Рабочая программа кружка
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа кружка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Кочкуровский детский сад «Улыбка» Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия
Программа по самообразованию
воспитателя второй группы раннего возраста
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Подготовила: Шулубина Татьяна Викторовна, воспитатель
Кочкурово, 2022
Пояснительная записка
"Истоки способностей и дарований детей– на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли».
В.А. Сухомлинский.
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.
Содержание данной программы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка. В основу программы положены принципы: научной обоснованности и практической применимости; развивающий характер обучения, основанный на детской активности; интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; комплексно – тематическое построение образовательного процесса; единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника. Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.
Перед собой я поставила цель.
Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Для достижения цели были обозначены задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5.Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
6.Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Объект: дети 2-3 года.
Основные направления работы с детьми на занятиях:
- Пальчиковая гимнастика
- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
- Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками.
Форма отчётности:
- Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.
- Провести анкетирование родителей.
- Составить картотеку пальчиковых игр.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
- консультативная работа с родителями.
Система работы представлена по следующим направлениям:
В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);
Работа с родителями- консультации и беседы.
Актуальность выбранной темы:
Программа, направленная на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста актуальна, так как малыши с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, не могут сами застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, играть с пазлами, мозаикой. Очень часто дети раннего возраста не могут держать карандаш и рисовать им. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. От степени развития моторики руки в дальнейшем зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребенка в начальной школе.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности.
Предполагаемый результат:
Дети смогут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, будут развиты внимание, память, мышление, творческие способности и фантазия.
Этапы проведения дидактических игр для развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте:
Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду. Поэтому мною были выделены III этапа, для каждого были подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения.
I этап – Организационно-диагностический. Изучение учебно-методической литературы. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого воспитанника.
II этап – Теоретический. На данном этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка; изучение психологических особенностей развития детей младшего дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; (составление картотеки пальчиковых игр, шнуровок, игр с прищепками и т.д.)
III этап – Обобщающий. Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности , где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Формы работы | |||
С детьми | С педагогами | Самообразование | С родителями |
I этап Организационно-диагностический | |||
Сентябрь | |||
Проведение диагностического обследования | Консультация с руководителем методического совета по теме самообразования. | Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий Выбор и определение темы самообразования Планирование работы по теме самообразования | Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей»
|
II этап Теоретический | |||
Октябрь | |||
Заучивание пальчиковых игр: «Осень» «Сорока – сорока» Дидактические игры: «Цветные колечки», «Пирамидка» «Оденем куклу на прогулку» Конструирование «Поезд» | Консультация с учителем-логопедом по созданию картотеки пальчиковых игр для младшего возраста. | Составление плана по самообразованию Оформление картотеки пальчиковых игр. | Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике. |
III этап Обобщающий | |||
Ноябрь | |||
Заучивание пальчиковых игр: «Капуста» «Зайка» «Фрукты» «Апельсин» Дидактические игры: «Сухой бассейн» Бусы «Чудесный мешочек» Перекладывание из одной емкости в другую Игра «Где же, где же наши ручки?» | Консультация для педагогов: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» | Подбор и разработка дидактических игр. Создание картотеки дидактических игр
| Памятка «Пальчиковые игры для малышей»
|
Декабрь | |||
Заучивание пальчиковых игр: «Ёлка» «Снежок» «Новогодние игрушки» Заучивание игр с массажными мячиками: «Ёжик» «Орех» Дидактические игры: «Рисуем на крупе» «Строим забор» из счётных палочек Игра «Художник» Конструирование «Башенка» |
| Создание картотеки игр с массажными мячиками. Подбор и разработка дидактических игр. Пополнение картотеки пальчиковых игр. Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр. | Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания» Папка – передвижка «Рисуем без кисточки» |
Январь | |||
Заучивание пальчиковых игр: «Медведь» «Белка» Заучивание игр с массажными мячиками: «Шарик» «Иголки» Дидактические игры: «Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды, (прикрепляют — прищепками). Упражнение «Пуговицы»» Игра «Веселые упражнения с карандашом» Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка» |
| Пополнение картотеки дидактических игр. Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр
| Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома» |
Февраль | |||
Заучивание пальчиковых игр: «Зима» «Семья» Заучивание игр с массажными мячиками: «Горка» Дидактические игры: «Пазлы» «Выложи дом из цветных геометрических фигур» «Кто в домике живет?» - найти фигурки в «сухом» бассейне. «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке» Графическое упражнение «Проведи дорожку» |
| Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр Изготовление дидактических игр. | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы» |
Март | |||
Заучивание пальчиковых игр: «Весна» «Кап, кап, кап...» «Уточка» Заучивание игр с массажными мячиками: «Ласковый ёжик» Дидактические игры: «Прищепки» «Пазлы» «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из счётных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка. Пальчиковое рисование «Букетик для мамы» Конструирование «Машина» Упражнение «Фонарики» | Пополнение картотеки дидактических игр. Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр. Изготовление дидактических игр. | Памятка для родителей: «Игры с прищепками» | |
Апрель | |||
Заучивание пальчиковых игр: «У дорожки дуб растёт» «Пчела» Дидактические игры: «Бусы для мамы» «Пазлы» «Чудесные пуговицы» - выкладывание узоров из пуговиц. Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам» Конструирование «Дорожка» Игра «Спрячь в ладошке» Игра «Дарики — комарики» Упражнение «Обведи шаблон» |
| Оформление картотеки дидактических игр. Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр. Изготовление дидактических игр. | Памятка для родителей: «Наши пальчиковые игры» |
Май | |||
Диагностика уровня развития мелкой моторики. | Отчет по теме самообразования. | Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения. Оформление работы в полном варианте. | Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми. |
Методическая литература:
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011.
- Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
6. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008.
7. Тимофеева Е.Ю. Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...
"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы
Данная программа разработана с целью: снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...
Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования
Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...
Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"
Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....
Рабочая программа кружка « Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа кружка« Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год....
Рабочая программа кружка «Чудеса на песке» игры-эксперименты с песком Программа рассчитана для детей раннего возраста (2-3 года)
Рабочая программа кружка«Чудеса на песке»игры-эксперименты с пескомПрограмма рассчитана для детей раннего возраста(2-3 года)...