Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами мультипликации (текст к презентации)
материал

Клочкова Светлана Васильевна

Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами мультипликации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klochkova_s.v.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами мультипликации

(текст к презентации)

Слайд 2

С введением Федеральных государственных стандартов дошкольного образования значительно изменились подходы к построению образовательного процесса в современном детском саду. Основная задача педагога дошкольного образования заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать детскую любознательность, познавательную, речевую и творческую активность, удовлетворять потребность каждого ребенка в самовыражении.

В настоящее время одним из факторов, которые оказывают влияние на становление личности дошкольника, его творческую, познавательную и речевую активность является развитие информационно-коммуникационных технологий. При этом следует учитывать, что наибольший развивающий эффект дают методики и технологии, в основе которых заложен деятельностный подход. В этом плане уникальным является использование интерактивных технологий для создания детьми собственных мультфильмов.

Современному ребенку интересно включаться в деятельность с применением интерактивных технологий. В процессе по создания мультфильмов естественным образом интегрируются различные виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы и элементы трудовой деятельности.

Создание собственного мультфильма - это увлекательная игра, которая помогает ребенку развиваться, фантазировать, учиться сопереживать героям, усваивать правила поведения, учиться дружить.

В процессе создания мультфильма, происходит расширение социального опыта ребенка, коррекция эмоционально-волевой сферы, активизация речевой деятельности и творческих способностей. Дети получают новые позитивные переживания и овладевают практическими навыками использования инструментов и материалов. Так, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который предписывает развитие дошкольника в пяти образовательных областях, данная деятельность позволяет решать задачи:

  • речевого развития детей (осмысленное восприятие произведений детской литературы, понимание на слух текстов различных жанров, обогащение словаря; развитие связной речи в ходе озвучивания мультфильма (грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха);
  • познавательного развития (деятельность по созданию мультфильмов обеспечивает решение дошкольниками проблемно-поисковых ситуаций, способствует формированию у старших дошкольников произвольного внимания, развитию слуховой и зрительной памяти, развитию воображения и мышления);
  • художественно-эстетического развития (развивается самостоятельная художественная и конструктивная деятельность детей в процессе изготовления персонажей и декораций мультфильма);
  • социально-коммуникативного развития (развитие общения и взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности и саморегуляции в процессе работы над созданием общего продукта – мультфильма, развитие готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к труду и творчеству);
  • физического развития (развитие мелкой моторики рук, зрительно-моторных координаций)

Таким образом, мультипликация выступает действительно универсальным и всеобъемлющим средством, как для повышения речевой активности, так и для развития личности ребенка в целом.

Слайд 3

Детская мультипликация – это особый вид искусства, самостоятельный и самоценный. Это возможность для ребенка высказаться и быть услышанным. И, несмотря на малый жизненный опыт, а, может быть, благодаря этому информация, которую несут в себе детские мультфильмы, просто бесценна. Мультипликация очень близка миру детства, потому что в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозможного.

Мультипликация - это отличный способ открыть у детей творческие задатки, развить коммуникативные способности и лидерские качества, она помогает почувствовать себя увереннее, определиться со своими будущими целями, понять жизненные ценности.

Мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного возраста: они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомленность, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение

Слайд 4

Цель применения данной технологии в образовательном процессе: развитие познавательно-речевых, художественных и творческих возможностей воспитанников через создание мультфильма.

В процессе данной деятельности решаются как образовательные, так и развивающие и воспитывающие задачи, что актуально в наше время.

Задачи представлены на слайде.

Образовательные:

  • Знакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации.
  • Знакомить детей с технологией создания мультипликационных фильмов.
  • Расширять знания детей о профессиях: сценарист, режиссер, художник-мультипликатор, оператор, звукорежиссер.
  • Способствовать развитию связной речи через составление рассказов, сценариев.
  • Активизировать словарь воспитанников по теме создаваемых мультфильмов.
  • Закреплять приемы работы с бумагой, пластилином в процессе изготовления персонажей.
  • Побуждать проявлять творчество при изготовлении персонажей и декораций для мультфильма.

Развивающие:

  • Развивать способность самостоятельно создавать образы по собственному представлению и опыту.
  • Развивать диалогическую и монологическую речь детей при озвучивании мультфильма.

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма.
  • Воспитывать культуру общения со сверстниками и взрослыми в процессе группового взаимодействия.
  • Прививать ответственное отношение к своей работе.

Слайд 5

Материал для создания мультфильма подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей.

В процессе работы над созданием мультфильма используются следующие методы и приемы:

методы:

  1. Игровой (проведение речевых игр, игр-драматизаций, сюжетно-ролевых, режиссерских, использование мелких игрушек).
  2. Наглядный (просмотр презентаций, видеороликов, мультфильмов, иллюстраций).
  3. Словесный (объяснение, беседа, описание, поощрение, вопросы, песенки, использование художественного слова).
  4. Практический (самостоятельное придумывание сюжетов мультфильма, совместное создание мультфильмов, изготовление героев и декораций, раскадровка, озвучивание).
  5. Исследовательский (овладение детьми приемами самостоятельной творческой работы).

