«Система работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Тематическое планирование».
консультация по окружающему миру (средняя группа) на тему

Богатырёва Жанна

 В рамках тематического планирования, в частности «Животные и птицы Кольского Севера»,  целесообразно использовать ведущий вид деятельности дошкольников – игру.

  По определению Л. М. Маневцовой  дидактическая игра – это игра с правилами, имеющая готовое содержание, которая направлена на уточнение, закрепление и расширение имеющихся у детей представлений. (слайд 1)

 

В процессе ознакомления с  животными и птицами нашего родного северного края  можно использовать различные виды дидактических игр.

 

 Дидактические игры делятся на  словесные игры, настольно-печатные игры, игры с природным материалом, ИКТ. (слайд 2)

 

1)Сначала я расскажу о словесных играх, которые использую в своей работе.

       Например, игра «Кто летает, бегает, плавает».

Цель данной игры : дать представление о среде обитания объекта природы и способах его приспособления к ней.

Условия игры:  взрослый с помощью мяча называет действие объектов природы, дети  по цепочке называют объекты природы, которым принадлежит данное действие.

 

2) следующий вид дидактических игр – это настольно-печатные игры фабричного производства : лото, экологическое домино, парные картинки.

         Игры, формирующие представление о животных и птицах северного края, воспитывающие любовь и гуманное бережное отношение к ним  можно сделать своими руками.

             Настольно – печатная игра «Наши соседи».

Цель данной игры : формировать  представление дошкольников о среде обитания животного мира  ближайшего окружения.

Условия игры:  выбрать и расположить вокруг посёлка  обитателей, встречающихся в   тундре и в водоёмах.

В этой игре два поля, с помещённым в центре планом посёлка. Одно поле по краю зелёного цвета. Это тундра. Другое поле по краю голубого цвета. Это водоём.  Задача ребёнка выбрать и расположить вокруг посёлка  обитателей, встречающихся в   тундре и в водоёмах.

«Кольца Лулия»:

  это игра с неподвижной основой и со съёмной  крышкой. Между основой и крышкой кладутся пластинки с играми. Эти игры могут быть разнообразны и зависеть от тематической недели.

 Чей след? (рассказать)

 

 

 

3) Проводить словесные игры можно и с использованием ИКТ. Мною разработана презентация «Кто живёт в тундре?»,   «Перелётные птицы Севера».

«Кто живёт в тундре?»

       На первом слайде выводится панорама тундры  с её обитателями. Взрослый читает загадку, ребёнок по признакам, данным в загадке, находит на слайде обитателя северного края и называет его.  Если ребёнок отгадывает правильно, открывается слайд с животным в среде его обитания. ( поиграть)

 

Раскидистые ветки                           

Ношу на голове.

На Севере холодном

 Приходится жить мне.

 Лишайник, мох и травку

Весной и летом ем.

Зимой людей на санках

Вожу на радость всем.

 


 

Корешки морошки гложем,

Мох грызём в конце концов.

Но без тундры жить не можем,

Хоть пугаемся песцов.   

 

      Хвост поджав, в снегу ночую,

      Выношу мороз любой.

      И  по тундре я кочую

      В тёплой шубе голубой.   

 


 

 

 

Оперенье белое,

Большая голова.

 Морозов не боится,

 Ей не страшны ветра,

 Над тундрою кружится,

 Проворна и быстра.

 Под толстой снежной крышей,

 Под коркой ледяной

 Писк лемминга услышит

 Она  порой ночной.

 


 

 

«Перелётные птицы Севера».

В процессе игры дети  знакомятся   с зимующими и перелётными   птицами Севера.

Цель игры: формировать представление детей о птицах Севера, перелётных и зимующих.

Условия игры: определить на картинке какая это птица: перелётная или зимующая и с помощью фишек выложить цепочку. (проиграть)

Проиграв данную экологическую игру, хорошо  проговорить с ребятами о том, какую помощь мы, люди, можем оказать зимующим птицам в  суровых условиях севера.

Таким образом, использование дидактических  игр  в рамках тематического планирования,    знакомит  дошкольников с животными и птицами нашего северного родного края. А также воспитывает любовь к природе Севера, к бережному, гуманному отношению к ней.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_prirodnomu_miru.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 комбинированного вида.

Конспект занятия

в старшей группе «Непоседы»

по природному миру с использованием календарей наблюдений за погодой и птицами.

