ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Умные шашки».
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Зяблицева Надежда Вячеславовна

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Умные шашки». 

Рассчитана на 1 год обучения для детей 5-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Умные шашки».

Рассчитана на 1 год обучения для детей 5-7 лет

Составила:

Зяблицева Надежда Вячеславовна

                                                                       воспитатель младшей группы

на основе программ:

«Приобщение детей старшего дошкольного

возраста к игре в шашки

в соответствии с ФГОС ДО», автор Ошуркова И.Б.

«Шашечный дебют», автор Сметанина Н.Г.

г. Москва, 2019 г.

Пояснительная записка

«Если шахматы - король игр,

то шашки – его премьер министр».

Феликс Жан

 

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. Эта игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение, как о весьма лёгкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не лёгкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Она поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в детском саду.

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратком, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнёра. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Набор групп осуществляется по возрастному принципу: 5 –7 лет (первый год обучения).

Цели и задачи проекта программы

Цель:

1. Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников, развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шашки.  

2. Развитие мышления, самостоятельности, внимательности, памяти.

3.Заложить основы гармоничного развития детей и расширить их представление об окружающем мире, приобщить детей к общечеловеческим и культурным ценностям

4. Социально - личностное развитие ребенка и его творческие способности.

Задачи:

Обучающие:

• обучение основам шашечной игры;

• обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

• воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

•воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

• выработка у детей умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

• развитие стремления детей к самостоятельности, расширение кругозора.

• развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и ассоциативное мышление, аналитическое мышление.

• развитие способности к самооценке и самоконтролю.

Эстетические:

• играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Физическая: осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

Планируемый результат

К концу первого года дети должны знать и уметь:

- Знать об истории появления шашек;

- Белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, начальное положение, ходы, взятие;

- Название шашечных фигур: простая шашка, дамка.

- Правила хода и взятие шашки в дамки.

- Ориентироваться на шахматной доске.

- Правильно помещать шахматную доску между партнёрами.

- Правильно расставлять шашки перед игрой.

- Знать несколько разновидностей игр в шашки («Уголки», «Поддавки»)

Принцип организации занятий.

- 1год обучения – подгрупповой (7 -10 детей)

Программа рассчитана на один год обучения – 42 занятия (из расчёта проведения занятий 2 раза в неделю с сентября по май, длительность 25 минут)

Учебно – тематическое планирование

Старший возраст (5-7 лет)

Месяц

Тема занятий

Кол-во занятий

Сентябрь

История шашек. Просмотр мультфильма

2

Сказка начинается (общие понятия о шашках)

1

Шашечная доска.

1

Шашечная дорога. Знакомство с расположением шашек на игровом поле.

1

Октябрь

Диагональ

1

Вертикаль. Правила игры в шашки

1

Тихий и ударных ходы

2

Дамка

1

Ноябрь

Дамочное поле

1

Правила игры в шашки. Закрепление

1

Заблокированная шашка

1

Защищенная, проходная шашка

1

1

Декабрь

Положение простых шашек. Композиция. Композитор

1

Шашечные игры стран и народов мира.

1

Арбитр. Тренер. Партнеры

1

Обыгрывание приёма. Атака

1

Январь

Дамка против дамки.

1

Жребий. Партия

1

Закрепление. Дамка против дамки. Практическая игра.

1

Обыгрывание приёма. Практическая игра.

1

Февраль

Турнир. Таблица.

1

Напарник

1

Обыгрывание приёма Практическая работа.

1

Обыгрывание приёма: «Ловушка»

1

Март

Обыгрывание приёма: «Две шашки против одной»

1

Обыгрывание приёма: «Положение простых шашек за линией двойника»

1

Обыгрывание приёма: «Три шашки против одной»

2

Композиции. Напарник

1

Викторина

1

Апрель

Юный тренер

1

Борьба дамок и простых в окончаниях. Практическая игра.

1

Борьба дамок и простых в окончаниях.

1

Май

Парная игра. Командная игра

1

Повторение. Практическая игра

1

Викторина

1

Великое сражение

1

ИТОГО

42

Содержание раздела программы.

1. Шахматная доска и фигуры

Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.

  Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.

2. Ходы и взятие фигур

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

3. Цель и результат шашечной партии

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей.  Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

4. Общие принципы разыгрывание партии

Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.

5. Особенности хода «дамки»

Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

6. Тактические приемы и особенности их применения

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.

