Использование метода песочной терапии в развитии мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
методическая разработка (младшая группа)

Костичева Татьяна Николаевна

Знакомство педагогов с возможностями песочной терапии в развитии дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov_pesok.docx50.06 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации МО

Тихвинский муниципальный район

Ленинградской области

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Рябинка»

Мастер- класс для педагогов

Использование метода  песочной терапии

в развитии мелкой моторики детей  

младшего дошкольного возраста.

                                                                                                           Составила и провела

Воспитатель:

Костичева Т.Н.

г. Тихвин

2018 г.

Цель: познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в развитии дошкольников.

Задачи:

 -дать определение песочной терапии; - познакомить педагогов с играми, используемыми для детей дошкольников;

-познакомить с инновационной технологией – применение кинетического песка;

-познакомить с нетрадиционным направлением техникой рисования песком;

-способствовать внедрению в практику работы педагогов инновационных методик и технологий, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка - дошкольника.

Ход: - Здравствуйте, уважаемые коллеги!  

Мы сегодня с вами посмотрим  игровую деятельность детей младшего дошкольного возраста с использованием  инновационных технологий – песочная терапия,  в том числе применение кинетического песка.

(Просмотр игрового мероприятия: «По следам динозавров»)

Наблюдая за игрой детей, можно было заметить,  с каким удовольствием дети играли. Но это была не просто игра, а целый образовательный процесс – обучающий и развивающий.

Строя из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

А какие ассоциации у Вас вызывает слово «песок»?

Что Вы вспоминаете, услышав его? (ответы педагогов).

Золотой пляж, синее море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий ветерок. Все это завораживает и позволяет расслабиться. Мы забываем о своих проблемах и просто отдыхаем.

 Вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.

Так же и  в детстве.  Вспомните, кто из вас не лепил  «куличики»?  

Что самое первое родители приобретают своему ребёнку-  ведёрко, формочки, совок.

И самые  первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком.

А сегодня мы с вами  рассматриваем возможности использования песочницы с другой стороны.

Слайд 1                                     Что такое «ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ»?

Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. В России «песочная терапия» получила широкое распространение в 90-х годах 20 века, и связано это было с развитием арт-терапии. Наиболее известные отечественные специалисты–ученые, адаптируемые данный подход являются Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева (директор С-Петербургского института сказкотерапии), Татьяна Михайловна Грабенко (кандидат педагогических наук, проректор по научной работе Института сказкотерапии).

«Песочная терапия»  - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне,  что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. (Википедия)

 «Песочная терапия» - одна из форм арт-терапии. Арт-терапия - это терапия творческим самовыражением. Бывает, что традиционные способы  арт-терапии не подходят. Так как не все могут хорошо рисовать, лепить, петь, танцевать или просто стесняются. Человек контролирует себя в своих действиях и желании сделать все правильно. И если не получается, то у человека портится настроение и нужного эффекта не получается.

Другое дело - песок. В песочнице детям предоставляется больше свободы, нет не страха, ни комплексов что что-то может получиться, нет понятий правильно или неправильно.

Играя с песком, дети чрезвычайно раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.

Слайд 2.             Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Так же песок является хорошим массажем для детских рук.

Хорошо развивается мелкая моторика рук, координация движений,  движения пальчиками становятся более ловкими и дифференцированными.

Играя с песком, ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.

А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.

Прекрасно помогает песочная терапия в развитии речи. Дети намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке, обожают лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.

Слайд 3.                                  Игры с песком разнообразны:


-Обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения.
-Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира. 
-Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка. 
-Психотерапевтические игры помогают снять нервное напряжение, в том числе в период адаптации к новым обстоятельствам.

Слайд 4.               Оборудование для «песочной терапии»

  1. Песочница – деревянный или пластиковый ящик, окрашенный в синий цвет;
  2. Пластиковые прямоугольные подносы;
  3. Обычный песок (цветной кварцевый);
  4. Кинетический песок (разных цветов);
  5. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах):

* лопатки, стеки; разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

*миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и  

возраста; различных животных и растения; транспорт и пр.;

*бросовый материал: камешки, ракушки, большие пуговицы.

Слайд 5.                          В своей работе я использую:

  1. Обычный песок
  2. Пластичный песок (кинетический, космический, магический, радужный)
  3. Цветной песок (для рисования)

Обычный  песок сам по себе сухой и рассыпчатый и без воды форму держать не станет,  в тоже время кинетический песок работает без манипуляций с водой.

