Развитие творческих способностей дошкольников средствами мультипликации
методическая разработка (старшая группа)
Технология создания мультфильмов с детьми старшего дошкольного возраста в рамках работы кружка "Юные мультипликаторы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие творческих способностей дошкольников средствами мультипликации | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология создания мультфильмов с детьми старшего дошкольного возраста.
Методическая тема: Развитие творческих способностей дошкольников средствами мультипликации.
Воспитатель старшей компенсирующей группы: Грачева Юлия Геннадьевна
Пояснительная записка
Мультфильмов свет пронзает тьму обычных дней,
В них неживое оживает на удивление очей,
В бегущих кадрах творятся чудеса,
Дух творчества в них появился навсегда.
Алексей Самсонов
Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было ориентировано в основном на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаний, умений и навыков, но и в становлении базовых свойств личности.
Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелательный гражданин.
Становление новой системы образования, реализация ФГОС ДО требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу организации дошкольного воспитания и обучения. Основная задача ДОУ заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать любознательность, познавательную и творческую активность дошкольников, побуждать интерес к разным видам деятельности, удовлетворять потребность в познании, самовыражении, творческой конструктивной деятельности.
Со способности удивляться, видеть удивительное в обычных, казалось бы, вещах начинается творчество. Оно находит свое воплощение в искусстве. Искусство – это художественно-эстетическая деятельность человека, направленная на отображение образов окружающего мира посредством слова, звука, изображения.
Актуальность
Дошкольное детство представляет собой важнейший период в становлении личности, которое должно быть освещено творчеством, а, следовательно, искусством. Одним из факторов, которые оказывают влияние на становление личности дошкольника, его познавательную, речевую, творческую активность – это информационно-коммуникативные технологии, в том числе и мультфильмы. С появлением современных технологий увлекательный мир анимации широко распахнул двери для всех желающих.
Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Мультипликация может стать прекрасным развивающим средством для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала.
В настоящее время познать азы мультипликации и почувствовать себя в роли начинающего режиссера, может каждый ребенок. Создавая анимационный фильм, ребенок становится художником, сценаристом, актером, оператором и даже монтажером, учится договариваться с другими, взаимно согласовывать действия, добиваться общего результата, которым становится реальный продукт самостоятельного творческого труда детей.
Рисуя героев мультипликационного фильма, создавая декорации, делая аппликации, вырезая силуэты, рисуя красками, карандашами, песком у ребенка раскрываются творческие задатки, развиваются коммуникативные способности и лидерские качества.
У детей развиваются и сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений, цвета, ритма, движения.
Разные виды изобразительного искусства: рисунок, живопись, лепка, дизайн и декоративно-прикладное творчество – сосуществуют в мультипликации на равных. А сам процесс создания мультфильма включает занятия литературные, музыкальные, актерские, режиссерские, операторские, которые помогают создавать изобразительные образы и вносят в них новый смысл.
Кроме того, занимаясь различными видами деятельности, осваивая новые материалы и техники, дети нацелены на конкретный результат, представляя, для чего они рисуют, лепят, мастерят. И то, и другое является наиболее благоприятными условиями для развития творчества.
Дети, занимающиеся анимацией, обретают волю к преодолению жизненных трудностей, становятся более веселыми и открытыми, что положительно влияет на их физическое здоровье. Этот процесс позволяет преодолевать страхи, наполняет творчеством и радостью жизнь ребенка.
Кроме того, в процессе создания мультфильмов происходит коррекция эмоционально-волевой сферы, совершенствуется речь детей старшего дошкольного возраста, а это немаловажно для детей компенсирующей группы и детей с ОВЗ. В такую деятельность активно вовлекаются и родители, становясь непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Для изучения материала и осуществления работы в данной теме был создан кружок по дополнительному образованию «Юные мультипликаторы» и разработана программа кружка.