7.  Игры «поддавки», «уголки».

8. Подведение итогов года. Шашечный турнир

Практическая часть. Дидактические игры, адаптированные к кружку.

Использовать информационно-коммуникативные технологии в процессе работы в приобщении детей старшего дошкольного возраста к играм в шашки.

          Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, делает ее нетрадиционной, яркой, насыщенной, способствует использованию разных способов подачи нового материала.

Использовать адаптированные классические дидактические  игры  к  кружку «Умные  шашки» для  достижения  цели.

1. Игра «Собери пазлы». Дети должны собрать произвольно разрезанную шахматную доску.

2. Игра «Пятый лишний».  На карточках шахматные фигуры, пешки, фишки. «Найти лишнюю  фигуру».

3. Игра «Учимся считать». На шашечной таблице, (на белых клетках нарисованы числа по шашечным фишкам, а на черных клетках надо положить цифры, которые соответствуют числу фишек.  Вариант: дать команду на пространственную ориентировку.

4. Игра «Смотрите внимательно». На произвольном отрывке шашечной доски расположить фишки произвольно. Дать посмотреть внимательно, а затем на своих карточках дети должны расставить фишки по памяти.

5. Игра «Зеркало». Дети должны выложить фишки в зеркальном отображении.

6. Игра «Что изменилось?». На доске 5-6 фигур. Убрать фигуру, добавить или изменить местоположение.

7.  Игра «Правильно-неправильно». На доске распложены фигуры в исходной позиции. Какие занимают свой «домик», а какие «заблудились»?  

8.   Игра «Узнай по описанию». Описывается фигура, дети угадывают.

9.  И многие другие, не менее любимые детьми игры.

Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки.

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки

(Давыдова Т.Г.,Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя.  № 8\август 2011)

Методика проведения диагностики:

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.

Пояснения к пунктам таблицы:

1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?

3.  Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

7.  Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;

Средний уровень– для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;

Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.

Приложение 1

Краткий список терминов игры шашки

Простая - обычная шашка (не дамка)

Бортовые — шашки, занимающие бортовые поля шашечной доски

Дамочные – поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски

Дамка – шашка, достигшая дамочных полей

Ход - передвижение шашки с одною поля на другое

Тихий ход или темп - простое перемещение шашки

Ударный ход, удар или бой — ход, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника

Поддача — преднамеренная постановка шашки под удар

Дебют - первая стадия партии вовремя которой соперники стремится наилучшим образом развить свои силы и создать предпосылки для следующие операций

Приложение 2

Уважаемые родители!

В нашем детском саду начинает работу кружок «Умные шашки».

Цель работы кружка:

1. Раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников.

2. Организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки.

3. Помочь ребенку ощутить атмосферу риска, учить его видеть допущенные ошибки. Прогнозировать результаты своих действий и чувствовать себя в безопасности, выступая на равных со взрослым соперникам и со сверстниками.

4. Помочь ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать, нравиться нам это или нет. Любое наше действие может иметь определенные последствия.

Задачи программы:

Образовательные:

- обучить технике игры в шашки;

- ознакомить детей с теорией шашечной игры.

Развивающие:

- активизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность;

- развивать умственные способности: умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление; учить ориентироваться на плоскости.

Воспитательные:

- воспитывать отношение к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

- воспитывать настойчивость, целеустремленность, уверенность и волю к победе;

- выработать у воспитанников умение применять полученные знания на практике.

 

Используемая литература.

- За основу взята программа: «Приобщение детей старшего дошкольного

возраста к игре в шашки в соответствии с ФГОС ДО», Ошуркова И.Б.

- «Шашечный дебют»  Сметанина Н.Г.

1. Абаулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.

2. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.

3 .Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.

4. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.

5. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.

6. Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.

7. Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.

8. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.

Организационный раздел.

Перспективный план программы

«Играем в шашки» в старшей группе

Занятие №1.     -2 часа

Цели:

1.Познакомить детей с историей игры «Шашки».

2. Вызвать желание научиться играть в эту игру с правилами.

Занятие №2.

Цели:

1. Познакомить детей с доской, научить правильно её класть, объяснить, что горизонтальные ряды имеют номер, а вертикальные обозначаются латинскими буквами.

2. Заинтересовать детей названиями полей (линии, по которым будут ходить шашки).