Слайд 6.                               Игры с обычным песком:

  1.  «Роем норки». Возьмите с собой разных пластмассовых зверюшек. Предложите малышу вырыть для них норки. Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Обратите его внимание на то, что кому-то норка нужна длинная, кому-то широкая, а кто-то наоборот будет хорошо чувствовать себя в узкой норе. Домики можно делать и для игрушек - зайчиков, мышек, лисят, медвежат и пр. Используйте понятия: ниже, выше, уже, шире, короче, длиннее, больше, меньше
  2. «Прятки, или угадай на ощупь». Насыпьте в ведерко сухого песку и спрячьте в него какую-нибудь игрушку. Ребенок не доложен видеть, кого вы там прячете. Пусть он запустит свою ручку в ведерко и наощупь попробует не только найти игрушку, но и назвать ее
  3. Картины на влажном песке. На ровной влажной поверхности палочкой, прутиком рисуются различные изображения животных, людей, зданий и т.п. Рисование палочкой, пальчиком (от мордашек до букв и цифр). Что будет изображено на вашей картине — зависит от возраста ребенка, площади песочного полотна и от вашей с ним фантазии.
  4. «Золотоискатели». Детям предлагается разбросать камешки по песчаной поверхности, спрятать, искать «золото», складывать в сито
  5. Игры в машинки (в песке роются «гаражи» и проводятся дороги).
  6. Ролевые игры. В песочнице можно разыграть сказку или вымышленную историю. Пусть куклы или звери ходят в гости друг к другу, делают что-то вместе. Можно разыграть реальные ситуации.

(использовали на нашем занятии игра «Мир динозавров»)

  1. «Секретное задание для кротов»

Суть в том, что воспитатель объявляет ребёнку, что сегодня наши ручки превратятся в кротов и мы будем помогать им выполнять секретное задание. Для этого нужно сложить ладошки лодочкой и зарыть их в песок. Потом пошевелить пальцами, обращая внимание малыша на то, как меняется поверхность песка. Поочерёдно вытащить пальчики. Затем можно приступать к самому заданию. Они могут быть самые разнообразные: найти под землёй какой-нибудь предмет, поздороваться с другим кротом, найти его лапки и т.д. Эта игра помогает ребёнку расслабиться, активизирует интерес к окружающему миру, развивает тактильные ощущения.

  1.  «Сапер». Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находится в песке в любом положении. Задача другого играющего – «сапера», откопать «мину» не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками или перышками
  2. «Песочные прятки»

Ребёнок должен раскапывать спрятанные в песке игрушки, но с одним условием: среди этих игрушек зарыта «мина» (ребёнок заранее знает, какая из игрушек будет миной). Её нельзя откапывать. Если ребёнок начал раскапывать игрушку и понял, что это мина, он должен прекратить копать и начать искать в другом месте. Если забудет, выплачивает «фант» (фантом могут быть любые смешные задания или ответ на вопрос). Эта игра позволяет также активизировать познавательный интерес, тренирует внимание и память.

  1. «Бусы для мамы». «Что же делать? Где взять бусы для красавицы моей?

Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!»

С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.

  1. «Поиграем в сказку»-  дети учатся моделировать ситуацию знакомой сказки, используя игровой и природный материал.
  2. «Весёлый дождик»

Возьмите воду из бутылочки и полейте ей на песок: это ручеёк бежит. Потом сделайте то же самое из опрыскивателя,  и потом — из ведёрка. Обратите внимание ребёнка на то, как меняется цвет и запах песка, он становится тяжёлый и из него можно лепить!

  1. «Лабиринт»

Слепите или нарисуйте в песке лабиринт. У входа в лабиринт расположите игрушку-героя, которому необходимо пройти лабиринт, у выхода — награду за прохождение: игрушечное угощение, клад или другого персонажа. И вперёд — на штурм лабиринта! Начинайте с самых простых лабиринтов с одним или двумя прямыми тупиками и, по мере освоения игры, увеличивайте количество ответвлений, проходов и тупиков.

  1. «Песочный дождик»

Ребёнок устраивает песочный дождик, высыпая песок на ладошку или на землю, регулируя силу (лёгкий дождик, сильный дождик). Для деток постарше можно усложнить задание: закрыв глаза, ребёнок угадывает, на какой пальчик сыпется песок

  1. «Песочный ветер»

Эта игра развивает лёгкие и учит детей управлять вдохом — выдохом. Возьмите трубочку для коктейля и попросите ребёнка дуть в неё, выдувая ямки или «песчаные барханы». Важно научить ребёнка не затягивать в трубочку песок.

