Создание системы поддержки и сопровождения талантливых детей, как необходимое условие развития их творческого потенциала.
статья по теме
В статье рассказывается о необходимости создания системы поддержки и сопровождения талантливых детей в условиях ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buhancova_elena_olegovna.docx | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
старший воспитатель
высшей категории
МКДОУ д/с «Огонёк»
Новосибирская область, р. п. Линево.
Создание системы поддержки и сопровождения талантливых детей,
как необходимое условие развития их творческого потенциала.
Модернизация развития системы российского образования «Национальная образовательная инициатива» предполагает реализацию тенденции развития системы поддержки и сопровождения талантливых детей, а также создание условий для полноценного личностного развития и раскрытия их творческих способностей.
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одаренного ребенка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одаренные, талантливые дети и молодежь — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В последние годы, наше государство, активизирует силы общества на решение этой проблемы. Принята специальная Федеральная программа «Одаренные дети», которая направлена на оказание помощи и поддержки детям с необычно высоким потенциалом способностей. Разработана «Рабочая концепция одаренности», она дает единую теоретическую базу для решения ключевых проблем одаренности.
Следовательно, одной из приоритетных задач современной системы образования становится формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. (Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа»).
Однако, современные дошкольные учреждения неприспособленны для тех, кто сильно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей, так как сложно перестроить систему обучения, изменить отношение педагогов к «нестандартным» детям. Кроме, того, дошкольные учреждения испытывают особые потребности в программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В основном проводится коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения эмоционального, поведенческого, личностного характера, а также с детьми, у которых есть трудности в обучении. Детей же, имеющих высокие показатели в развитии — умственном, физическом, художественном, — обычно ставят просто в пример другим детям и индивидуально не развивают у них способности, поэтому со временем эти способности угасают, и развитие таких детей затормаживается.
Необходимыми параметрами развития признаются мышление, творческие способности, личностные качества. Вместе с тем креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно; развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка.
На развитие креативности оказывают влияние следующие факторы:
• наследственность;
• специально организованное обучение;
• собственная активность ребенка, его удовольствие и радость от умственной деятельности;
• окружающий социум (родители, педагоги, дети).
Для того чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада. «Кругозор его ограничен, и в расширении этого кругозора и состоит развитие ребенка», - писал П.П. Блонский. Взор ребенка необходимо направить на окружающую природную и общественную среду, образующую единое целое, в центре которого находится он - ребенок.
Возрастная динамика развития одаренности.
Уже в самом раннем возрасте можно заметить самое первое проявление способностей – склонностей к какому-либо виду деятельности, которые наиболее ярко начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Формирование познавательных способностей, включение их в становление образных форм познания деятельности: восприятия, воображения, т.е. создание образного фундамента интеллекта. Познавательные способности – это сенсорные, интеллектуальные, творческие. С 3-х лет активно формируются сенсорные эталоны. Основные интеллектуальные действия: наглядное моделирование, замещение, использование готовых моделей и их построение. Творческие действия связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку, создать замысел игры. Дошкольники включаются в многообразные виды деятельности: игру, конструирование, труд – все они имеют комплексный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего, организаторских. Чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим ряд умений: постановка цели, планирование содержания, выбор средств, соотношение результата и др.
В дошкольном возрасте (3-7 лет) очень ярко проявляются рост активности и неугомонное желание попробовать себя в различных начинаниях. Во второй половине дошкольного возраста возможно систематическое обучение, приобщение к различным видам искусства.
Дошкольное детство создает благоприятные условия для формирования творческих способностей: дошкольников включают во все многообразие художественной деятельности: он поет, лепит, танцует, рисует. У ребенка проявляются: изобразительные, декоративно-прикладные способности, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные способности, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики. Основные составляющие специальных способностей – определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости.
Далее, подробнее остановимся на художественных способностях, которые раньше других обнаруживают себя. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – рисунки можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.
Одаренные дети часто делают «банальные изображения». Отличаются они не тем, «что» изображают, а тем «как» и «ради чего» они это делают. Одним из отличительных признаков одаренности в изобразительной деятельности является выразительность цветовых решений, «говорящий» цвет; неподчинение шаблонам, большая динамичность рисунков. Еще одна особенность одаренных детей – вертикальное расположение листа для рисования. Для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща «возрастная талантливость».
Обучение и воспитание художественно одаренных детей строится на основании общих принципов обучения, в связи, с чем выделяют несколько направлений работы по развитию художественной одаренности:
- Развитие любознательности как основы познавательной активности. Развитие познавательных процессов.
- Формирование изобразительных умений и навыков, обучение различным способам и техникам изображения предметов и явлений.
- Развитие творческого воображения. «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и развития прежнего опыта человека. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает воображение» Л.С.Выготский.
- Развитие коммуникативности. «Речь – первый союзник рисования» В.С.Мухина.