Занятие №3. -2 часа

Цели:

1. Продолжаем знакомить детей с доской. (Игра «Собери доску» -  в конверте – доска, она разрезана. Задача: собрать и положить перед собой и соперником верно).

2. Продолжаем знакомить детей с диагоналями, их названиями.

Занятие № 4.

Цели:

1. Познакомить детей с шашками. Объяснить, что до начало игры все шашки черные и белые расславляются на определенных «своих» горизонталях. Показать на доске. Дети ставят индивидуально.

2. Индивидуальная работа. (Игра «Расставь правильно шашки». Проводиться индивидуально на скорость (можно применить секундомер). Возможно деление на две команды.)

Занятие №5.

Цели:

1. Научить передвигать шашки по диагоналям только вперед на соседнее поле, называя каждый ход.

2. Закрепить знания о доске, полученные на предыдущих занятиях.

 

 

 

 Занятие №6 («Диктант») -2 часа

Цели:

 1. Тренировать детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей, диагоналей, показывая и называя их (отмечать быстроту, можно засекать по секундомеру, что оживляет занятие). Проделать это у демонстрационной доски и индивидуально.

Игра «Расставь правильно». Используем шахматную доску, и карточки с названиями полей. Проводится в виде диктанта индивидуально и по группам.

2.  Развивать внимание, память.

Занятие №7.

Цели:

1. Познакомить детей с двумя видами ходов: тихий и ударный. Научить пользоваться полученными знаниями практически.

2. Продолжать закреплять знания о доске и о шашках, полученные на предыдущих занятиях.

Занятие №8. -2 часа

Цели:

1. Показать, как простая шашка, попадая на дамочное поле в лагере соперника, превращается в дамку. Дать основные понятия: дамочные ряды, дамочные поля.

2. Рассмотреть два принципа установки дамки на поле.

3. Закреплять порядок расстановки шашек, названия вертикальных и горизонтальных рядов.

Занятие №9.

Цели:

1. Познакомить с правилами игры в шашки.

2. Убедить детей в том, что правила нарушать запрещено - не получится настоящего серьёзного «боя», а значит, не будет честной победы

3. Показать детям игру в шашки от начала до конца с опытным напарником, вызывая желание продолжать учиться играть в эту сложную игру.

Занятие №10.

Цели:

1. Закрепить игровые правила через показ игры по этим правилам с опытным партнером.

2. Провести беседу с детьми о возможных результатах игры. О  том,  как необходимо принимать на себя поражение и воспринимать победу противника, как достойно должен вести себя победитель, чтобы не обидеть проигравшего.  

Занятие №11.

Цели:

 1. Дать детям понятия: заблокированная шашка, защищенная, проходная шашка и показать на практике, научить пользоваться этими ходами в игре.

2. Повторить правила игры в шашки.  

3. Ввести в речь слова: арбитр, партнеры, атака, анализ.

Занятие №12. -2 часа

Цели:

    1. Познакомить с возможными ходами, приводящими к тому, что шашку можно побить либо запереть. Продемонстрировать практически, используя термины: проигравший, победитель.  

    2. Заинтересовать детей игрой, чтобы появилось желание опробовать полученные знания в парах (дети, которые умеют воспринимать достойно поражения, а остальные - наблюдают).

Занятие № 13.

Цели:

1.        Познакомить детей с новыми терминами: композитор, композиция в шашках.  

(Рассказывание сказки «Чародеи композиций»).  

2. Продемонстрировать детям некоторые композиции.

Занятие № 14.

Цели:

1. Познакомить детей с шашечными играми стран и народностей мира.

2. Продолжать закреплять правила игры в шашки, умение играть в шашки по этим правилам практически.

3. Провести беседу об эстетике шашечных партий, красоте композиций, о шашечной культуре.

Занятие № 15. -2 часа

 Цели:

1. Познакомить детей с терминами: арбитр, тренер, партнёры, атака, взятие, жертва, жребий, защита, анализ, без которых не обходится ни один настоящий игрок.

2. Закрепить термины показом игры тренера с ребенком. Научить детей пользоваться терминологией во время игры.

 

Занятие № 16.

Цели:

1. Продолжать знакомить детей с терминами: композитор, композиция. Составить несколько композиций для разрешения их детьми, закрепляя изученные правила и варианты ходов, выявляя самых сообразительных.

