Проект по патриотическому воспитанию "Дети пережившие войну"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Кузнецова Людмила Владимировна

Проект посвящён 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и направлен на формирование чувства патриотизма у дошкольников. Каждый ребёнок является частью России, носителем информации рода, поэтому он должен знать о Великой Отечественной войне, как о важном событии в истории страны, своей малой родины,.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_perezhivshie_voynu.docx123.33 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Много слёз и страданий принесла Великая Отечественная война. В эти годы наш народ, все как один встали на защиту своей Родины. Все кто мог держать оружие уходили на фронт. Сегодняшние мальчишки  и девчонки, деды и прадеды которых прошли войну, практически ничего о них не знают.

Проект посвящён 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и направлен на формирование чувства патриотизма у дошкольников. Каждый ребёнок является частью России, носителем информации рода, поэтому он должен знать о Великой Отечественной войне, как о важном событии в истории страны, своей малой родины, и, самое важное, понимать, какое влияние оказала война на судьбу своей семьи.

 «Необходимо знать всю правду о войне, жестокую и необходимую, для того, чтобы человечество, узнав её, стало благоразумней», - говорил В.Астафьев.

А мы не стали памяти перечить

И, вспомнив дни далекие, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, не детская беда.

Была зима и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война.

Рассказывайте детям о войне,

Не бойтесь испугатьжестокой правдой,

Рассказывайте детям о войне,

Им это знать и помнить надо.

Рассказывайте детям о войне,

Пусть ваша памятьк ним в сердца стучится.

Рассказывайте детям о войне,

Чтоб никогда войне не повториться.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Актуальность проекта заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций.

В проекте «Дети пережившие войну» мы хотим рассказать детям дошкольного возраста о значимости участия детей и подростков в событиях Великой Отечественной войны и факторы взросления детей военного поколения. В память о тех, кто перенес суровые годы войны на своих детских плечах, помог стране в трудные годы.

Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности.

Наш долг - хранить память, доносить до наших детей Героизм и Славу. Пока мы будем помнить, и будем хранить благодарность в своих сердцах павшим и живым - мы будем непобедимы!

Организованная работа с дошкольниками по  патриотическому воспитанию в соответствии с современными требованиями будет способствовать:

  • повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах формирования у дошкольников патриотических чувств;
  • созданию условий и предметно-развивающей среды, способствующей коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста; 
  • проявлению у дошкольников интереса  к событиям ВОВ;
  • формированию у детей уважительного отношения к людям,  пережившим ужасы войны;
  • укреплению внутрисемейных отношений через привлечение к совместной работе.
  • обогащёнию и развитию словарного запаса детей.

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество

Кузнецова Людмила Владимировна, старший воспитатель

Баландина Ольга Геннадиевна,

Лицкевич Елена Александровна, воспитатели

Город, область

г. Балаково, Саратовская область

Номер, название детского сада

МАДОУ - детский сад №5

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта

«Дети, пережившие войну»

Краткое содержание проекта

Цель проекта: Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников на примере  героических  поступков детей - героев ВОВ.

Задачи проекта:

Образовательные:

1.Формировать представление детей о Великой Отечественной войне,о ее исторических фактах, героических подвигах, смелости и храбрости.

2.Расширить  представления  детей  об участии  в войне детей и их героических поступках.

3. Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы, песнями и музыкой военных лет.

Развивающие:

1.Развивать умение понимать содержание произведений,  образный язык рассказов писателей военных лет, тем самым развивая у них литературную и художественную речь.

2.Развивать у детей коммуникативные навыки.

3. Развивать: память, внимание,  диалогическую и монологическую речь,

умение анализировать, оценивать, выбирать главное.

Личностные:

1. Воспитывать интерес у дошкольников к жизни их сверстников в годы тяжёлой, жестокой войны

2. Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.

3. Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, учиться употреблять его в собственной речи (поговорки, загадки, метафоры, народные высказывания, звукоподражание).

Межличностные:

1.Воспитывать способность работать в команде, быть лидером.

2.Продуктивно работать в коллективе, уметь сопереживать.

Непосредственно организованные образовательные деятельности

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Группа

Для детей старшей группы,5-6лет.