  1. «Раскопки»

Воспитатель заранее прячет в песке нужный материал, дети откапывают, что спрятано в песке. Копать нужно очень осторожно, снимая песок тонкими пластами, ни в коем случае не углубляясь, не выкапывая ям. Если лопатка наткнется на какой-то предмет в песке, ее нужно срочно сменить на большую кисточку и дальше работать уже только кисточками, осторожно освобождая поверхности находки. В процессе игры дети получают знания об окружающем мире, учатся фантазировать и выдвигать свои гипотезы (если это замок, животные, инопланетяне, яйца и т.д.), закрепляют знания о цифрах, буквах, счёте предметов и т.д.

(использовалось в нашей игре «Раскопки окаменелостей»)

  Слайд 7.                                   Пластичный песок.

                 Свойства и особенности

- приятный на ощупь;
- безопасен для детей;
- воздушный и рассыпчатый;
- отлично лепится;
- никогда не засыхает;
- не оставляет пятен;
- не прилипает к рукам;
- развивает фантазию и творческое воображение;
- не боится воды.

Слайд 8.                              Игры с пластичным песком.

  1. «Я пеку, пеку». Первые творения малышей — это, конечно же, куличики. Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Пирожки можно "выпекать" руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками кукол.
  2. «Угощения». Детям предлагается сделать «кашу», разложить в кастрюли, тарелки, кормить кукол, зверушек (игрушки резиновые). Затем можно предложить приготовить угощения для членов своей семьи, сделать из песка булочки, пирожки. Для этого понадобятся формочки, чтобы насыпать в них песок и утрамбовать их рукой или совочком.

  1. «Лепим фигуры формочками». Скажите малышу, что куклы, зайчики и мишки хотят красивого печенья. Помогите ему их «испечь». Пусть юный кулинар хорошенько «замесит тесто» ручками. Украсьте «выпечку»: посыпьте сверху  песком, прилепите лепестки цветов, сделайте дырочки тонкой палочкой, разрисуйте. Угощение готово! Можно устроить конкурс на самое красивое печенье. Кинетический песок отлично подходит для лепки фигур формочками.

Вы можете лепить из него различные формы и изучать их с ребенком, используя в качестве формочек фигурки из сортера.

(использовали на нашем занятии «Песочный динозавр»)

   

  1. «Лепим  геометрические фигуры». Если у вас есть формочки в виде геометрических фигур, то вы заодно и формы выучите. Разыграйте с ребенком, к примеру, такую игру: в медвежьей семье едят только треугольные печенья, в заячьей — круглые, в кукольной — квадратные, а в собачьей — овальные. Предложите детям накрыть столы для каждой семьи в соответствии с их предпочтениями.   Можно и счету поучиться. Например, мишке мы испечем три куличика, зайке — два, а кукле Вале — четыре. Себе же возьмем по одному. Считайте и сколько вы лепесточков положили для украшения, сколько точек или полосочек нарисовали.

  1. «Что лишнее?» В этой игре вы сами будете лепить куличи. Возьмите две формочки. Одну, например, в виде, киски, а другую — в виде собачки. Сделайте несколько собачек и одну киску. Скажите малышу, чтобы он нашел «гостя». Если ребенок постарше, лепите геометрические фигуры. Пусть среди одинаковых он ищет отличную от всех.

  1. «Песочный домик» Разровняйте песок и, взяв несколько формочек, оставьте на песке их отпечатки. А теперь скажите, что это домики, что настал вечер и фигуркам нужно возвращаться по домам и ложиться спать. Кто же в каком домике живёт?
    Уровень сложности вы можете менять используя сначала простые геометрические фигуры, а позже — детали сложных форм, а также увеличивая количество игрушек.
  2. Оставляем следы. Предложите детям приложить к песку раскрытую ладошку. Пусть посмотрят, какой на песке остался след.

А теперь посмотрим какие следы оставляют пальчики. Пусть дети аккуратненько, по очереди приложат пальчики к песку. Называйте вместе с ними каждого братца по имени. Обратите внимание, что они все разного роста. Используйте слова «меньше», «больше», «ниже», «выше».

Затем, приложите к песку кулачки. Придумайте вместе с детьми следы каких-нибудь животных и птичек. Фантазируйте, может, вы даже «найдете» следы невиданных доселе животных?

Поиграйте в игру «как ходят животные»:

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

(использовали на нашем занятии «Найди по следу»)

  1. «Волшебная ладошка». Сделать отпечатки ладошек, палочкой дорисовать изображение Скажите ребенку, что его ладошка — волшебная, в ней спрятано много разных персонажей.

Пусть ребенок приложит к песку свою ладошку и обведет ее прутиком. А теперь нужно внимательно приглядеться. И вот вы уже видите:

Петушка-золотого гребешка, осьминога, кленовый листок, лебедя, человечка.

Кого вы увидите еще, подскажет ваша фантазия.

