Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами мультипликации (текст к презентации)
материал
Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами мультипликации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klochkova_s.v.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами мультипликации
(текст к презентации)
Слайд 2
С введением Федеральных государственных стандартов дошкольного образования значительно изменились подходы к построению образовательного процесса в современном детском саду. Основная задача педагога дошкольного образования заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать детскую любознательность, познавательную, речевую и творческую активность, удовлетворять потребность каждого ребенка в самовыражении.
В настоящее время одним из факторов, которые оказывают влияние на становление личности дошкольника, его творческую, познавательную и речевую активность является развитие информационно-коммуникационных технологий. При этом следует учитывать, что наибольший развивающий эффект дают методики и технологии, в основе которых заложен деятельностный подход. В этом плане уникальным является использование интерактивных технологий для создания детьми собственных мультфильмов.
Современному ребенку интересно включаться в деятельность с применением интерактивных технологий. В процессе по создания мультфильмов естественным образом интегрируются различные виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы и элементы трудовой деятельности.
Создание собственного мультфильма - это увлекательная игра, которая помогает ребенку развиваться, фантазировать, учиться сопереживать героям, усваивать правила поведения, учиться дружить.
В процессе создания мультфильма, происходит расширение социального опыта ребенка, коррекция эмоционально-волевой сферы, активизация речевой деятельности и творческих способностей. Дети получают новые позитивные переживания и овладевают практическими навыками использования инструментов и материалов. Так, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который предписывает развитие дошкольника в пяти образовательных областях, данная деятельность позволяет решать задачи:
- речевого развития детей (осмысленное восприятие произведений детской литературы, понимание на слух текстов различных жанров, обогащение словаря; развитие связной речи в ходе озвучивания мультфильма (грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха);
- познавательного развития (деятельность по созданию мультфильмов обеспечивает решение дошкольниками проблемно-поисковых ситуаций, способствует формированию у старших дошкольников произвольного внимания, развитию слуховой и зрительной памяти, развитию воображения и мышления);
- художественно-эстетического развития (развивается самостоятельная художественная и конструктивная деятельность детей в процессе изготовления персонажей и декораций мультфильма);
- социально-коммуникативного развития (развитие общения и взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности и саморегуляции в процессе работы над созданием общего продукта – мультфильма, развитие готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к труду и творчеству);
- физического развития (развитие мелкой моторики рук, зрительно-моторных координаций)
Таким образом, мультипликация выступает действительно универсальным и всеобъемлющим средством, как для повышения речевой активности, так и для развития личности ребенка в целом.
Слайд 3
Детская мультипликация – это особый вид искусства, самостоятельный и самоценный. Это возможность для ребенка высказаться и быть услышанным. И, несмотря на малый жизненный опыт, а, может быть, благодаря этому информация, которую несут в себе детские мультфильмы, просто бесценна. Мультипликация очень близка миру детства, потому что в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозможного.
Мультипликация - это отличный способ открыть у детей творческие задатки, развить коммуникативные способности и лидерские качества, она помогает почувствовать себя увереннее, определиться со своими будущими целями, понять жизненные ценности.
Мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного возраста: они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомленность, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение
Слайд 4
Цель применения данной технологии в образовательном процессе: развитие познавательно-речевых, художественных и творческих возможностей воспитанников через создание мультфильма.
В процессе данной деятельности решаются как образовательные, так и развивающие и воспитывающие задачи, что актуально в наше время.
Задачи представлены на слайде.
Образовательные:
- Знакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации.
- Знакомить детей с технологией создания мультипликационных фильмов.
- Расширять знания детей о профессиях: сценарист, режиссер, художник-мультипликатор, оператор, звукорежиссер.
- Способствовать развитию связной речи через составление рассказов, сценариев.
- Активизировать словарь воспитанников по теме создаваемых мультфильмов.
- Закреплять приемы работы с бумагой, пластилином в процессе изготовления персонажей.
- Побуждать проявлять творчество при изготовлении персонажей и декораций для мультфильма.
Развивающие:
- Развивать способность самостоятельно создавать образы по собственному представлению и опыту.
- Развивать диалогическую и монологическую речь детей при озвучивании мультфильма.
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма.
- Воспитывать культуру общения со сверстниками и взрослыми в процессе группового взаимодействия.
- Прививать ответственное отношение к своей работе.
Слайд 5
Материал для создания мультфильма подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей.
В процессе работы над созданием мультфильма используются следующие методы и приемы:
методы:
- Игровой (проведение речевых игр, игр-драматизаций, сюжетно-ролевых, режиссерских, использование мелких игрушек).
- Наглядный (просмотр презентаций, видеороликов, мультфильмов, иллюстраций).