Приблизительная продолжительность проекта

1 месяц

Основа проекта

Образовательные требования

1.Создание условий предметно-развивающей среды, способствующей коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработка НОД.

3.Привлекать родителей к патриотическому воспитанию дошкольников.

4. Создавать условия для реализации проектной деятельности информационно-познавательного типа.

5. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе направленной на патриотическое воспитание.

Планируемые результаты обучения

После завершения проекта дети приобретут следующие умения:

личностные:

  • способность к саморазвитию, применению новых идей, и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения;
  • способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; умение сопереживать; уважать различные мнения.

метапредметные:

  • перенос информации и умений из одной области знаний в другую;
  • умение обосновывать свой выбор.
  • способность  уметь анализировать и решать проблемы, создавать условия для эффективной устной коммуникации

предметные:

  • расширить и систематизировать знания детей о Великой Отечественной войне;
  • познакомить с некоторыми событиями военных лет;
  • дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
  • обогатить и расширить словарный запас детей;                                                           познакомить с произведениями художественной литературы, живописи, музыки военных лет;
  • воспитать в детях, уважительное отношение к старшему поколению.

После завершения проекта родители :

  • расширят представления о  героях Великой Отечественной войны;
  • продолжать доводить до родителей важность в патриотическом воспитании дошкольников.
  • повысят компетентность в вопросах формирования у дошкольников патриотических чувств.

После завершения проекта педагоги :

  • приобретут сформированную ориентацию на реализацию компетентностного подхода к развитию интереса детей к истории своей страны.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

  • Могут ли дети быть героями?

Проблемные вопросы учебной темы

  • Кто такие дети войны?
  • Почему их так называют?

Учебные вопросы

  • Что мы знаем о жизни детей в годы ВОВ?
  • Как им жилось во время войны?
  • Было ли у них детство?
  • Можно ли назвать счастливым – военное детство?
  • Как дети помогали взрослым в тылу?
  • Как завоёвывалась победа?
  • Что означает праздник «День Победы»для российских граждан.

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Дети работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

- Стартовая презентация воспитателя.

- Модель трёх вопросов.

- Беседы о ВОВ, о детях героях.

- Сюжетно ролевые игры.

- Квесты и конкурсы.

- Выставка макетов и рисунков

Оформление альбома «Дети герои»,

мини – музей « Мы помним – мы гордимся».

Описание методов оценивания

Модель3 вопросов: «Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнаю»,

викторина «По дорогам войны», словесные игры, пересказы с опорой на иллюстрации художников, мультимедийная презентация с тестами.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Начальные знания детей о Великой Отечественной войне, о детях пережитых войну, о военных профессиях и военной технике.

Технические навыки: навыки рисования цветными карандашами, красками; приёмы вырезывания складывания  и наклеивания.

Учебные мероприятия

Подготовительный этап (организационный):

1. Определиться с названием проекта.

2. Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми.

3. Сбор информационного материала.

4. Создание условий необходимых для реализации проекта.

5. Составление плана мероприятий,

6. Разработка и использование инновационных подходов при ознакомлении с историей военных лет

7. Поиск эффективных форм реализации проекта.

- Сбор информации и демонстрационного материала по теме доступного для детей.

- Разработка данного проекта.

- Встречи с работниками библиотеки и музея.

- Организация книжной выставки, мини-музея в группе.

- Разработка конспектов занятий, бесед, подбор иллюстраций, стихов и т. д.

8. Отбор и систематизация дидактического материала, аудио-, видео- материала, обучающих мультимедийных программ.

Основной этап:

1. Реализация поставленных задач, через разнообразную деятельность.

2. Организация и проведение обучающих занятий.

2. Организация и проведение разнообразных форм работы с использованием технических средств обучения.

Заключительный этап (аналитический, обобщающий):

1. Обобщение материалов проекта.

2. Сравнительный анализ полученных результатов.

3. Закрепление полученных знаний.

4. Презентация.

5. Творческий отчет.

Материалы для дифференцированного обучения

Ребёнок с проблемами усвоения учебного материала

Устные беседы с Семёном Т., Тимофеем Л.:

умение кратко рассказывать о ВОВ, составлять описательные рассказы по картинам связанные с темой данного проекта:

Д\и « Что на картинке?» проговаривать названия военной техники и военных профессий.

