«Всякое познание начинается с удивления»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект основной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной группы
по теме: «Всякое познание начинается с удивления»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatia_gulshat.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект основной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной группы
по теме: «Всякое познание начинается с удивления»
Цель: побуждать детей к поисково-исследовательской деятельности, интеллектуальной активности с помощью дидактической игры и экспериментальной деятельности.
Программное содержание:
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию, любознательность, активность, организованность, умение играть в коллективе сверстников, ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам, бережное отношение к предметам. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.
Развивающие задачи: побуждать желание становиться изобретательным человеком, развивать познавательные интересы и стремление к проявлению творчества, умения детей решать проблемные задачи, создать условия для познавательной деятельности, развития речи, развития умения логически мыслить, рассуждать, анализировать, сопоставлять. Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного внимания, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности. Развивать мелкую моторику рук.
Образовательные задачи: ввести детей в круг знаний о мире открытий и изобретений, побуждать желание становиться изобретательным человеком, создать условия для формирования представлений о свойствах металла, бумаги. Совершенствовать характер действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств объектов. Формирование умений приобретать знания посредством практических опытов, делать выводы, обобщения, через дидактические игры.
Основная образовательная область: познавательное развитие.
Интегрированные образовательные области: физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Методы и приёмы: поисково-исследовательские, опыты, проблемные вопросы, стимулирующие открытие нового знания, дидактические игры, наглядные, словесные, игровые, анализ.
Наглядные средства обучения: мультимедиа аппаратура, презентация игры «Найди нужный механизм» фонограмма песни «Ужасно интересно», сундук, зеркало, волшебная музыка для открытия сундука, музыка для подвижной игры,
Раздаточный материал: Планшет, электронная дидактическая игра «Найди нужный механизм», металлический ковшик, зубная паста, зубная щетка.
Обогащение словаря: изобретатель, изобретение, шестерня, Активизация словаря: лужица, штурвал.
Предварительная работа: изучение методической и специальной литературы, подбор опытов, загадок, пословиц, подготовка дидактического и раздаточного материала, подбор музыки, чтение детских энциклопедий.
Структура
I. Введение в игровую ситуацию.
1. Постановка цели - знакомство с разнообразным применением изобретений в жизнедеятельности человека.
2. Раскрытие тайны сундука.
II. История происхождения зеркала.
1. Загадка про зеркало.
2.Беседа о зеркалах.
3.Совместная поисково- исследовательская деятельность воспитателя с детьми- зеркало своими руками.
4. Загадка про колесо. Что такое колесо?
5. Физкультминутка «Парк аттракционов».
6.Электронная дидактическая игра «Найди нужный механизм».
7. Просмотр видеофильма «Как это сделано».
8. Совместная поисково- исследовательская деятельность воспитателя с детьми - раскрыть свойства бумаги.
6.Творческая игра «Изобретения из бумаги».
III. Итог занятия. Рефлексия.
Планируемый результат: у детей появился интерес к познанию и к изобретательской деятельности.
Ход занятия
Организационный момент. Дети стоят полукругом около воспитателя. Звучит фонограмма песни «Ужасно интересно».
Воспитатель: Ребята, сейчас мы попадём в таинственный мир.
Воспитатель: Давайте ладошку к ладошке сложим.
Воспитатель: Мы ладошку к ладошке сложили,
И друг другу дружить предложили.
Будем петь, заниматься, играть-
Чтобы добрыми и умными стать.
Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, мы с вами кто?(Должна выслушать несколько вариантов ответов, активизируя: кто еще как думает?)
Дети: (Разные варианты ответов). - Люди.
Воспитатель:- А я кто? (Должна выслушать несколько вариантов ответов, активизируя: кто еще как думает?)
Дети: (Варианты ответов).- Человек.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Я- человек. Я хочу вам рассказать про одного человека, который жил на свете не сейчас, а очень давно. Когда еще не проносились по воздуху огромные самолеты, и не плавали по морям пароходы. Не было ни радио, ни телевидения, ни ракет. И, кажется, ничего такого чудесного и удивительного на свете тогда не было.
Ничего удивительного? А человек все равно удивлялся. А вы хотите удивиться?