2. Предложить детям самостоятельно составить свою или понравившуюся из предложенных композиций на магнитной доске или на месте для партнёра.

Занятие № 17.

 Цели:

1. Познакомить детей с термином жребий, используя его практически, поделить детей на пары.

2. Дать детям понятие слова «партия». Применить его практически, предоставив детям возможность поиграть в парах от начало игры и до конца.

3. Провести беседу о возможных результатах игры.  (Обратить внимание на результаты игры и на реакцию детей. Разобрать с детьми партии. Побеседовать индивидуально с более эмоциональными детьми и их родителями).

Занятия № 18.

Цели:

1. Познакомить детей с новыми словами: турнир и таблица. Объяснить, что истинный победитель выявляется по проведению двух и более партий.

2. Закрепить деление на пары с помощью жребия. Убедить всех детей, что любой случайно выпавший по жребию напарник - достойный игрок.

3. Вызвать желание стать участниками будущего турнира. Предоставить детям возможность опробовать это практически, пригласив арбитров со страны. Результаты занести в таблицу.

Занятие №19.

 Цели:

1. Познакомить детей с работой арбитра на примере предыдущего занятия.   (Разделить детей с помощью жребия на партнеров и арбитров. Предложить детям занять места за столами и поиграть, согласно выпавшим ролям. Результаты занести в таблицу).

2. Продолжать воспитывать умение честно бороться, не нарушая правил игры, достойно принимать поражение, оказать поддержку и понимание проигравшему.

Занятие № 20. -2 часа

Цели:

1. Познакомить детей с ситуацией, когда бьются две и более шашки за один ход. (Основываясь на правиле: «Бить обязательно!», позволить игроку побить две и более шашек одновременно: игрок не должен прекращать удар, не побив все шашки, которые можно взять этим ударным ходом). Осуществить для детей показ. Предоставить возможность опробовать это практически, пригласив арбитров со стороны).

2. Вызвать еще большее желание играть в шашки, узнав о расширенных возможностях игроков.  

3. Продолжать учить объективно реагировать на победы и поражения.

Занятие № 21

Цели:

 1. Познакомить детей с рядом композиций, в которых требуется бить две и более шашки. (Поиграть с детьми, предоставив им ряд композиций, которые использовались ранее и несколько новых).  

2. Предложить детям составить свою композицию для соперника или повторить более понравившейся композиции (отметить более

сообразительных, смышленых, внимательных игроков).

Занятие № 22 «Юный тренер» -2 часа

Цели:  

1. Научить, не торопясь, обдумывать свои ходы, стремиться стать для партнера учителем - тренером. Достойно реагировать на поражение и победы. (Разделить детей на пары (сильный - слабый игрок). Сильным игрокам дать роль тренера (если слабый игрок ходит неверно, а сильный это замечает, то предупреждает словом: «Подумай!»), слабый меняет свою позицию и делает правильный ход)  

2. Воспитывать дружелюбие, стимулировать взаимопонимание в общении.

Занятие № 23.  

Цели: 1. Воспитывать умение детей самостоятельно делиться на игровые пары. (Предложить детям, по желанию, разделиться на игровые пары для выявления сильнейшего из игроков. Результаты занести в таблицу).

2. Воспитывать дружелюбие, стимулировать взаимопонимание в общении. Пронаблюдать, как умеют реагировать на победу и поражение дети, находящие общий язык и идущие на компромисс в других играх (похвалить тех, кто уже научился контролировать себя).

Занятие № 24.

Цели:

  1. Предложить детям сформулировать знакомые им правила игры в шашки.  2. По жребию разбить детей на пары, а результаты игры занести в таблицу. (Вслух положительно оценить сплоченность в коллективе детей. (Дети - одна целая команда, играющая против тренера. Тренер играет белыми шашками, а дети по очереди подходят и делают ход, который считают нужным, черными шашками. Один в поле не воин!)

Занятие № 25.

Цели:  

1. Продолжать учить детей достойно вести себя, в т.ч. и в присутствии своих близких, не нарушать правил игры, не обижать противника (пригласить арбитрами несколько родителей).

2. Воспитывать выдержку (спокойствие и уверенность в своих силах.)

 

Занятие № 26  

«Викторина»

Цель:

1. Закрепить полученные знания на предыдущих занятиях.

Теоретическая часть:

а) ответы на заданные вопросы;

б) разгадывание составленных композиций.