Одаренный ребёнок

Вера С., Кирилл З. – заучивание стихотворений, разукрашивание рисунков на данную тему, умение быть экскурсоводом в мини - музеи.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии — оборудование

Фотоаппарат, видеомагнитофон, компьютер, принтер, цифровая камера, интерактивная доска, DVD-проигрыватель.

Технологии — программное обеспечение

СУБД (система управления базами данных): программы обработки изображений, веб-браузер, мультимедийные системы.

Материалы на печатной основе

1.Стихи и рассказы о ВОВ.

2. Картины и иллюстрации с изображением детей живших в годы ВОВ, сюжетами военных действий,

3. Панорама военных действий

4. Наборы игрушек:солдатики, военная техника,

5. Настольно – печатные игры.

Другие принадлежности

Материалы для продуктивной изобразительной деятельности (краски, цветные карандаши, восковые мелки). Аудио записи сказок, различные виды театра(пальчиковый, перчаточный, и др.)

Интернет-ресурсы

1. Открытые интернет-источники.

http://dohcolonoc.ru/

http:// www.maaam.ru/

http://nsportal.ru

https://infourok.ru/

https://moluch.ru/

http://doshkolniki.com/

Другие ресурсы

1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование иконспекты занятий. – А.Я.Ветохина, З.С.Дмитренко, Е.Н.Краснощекова. – Спб.: Детствопресс, 2010.

2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

3. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой.- М.: Сфера, 1998.

4. Шорыгина Т.А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны. – М.:ТЦ Сфера, 2011.

5. Л.А.Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках Отечества» - М.:ТЦ Сфера, 2006

6. Е.В.Зубарева «Хрестоматия по детской литературе» - М.: Просвещение, 1988

7. Л.В. Русскова «Методические рекомендации» - М.: Просвещение, 1986

8. Журнал «Ребенок в детском саду» №4, 2001, с.59

9. Газета «Педсовет» №11, 2000. 

 

Предполагается, что организованная работа по  патриотическому воспитанию детей в соответствии с современными требованиями будет способствовать: повышению интереса  к событиям   ВОВ, о ее исторических  событиях, героических подвигах, смелости и храбрости.  Дети и родители расширят  представления   об участии  в войне детей и их героических поступках.

  1. Подготовительный этап:

  • Определиться с названием проекта.
  • Вовлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс по повышению интереса детей к истории страны.
  • Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми.
  • Создание условий необходимых для реализации проекта.
  • Составление визитной карточки проекта, планирование мероприятий проекта.
  • Поиск эффективных форм реализации проекта.

- Сбор информации и демонстрационного материала по теме доступного для детей.

- Экскурсия в музей «Набат» 

- Стартовая презентация «Дети войны, кто они?».

- Организация книжной выставки.

- Разработка конспектов занятий, бесед, подбор иллюстраций, стихов и т. д.

- Пополнение развивающей среды иллюстрированным материалом, методической познавательной и художественной  литературой по теме проекта.

  • Разработка и использование инновационных подходов при ознакомлении с историей военных лет.
  • Отбор и систематизация дидактического материала, аудио-, видео- материала, обучающих мультимедийных программ.

Блок с детьми:

  • Модель 3 вопросов:  «Что знаю? Что хочу узнать? Как узнаю?»
  • Составление плана поиска решения проблемы.
  • Погружение в проблему.

- Проблемная ситуация: Подготовка к празднику великой Победы.

         Что мы знаем о ВОВ, о детях – героях.

  • Ситуативный разговор  «Дети герои – кто они?»
  • Рассматривание детских  книг, энциклопедий, картин.

Блок с родителями:

  • Приглашение родителей в проектную деятельность.
  • Консультация для родителей «Как рассказать детям о войне».

II. Основной этап:

Блок с детьми:

  • Решение, проблемной ситуации: «Дети герои  - кто они?»

Познавательная деятельность:

  • Просмотр презентации «Дети - герои Великой Отечественной Войны».

Цель: Познакомить дошкольников с детьми героями жестокой войны. 

  • Просмотр презентации «Детство опалённое войной»

Цель: Расширить сведения о днях воинской славы и памятных датах России; о детях-героях

  • Конспект НОД Познавательное развитие.