  1.  «Угадай-ка».  На кинетическом песке любой предмет или штампик оставляет отличный, хорошо различимый след и из этого также получается отличная развивающая игра.

Возьмите несколько разнообразных предметов, разровняйте песок на столе. Попробуйте оставить следы этими предметами на песке, посмотрите с ребенком в чем их отличие. Само по себе это занятие — отличная игра, но после того, как все доступные предметы оставили свой след на песке можно пойти дальше и играть в угадайку. Один из играющих берет любой предмет и оставляет им след на песке, а второму играющему нужно угадать — что же за предмет оставил след на песке. Периодически меняйтесь с ребенком ролями.

(использовали на нашем занятии «Узнай динозавра по отпечатку»)

      10.  «Песочные строители»

Дайте задание ребёнку построить домики для разных жителей Песочной страны. Например, колобок любит  дома только круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.

Слайд 9.         Песок не только помогает ребёнку проявлять свои лучшие качества и раскрывать творческий потенциал, но и справляться с негативными эмоциями.        Для этого есть специальное упражнение.

Игра «Победитель злости»

Задача: снятие эмоционального напряжения

Ребенок делает из мокрого песка шар, на котором отмечают углублениями или рисуют глаза, нос, рот«В этом шаре теперь живет твоя злость». Этот процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за плохое поведение, мысли, чувства. Ученик может комментировать весь процесс изготовления «шара - злодея», которому в результате присваиваются все «злые мысли и действия».

Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая «волшебное заклинание»«Прогоняем злость, приглашаем радость». Ребенок дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, также ученик получает специфическое удовольствие от разрушения.

После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на нем отпечатки своих ладоней - успокоение, получения равновесия и контроля над собственными чувствами«Я победил свою злость. Я спокоен». По желанию ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

«Песочный массаж» (можно использовать любой песок). Ребенок пересыпает песок, растирает его между ладоней (такой массаж активизирует нервные окончания, а это стимулирует умственную активность, является профилактикой простудных заболеваний и т.п.) 

Слайд 10.                                      Рисование цветным песком.


Это удивительный материал для создания «насыпных» картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, позволяет легко воплотить самые фантастические замыслы. Техника  рисования помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей.

Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.

Обучение технике рисования песком я провожу индивидуально или иногда небольшими подгруппами.

Слайд 11.                         Мы используем несколько способов рисования песком:

1 способ: На поверхность будущей  картины наносят ровным слоем клей ПВА, засыпают песком, стряхивают лишний песок, на получившейся поверхности взрослый рисует эскиз, затем дети раскрашивают гуашью (вместо кисточки можно использовать поролоновые штампы)

2 способ: На поверхности  делают эскиз будущей композиции (можно использовать готовые раскраски). Затем наносят клей на отдельные элементы работы, посыпают участки песком нужного цвета, стряхивая лишний (лучше клей наносить сразу на все участки, которые будут одинакового цвета).

3 способ: Используем готовые наборы детского творчества (используем вместо клея самоклеящуюся бумагу)

Слайд 12.            Использование песка на занятиях и в индивидуальной работе с детьми  дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливает желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувственность, как основа развития «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Это его свойство особенно востребовано в работе с детьми.

                                                   СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:


1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас» // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». - СПб.: Речь, 2006 – 208 с.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.
6. Большебратская Э.Э. «Песочная терапия» - Петропавловск, 2010 г.
7. Кузуб Н. В., Осипук Э.И. «В гостях у Песочной Феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста»  Вестник практической психологии образования. 2006. №1. – C. 66-74


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи" (консультация для воспитателей общеразвивающих групп)

   Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки....

«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средствам использования элементов нетрадиционных техник в аппликации»

Методическая разработка о специфике освоения аппликации в младшем дошкольном возрасте; об особенностях использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей младшего дошкольного возр...

Дидактическая игра на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста "Цветные ленточки"

Почему игры шнуровки полезны1) Игры шнуровки развивают мелкую моторику.2) Игры шнуровки развивают координацию движения ручек (сенсомоторная координация).3) Игры шнуровки развивают усидчивость, терпени...

Методическая тема: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средствам использования элементов нетрадиционных техник в аппликации»

1.                Выявить особенности использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей младшего дошко...

Конспект НОД во второй младшей группе «Путешествие в сказку» (организация игр по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста).

Конспект непосредственно-образовательной деятельности   во второй младшей группе Тема: «Путешествие в сказку» (организация игр по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольн...

«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста для развития активной речи».

laquo;Развитие мелкой моторики    детей младшего дошкольного возраста для развития активной речи».Тактильно-двигательное восприятие лежит в основе чувственного познания. Именно с помо...