- Развитие креативности. Необходимо целенаправленное развитие творческой активности и нестандартного подхода к решению проблемы.
- Обогащение представлений об окружающем мире, развитие восприятия, образного мышления, внимания, памяти, и т.д.
- Развитие эмпатии, воспитание доброжелательности, умения договариваться и уступать, преодоление эгоцентризма.
Воспитание должно опираться на принципы наглядности, игровой подачи материала, индивидуального подхода к каждому. Индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю образовательную и воспитательную систему: в общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.
Занятия по изобразительной деятельности представляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что способствует развитию у них художественных способностей и интеллектуально-творческого потенциала. Б.М.Теплов писал: «Искусство, а изобразительная деятельность является его неотъемлемой частью, обладает удивительной способностью всестороннее воздействовать на человека – его ум, сердце, чувства и мысли». В.И.Савенков считает, что «интеллектуально-творческий потенциал личности формируется во всех без исключения контактах ребенка со средой, и роль отводится особая искусству и художественной практике. В высших своих проявлениях искусство – всегда творчество». Таким образом, занимаясь художественно-практической деятельностью с детьми, знакомя их с произведениями искусства, решаются не только задачи художественного воспитания и образования, но и более глобальные – развивается интеллектуально-творческий потенциал ребенка.
Познание мира, осмысление явлений в процессе активной художественно-творческой деятельности, посильной детям дошкольного возраста, является одной из центральных задач развития детей в изобразительной деятельности. В связи с этим, основная задача взрослого – создать условия и помочь сформировать у ребенка целостное и многогранное представление об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства.
Таким образом, возникает необходимость поиска новых подходов в организации педагогического процесса, обеспечивающих успех развития и воспитания детей. Прежде всего, это:
- Создание оптимальной предметно-пространственной среды, включающей разнообразные компоненты художественно-творческого комплекса развития ребенка, которая будет:
1.1.Способствовать обогащению ребенка широким спектром эстетических впечатлений.
1.2. Направлять их творческую активность.
1.3.Вызывать желание экспериментировать с различными художественными материалами, тем самым, создавая основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.
2. Создание системы творческих заданий для дошкольников по изобразительной деятельности в детском дошкольном учреждении, активизирующих творческое воображение, мышление, художественно-творческие способности и т.д.
3. Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы. Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.
4. Организация специальных индивидуальных занятий или подгрупповых на развитие словесного творчества, словарного запаса и умения отстаивать собственную точку зрения, аргументируя ее.
5. Использование в работе с одаренными детьми игр и игровых упражнений на развитие эмпатии, что очень важно при создании художественного образа.
6. Использование в работе с детьми принципа интеграции различных по содержанию видов деятельности, разных видов искусств. Что является актуальным и органичным в направлении интеллектуально-художественного и творческого развития личности ребенка.
Подобный подход позволяет охватить образовательный процесс в целом. А педагогу дает широкие возможности для создания благоприятных педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития личности дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей; помогает сформировать умения мобильно включаться в поиск, присваивать новые способы действий, разбираться в заданной педагогической ситуации, выходить за ее пределы, творчески варьируя и прогнозируя результат (Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы).
Отсюда следует, главная задача детского сада состоит в том, чтобы помочь ребенку развиться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.
Следовательно, целенаправленная реализация тенденций развития системы поддержки и сопровождения талантливых детей, играет важную роль в раскрытии их творческого потенциала. Полноценная жизнь ребенка в каждом дне: комфортное пребывание в социуме, совместная деятельность, и творческие достижения - эта триада развития ребенка заставляет соответствовать Миру Детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция социальных институтов - необходимое условие развития творческого потенциала дошкольников.
В статье говориться о необходимости взаимосвязи социальных институтов для развития творческого потенциала дошкольников....
Интеграция социальных институтов – необходимое условие развития творческого потенциала дошкольников.
Расширение образовательного пространства для полноценного личностного развития детей, включая дошкольников, невозможно без взаимосвязи, интеграции социальных институтов....
Развитие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с использованием ИКТ
Развитие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с использованием ИКТ...
"Создание ситуации выбора как необходимое условие развития личности дошкольника"
Презентация "Создание ситуации выбора как необходимое условие развития личности дошкольника" содержит выдержки из ФГОС ДО, методы, позволяющие создавать ситуацию выбора, условия успешного фо...
Консультация для педагогов «Поддержка инициативы ребёнка, как необходимое условие опережающего развития детей».
laquo;Что такое инициатива? Это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом не просят»Э...
Мастер-класс для педагогов "Создание ситуации выбора, как необходимое условие развития личности дошкольника"
Мастер-класс поможет раскрыть понятие "ситуация выбора"....
Система методического сопровождения педагогов в современных условиях развития дошкольного образования
Статья посвящена проблеме внедрения современных методических методов и приемов в практику дошкольных учреждений, Обосновывается необходимость повышения педагогической компетентности воспитателей на ос...