Тема: «Детство, опалённое войной».

Цель:  Формировать  чувство гордости за успехи своего народа и какую роль он сыграл в победе над фашизмом.

  • Конспект НОД  Речевое развитие  

Тема: «Великий день России»

Цель: Повышение речевой активности детей посредством обогащения активного словаря.

  • Конспект НОД Познавательное развитие (ФЭМП)  

Тема: «С победой до Берлина».

Цель: Формирование у дошкольников представления о значимых  военных сражениях, о результатах боевых действий во время Великой Отечественной войны.

Беседы: «Дети — герои Великой Отечественной войны» (Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова,Вася Курков, Витя Хоменко, Шура Кобер, Володя Дубинин), «Блокада и дети» (Таня Савичева), «Работа детей в тылу и участие в партизанском движении», «Судьба детей в фашистских концлагерях», «Участие детей в Великой Отечественной войне», «Обелиск «Славы»».

Цель: Воспитание уважительного отношения к истории России, любви к Родине, гордости за победу русского народа, патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.

Художественно – продуктивная деятельность:

  • Конспект НОД  Художественно – эстетическое развитие (рисование):

Тема: «Салют Победы!».

Цель: Познакомить с новой техникой рисования - граттаж.

  • Конспект НОД Художественно – эстетическое развитие. (конструирование):

Тема: «Самолёты».

Цель: Продолжать учить детей технике оригами.

  • Разукрашивание рисунков.

Цель: Способствовать уважительному отношению к истории и памяти своей страны.

Музыкальная деятельность:

  • Разучивание и слушание песен, музыки посвящённых Великой Отечественной войне и Победе в этой войне.

- Песни для разучивания:

«Катюша»- муз. М. Блантера сл. М. Исаковского; 

 «В землянке»-муз. К.Листова, сл.А.Суркова;

- Песни для прослуживания:

«Миру– мир»-муз. Г.Струве, сл.Н.Соловьёвой;

«Смуглянка»- муз. А. Новикова, сл. Я. Шведова

«Идут ветераны»-муз. сл З.Рот;

«Прадедушка»- муз.А.Ермолова, сл.М.Загота;

«Мир нужен всем»-муз.В.Мурадели, сл. С.Богомазова;

«Баллада о солдате»-муз.В.Соловьёва-Седова, сл.М.Матусовского; «Огонёк»-муз. М.Макроусова, сл.М.Исаковского;

«Синий платочек»-муз. Ежи.Петербургского, сл.Я.Галичкого

«Вечный огонь»-муз.А.Филиппенко, сл.ДЧибисова;

«Хотят ли русские войны»-муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко,

«Священная война»-муз. А. Александрова, сл. В. Лебедев-Кумач. 

- Прослушивание классической музыки: «Седьмая симфония»- Д.Шостаковича

Цель: Формировать духовно-нравственное отношение и чувство любви к Родине, истории своего народа, через музыку.

Физическая деятельность:

  • Спортивно – интеллектуальная квест-игра.

Тема: «Школа молодого бойца».

Цель: Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Чтение художественной литературы:

  • «Рассказы о Великой Отечественной войне», «Брестская крепость», «Первая колонна» -  С. Алексеев.
  •  «Сегодня праздник» - стихотворения разных писателей.
  • «Главное войско», «Памятник советскому солдату» - Лев Кассиль.
  • «Землянка», «Почему армия всем родная», «Мешок овсянки» -

А. Митяев.

  • «На Красной площади парад» - Ким Селихов, Юрий Дерюгин.
  • «На земле, в небесах и на море» - А.Беляев, Я.Ершов, Ю.Ильинский.
  • «День на заставе» - Л. Обухова.
  • «Батальон четверых» - Л. Соболев.
  •  «Шинель» - Е. Благинина.
  •  «Что могут солдаты» - Я. Длуголенский.
  • «Мой брат уехал на границу» - О. Высотской.
  • «Война и дети» - А. Гайдара.
  • «Мальчик из села Поповки» - С.Маршак.
  • «Партизанке Тане» - А. Барто.
  • Рассказы о детях-героях Великой Отечественной Войны.
  • Рассматривание журналов: панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом», Барвинок

Цель: Формировать чувство патриотизма, гордости, уважения к защитникам Родины. Продолжить знакомить детей с детьми - героями ВОВ.

