НОД в средней группе "Знакомство с традициями и бытом народа"
методическая разработка
Конспект НОД в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_russkogo_naroda.docx | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа»
Цели и задачи по образовательным областям:
Познавательное развитие:
-приобщение детей к истокам русской культуры;
-знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям;
Развитие речи:
-уточнение представления детей о разных формах русского фольклора (загадки, пословицы, народная игра);
-обогащение словарного запаса: ухват, кочерга, изба;
- обогащать речь детей на тему домашней утвари и обихода славян, развивать умение поддерживать беседу.
Социально-коммуникативное развитие:
-создание благоприятной среды для детского творчества.
расширять представления детей о народных традициях и обычаях на Руси; развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему.
Художественно-эстетическое развитие:
-проявлять творчество в выполнении работы;
-продолжить знакомство с элементами русской народной росписи, музыкальным фольклором.
Физическое развитие:
-совершенствовать у детей двигательные навыки ;
-обогащать представление о народных играх.
Оборудование: печь, старинная посуда, самовар, чугунок, ухват; русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение.
Ход занятия
(звучит русская народная мелодия, дети входят в группу).
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (ответ детей -Тепло)
Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям и говорим:
Утро настает,
Солнышко встает.
Мы собираемся,
В добрый путь отправляемся.
Друг на друга поглядим,
Про себя проговорим:
“Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Дети поочередно называют друг друга ласковыми словами.
Воспитатель. Мне очень приятно, что вы такие ласковые, добрые, умные ребята. С такими детьми и беседовать интересно.
Присаживаемся на стульчики.
Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени, мы перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек. А для этого закрываем глаза и считаем до трех. Вот мы и попали в прошлое.
Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. Сегодня мы перенеслись в Древнюю Русь.
Воспитатель: Посмотрите, как необычно я сегодня нарядилась! Как называется мой наряд? (сарафан). Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же носили русичи?
Демонстрация картинки старинной русской одежды.
Воспитатель: а знаете, почему Русь называли деревянной? (Ответы детей.) Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что же в избе было самым главным? Тогда отгадайте мою загадку:
Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает (печь)
Демонстрация макета «Русская печь»
Воспитатель: Вспомните, в какой сказке есть упоминание о русской печке?
Демонстрация картинки из сказки «По щучьему велению»
Воспитатель: Печь — это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда. Послушайте ещё одну загадку:
Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает? (чугунок)
Демонстрация чугунка.
Воспитатель: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей.
Послушайте ещё одну загадку:
Выпускает жаркий пар
Древний чайник… (самовар).
Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
А еще все дети в старину любили разные игры, как и мы с вами.Предлагаю поиграть в одну из них.
П/и «Жмурки с колокольчиком»
Цель: развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.
Ход игры: Одному из детей дают колокольчик. Двое других детей – жмурки. Им завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком убегает, а жмурки его догоняют. Если кому-то из детей удается поймать ребенка с колокольчиком, то они меняются ролями.
Воспитатель: А какую красивую деревянную посуду делали в старину! Чем, по вашему мнению, хороша деревянная посуда? (Лёгкая, удобная, не бьётся.) А как можно использовать деревянную посуду? (Кушать из неё, играть ею.) А ещё русские люди издавна обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент. Давайте и мы с вами поиграем на ложках.
А еще ребята русский народ изготавливал игрушки из глины, из дерева, а потом украшали их разными росписями.
Вот послушайте про какую игрушку эта загадка?
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки? (Матрешки)
Показ игрушки.
Воспитатель: посмотрите какая матрешка (красивая, нарядная).
Много интересного мы сегодня с вами увидели, но для вас есть ещё один сюрприз – к нам пришли сегодня в гости матрешки (демонстрирую нарисованных матрешек в одноцветных сарафанах). Только на самом деле они совсем не весёлые. Как вы думаете, почему? Правильно, их сарафаны не нарядные, не яркие. Давайте украсим сарафаны наших матрешек, и настроение у них улучшится.
Практическая часть.
Дети садятся за столы.
Какие мы уже знаем с вами элементы народной росписи?
Ответы детей: это прямые и волнистые линии, точки, кружки.
Дети самостоятельно рисуют узоры. (Звучит русская народная мелодия)
Итог занятия.
Воспитатель: Теперь наши матрешки нарядные, красивые и весёлые. А какое настроение у вас? Понравилось вам путешествие в прошлое? А теперь закроем глаза, для того чтобы вернуться обратно в детский сад и сосчитать до трех. Вот мы снова в группе.
А пока вы работали мои хорошие, в печи испекся вкусный пирог.
Ребята, давайте мы с вами как в давние времена скажем печке добрые и ласковые слова, повторяйте вместе со мной.
Ой, ты печка — сударыня
Помоги нам, боярыня
Ты свари, испеки
Обогрей, освети,
полечи и спаси,
В дом богатство неси!
А теперь я вас и гостей буду угощать пирогом, который испекла нам печка- матушка. Наше занятие подошло к концу, пора прощаться. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с использованием театральной деятельности "В гостях у бабушки Настасьи"
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе детского сада по ознакомлению дошкольников с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности....
Конспект ИОС в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях Бабушки- Забавушки»
Конспект ИОС в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях Бабушки- Забавушки»...
Конспект организованной интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности «В гостях у бабушки Настасьи»
Иптегрированное занятие...
Конспект ООД в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа»
Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных фор...
Проект "Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и быту народа эвенк-хамниганов"
Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях эвенкийского народа и народов Сибири; приобщение детей к ...
Конспект занятия в средней группе: «Знакомство с традициями и бытом русского народа»
Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных фор...
Конспект занятия в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа» с детьми средней группы
Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение пр...