного возраста и  формировать их естественное звучание;
  2. Организовать деятельность голосового аппарата, укреплять голосовые связки;
  3. Совершенствовать певческие способности детей дошкольного возраста, формировать правильное дыхание, дикцию, артикуляцию в пении;
  4. Формировать эмоционально - эстетическое восприятие окружающего мира через пение;
  5. Развивать у дошкольников творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении.

Структура занятий:

1 . Артикуляционная гимнастика.

Цель: Совершенствовать дикцию, артикуляцию, помогать правильно и чисто проговаривать трудно произносимые слова, фразы;

2. Интонационно – фонетические упражнения.

3. Упражнения на дыхание.

Цель: Укреплять лёгкие и голосовой аппарат дошкольников, формировать правильное дыхание;

4. Основная часть - вокально-хоровая работа.

4.1. Распевание;

4.2. Пальчиковые и подвижные игры;

4.3. Работа над песней:

4.3.1. Знакомство с песней (1 – 2 занятия);

4.3.2. Прослушивание;

4.3.3. Беседа, разъяснение текста;

4.3.4. Повторное исполнение;

4.4. Разучивание песни (3 – 4 занятия):

4.4.1. Работа над звукообразованием;

4.4.2. Работа над звуковедением;

4.4.3. Работа над дыханием;

4.4.4. Работа над ансамблем;

4.4.5. Работа над дикцией;

4.5. Закрепление (1 – 2 занятия).

4.5.1. Работа над выразительностью и эмоциональным исполнением песни.

Музыкальную основу программы составляют произведения для детей дошкольного возраста, песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Работа с музыкально одаренными детьми

(индивидуальная программа обучения ребенка дошкольного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:

  • выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;
  • подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;
  • актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.

Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т. е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма.

Итак, Теплов выявляет три основные музыкальные способности:

1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;

3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.  У  большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.

Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один – два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль  за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.

Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей – ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б. М. Теплов).                       Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.

Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется технология педагогического наблюдения.

1. Объект педагогического наблюдения - музыкальность дошкольников;

2. Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности;

3. Предмет наблюдения (единицы наблюдения):

· Выраженное стремление к музыкальной деятельности

1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано

2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене

3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества

· Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности:

1. инициативность - безынициативность;

2. креативность, эвристичность - репродуктивность;

3. образность, эмоциональность - рациональность, понятийность;

4. спонтанность - аккуратизм;

5. воля, упорство- мягкотелость, нерешительность

· Характер общения и поведения на музыкальных занятиях

1. заинтересованность

2. инициативность

3. активность

4. творческость

· Уровень развития творческих способностей (показатели психологической диагностики)

1. Высокий

2. Средний

3. Низкий

· Уровень развития музыкальных способностей (показатели педагогической диагностики)

1. Высокий

2. Средний

3. Низкий

Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой. Опираясь на всё выше сказанное, была проведена диагностика музыкальных способностей ребят старшего дошкольного возраста и отобраны дети с высоким уровнем развития таковых (легко узнают знакомую мелодию по фрагменту, включающему одно музыкальное предложение, и без затруднений завершали начатую мелодию, т.е. приходили к тонике, точно интонируя ладовысотные соотношения знакомой детям попевки или песни. Дети подбирают по слуху хорошо знакомую песню, не допускают ошибок, и чисто интонируют малознакомую мелодию без сопровождения. Ритмично двигаются в соответствии с характером музыки и точно передают ритмический рисунок попевки при прохлопывании в ладоши).

Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проведены индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах.

Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали  дополнительную кружковую работу, которая предполагает в дальнейшем:

  • участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;
  • подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.

Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна – музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса. Содержание кружковой работы не должно сводиться к простому разучиванию и репетициям. Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлять место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, приступая к работе с одаренными детьми, сам обладал креативным  мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.

В нашем ДОУ организована работа с музыкально одаренными детьми в пении и разработана программа по данному направлению.

Особенности программ для одаренных детей:

  • знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;
  • поощрение глубокой проработки выбранной темы;
  • осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательностью;
  • большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов;
  • более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;
  • предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей (солирование в хоровых выступлениях);
  • поощрение творческого и продуктивного мышления (импровизационное исполнение знакомых попевок, распевок с элементами текстового изменения);
  • воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих;

создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей.

