"Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи" (консультация для воспитателей общеразвивающих групп)
статья по логопедии (старшая группа) по теме
Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются “по плану”, то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев “отстаёт”, то отстаёт и развитие речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи
Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются “по плану”, то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев “отстаёт”, то отстаёт и развитие речи.
Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась постепенно.
Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т.е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи.
“Рука – вышедший наружу мозг” - писал Кант. Что он хотел этим сказать? Не много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев.
Учителя – логопеды отмечают, что многие дети с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявленный им образец, недостаточно хорошо ориентируются во времени и пространстве. Отмечается снижение темпа графической деятельности. Всё это в дальнейшем может привести к неуспеваемости в школе.
Многих сложностей можно избежать, проведя целенаправленную работу по развитию мелкой моторики пальцев рук.
Изучив проблему и учтя рекомендации учителей начальных классов, я предлагая включать в ежедневные занятия с ребенком задания и упражнения, направленные на развитие тонкой моторики пальцев рук:
1. Пальчиковая гимнастика
2. Пальчиковые игры
Пальчиковая игра “Паучок”
Паучок ходил по ветке, (Руки скрещены, пальцы каждой руки “бегут”
А за ним ходили детки. По предплечью, а затем по плечу др.руки)
Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие
Паучков на землю смыл. движения; хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,
Паучок ползет опять, пальцы растопырены, качаем руками.)
А за ним ползут все детки, (Действия аналогичны первоначальным.)
Чтобы погулять по ветке. (“Паучки” ползают по голове.)
3. Работа с использованием “бросового материала” (спичек, шнуровок, прищепок, бусинок разного размера, пуговиц и т.д.)
Уже давно доказано, что шнуровка – идеальная игрушка для развития речи. Самое интересное, что дети сами инстинктивно тянуться к подобным играм. Шнурование отвечает их естественной потребности, потому оно – незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.
Игры со шнурками можно разделить на несколько видов:
- Шнуровки сюжетные (пришнуровывание недостающих деталей к картине).
- Цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков).
- Отдельные детали, которые необходимо соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная игрушка).
Игры со шнурками – плетение разнообразных косичек и завязывание узлов.
4. Развивающие игры (мозаика, конструктор, пазлы, игры с резиночками)
5. Массаж пальцев рук и ладонных поверхностей (с использованием различных массажеров)
6. Работа на листах бумаги, разлинованных в клетку
Коррекция тонкой моторики руки ребенка должна проводится систематически во всех видах деятельности ребенка всеми специалистами школы, а также родителями.
Предложенные задания и упражнения могут быть успешно использованы логопедами и воспитателями, а также родителями.
абота на листах бумаги, разлинованных в клетку
Коррекция тонкой моторики руки ребенка должна проводится систематически во всех видах деятельности ребенка всеми специалистами школы, а также родителями.
Предложенные задания и упражнения могут быть успешно использованы логопедами и учителями начальных классов, а также родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средствам использования элементов нетрадиционных техник в аппликации»
Методическая разработка о специфике освоения аппликации в младшем дошкольном возрасте; об особенностях использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей младшего дошкольного возр...
Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста
Развитие ручной моторики у детей младшего возраста связано с речевым, психологическим, а также личностным развитием. Дидактическая игра является одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребен...
Методическая тема: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средствам использования элементов нетрадиционных техник в аппликации»
1. Выявить особенности использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей младшего дошко...
Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста как средство развития речи.
Развитие мелкой моторики детей младшегошкольного возраста как средство развития речи. Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно уст...
Конспект НОД во второй младшей группе «Путешествие в сказку» (организация игр по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста).
Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе Тема: «Путешествие в сказку» (организация игр по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольн...
Консультация для родителей «Пластилинография - как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»
В данной статье кратко раскрывается понятие пластилинографии. Необходимость занятий пластилинографией для развития мелкой моторики пальцев рук, даются советы по правильному выбору материалов для занят...
Экспериментальные игры в ваннах, как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Основными направлениями развития образования является поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной р...