Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с краеведением
методическая разработка
Цель краеведческой работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, к городу, в котором живем, помочь осознать значение родного края в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни города, страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_dou_po_oznakomleniyu_s_kraevedeniem.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Яковлева Ольга Александровна,
воспитатель 1 кв. категория
муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 24 комбинированного вида»
Система работы ДОУ
по ознакомлению детей дошкольного возраста с краеведением
(1 слайд) В современных условиях жизни общества возникает необходимость вернуться к традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство и Родина.
Реализация современной системы образования невозможна без формирования у дошкольников знаний о своей Родине, малой Родине и её традициях.
Цель краеведческой работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, к городу, в котором живем, помочь осознать значение родного края в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни города, страны.
(2 слайд) Задачи краеведения: ( представлены вашему вниманию на слайде)
1.Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и где он живет.
2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
3.Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
5.Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.
6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в содержании двух образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» определяет основные задачи по организации образовательного процесса в направлении краеведения.
(3 слайд) «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношении и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
(4 слайд) «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста использую следующие формы работы:
(5 слайд) 1.Организованная образовательная деятельность;
(6 слайд) 2.Тематические беседы об истории родного города и страны;
(7 слайд) 3.Экскурсии (посещение музеев, экскурсия по памятным местам города с целью знакомства с родным городом);
(8 слайд) 4. Проведение календарных и народных праздников (происходит знакомство с культурой и традициями народа, населяющего родной край) (музыкально-спортивные праздники «Праздник Солнца», «День саамов»)).
(9 слайд) 5.Конкурсы чтецов, фестивали (конкурс чтецов «Россия-Родина моя»).
(10 слайд) 6.Обучающие занятие «Коренное населения Кольского полуострова-саамы» с привлечением заведующего отделом научной популяризации и информации Бородкиной Н.В. «Музей истории города Мончегорска»;
(11 слайд) В группе организованы мини музеи с экспозициями «Наша Родина», «Город Монче-тундры» и др.
(12 слайд) Предлагаю детям дидактические и настольные игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, географии, природе нашего родного края («Собери герб и флаг»).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования.
Эффективной формой работы по краеведения и обогащения знаний детей о Родине, воспитание любви к ней выступает Виртуальный музей.
(13 слайд) Виртуальный музей «Виртуальный музей как средство патриотического воспитания дошкольников» разработан педагогами дошкольных образовательных учреждений № 1,5,8,10,19,20,25,30,24., в рамках работы Городской инициативной площадки.
(14 слайд) Виртуальный музей имеет ряд преимуществ перед традиционными посещениями музеев:
- не покидая здания дошкольного учреждения можно увидеть и узнать много нового и интересного о родном городе, достопримечательностях края и страны;
- пройтись по улицам нашего города и увидеть интересные экспонаты;
- понаблюдать за животными и растениями родного края дошкольники могут, используя виртуальное пространство.
Одной из главных задач виртуального музея, развивать у дошкольников чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, знакомить с особенностями и традициями родного края.
Электронное пособие «Виртуальный музей» размещено на интернет-платформе ucoz и отвечает всем требованиям современной действительности. Включает шесть разделов ((15 слайд) «О виртуальном музее», (16 слайд) «Методическое пространство», (17 слайд) «Галерея», (18 слайд) «Инициаторы», (19 слайд) «Видеосюжеты»).
(20 слайд) В разделе «Галерея» представлены мультимедийные презентации по направлениям: «Горные массивы Мурманской области», «Растения севера», «Реки и озёра Мурманской области», «Знакомство с природными явлениями Мурманской области», «Царство камней», «Символы города Мончегорска». Данные мультимедийные презентации позволяют разнообразить и сделать интересным, и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.
(21 слайд) В работе с детьми дошкольного возраста использую виртуальные экскурсии «Животные Кольского полуострова», «Природные явления - полярное сияние», «Озёра Кольского полуострова». Главное достоинство данных экскурсий, состоит в том, что дошкольник может выступать самостоятельно в роли экскурсовода.
(22 слайд) Виртуальные экскурсии имеют ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
-погодные условия не мешают реализовать намеченный план экскурсии по выбранной теме;
-у виртуальных экскурсий нет границ, что позволяет посетить исторические места, не покидая здания детского сада;
- предоставляет возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе;
- улучшает качество образовательного процесса.
Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний дошколят о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности родного края, страны.
(23 слайд) Список литературы:
1. «Краеведческое воспитание дошкольников» Практическое пособие/ под ред. Л. Н. Прохоровой. – 2-е изд., исп. и доп. – М. 2004 г.
2. Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России»: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Р. Ф.»,М. 2003г.
3.Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группа / Н. В. Алешина. — Москва: ООО»Элизе Трейдинг», 2002. — 246с.
4.Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет /Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова — Москва: Сфера, 2007 г. — 150с.
5.Матова В. Н. Краеведение в детском саду. ФГОС /В. Н. Матова. — Москва: Детство-Пресс, 2015.- 176 с.
(24 слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая работа на тему: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ»
Итоговая работа на тему:«система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»по курсу повышения квалификации по ИОЧ«Основные направления региональной образовате...
«Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»
Оформление по требованиям ФГОС.В современном мире происходят глобальные изменения. В связи с этим в обществе появляется необходимость в изменении сознания людей, возникает потребность в формиров...
«Система работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Тематическое планирование».
В рамках тематического планирования, в частности «Животные и птицы Кольского Севера», целесообразно использовать ведущий вид деятельности дошкольников – игру. По определению Л. М. Ма...
Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой
Организация работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой в дошкольной организации...
Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой
Задачи и методы работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой...
«Реализация системы работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
В настоящее время в дошкольных учреждениях большое внимание уделено воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт маленький человек...
Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе
Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...