Мастер-класс «Занимательные круги Луллия» (воспитание гражданственного воспитания дошкольников).
материал
Актуализация и систематизация представлений педагогов об использовании методики «Круги Луллия» в воспитании гражданственности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_krugi_lulliya.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 57»
Мастер-класс: «Занимательные круги Луллия».
(воспитание патриотической гражданственности детей).
Подготовила воспитатель:
Карпычева Л.А.
Цель: актуализация и систематизация представлений педагогов об использовании методики «Круги Луллия» в воспитании гражданственности дошкольников.
Задачи:
-Заинтересовать и побудить педагогов к изготовлению пособия с последующим использованием в воспитании детей дошкольного возраста.
-Познакомить педагогов с алгоритмом изготовления пособия.
-Развивать творческую активность педагогов, способствовать использованию в практической деятельности имеющихся у них теоретических знаний, практических умений и навыков.
Оборудование и материалы: мультимедийное устройство; заготовки кругов разных размеров, шило, кармашки и тематические картинки.
Ход мастер-класса:
Вводная часть:
Добрый день, уважаемые коллеги! Есть много методик и технологий, помогающих нам воспитывать гражданственность и патриотизм у дошкольников. Одной из них является пособие, созданное на основе ТРИЗ технологии – Круги Луллия.
Своѐ название изобретение «Круги Луллия» получило в честь имени своего создателя Раймунда Луллия (поэта, философа, мыслителя XIII века). Великим вкладом Раймунда Луллия в сокровищницу средневекового знания стало изобретение подвижного стола в виде системы концентрических кругов с нанесёнными на них общими понятиями или основными категориями всего сущего, с помощью которых можно было проводить перекрёстные аналогии и создавать новые комбинации истин. Стол Луллия с его перекрёстными аналогиями можно было использовать для логического построения различных умозаключений. Он состоял из шести бумажных кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня была установлена стрелка. Круги были подвижны и разделены на девять секторов. При свободном вращении под стрелкой оказывались определѐнные сектора. Раймонд Луллий размещал на секторах такие принципы, которые принимаем без доказательств, это абсолютные начала; относительные начала; добродетели; пороки; субъекты. Всего у Луллия получилось шесть категорий. Первый, внутренний, круг состоял из девяти основных вопросов: Что? Почему? Из чего? Сколько? Где? Когда? Какое? Которое из двух? Каким образом? Теперь, если привести систему кругов во вращение, можно получить ответ на любой вопрос, связанный с аксиомами, начертанными на кругах. Эту комплексную механико-графическую систему можно считать одним из самых ранних приложений кибернетики — науки о системах. Для современников её точность и логичность выглядели не менее убедительно, чем компьютерные данные — для современного бизнесслужащего.
Простота конструкции и возможность решать сложные задачи изящным и эффективным способами позволило использовать идею Луллия для развития гибкого мышления и фантазии у дошкольников. Это пособие вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу, предназначено как для работы с подгруппой детей, так и для самостоятельной детской деятельности.
Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала. Пособие позволяет решать такие задачи:
-развивать познавательную активность;
-развивать сенсорное восприятие цвета, формы;
-формировать элементарные математические представления;
-совершенствовать грамматический строй речи;
-развивать мелкую моторику и координацию движений рук;
-развивать креативные способности дошкольников;
-развивать навыки фантастического преобразования объектов;
-формировать целостную картину мира.
1 этап: обозначение темы. - Игры, которые разработаны на основе кругов Луллия из специально подобранных картинок, в рамках развития у дошкольников гражданственности и толерантности помогают детям активно включиться в познавательно-речевую деятельность. Это целая серия картинок, подобранных по темам: «Я и мое ближайшее окружение» (моя семья, мой детский сад, моя улица). «Мой родной город, в котором я живу» (история моего города, город в котором я живу, знаменитые горожане). «Мой край, навек любимый» (экология моего края; животный и растительный мир края). «Наша Родина-Россия» (символика России: герб, гимн, флаг). «Защитники Отечества» (памятные даты и люди, прославленные войны нашей страны). «История России» (от былинных богатырей до наших дней). «Культура русского народа» (праздники, традиции, обычаи, народное искусство, зодчество, промыслы). Именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг себя в рамках данной указанной темы, обогащает словарь, развивает мыслительную активность и воспитывает чувство гражданственности и патриотизма.
2 этап: подбор материала.