Практическая часть: составление композиций и разгадывание их между партнерами.

 

Занятие №27 «Великое сражение».

Цели:

1. Закрепить практически полученные на предыдущих занятиях знания (необходимо соблюдать правила, по которым идет сражение. Использовать игровую терминологию: атака, наступление одной из сторон, защита - умение игрока-бойца сдерживать атаку противника, взятие - уничтожение шашки, доска - поле сегодняшнего боя, партнеры - бойцы. По окончания боя подсчитать потери - результаты сражения. Победителей наградить игрой с тренером).

2. Стимулировать желание бороться до последнего. (Проверить справились ли дети с реакцией на поражение).

 

Занятие № 28.

Цели:

1. Продолжать воспитывать у детей выдержку и самообладание, вместе с тем осуждая хвастливость (Чтение легенды «Непобедимый»).

2. Продолжать учить делению на пары по жребию. (Любительская игра с занесением результатов в таблицу).

Занятие № 29.

Цели:

1. Закрепить ранее полученные знания о доске, шашках, составлении композиций.

2. Убедить детей в том, что ни при каких обстоятельствах не стоит сдаваться и падать духом. (Чтение сказки «Отгадай задачу - сыщешь удачу»).

3. Продолжать учить делению на пары по жребию. (Любительская игра с занесением результатов в таблицу).

Занятия № 30.  

Цели:

1. Познакомить детей с понятием: «шашки – это спорт». (Сильнейший выявляется в соревновании, соперничестве, состязании, в единоборстве, где роль физкультуры и спорта довольно велика. Кроме интеллектуального развития всем необходимо и физическое.  Чтение сказки «Здоровые телом - сильные духом»).

2. Любительская игра в шашки (пары «слабый-слабый», «сильный-сильный»). Результаты занести в таблицу.

Занятие № 31.

Цели:

1. Закрепить умение играть в командах, поддерживая сплоченность в коллективе. («Один за всех и все за одного»).  Игра в двух командах: шахматная доска стоит на столе, шашки расставлены. Дети поочередно подходят от каждой команды к доске и делают верный ход. Игра в парах: игрок одной команды выбирает себе для сражения игрока из другой команды.

2. Вместе с детьми сформулировать вывод: дети умеют соперничать, помогать и сопереживать друг другу, а значит, готовы к турниру.

ИТОГОВЫЙ ТУРНИР.

Цель:  

• Подвести практический итог проведенных занятий.  

• Создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Дать детям возможность продемонстрировать свои умения.

2. Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку.

3. Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.

4. Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать.

Предварительная работа:

1. Заранее познакомить детей с правилами проведения турнира, чтобы все участники осознанно относились к предъявляемым к ним со стороны арбитров требованиям.  

2. Приготовить на занятиях по изобразительной деятельности пригласительные билеты для родителей.

3. Составить жюри, назначить ответственного за награждение.

4. Подготовить музыкальное сопровождение для турнира.

5. Подготовить группу для проведения мероприятия.

Правила шашечного турнира:

Начинают игру сразу все участники. Арбитры следят за ходом игры, как только пары будут заканчивать игру, арбитры определяют победителей, из числа победителей составляют пары для следующего этапа турнира. Турнир длится до тех пор, пока не будут выявлены лидеры на первое, второе, третье места. Продолжительность турнира не должна превышать 60 минут.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей. Детское объединение "Здоровье"

Программа предназначена для руководителей  по физической культуре  и спорту  учреждения дополнительного образования детей  и является нормативным документом учебно-трен...

Образовательная программа дополнительного образования детей. Детское объединение "Здоровье"

Программа предназначена для руководителей  по физической культуре  и спорту  учреждения дополнительного образования детей  и является нормативным документом учебно-трен...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Обучение детей игре в шашки»

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. Эта игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.Мирная шашечная борьб...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (платные образовательные услуги) Цирковая студия «Сюрприз»

Образовательная программа дополнительного образования Цирковая студия "Сюрприз"...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» (программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)

Конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысит...

Образовательная программа дополнительного образования детей по математике «Всезнайка» для детей 6 лет

СодержаниеБлок  № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»Пояснительная записка.1.2. Цели и задачи программы.1.3. Содержание п...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Лего-конструирование» Для детей дошкольного возраста 4-6 лет.

Рабочая программа по "Лего-конструированию" для детей дошкольного возраста 4-6 лет....