Эссе «Познание начинается с удивления (Аристотель)»
статья
Эссе «Познание начинается с удивления (Аристотель)»
Глушковой Ирины Евгеньевны,
участницы муниципального этапа
конкурса «Учитель года 2023»,
воспитателя МКДОУ детский сад «Малышок»
г. Советска Кировской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_glushkova_1.docx | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Познание начинается с удивления (Аристотель)»
Глушковой Ирины Евгеньевны,
участницы муниципального этапа
конкурса «Учитель года 2023»,
воспитателя МКДОУ детский сад «Малышок»
г. Советска Кировской области
Эссе «Познание начинается с удивления (Аристотель)».
Я очень люблю те минуты, когда встречаюсь с высказываниями мудрых людей, пытаюсь осознать их глубинный смысл, понять, согласна я с ними или нет, найти доводы «за» и «против». Такие же размышления вызвала мысль Аристотеля: «Познание начинается с удивления». Согласна ли я с этим высказыванием? Попробую разобраться.
Когда начинается познание? Считаю, что процесс познания у нас начинается с младенчества. Что же может вызвать удивление у младенца, который еще не ходит и не говорит. Это могут быть новые и громкие звуки. Уже тогда у ребенка появляется желание узнать. Что звучит? Как звучит?
А что такое удивление? Удивление это эмоция, яркая, но кратковременная реакция, которая запоминается детям и дает призыв к действию. Значит, удивление быстро появляется и быстро проходит. А что же остается?
«Всему, чему удивляемся, приходит наконец-то конец. В первую очередь удивлению», - говорил писатель Владимир Борисов.
Получается, услышав звук, а значит, испытав эмоции, у ребенка появляется интерес узнать, что его издаёт. Значит когда проходит удивление, приходит интерес. А всегда ли за удивлением будет следовать интерес?
Современные дети избалованы игрушками, и их все сложнее удивить.
Если игрушка имеет звуковое или световое сопровождение, присутствует эффект движения или не обычный дизайн эта игрушка безусловно вызовет удивление и восхищение. Но говорит ли это о том, что сейчас запустится процесс познания. Ребенок может просто испытать эту эмоцию, затем положить игрушку и пойти дальше. Может получиться так, что игрушка не вызовет интерес ребенка. Можем ли мы взрослые взрастить этот интерес. Возможно да, если попробовать научить ребенка играть этой игрушкой, найти ей применение. Одна игрушка может и не заинтересовать, но вот в игре однозначно может прийти интерес и начаться познание окружающего мира.
Однажды моей младшей сестрёнке купили погремушку, ей на тот момент был год, а мне пять. Как же мне понравилась эта погремушка, а как удивительно она звучала. Мне тоже стало интересно, что именно издает звук? Итогом моего любопытства стало то, что я ее разобрала и увидела там маленький пластмассовый шарик. Просто шарик, а не какой-то сложный механизм. Сказать, что я удивилась, значит, ничего не сказать. Так я познала состав погремушки. В результате я своими руками сделала несколько погремушек с помощью подручных средств, с разным наполнением: крупы, бусины, мелкие монетки. Но они уже не вызывали у меня удивление, мне было интересно вслушиваться, какие разные получаются звуки. Таким образом, познание началось и с интереса!
Использовать удивление как прием привлечения и удержания внимания ребенка - это очень даже эффективно. В дошкольном возрасте познание ребенка происходит эмоционально-практическим путем. А удивление это эмоция, пусть и кратковременная. Но эти эмоции должны быть положительными, только тогда они вызовут интерес к предстоящему делу. Значит удивление - это положительная эмоция, ведь при отрицательной ребенок бы не стал заниматься никаким делом.
Так с удивлением и интересом разобрались, осталось понять произошло ли познание?
Пошел первый снег. Вместе с детьми наблюдаем из окна. Дети переполнены эмоциями, откуда вдруг пошел снег? Дети с нетерпением ждут прогулки, чтобы построить снеговика. Через пару часов выходим на прогулку, снега нет. Саша спрашивает меня, а где снег? Мы же его видели, другие дети тоже удивляются данному факту. Вот очередная точка удивления, которая открывает двери к познанию. А запустится ли этот процесс, появится ли желание узнать, а что там дальше, зависит от того, появится ли интерес. Интерес появился, ребенок задумывается и начинает размышлять, задавать вопросы. Как? Почему? Откуда? В ходе размышления ребенка появляются предположения о возможном объяснении, какого-либо явления или пути разрешения проблемы. Считаю, что именно в тот момент, когда ребенок начинает задавать вопросы, запускается процесс познания. И та информация, которую сейчас получат дети, останется в долгосрочной памяти. А все началось с удивления!
.
Получается, что процесс познания может начаться не только с удивления, но и с интереса. Но сам факт, что с удивления познание начинается, однозначно подтвержден. Значит высказывание древнегреческого ученого Аристотеля: «Познание начинается с удивления», - имеет место быть. Хоть удивление не является ни способом, ни методом познания, но оно предшествует познанию и может пробудить непреодолимый интерес к тому или иному предмету или объекту. Значит, с удивления может начаться познание. Это как искра, некий запал, который в свою очередь, двигает нас вперед к новым открытиям и достижениям. Подумать только, а ведь именно удивление, испытанное когда-то, помогает нам сейчас пользоваться новинками техники, о которых раньше никто не задумывался.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Всякое познание начинается с удивления»
Конспект основной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной группы по теме: «Всякое познание начинается с удивления»...
мой опыт работы-познание начинается с удивления
творческая презентация моего педагогического опыта на тему: «Развитие творческого воображения дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»....
Эссе на тему: «Познание начинается с удивления (Аристотель)»
Эссе на тему: «Познание начинается с удивления (Аристотель)»Андронова Дарья Александровна Участница муниципаьного этапа конкурса "Педагогический дебют - 2024",воспитат...
Эссе «познание начинается с удивления!»
Познание начинается с удивления!...
Эссе по теме «Познание начинается с удивления» (Аристотель)
Эссе для участника в конкурсе "Педагогический дебют - 2024"...
Эссе "Познание начинается с удивления" - Аристотель.
Эссе на тему "Познание начинается с удивления (Аристотель)" подготовила Кривоконева Елена Вячеславна, участница Всероссийского конкурса "Педагогический дебют-2024", воспитатель МАО...
- Мне нравится (1)