Цель программы: Приобщать дошкольников к миру вокальной музыки, формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, способствовать развитию творческих проявлений.

Задачи:

  1. Расширять диапазоны голосов детей дошкольного возраста и  формировать их естественное звучание;
  2. Организовать деятельность голосового аппарата, укреплять голосовые связки;
  3. Совершенствовать певческие способности детей дошкольного возраста, формировать правильное дыхание, дикцию, артикуляцию в пении;
  4. Формировать эмоционально - эстетическое восприятие окружающего мира через пение;
  5. Развивать у дошкольников творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении.

Структура занятий:

1 . Артикуляционная гимнастика.

Цель: Совершенствовать дикцию, артикуляцию, помогать правильно и чисто проговаривать трудно произносимые слова, фразы;

2. Интонационно – фонетические упражнения.

3. Упражнения на дыхание.

Цель: Укреплять лёгкие и голосовой аппарат дошкольников, формировать правильное дыхание;

4. Основная часть - вокально-хоровая работа.

4.1. Распевание;

4.2. Пальчиковые и подвижные игры;

4.3. Работа над песней:

4.3.1. Знакомство с песней (1 – 2 занятия);

4.3.2. Прослушивание;

4.3.3. Беседа, разъяснение текста;

4.3.4. Повторное исполнение;

4.4. Разучивание песни (3 – 4 занятия):

4.4.1. Работа над звукообразованием;

4.4.2. Работа над звуковедением;

4.4.3. Работа над дыханием;

4.4.4. Работа над ансамблем;

4.4.5. Работа над дикцией;

4.5. Закрепление (1 – 2 занятия).

4.5.1. Работа над выразительностью и эмоциональным исполнением песни.

Музыкальную основу программы составляют произведения для детей дошкольного возраста, песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Период прохождения материала

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь - октябрь

- Расширять диапазон детского голоса;                                                         - Закреплять у детей умение точно переда-вать ритмический рисунок хлопками и на металлофоне;                                                                          - Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения (вверх-вниз) и различные интервалы;                                                                                        - Учить детей точно попадать на первый звук мелодии песни;                                                         - Учить детей петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией;                                                   - Брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами;                                                  - Учить слушать и слышать себя и товарищей по пению;                                                                          - Учить петь хором, небольшими ансамбля-ми, по одному, с музыкальным сопровожде-нием и без него;                                                                   - Учить петь ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук;                                                - Добиваться выразительного исполнения песен;                                                                               - Учить детей передавать характер и смысл каждой песни;                                                                          - Стимулировать сочинение собственных мелодий, марша, колыбельной (без текста);                                                                                                - Совершенствовать умение правильно сидеть  и стоять во время пения.                                                  

Дыхательные упражнения:         «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи», «Маятник», «Повороты головы».                                                   Артикуляционные упражнения: Iблок.                                   Подвижные игры: «Ёлочка», «Синий шар», «Каша».                 Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:      «Кукушка»Е.Тиличеевой,             «Бубенчики»Е.Тиличеевой,          «Качели» Е.Тиличеевой.                Песни:                                              «Кукушка» А.Варламова,               «Если добрый ты» Б.Савельева,                      «Мама» Н.Тимофеевой, «Улыбка» В.Шаинского.                Творческие задания:                     «Самолёт» Т.Бырченко,                  сочинение марша, колыбельной.                             

Ноябрь - декабрь

- Уточнять умение детей различать высокие и низкие звуки в пределах терции;                                                                                                               - Упражнять в чистом пропевании этого интервала сверху вниз;                                         - Упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии;                                                                     - Закреплять умение различать долгие и короткие звуки, отмечать длительности движением руки;                                                                                                                                            

Дыхательные упражне-ния:        

«Ушки», «Маятник головой», «Перекаты», «Рок-н-ролл», «Мячик», «Песня волка», «Песня ветра», «Ниточка».                                     Артикуляционные упражнения:I и II блок. Подвижные игры: «Тарелка»,     «Чашка», «Утки».                           