- Словесный (объяснение, беседа, описание, поощрение, вопросы, песенки, использование художественного слова).
- Практический (самостоятельное придумывание сюжетов мультфильма, совместное создание мультфильмов, изготовление героев и декораций, раскадровка, озвучивание).
- Исследовательский (овладение детьми приемами самостоятельной творческой работы).
Приемы:
- прием погружения (погружение в сюжет произведения);
- прием вербализации (озвучивание);
- чтение художественной литературы;
- составление творческих рассказов;
- нетрадиционные техники рисования;
- сочинение истории, сказки по собственному рисунку, поделке;
- коллективное составление истории по заданной теме;
- придумывание истории на основе предметных ассоциаций;
- игровые упражнения «придумай рифму», «добавь слово»;
- проигрывание роли какого-либо персонажа.
Слайд 6
Непосредственная работа над созданием мультфильма в детском саду (с использованием техники и оборудования) начинается со старшей группы. Но элементы мультипликации и подготовка к созданию фильма начинается уже с первой младшей группы.
На первом этапе мы знакомим детей со сказками, малыми фольклорными формами с использованием «живых» движущихся картинок, сделанных на магнитной основе. Детям легче запоминать материал с опорой на наглядность, речь ребенка сопровождается действием, что способствует развитию речевой активности и познавательного интереса.
На втором этапе (это вторая младшая группа) познавательно-речевое развитие происходит на основе режиссерских театрализованных игр с использованием разных видов театра (пальчиковый, магнитный, настольный, би-ба-бо и др.). Акцент делается на озвучивание персонажей. Возможно создание мини-фильмов взрослым на основе детской игры.
В среднем возрасте – это театрализация и драматизация известных сказок. Создание фильмов взрослым на основе театральной постановки, совместный просмотр этих фильмов. Создание рисованных мультфильмов (блокнот, серия рисунков) взрослыми с озвучиванием детей.
В старшем возрасте, начиная с 5 лет, начинается полноценный творческий процесс по созданию анимационного фильма с озвучиванием и использованием компьютерной техники и мультстудии, самостоятельное изготовление декораций и героев мультфильма, придумывание сюжета фильма.
Слайд 8
На слайде представлены результаты, которые выявлены в процессе наблюдения и диагностики.
- У детей сформированы общие представления о труде мультипликаторов, расширился общий кругозор по темам мультфильма;
- Возрос интерес к произведениям художественной литературы;
- Воспитанники проявляют ответственность за выбранное дело (доводят дело до конца, стремятся выполнить задание качественно);
- Более активно высказывают свое мнение и вносят предложения при коллективной деятельности;
- Составляют связные рассказы по моделям, соблюдая структуру.
- Воспитанники проявляют творчество (при изготовлении героев и декораций придумывают элементы декорирования), умеют предавать характерные особенности изображаемых героев, владеют основными техниками в лепке и рисовании.
- Умеют создавать композиции с учетом пространства и цветовой гаммы, выполняют работу старательно и аккуратно.
Перспективность использования данной технологии заключается в том, что при подготовке и создании детьми мультфильмов, интересно и успешно решаются такие задачи, которые ранее сложно поддавались решению традиционными методиками. Дети учатся проявлять ответственность за выбранное дело, более активно высказывать свое мнение и вносить предложения при коллективной деятельности; у детей формируются представления о трудовом процессе на примере профессий в мультипликации. Формируется умение составлять связные рассказы по модели, использовать средства языковой выразительности (интонацию, темп, силу голоса) при озвучивании мультфильма. Ребята учатся самостоятельно объединяться в группы, активно предлагать идеи в создании декораций, экспериментировать с изоматериалами, украшать образы героев необычными элементами.
Таким образом, последовательная система работы по созданию собственных мультипликационных продуктов старшими дошкольниками способна помочь педагогу решить целый комплекс задач по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка-дошкольника средствами мультипликации
Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка-дошкольника средствами мультипликации...
Проект «Развитие познавательно-речевой активности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи через познавательно-исследовательскую деятельность»
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Педагоги и специалисты нашей дошкольной организации постоян...
Консультация для родителей "Развитие связной речи дошкольников средствами мультипликации"
Консультация для родителей "Развитие связной речи дошкольников средствами мультипликации"...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы младшего дошкольника»
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного кол...
Развитие творческих способностей дошкольников средствами мультипликации
Технология создания мультфильмов с детьми старшего дошкольного возраста в рамках работы кружка "Юные мультипликаторы"...
Педсовет на тему «Познавательно –речевое развитие дошкольников средствами экологии»
Цель: Развивать речь и познание дошкольников в процессе экологического воспитания.Задачи: -Развивать творческие и коммуникативные способности дошкольников;-Осуществление систематической работы с детьм...
Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами мультипликации
Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами мультипликации...