НОД в средней группе "Знакомство с традициями и бытом народа"
методическая разработка

Лидия Юрьевна Орлова

Конспект НОД в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_russkogo_naroda.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа»

 

Цели и задачи по образовательным областям:

 

Познавательное развитие:

-приобщение детей к истокам русской культуры;

-знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям;

Развитие речи:

-уточнение представления детей о разных формах русского фольклора (загадки, пословицы, народная игра);

-обогащение словарного запаса: ухват, кочерга, изба;

- обогащать речь детей на тему домашней утвари и обихода славян, развивать умение поддерживать беседу.

Социально-коммуникативное развитие:

-создание благоприятной среды для детского творчества.

расширять представления детей о народных традициях и обычаях на Руси;   развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему.

Художественно-эстетическое развитие:

-проявлять творчество в выполнении работы;

-продолжить знакомство с элементами русской народной росписи, музыкальным фольклором.

Физическое развитие:

-совершенствовать у детей двигательные навыки ;

-обогащать представление о народных играх.

 

Оборудование: печь, старинная посуда, самовар, чугунок, ухват; русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение.

 

Ход занятия

 

 (звучит русская народная мелодия, дети входят в группу).

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (ответ детей -Тепло)

Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям и говорим:

Утро настает,

Солнышко встает.

Мы собираемся,

В добрый путь отправляемся.

Друг на друга поглядим,

Про себя проговорим:

“Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Дети поочередно называют друг друга ласковыми словами.

Воспитатель. Мне очень приятно, что вы такие ласковые, добрые, умные ребята. С такими детьми и беседовать интересно.

Присаживаемся на стульчики.

 Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени, мы перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек. А для этого закрываем глаза и считаем до трех. Вот мы и попали в прошлое.

Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. Сегодня мы  перенеслись в Древнюю Русь.

 

Воспитатель: Посмотрите, как необычно я сегодня нарядилась! Как называется мой наряд? (сарафан). Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же носили русичи?

 

Демонстрация картинки старинной русской одежды.

 

Воспитатель: а знаете, почему Русь называли деревянной? (Ответы детей.) Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

 

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что же в избе было самым главным? Тогда отгадайте мою загадку:

 

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает (печь)

 

Демонстрация макета «Русская печь»

 

Воспитатель: Вспомните, в какой сказке есть упоминание о русской печке?

 

Демонстрация картинки из сказки «По щучьему велению»

 

Воспитатель: Печь — это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

 

Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда. Послушайте ещё одну загадку:

 

Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает? (чугунок)

Демонстрация чугунка.

 

Воспитатель: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

 

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

 

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

 

Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей.

 

Послушайте ещё одну загадку:

 

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (самовар).

 

Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

А еще все дети в старину любили разные игры, как и мы с вами.Предлагаю поиграть в одну из них.

П/и «Жмурки с колокольчиком»

Цель: развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.

Ход игры: Одному из детей дают колокольчик. Двое других детей – жмурки. Им завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком убегает, а жмурки его догоняют. Если кому-то из детей удается поймать ребенка с колокольчиком, то они меняются ролями.

 

 

Воспитатель: А какую красивую деревянную посуду делали в старину! Чем, по вашему мнению, хороша деревянная посуда? (Лёгкая, удобная, не бьётся.) А как можно использовать деревянную посуду? (Кушать из неё, играть ею.) А ещё русские люди издавна обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент. Давайте и мы с вами поиграем на ложках.

 

А еще ребята русский народ изготавливал игрушки из глины, из дерева, а потом украшали их разными росписями.

 

Вот послушайте про какую игрушку эта загадка?

 

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки? (Матрешки)

Показ игрушки.

 

Воспитатель: посмотрите какая матрешка (красивая, нарядная).

 

Много интересного мы сегодня с вами увидели, но для вас есть ещё один сюрприз – к нам пришли сегодня в гости матрешки (демонстрирую нарисованных матрешек в одноцветных сарафанах). Только на самом деле они совсем не весёлые. Как вы думаете, почему? Правильно, их сарафаны не нарядные, не яркие. Давайте украсим сарафаны наших матрешек, и настроение у них улучшится.

 

Практическая часть.

Дети садятся за столы.

Какие мы уже знаем с вами элементы народной росписи?

Ответы детей: это прямые и волнистые линии, точки, кружки.

Дети самостоятельно рисуют узоры. (Звучит русская народная мелодия)

 

Итог занятия.

Воспитатель: Теперь наши матрешки нарядные, красивые и весёлые. А какое настроение у вас? Понравилось вам путешествие в прошлое? А теперь закроем глаза, для того чтобы вернуться обратно в детский сад и сосчитать до трех. Вот мы снова в группе.

 

А пока вы работали мои хорошие, в печи испекся вкусный пирог.

Ребята, давайте мы с вами как в давние времена скажем печке добрые и ласковые слова, повторяйте вместе со мной.

 

Ой, ты печка — сударыня

Помоги нам, боярыня

Ты свари, испеки

Обогрей, освети,

полечи и спаси,

В дом богатство неси!

А теперь я вас и гостей буду угощать пирогом, который  испекла нам печка- матушка. Наше занятие подошло к концу, пора прощаться. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с использованием театральной деятельности "В гостях у бабушки Настасьи"

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе детского сада по ознакомлению дошкольников с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности....

Конспект ИОС в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях Бабушки- Забавушки»

Конспект ИОС  в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях Бабушки- Забавушки»...

Конспект ООД в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа»

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных фор...

Проект "Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и быту народа эвенк-хамниганов"

Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях эвенкийского народа и народов Сибири; приобщение детей к ...

Конспект занятия в средней группе: «Знакомство с традициями и бытом русского народа»

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных фор...

Конспект занятия в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа» с детьми средней группы

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение пр...