 

Ноябрь - декабрь

- Учить детей удерживать интонацию на одном звуке;                                                                      - Продолжать учить петь без форсирования звука, естественным голосом;                                                                                                             - Удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко;                                                                                           - Правильно выполнять логические ударения;                                              - Продолжать учить детей чисто интониро-вать мелодию в поступенном движении вверх и вниз, а также скачки вверх вниз на квинту и кварту;                                                                      - Упражнять в точном интонировании трезвучий (фа-ля-до, ре-фа-ля), удерживать интонацию на повторяющихся звуках, точно интонировать тонический ход на сексту вверх;                                                                    - Петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, светлая, задорная, игривая и т.д.);                                     - Побуждать детей импровизировать простейшие мотивы определённого характера, жанра (вальс, марш, полька);                             - Контролировать певческую установку во время пения.    

Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:      «Барабан» Е.Тиличеевой,               «Как под наши ворота» (р.н.п.),    «Вальс» Е.Тиличеевой.                   Песни:                                              «Голубой вагон» В.Шаинского,                    «Спляшем Ваня» А.Варламова,                             «Гномики» К.Костина.               Творческие задания:                     «Снежок» Т.Бырченко,                   «Вальс», «Полька», «Марш», «Плясовая».                                                               

 

Январь – февраль -  март

- Продолжать учить различать и самостоя-тельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки;                                                                      - Упражнять в чистом пропевании поступенного и скачкообразного движения мелодии;                                                                                          - Упражнять в чёткой дикции;                                                                        - Формировать хорошую артикуляцию;                                                        - Уметь показать рукой движение мелодии вверх и вниз, чередование долгих и коротких звуков;                                                                               - Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;                                     - Чисто интонировать в заданном диапазоне;                                                - Учить самостоятельно реагировать на одинаковые музыкальные фразы с разным окончанием;                                                                          - Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания;                                      - Добиваться выразительного исполнения песен различного характера;                                                                                                                    

Дыхательные упражнения:         «Восход-заход», «Стокатто», «Удивлялки», «Знакомство», «Веточка», «Кукушонок», «Певец».           Артикуляционные упражнения: I, II, III блоки. Подвижные игры: «Конь», «Мамочка», «Ворона», «Петух».                                           Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:      «Небо синее» Е.Тиличеевой,          «Бубенчики» Е.Тиличеевой,          «Труба» Е. Тиличеевой.   Песни:                                              «Где водятся волшебники?» М.Минкова,                                     «Дождь пойдёт по улице» В.Шаинского,                                                            

Январь – февраль - март

- Петь с музыкальным сопровождением и без него;                                                                                                - Подводить детей к умению самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей, отмечая не только правильное и неправильное пение, но и выразительное исполнение;                                                        - Продолжать стимулировать и развивать песенное творчество детей;                                                  - Учить детей самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст;                                                     - Развивать ладотональный слух, используя интонационно-фонетические упражнения (Приложение №2).

«Три весёлых зайчика» К.Костина,                                                      «Бабочка» А.Варламова.                                       Творческие задания:                     «Зайка, зайка, где бывал?» М.Скребковой.       

Апрель - май

- Закреплять умение детей различать долгие и короткие звуки, отмечать длительность движением руки, выкладыванием ритмичес-кого рисунка мелодии на фланелеграфе;                                                                - Продолжать упражнять в умении удержи-вать интонацию на одном повторяющемся звуке;                                                                                     - Закреплять навык звуковысотной ориенти-ровки, добиваясь осмысленного, быстрого и точного пропевания одного и того же мело-дического оборота выше – ниже;                                                           - Учить детей распознавать на слух движения мелодии, определять повторность звуков, наличие скачка в начале;                                              - Упражнять в умении удерживать интонацию на высоком звуке (до2, ре2);                                                                                                                    - Петь выразительно, передавая динамику не только от куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические ударения в соответствии с текстом произведения;                                                           - Закреплять навык естественного звукообразо-вания, умение петь легко, свободно, без напряжения;                                                                  - Следить за правильным дыханием;                                                              - Удерживать интонацию при переходе от одной тональности в другую;                                                                                                              - Продолжать учить детей импровизировать мелодии различного характера на заданный текст и придуманный самостоятельно (по картинке, исходя из словесного образа и т.д.);                                             - Добиваться, чтобы при самостоятельных поисках песенных импровизаций дети использовали свой музыкальный опыт, знание музыкальной речи, сочиняя песню – марш, песню – вальс, песню – польку, грустную и весёлую песни и т.д.;                                                                                                  