Цель: создание условий для всестороннего развития личности дошкольника через мультипликацию.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с историей возникновения и видами мультипликации;
- познакомить с технологией создания мультипликационного фильма;
- формировать художественные навыки и умения;
- поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Развивающие:
- развивать творческое мышление и воображение;
- развивать детское экспериментирование, поощряя действия по преобразованию объектов;
- способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;
- развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма;
- поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности;
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;
- воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Процесс создания мультфильма в дошкольном учреждении (последовательность действий)
Процесс создания мультфильма можно разделить на 5-6 этапов:
1. Создание сценария
Работа планируется в двух направлениях:
• можно использовать готовые художественные произведения (рассказы, сказки, стихи с познавательной идеей);
• можно придумать свой собственный сюжет (предлагает педагог, родитель, собственный рассказ ребенка или совместное творчество).
В это время проводится частичная работа в рамках НОД (знакомство либо уточнение - расширение-обобщение знаний, составление рассказа (сюжета мультика) по существующим традиционным методикам, в вечернее время руководитель кружка совместно с детьми изготавливает героев будущего мультфильма в соответствие со сценарием, обговаривают характерные их черты, как это можно передать через пластику, создают сцены-подложки, на которых будет происходить действие).
2. Раскадровка
Этим этапом пренебрегать не следует, т. к. это своеобразный план вашего мультфильма, где вы, в карандаше, без акцента на эстетику, делаете для себя зарисовку будущих сцен и их последовательность (как бы мысленно проигрываете ваш фильм в голове, чтобы не упустить какую-либо часть). Бывает обидно, когда вы доходите до этапа монтажа, а у вас недостает какой-либо сцены. В результате, либо «провал» в видеодорожке, либо приходиться возвращаться к фотографированию.
3. Подготовка рабочего места и оборудования для фотосъемки.
Вам потребуются:
цифровой фотоаппарат или web-камера
штатив
освещение
стол, где будет располагаться сцена мультфильма - желательно детский, чтобы детям было удобно управлять процессом перекладывания героев и элементов сцен
микрофон (он потребуется позже, когда вы подойдете к этапу озвучивания роли)
4. Непосредственно съемочный процесс.
Здесь важно показать детям, что плавности движений героев мультфильма можно добиться лишь тогда, когда на сцене герой совершает очень малые передвижения. Фотографий приходится делать много (для короткого мультика в 1 мин – около 100 фото, для более продолжительного - 350-450 фото.
Для создания мультфильмов традиционно используют несколько техник:
• Перекладка – создание детьми плоских персонажей (нарисованных, вылепленных, вырезанных из бумаги и т. д., плоского фона и декораций. Передвижение происходит путем перемещения объектов по фону.
• Сыпучая анимация предполагает использование в работе сыпучих материалов (манка, сахар, гречка, горох, песок и др., движение происходит с помощью рисования руками по сыпучему фону, находящемуся на прозрачной подсвеченной поверхности.
• Объемная анимация - изготовление объемных персонажей и декораций, их перемещение в трехмерном пространстве. Дает возможность использования в работе природных материалов, сюжетных игрушек, поделок из бросового материала, пластилина, глины. Является наиболее трудоемкой и сложной в исполнении техникой создания мультфильма.
Организация съемки мультфильма предполагает выставление дошкольниками каждого кадра мультфильма, отражающих движение персонажей, их мимику, жесты и прочее. Педагог, используя штатив и неподвижные источники света, фотографирует каждый кадр, учитывая смену ракурсов, дальнего и ближнего и планов. Чем большее количество кадров отснято, тем плавне и правдоподобнее будет мультфильм.
5. Монтаж мультфильма
Монтаж производит педагог: выставляет кадры в строгой последовательности, накладывает звукозапись текста, музыку, титры.
Формы и методы работы с детьми
Программа кружка предусматривает применение индивидуальных и групповых форм работы с детьми.
Индивидуальная форма работы предполагает дополнительное объяснение задания детям, озвучивание ролей.
В ходе групповой работы детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыты работы в рамках программы.
Занятия строятся в форме игры, соревнования, путешествия, практической деятельности. Для проведения занятия необходимо создавать и постоянно поддерживать атмосферу творческой и психологической безопасности, что достигается применением следующих методов проведения занятий:
- словесный метод – устное изложение, беседа.
