Мастер - класс «Волшебные круги Луллия»
материал
Мастер - класс
«Волшебные круги Луллия»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_volshebnye_krugi_lulliya.docx | 27.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Мастер - класс
«Волшебные круги Луллия»
Подготовила воспитатель: Кузнецова А. А.
2020г.
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».
А.С. Макаренко
Актуальность: Проблема речи во всех ее видов разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.
Сегодня я хочу познакомить вас с уникальной методикой «Круги Луллия». Основоположником этого метода является Раймунд Луллий. Раймунд Луллий — философ, богослов и алхимик XIII века создал логическую машину в виде бумажных кругов для открытия новых истин и умозаключений и получила название «Круги Луллия».
Он изобрел круги, на которых можно было найти ответ на любой вопрос путем простого раскручивания.
Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал этот метод и они решили адаптировать его к образовательной деятельности с дошкольниками. Лелюх Светлана Викторовна, Сидорчук Татьяна Александровна и Хоменко Николай Николаевич на основе метода разработали методику для детского сада - «Круги Луллия». Центральное место в ней занимает многофункциональное пособие - круги Луллия.
Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Цель мастер - класса: Познакомить педагогов с использованием кругов Луллия (технология ТРИЗ).
Задачи мастер - класса:
1. Обосновать актуальность использования игр с кругами Луллия в работе с детьми дошкольного возраста.
2. Организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях.
Круги Луллия представляют дошкольникам, как чудесные кольца или загадочные круги. Для работы с детьми 3-4-го года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.
В работе с детьми 5-6-го года жизни используют два – три круга (4 -6 секторов на каждом).
Дети 7-го года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.
На стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра. Сверху устанавливают стрелку. Все круги разделяют на одинаковое число секторов. На них располагают картинки (рисунки, слова, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.
Основная цель: развитие логического мышления, внимания, навыков устной речи, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.
Задачи:
- Формировать понятие «признак», знакомить с именами признаков.
- Учить восприятию проявлений признака в конкретном объекте, находить причинно-следственные связи между объектами.
- Развивать навыки фантастического преобразования объектов.
- Формировать способность увидеть суть проблемы. Пособие можно использование: в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным образовательным областям.
Игры могут быть подобраны по двум направлениям:
1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна и т.д.), на меньший по величине – изображение листьев этих деревьев, на третий – плодов или семян (желудь, яблоко, шишка и т.п.), а на самый маленький – места произрастания (опушка леса, сад, сосновый бор и др.)
2. На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изодеятельности ребенок самостоятельно выбирает, какую вазу он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные формы вазы, на среднем – цвет, а на маленьком – варианты росписи.
Авторы методики «Круги Луллия» используют такое понятие, как тренинг. Это серия игр, объединенных одной темой. Тренинги состоят из заданий 4 типов:
1-й тип: «Найди реальное сочетание». Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например, Лист березы – клякса зеленого цвета. Лист березы зеленого цвета. Листья у березы бывает зелеными летом.)
2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия. Например, лист березы клякса черного цвета. Березовый листок может быть черного цвета ночью.)
3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку».
В данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.
4-й тип: «Реши проблему».
В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам проиграть такой вариант. Нам выпало сочетание «Стекло – чемодан».
- Какой предмет мы бы получили? (стеклянный чемодан)
- Что может быть хорошего в стеклянном чемодане?
- Какие недостатки у стеклянного чемодана?
- Но вот беда, хозяин этого чемодана остался не очень-то доволен этим перевоплощением. Он совсем не желает, чтобы все видели, что у него в чемодане. Помогите ему решить эту проблему.
Варианты педагогов
- Мне было интересно услышать ваши варианты, надеюсь, у вас это задание вызвало положительные эмоции, также как у детей, которые играют с таким пособием в детском саду.
Таким образом, использовать Круги Луллия можно в любых областях: закреплять знания цифр и умение пересчитывать предметы (на одном кольце группа предметов, на другом соответствующая ей цифра, знания геометрических фигур (соединять предмет определённой формы с эталоном, развивать фонематический слух (соединять картинку с буквой, обозначающей первый звук в слове, а на третьем кольце можно изобразить схему слогового анализа и считать слоги в словах).
Варианты использования этой методики безграничны.
В нашем сложном мире много проблем. Они окружают нас и наших детей. Не всегда легко и просто объяснить ребенку, почему происходят в мире те или иные ситуации и как из них выйти. Давайте поможем ему научиться думать, воображать и, главное – решать свои проблемы. Путь этот хоть и сложный, но интересный!
Рефлексия
- Давайте подведем итог. В результате работы с кругами Луллия у дошкольников:
- систематизируются знания об окружающем мире;
- формируются элементарные математические представления;
- развивается творческое воображение и мышление;
- обогащается словарный запас;
- формируется умение свободно высказывать свои мысли;
- появляется переход от односложных предложений к развёрнутым текстам;
- вырабатывается формулировка и решение проблемы.
- считаете ли вы, что технология соответствует требованиям ФГОС ДО в работе с детьми дошкольного возраста?
Список использованных источников:
- https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-vospitatelei-na-temu-volshebnye-krugi-lulija.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/01/02/master-klass-dlya-pedagogov-zanimatelnye-krugi-lulliya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»
laquo;ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ» Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи....
Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»
Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...
Мастер -класс. Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста.
Повышение уровня педагогической компетентности по использованию кругов Луллия (технология ТРИЗ) в развитии дошкольников....
Мастер-класс «Использование кругов Луллия для работы с детьми дошкольного возраста
Цель: ознакомление педагогов с пособием «круги Луллия», для применения их в педагогической деятельности через мастер-классЗадачи :Обосновать актуальность использования игр с...
Мастер-класс: «Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста»
В своей работе я использую Круги Луллия как игровую методику, направленную на обогащение словаря ребенка, развития познавательной активности, расширение представлений о предметах. Они эффективно испол...
Мастер-класс Тема «Круги Луллия – одно из средств развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Цель: Распространение опыта использования «Кругов Луллия» в работе с дошкольниками по развитию речи.Задачи:продемонстрировать особенности игрового пособия «Кругов Луллия»...
Мастер-класс «Занимательные круги Луллия» (воспитание гражданственного воспитания дошкольников).
Актуализация и систематизация представлений педагогов об использовании методики «Круги Луллия» в воспитании гражданственности дошкольников....