Приемы:

  1. прием погружения (погружение в сюжет произведения);
  2. прием вербализации (озвучивание);
  3. чтение художественной литературы;
  4. составление творческих рассказов;
  5. нетрадиционные техники рисования;
  6. сочинение истории, сказки по собственному рисунку, поделке;
  7. коллективное составление истории по заданной теме;
  8. придумывание истории на основе предметных ассоциаций;
  9. игровые упражнения «придумай рифму», «добавь слово»;
  10.  проигрывание роли какого-либо персонажа.

Слайд 6

        Непосредственная работа над созданием мультфильма в детском саду (с использованием техники и оборудования) начинается со старшей группы. Но элементы мультипликации и подготовка к созданию фильма начинается уже с первой младшей группы.

        На первом этапе мы знакомим детей со сказками, малыми фольклорными формами с использованием «живых» движущихся картинок, сделанных на магнитной основе. Детям легче запоминать материал с опорой на наглядность, речь ребенка сопровождается действием, что способствует развитию речевой активности и познавательного интереса.

        На втором этапе (это вторая младшая группа) познавательно-речевое развитие происходит на основе режиссерских театрализованных игр с использованием разных видов театра (пальчиковый, магнитный, настольный, би-ба-бо и др.). Акцент делается на озвучивание персонажей. Возможно создание мини-фильмов взрослым на основе детской игры.

        В среднем возрасте – это театрализация  и драматизация известных сказок. Создание фильмов взрослым на основе театральной постановки, совместный просмотр этих фильмов. Создание рисованных мультфильмов (блокнот, серия рисунков) взрослыми с озвучиванием детей.

        В старшем возрасте, начиная с 5 лет, начинается полноценный творческий процесс по созданию анимационного фильма с озвучиванием и использованием компьютерной техники и мультстудии, самостоятельное изготовление декораций и героев мультфильма, придумывание сюжета фильма.

        

Слайд 8

На слайде представлены результаты, которые выявлены в процессе наблюдения и диагностики.

  • У детей сформированы общие представления о труде мультипликаторов, расширился общий кругозор по темам мультфильма;
  • Возрос интерес к произведениям художественной литературы;
  • Воспитанники проявляют ответственность за выбранное дело (доводят дело до конца, стремятся выполнить задание качественно);
  • Более активно высказывают свое мнение и вносят предложения при коллективной деятельности;
  • Составляют связные рассказы по моделям, соблюдая структуру.
  • Воспитанники проявляют творчество (при изготовлении героев и декораций придумывают элементы декорирования), умеют предавать характерные особенности изображаемых героев, владеют основными техниками в лепке и рисовании.
  • Умеют создавать композиции с учетом пространства и цветовой гаммы, выполняют работу старательно и аккуратно.

Перспективность использования данной технологии заключается в том, что при подготовке и создании детьми мультфильмов, интересно и успешно решаются такие задачи, которые ранее сложно поддавались решению традиционными методиками. Дети учатся проявлять ответственность за выбранное дело, более активно высказывать свое мнение и вносить предложения при коллективной деятельности; у детей формируются представления о трудовом процессе на примере профессий в мультипликации. Формируется умение составлять связные рассказы по модели, использовать средства языковой выразительности (интонацию, темп, силу голоса) при озвучивании мультфильма. Ребята учатся самостоятельно объединяться в группы, активно предлагать идеи в создании декораций, экспериментировать с изоматериалами, украшать образы героев необычными элементами.

Таким образом, последовательная система работы по созданию собственных мультипликационных продуктов старшими дошкольниками способна помочь педагогу решить целый комплекс задач по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка-дошкольника средствами мультипликации

Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка-дошкольника средствами мультипликации...

Проект «Развитие познавательно-речевой активности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи через познавательно-исследовательскую деятельность»

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Педагоги и специалисты нашей дошкольной организации постоян...

Консультация для родителей "Развитие связной речи дошкольников средствами мультипликации"

Консультация для родителей "Развитие связной речи дошкольников средствами мультипликации"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы младшего дошкольника»

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного кол...

Развитие творческих способностей дошкольников средствами мультипликации

Технология создания мультфильмов с детьми старшего дошкольного возраста в рамках работы кружка "Юные мультипликаторы"...

Педсовет на тему «Познавательно –речевое развитие дошкольников средствами экологии»

Цель: Развивать речь и познание дошкольников в процессе экологического воспитания.Задачи: -Развивать творческие и коммуникативные способности дошкольников;-Осуществление систематической работы с детьм...

Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами мультипликации

Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами мультипликации...