Принцип изготовления дидактического пособия состоит в следующем. Размечаем на древесноволокнистой плите карандашом четыре круга разного диаметра 40 см, 55 см, 70 см, 10 см (для размещения стрелки) при помощи метровой ленты. Вырезаем круги электролобзиком. Грунтуем их грунтовкой для моделей. Окрашиваем круги специальной краской для мебели. Нанизываем круги на болт (резьбой 6 миллиметров, длиной 70 миллиметров) по типу пирамидки. Между кругами расположены вставки цилиндрической формы высотой 2,5 сантиметра, диаметром 6 сантиметров, что позволяет им свободно вращаться в любом направлении относительно друг друга. А я предлагаю более доступный и бюджетный вариант, который доступен в изготовлении совместно с детьми. Мы берём подложки для торта разного диаметра. По необходимости подрезаем. Картинки с предметами нам помогали изготовить родители.
При помощи компьютерной программы круг делится на части, как торт и выбранные нужные изображениями размещаются на каждом кусочке. Потом все это соединяется при помощи брадса. Последний этап изготовления пособия происходит совместно с детьми. И конечно-же на этом этапе происходит увлекательная дидактическая игра. Что к чему относится и что с чем соединить. Идет поиск, диалог, объяснение своего выбора. Всё зависит от педагога, как он сумеет развить общение. Есть три возможных варианта поиска материала:
-информация собирается педагогом совместно с детьми;
-информация собирается родителями с детьми;
-совместный поиск информации: педагоги, родители и дети.
Как показывает практика – совместная работа не только объединяет одной идеей, но и плодотворно сказывается на взаимоотношениях в коллективе.
3 этап - практическая часть.
А сейчас мы предлагаем вам на практике попробовать поработать с пособием. Коллеги, предлагаем вам открыть последний лист в вашей папке. У кого изображение зеленого листа – группа первая. Сегодня Вы попробуете изготовить самостоятельно пособие на экологическую тему.
- Те, у кого нарисован глобус – приглашает за стол где обозначена вторая группа педагогов и предлагает вам обновить свои знания об особенностях национальной кухни, искусстве, быте разных народов, населяющих нашу планету.
- А если у вас изображение российского флага – приглашаем вас к столу третьей группы педагогов на виртуальную экскурсию по Золотому кольцу России. А пока идет работа за столами, всем остальным мы предлагаем посмотреть видео мастер-класса по изготовлению кругов Луллия в фоторедакторе. Идёт одновременная работа за тремя столами. На экране в это время идёт видео по изготовлению пособия в фоторедакторе. Тренинги, возможные с данным пособием состоят из заданий 4 типов:
1-й тип: «Найди реальное сочетание». Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.
2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.
3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». В данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.
4-й тип: «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению. - Уважаемые коллеги, предлагаю вам проиграть такой вариант. Нам выпало сочетание «Заяц и лисий хвост». - Что может быть хорошего у такого зверя.
- Какие недостатки у такого сочетания?
- Мама этого зайца очень переживает. Помогите ему решить эту проблему. Уважаемые коллеги, сегодня у нас с вами необычный мастер-класс – мы создали дидактическую игру.
4 этап – систематизация и группировка материала.
Систематизация материала.
- Коллеги, просим группы поделиться своими впечатлениями. Спасибо, присаживайтесь на свои места.
Заключительная часть
Дидактическая игра, созданная совместными усилиями взрослых и детей, призвана стать одним их эффективных средств патриотического воспитания. В такой интересной форме, когда сами дети являются активными участниками и авторами, знакомство с любимым краем проходит незабываемо. Спасибо за ваше активное участие. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Игры с Кругами Луллия"
Мастер - класс "Игры с Кругами Луллия"...
Мастер-класс для родителей "Круги Луллия"
Актуальность: Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это посо...
МАСТЕР – КЛАСС «Технология ТРИЗ – круги Луллия, как средство развития познавательных и художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста»
Цель: формировать представление педагогов об использовании методики «Кольца Луллия» в работе по развитию познавательных и художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.З...
"Мастер класс "Технология "Дружный круг" при формировании финансовой грамотностиу дошкольников"
Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание - сравнительно н...
Мастер-класс по изготовлению Круга Луллия
Данное пособие можно изготовить самостоятельно. Предлагаю вашему вниманию пошаговую инструкцию. Для изготовления вам потребуется: лист фанеры картона или плотной бумаги, шпилька с резьбой, шайбы, гайк...
Мастер-класс для педагогов. "Круги Луллия"
Формировать представление педагогов об использовании методики "Круги Луллия"в работе по развитию активного словаря дошкольников....
Мастер класс "Нетрадиционное использование здоровьезберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников"
Мастер класс для педагогов по нетрадиционному ипользованию здоровьезберегающих технологий в оздоровлении детей....