Дыхательные упражнения:        «Свечи», «Воздушный шарик», «Сова», «Аист», «Шапка», «Гармошка», «Деревья», «Зоосад».                 Артикуляционные упражнения: I, II, III блок. Подвижные игры: «Зайка», «Звери», «Медвежонок», «Грузовик», «Бабочка».                  Интонационно-фонетические упражнения.                      Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:      «Смелый пилот» Е.Тиличеевой, «Скок-поскок» р.н.попевка,           «Вальс» Е.Тиличеевой.                   Песни:                                              «Самая счастливая» Ю.Чичкова,                                    «Дорога добра» М.Минкова,          «Кот Мурлыка» Л.Олифировой,    «Кашалотик» Р.Паулса.                  Творческие задания:                     «Осенью», «Весной» Г.Зингера,    «Весёлая песенка», «Грустная песенка» В Агафонникова.  

Для определения направлений и форм  работы с детьми используются некоторые виды контроля как одного из способов отслеживания динамики творческого роста воспитанников.

Предварительный контроль проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявление исходного уровня подготовки воспитанников.

Формы контроля:

- собеседование – выявляются интересы и творческий уровень детей;

- прослушивание – выявляются музыкальные данные ребенка: музыкальная память, музыкальный слух, ритм; вокальные данные ребенка – тембр, диапазон, четкость произношения.

Текущий контроль определяет степень усвоения детьми музыкального материала, эмоционально-оценочное отношение к произведениям, уровень подготовленности воспитанников к занятиям, их заинтересованность в усвоении материала.

Форма контроля:

- творческая результативность в течение года, вокальный репертуар, краткая характеристика воспитанников на конец года и рекомендации на следующий год.

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации воспитанников на дальнейшее обучение.

Форма контроля:

- отчетный концерт в конце учебного года, который способствует развитию музыкальных способностей детей, демонстрирует творческий рост, является видом поощрения и стимулирования воспитанников.

Самоконтроль воспитанника выражается в самодисциплине, четкой организации выполнения домашнего задания, ответственности перед выступлением.

Используемые формы, методы, приемы организации музыкально-эстетической деятельности позволят создать благоприятные условия для развития эстетического вкуса, эстетической культуры воспитанников, обогатить процесс эстетического воспитания в целом.

Планируемый результат.

  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в концертах);
  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);                                      
  • уметь двигаться под музыку,  не бояться сцены, культура поведения на сцене;
  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;                                                              
  • умение исполнять  длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм);
  • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.

Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.

Для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженной музыкальностью необходимо создать следующие педагогические условия:

  • разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью
  • осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания;
  • организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью;
  • способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей;
  • организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.
  • «Работа с музыкально одаренными детьми»
  •          Вопрос работы с талантливыми и одаренными детьми всегда стоял очень остро. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с такими детьми в системе дошкольного музыкального воспитания.
  • Одаренный ребенок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности, не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка.
  • Музыкально одаренные дошкольники часто оказываются художественно одаренными вообще, проявляя способности к изобразительной, литературной и другим видам художественной деятельности.
  •           Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начнется целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности. Для таких детей обучение должно быть индивидуальное, направленное на развитие их потенциала; оно не должно ограничивать возможности их развития.
  •             В своей работе я убедилась, что правильное разучивание песен является самым важным дидактическим приемом в развитии музыкальности у дошкольников. Именно поэтому, музыкально одаренные дети с наибольшим интересом занимаются на музыкальных занятиях. Всегда принимают активное участие в проводимых в детском саду праздниках, утренниках и развлечениях, обладают хорошей памятью, способны запоминать большие роли, которые они в дальнейшем очень артистично преподносят. Такие дети проявляют живой интерес к игре на музыкальных инструментах, особенно фортепиано. У них отличные вокальные данные.
  • Исходя из всего сказанного и опираясь на исследования ведущих педагогов и музыкантов, я пришла к мысли о необходимости более глубокой работы над развитием музыкальности старших дошкольников.
  • Так что же такое музыкальность и музыкальные способности? Музыкальность – это единое, неделимое свойство, данное ребенку от природы. Одаренные дети – те, кто наделен способностями от природы, с возможностью развивать эти способности без ограничения.
  • В музыке мы через эмоцию познаем мир. Музыка – есть эмоциональное познание. Поэтому основным принципом музыкальности Теплов называет переживание музыки, при котором постигается ее содержание.
  • Меня, педагога,  отвечающего за их музыкальное развитие, не могла оставить равнодушной проблема индивидуальности каждого ребенка, имеющего ростки музыкальной одаренности.
  • Из практики я точно знаю, что дети, имеющие задатки музыкальности, не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала: с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их вдохновляет сцена. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие становятся одним из аспектов моей профессиональной деятельности. 
  • Научить ребенка подробно переживать музыку, чувствовать, как одна эмоция переходит в другую, и является моей главной задачей.
  •  Вторая задача, которую я ставлю перед собой, - научить детей петь чисто и выразительно. Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Между музыкой и речью много общего.
  • Музыкальное искусство – это интонационное искусство. Речевая интонация выражает, прежде всего, чувства, настроения, мысли говорящего, так же, как и музыкальная интонация.
  • Взволнованная речь человека отличается быстрым темпом, наличием небольших пауз, повышением высоты, наличием акцентов. Музыка, передающая смятение, обычно обладает теми же чертами. Скорбная речь человека, как и скорбная музыка (тихая, медленная, прерывается паузами, возгласами. Например, Моцарт «Реквием» («La crimoza»).
  • В работе с одаренными детьми я ставлю перед собой следующие цели и задачи:
  • 1. Развивать вокальные способности детей.
  • 2. Формировать и развивать звуко-высотный слух детей; учить чисто интонировать, т. е. пропевать своим голосом «про себя» или вслух основную тему любой мелодии.
  • 3. Научить детей не только пропевать или подпевать, но и сравнивать звучание голоса взрослого со звучанием инструмента, свое пение с пением других детей.
  • 4. Создавать максимально благоприятные условия для фантазии и импровизации именно самих детей. Длительно наблюдать за каждым одаренным ребенком и развивать потенциал будущей личности.
  • 5. Правильно дышать во время пения, принимать правильную певческую позу.
  • 6. Дать основы интонирования как соло, так и ансамблевого пения в унисон, научить петь под фонограмму, в сопровождении музыкального инструмента, а капелла.
  • 7. Развивать в детях артистическую свободу, умение держаться перед публикой.
  • 8. Формировать в маленьких певцах осознание собственной значимости, талантливости, уникальности на сцене.
  • 9. Рождать в душах детей чувство радости от общения с музыкой, с песней; чувство единения с другими детьми в процессе разучивания и исполнения песен, воспитывать желание воспринимать и исполнять именно хорошую музыку.
  • Чтобы подготовить детей к   конкурсам мы репетируем ежедневно. С одаренными детьми занимаюсь в промежутках между групповыми занятиями.
  • Большое значение я уделяю подбору музыкального материала. Мы работаем над каждой фразой, ее смысловой наполненностью, характером героев и самого произведения, над правильным дыханием и фразировкой, над дикцией, над интонационной выразительностью.
  • Иногда нам приходится адаптировать тексты, добавлять или убирать куплеты, придумывать новые песни, переделывать родовую принадлежность (м. р. на ж. р.) 
  •                 К концу обучения у одаренных детей появляется устойчивый интерес к пению. Дети умеют петь в ансамбле и индивидуально, работать с микрофоном и петь под фонограмму; используют песню в самостоятельной деятельности, изъявляют желание участвовать в утренниках, концертах, конкурсах, фестивалях, свободно владеют аудиторией.
  • Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса малыша. Однако процесс этот – долгий и кропотливый, требующий от нас, педагогов, терпения и бережного отношения к каждому ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание системы поддержки и сопровождения талантливых детей, как необходимое условие развития их творческого потенциала.

В статье рассказывается  о необходимости создания системы поддержки и сопровождения талантливых детей в условиях ДОУ....

Рабочая программа по созданию условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей «Всё знаю и умею»

Цель программы: Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализацииДетская одаренность — одно из самых интересных и загадочных явлений чел...