Дети: Да.
Воспитатель: -Ребята, мы с вами сегодня отправимся в мир открытий и изобретений, познакомимся с разнообразным применением изобретений в жизни человека и будем удивляться. А кто из вас знает, что такое изобретение?
Дети: Изобретение – это когда что – то изобретают.
Изобретение – это что- то новое.
Воспитатель: -Да, ребята, правильно, молодцы. Изобретения – это то, что человек впервые сделал сам для себя и для других людей, то есть изобрел.
Воспитатель: Ребята, вы слышите, звучит красивая музыка. Что же это может быть? Идет на звук. (Показывает сундучок)
-В уголок, в уголок кто поставил сундучок?
Что такое в уголке?
Что такое в сундучке?
Мы пойдем в уголок,
Мы откроем сундучок.
Как вы думаете, что находится в сундучке?
Ответы детей.
В сундучке находятся чудо-предметы. Узнать, что там находится, помогут загадки. Внимательно слушайте первую загадку.
-И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет –
Все как есть ему покажет. (Зеркало)
Ответы детей. Активизация.
Воспитатель: -Правильно, умницы, молодцы. Ребята как вы думаете, для чего нужно зеркало?
Ответы детей.
Воспитатель: -Да, ребята, вы правильно сказали. Зеркала используются в науке, технике и медицине. Свойства изогнутых зеркал широко используется в телескопе, выпуклые зеркала используются водителями, позволяют расширять обзор в них видно больше предметов. При осмотре больного - горло, зубы, во время проведения операций и др.
Воспитатель: -Какие виды зеркал вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: - Да, ребята, оказывается, есть очень много видов зеркал. Человеку всегда было интересно узнать, как он выглядит, а зеркал в то время еще не было. Первым зеркалом для человека была лужица воды.
Но ведь лужицу не унесешь в кармане, а значит, не увидишь себя, когда захочешь. И люди стали думать, как бы сделать так, чтобы лужица всегда была под рукой. Тогда люди придумали зеркало. Правда, оно было совсем не таким, каким пользуемся мы. А вы хотели бы узнать, какое зеркало было раньше?
Дети: -Да.
Воспитатель: -Ребята, проходите и садитесь за столы .Теперь слушаем меня внимательно. У вас на столах есть металлический ковшик, зубная паста, щётка, мягкая ,тканевая салфетка. И у меня тоже такие же предметы. Теперь возьмём металлический ковшик за ручку и посмотрим на дно. Вы видите своё отражение?
Ответы детей: нет
Воспитатель: Вот и я не вижу. А хотите увидеть?
Дети: Да
Воспитатель: Для этого мы сейчас проведём эксперимент.
В одну руку возьмём металлический ковшик, в другую зубную щётку. Обмакнём зубную щётку в зубной пасте и протрём дно ковшика. Убрали щётку обратно в стаканчик, взяли из салфетницы мягкую тканевую салфетку и протираем чисто начисто дно.
А теперь мы видим свое отражение?
Дети: да
Воспитатель: Удивительно! Мы видим своё отражение.
Почему? Благодаря чему мы увидели своё отражение?
Ответы детей.
Ответы детей.
Воспитатель: - Хорошо отполированная поверхность превращается в зеркало.
Воспитатель: - Правильно, какие же вы догадливые! Вот мы с вами увидели, какое было зеркало раньше.
Воспитатель: -Мы привыкли к зеркалам. Мы спокойно смотрим в зеркало по утрам, поправляем прическу и улыбаемся своему отражению. И совершенно не задумываемся, что зеркало – очень важный предмет в жизни человека. Но оно очень хрупкое, может разбиться. Если зеркало разобьется, можно порезаться. Поэтому с зеркалом нужно быть очень осторожным. Нельзя в него бросать тяжелые предметы, кидать в него мяч.
Воспитатель: - В сундучке находится еще одно изобретение древнего человека. Изобретение, о котором пойдет речь вам хорошо знакомо. Отгадайте про него загадку: «Меня спроси, как я тружусь, вокруг своей оси кружусь». Кто догадался, что это?
Дети: -Колесо.
Воспитатель: -Как вы думаете, что такое колесо, какое оно?
Ответы детей.