Игровая деятельность:

  • Сюжетно – ролевая игра «Военный госпиталь»

Цель: Расширять представление детей о медицинских работниках в годы ВОВ.

Задачи:

  1. Отражать в игре труд военных врачей, медсестер, санитарок.
  2. Продолжать формировать умение объединяться в игре, выполнять взятые на себя роли.
  3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение считаться с интересами товарищей, оказывать им посильную помощь.

  • Сюжетно – ролевая игра  «Полевая кухня»

Цель: Способствовать возникновению игры на тему ВОВ.

Задачи:

1.Развивать у детей умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, использовать предметы - заместители.

2. Познакомиться с работой военного повара.

  • Сюжетно – ролевая игра «Защитники Родины».

Цель: Учить детей в игре подчиняться определенным правилам, воспитывать волевые качества, умение играть в коллективе.

Задачи:

  1. Уточнить представления детей о Российская Армии.
  2. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, творчески развивать сюжет игры, стимулировать творческую активность детей в игре.
  3. Воспитывать у детей чувство патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизма людей и желание быть достойными защитниками своей Родины.

  • Сюжетно – ролевая игра «На границе».

Цель: Формировать умение творчески развивать сюжет игры.

         Задачи:

  1. Уточнить представления детей о Российской армии.
  2. Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия,
  3. Развивать нравственные качества личности дошкольников: умение договариваться, сговариваться на игру, искать выходы из конфликтных ситуаций.

  • Дидактическая игра «Найди тень».

Цель: Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Задачи:

1. Закрепление полученных знаний.

2. Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.

  • Дидактическая игра «Лабиринт»

Цели: Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Задачи:

1. Закрепление полученных знаний.

2. Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.

Блок с родителями:

  • Привлечение к изготовлению поделок и открыток.
  • Рисование совместных рисунков  с детьми на тему: «Тяжёлые годы войны».

  1. Заключительный этап.

(аналитический, обобщающий):

Блок с детьми:

  • Подведение итогов реализации проекта:

1.  Обобщение материалов проекта;

2. Сравнительный анализ полученных результатов;

3. Закрепление полученных знаний;

4. Презентация;

5. Творческий отчет:

- проведение экскурсий для своих родителей и детей других групп.

Блок с родителями:

  • Выставка поделок:

Цель: Развивать совместное творчество воспитателей, родителей и детей.

Итог проекта:

  • Организация мини-музея « Мы помним – мы гордимся».                         Цель: Продолжать формировать у родителей   и детей желание принимать участие в   проведении мероприятий.

Задачи:

  1. Привить любовь и интерес к истории  своей страны.
  2. Расширять кругозор детей.
  3. Воспитывать уважение к людям защищавшим нашу

        

 

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт патриотический проект средней продолжительности «Великая Отечественная война- память в песнях и письмах»

Паспорт патриотического проекта   «Великая Отечественная война- память в песнях и письмах»...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ №6 НА ТЕМУ: « 70 ЛЕТ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»

Долгосрочный проект работы с детьми 2-ой младшей группы по патриотическому воспитанию....

Методическая разработка познавательного проекта нравственно-патриотической направленности к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Никто не забыт, ничто не забыто…»

Проблема организации образовательного процесса в ДОУ весьма насущна сегодня. Знание специфики работы с дошкольниками, умение соотносить индивидуальные качества дошкольников с целями и задачами основно...

Методическая разработка педагогического проекта «Формирование патриотических качеств личности у детей 6-7 лет на примере событий Великой Отечественной войны».

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на примере событий Великой Отечественной войны....

ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «ЛЮБИМ, ПОМНИМ, ЧТИМ» К 70-ю Победы в Великой Отечественной войне

Цель: формировать нравственные качества детей через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны.Задачи: -...

ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию детей второй младшей группы «Детские игрушки Великой Отечественной Войны».

Актуальность темы: Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это резу...

Проект по патриотическому воспитанию «ДЕТИ ВОЙНЫ»

       Дети Великой Отечественной войны» - так называют на сегодняшний момент людей, которые во время войны были детьми и которые знают...