- наглядный метод – показ видеоматериала, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу.
- практический метод – овладение практическими умениями рисования, лепки, аппликации.
- объяснительно-иллюстративный метод (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
- репродуктивный метод обучения (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
- частично-поисковый метод (дошкольники участвуют в коллективном поиске решения заданной проблемы).
- исследовательский метод – овладение детьми приемами самостоятельной творческой работы.
Формы подведения итогов реализации программы:
Организация выставок детских работ.
Участие в различных конкурсах и фестивалях непрофессионального кино и видео творчества.
Демонстрация созданных анимационных фильмов с презентацией проделанной работы в конце учебного года.
Ожидаемые результаты работы:
Ребенок учится:
- свободно общаться и взаимодействовать как с детьми и с взрослыми;
- быть не только главным художником и скульптором мультипликационного произведения, но и самому озвучивать его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видео продукта;
- овладеть приёмами извлечения звуков на различных детских музыкальных инструментах, с помощью бросового материала;
- узнавать, различать и распознавать на слух неречевые сигналы, в т. ч. речевой просодики – ритмико-мелодико-интонационной составляющей звучащей речи (бытовые шумы, природные шумы и т. д.);
- овладеть правильным голосоведением и речевым дыханием, нормированным произношением звуков речи, четкой дикцией;
- быть любознательным, активным, эмоционально отзывчивым;
- управлять своим поведением и овладеть коммуникативными умениями и навыками и т. д.
- понимать различные способы создания мультфильма: мультфильм – рисунок, мультфильм – оригами, мультфильм – аппликация, мультфильм - конструирование и т. д.
В результате освоения рабочей программы ребенок способен овладеть:
правилами общения со сверстниками и взрослыми;
достаточно развитым речевым вниманием и памятью;
диалогической речью: участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;
знаниями о произведениях детской литературы;
самостоятельным рассказыванием: описать предмет, картину; составить рассказ по картине, с использованием раздаточного дидактического материала, пересказать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок, потешек, скороговорок т.д.;
навыками употребления в речи простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, согласовывать слова в предложении;
правилами использования предлогов в речи, образовывать форму множественного числа существительных;
произношением гласных и согласных звуков;
умениями сопровождать речью игровое взаимодействие, соответствующее по содержанию и интонационно взятой роли;
умениями договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
навыками самостоятельного выполнения заданий взрослого (выполнение заготовок для мультфильма, разучивание стихотворного текста, песен и т. д., проявлять инициативу;
устойчивым интересом к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре;
ориентиром в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, между, рядом с, около и пр.
Материально-техническое обеспечение:
- видеокамера с функцией покадровой съемки или web-камера,
- штатив, на который крепится видеокамера;
- настольная лампа;
- ноутбук с программой для обработки отснятого материала (монтаж осуществлялся в программе Zu3DM);
- подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма);
- детские музыкальные инструменты;
- диктофон и микрофон, подключенный к ноутбуку для записи голоса (звуковое решение мультфильма);
- художественные и иные материалы для создания изображений (бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры, ножницы, проволока и другие).
- диски для записи и хранения материалов;
- устройство для просмотра мультипликационных фильмов:
DVD-проигрыватель, ноутбук, интерактивная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела образовательной программы по художественному творчеству "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"
Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми рисованием нетрад...
Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства
Работа с дошкольниками о роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Л.Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий свое...
Развитие творческих способностей дошкольников средствами сказкотерапии
Сказка - естественная составляющая повседневной жизни детей. Ребенок, находится в сказке,взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищит пути решения проблем, которые встают перед н...
Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования
Обобщение опыта...
Творческий проект по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»
Основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, поэтому необходимо начиная с дошкольного возраста развивать творческий потенциал подрастающего поколения. Развитие творческих способностей возм...
Творческий проект в старшей группе по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования"
Творческий проект в старшей группе по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования"...