Воспитатель: - Колесо-это механизм, который помогает объектам двигаться. Где можно использовать колесо?
Ответы детей.
Воспитатель: -Да ребята, колесо используется во многих объектах: на часах, на кораблях, раньше использовалось на водяных мельницах, на каруселях.
Воспитатель: -Я сейчас вас приглашаю в парк аттракционов, где тоже используется изобретение колеса.
Физминутка «Парк аттракционов».
Дети стоят парами и выполняют движения в соответствии с текстом:
Мы на карусели сели,
Завертелись карусели (Держась за руки кружатся)
Пересели на качели,
То вниз, то вверх летели. (Держась за руки: один стоит, другой приседает)
А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем. (Держась за руки, качаются: вправо-влево, вперед-назад)
На берег выйдем с лодки,
И заниматься мы начнем.
Воспитатель: -Ребята, проходите за столы, присаживайтесь и приготовьтесь внимательно слушать меня.
Воспитатель: -Я вам предлагаю поиграть в дидактическую игру «Найди нужный механизм». На экране появятся объекты с потерявшимися механизмами. Вы должны будете нажать на подходящий для каждого объекта механизм. Если механизм подобран правильно, объект начнет движение.
-Посмотрите внимательно на экран. Что вы видите на экране. На экране штурвал, колесо, шестерня, руль).
Ответы детей.
-Я на экране вижу руль.
-Я на экране вижу штурвал.(если дети не могут ответить, воспитатель помогает) Словарная работа.
-Я на экране вижу колесо.
(Если дети не знают воспитатель объясняет что такое шестеренка)
-Этот механизм называется шестеренка (Давайте все вместе повторим-шестеренка. Спрашивает у нескольких детей. словарная работа), он помогает стрелка часов двигаться.
-Ребята, вы должны подобрать к каждому объекту нужный механизм. Что за объект посередине экрана?
Ответы детей:
-Паровоз.
(Если скажут поезд надо поправить)- Да, правильно. Молодцы! Как вы думаете какой механизм нужно подобрать, чтобы объект начал движение?
Ответы детей:
Дети выполняют задание. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь. Ведет словарную работу. Активизирует детей с помощью вопросов:
-Какой механизм ты подобрал? Почему?
(Добиваться полных ответов)
Воспитатель: - Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием. Вам понравилась наша встреча? Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось? Что нового узнали? Чему больше всего удивились? Кому вы расскажете о том, что узнали сегодня? Что хотели бы еще узнать?
Ответы детей.
Воспитатель: - Да, ребята, сегодня мы с вами узнали и удивились, как много нужных предметов изобрел человек.
Но время не стоит на месте, и люди продолжают изобретать что – то новое, интересное. Во все эти изобретения вложено много труда. Поэтому к ним надо относиться бережно, ведь - «Всякий труд достоин уважения». Вот и вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо вам за ваши знания, за вашу изобретательность. Я хочу вам подарить еще одно изобретение человека. Давайте посмотрим, что еще осталось в сундучке? Блокнот, который вам пригодится, когда вы пойдете в школу.
Удивленные дети
Вы немного подрастите
Знаний больше наберите
И откроется притом
Мир удивительный во всем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мой опыт работы-познание начинается с удивления
творческая презентация моего педагогического опыта на тему: «Развитие творческого воображения дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»....
Консультация для родителей "Познание начинается с удивления"
laquo;Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон)...
Познание начинается с удивления
В статье говорится о том, как в процессе исследовательской деятельности (на примере игр с неньютоновской жидкостью) посредством интеграции образовательных областей можно формировать у...
Эссе «Познание начинается с удивления (Аристотель)»
Эссе «Познание начинается с удивления (Аристотель)»Глушковой Ирины Евгеньевны,участницы муниципального этапаконкурса «Учитель года 2023»,воспитателя МКДОУ детский сад &la...
Эссе на тему: «Познание начинается с удивления (Аристотель)»
Эссе на тему: «Познание начинается с удивления (Аристотель)»Андронова Дарья Александровна Участница муниципаьного этапа конкурса "Педагогический дебют - 2024",воспитат...
Эссе «познание начинается с удивления!»
Познание начинается с удивления!...