«Путешествие в осень».

Воспитатель: Богатырёва Ж. В.

Пгт. Росляково.

2014 уч. год.

Задачи: 1. Систематизировать представления детей о характерных признаках осени;

                  Способствовать закреплению умения устанавливать причинно – следственные связи.

                  Формировать умение работать с условными обозначениями в календаре погоды, фиксировать с их помощью свои наблюдения.

              2. Развивать речь – доказательство.

              3. Воспитывать любовь к родной природе.

Ход занятия.

  1. Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда узнаете, если отгадаете загадку.

Прошла она по лугам, по полям.

Припасы она заготовила нам.

Упрятала их в погреба, в закрома.

Сказала: « За мною наступит зима».

Мы совершим путешествие в осень.

Ребята, сегодня утром я получила письмо.

- От кого же письмо? Давайте посмотрим и послушаем. (видеописьмо)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут Вам утки. С появлением первого снега мы улетели в тёплые края, но очень скучаем по родным местам.

Ребята, нам очень интересно, какая   погода осенью у вас на севере, и какие пернатые друзья вас навещают?

Будем ждать вашего ответа.

Утки – кряквы»

Действительно, утки улетели рано, они не знают, какая погода осень в нашем краю. Я предлагаю нарисовать рисунки о нашей северной осени и отправить уткам, но сначала давайте вспомним, какая погода осенью в нашем краю и какие птицы остаются зимовать.

  1.  – какие осенние месяцы вы знаете?

( воспитатель берёт цветные квадраты и располагает их неправильно)

 

   

  1. – а теперь давайте посмотрим на наши наблюдения в календаре погоды и определим, одинаковая ли погода осенью.

- в каком месяце больше солнечных дней?

- в каком месяце больше  пасмурных дней?

- какие осадки выпадают осенью?

- в каком месяце больше   дождей?

- в каком месяце больше снежных дней?

-в каком месяце больше  ветреных дней?

 Теперь закройте глаза и представьте осеннюю погоду.

- какую осеннюю погоду ты нарисуешь?...

А я представила пасмурную погоду, идёт дождь вместе с мокрым снегом. Дует холодный порывистый ветер.

- погоду какого месяца я представила?

Игра «Осенние листочки».

А теперь представьте, что вы осенние листочки. Подул холодный осенний ветер, поднял листья осины и они полетели. Потом он поднял листья берёзы. И они полетели за листьями осины. Ветер подхватил листья осины, и они тоже полетели.

 Все   листочки осенний ветер закружил, стих. И листья опустились на землю.

Но снова порыв холодного осеннего ветра подхватил  листья рябины, листья осины, листья берёзы и они полетели. Закружил их, стих. Осенние листья опустились на землю.

- ребята, где мы можем наблюдать за осенними листьями?

(на

 Сейчас предлагаю отправиться на осеннюю прогулку. Итак, будем одеваться:

(Игра-имитация «Одеваемся на прогулку»)

 

Мы на пухлые ручонки,

Надеваем рубашонку.

Повторяй за мной слова:

Ручка – раз, и ручка – два! .

(Сгибание и разгибание рук в локтях)

Застегнём застежки

На своей одежке:

Пуговки и кнопочки.

Разные заклепочки

(имитация застегивания пуговиц на кофте)

На девчонку и мальчишку

Надеваем мы штанишки.

Повторяй за мной слова:

Ножка – раз, и ножка – два!

(Поднимаем ногу, согнутую в колене и делаем под коленом хлопок)

А теперь на ножки-

Носочки и сапожки!

Повторяй за мной слова:

Ножка – раз, и ножка –два!

(Встаем на пяточки, потом плавно перекатываемся на носочки, и обратно)

Ох, устали одеваться,

Но не будем возмущаться!

Что осталось – голова?

Вот и шапочка – раз, два!

(Наклоны головы вправо и влево поочередно)

Звучит фонограмма птичьего пения.

- что мы слышим? (птичье пение)

- это кто чирикает? (воробей)

- кого мы слышим сейчас? (ворона)

- а это что за птица? (сорока)

 

  1.   -  какие  птицы прилетали к  нам в сентябре, октябре, ноябре.

- какие птицы прилетели к нам зимовать? (синицы, снегири)

 Посмотрите на календарь наблюдений за птицами и определите, в каком месяце птиц у кормушки больше

- почему?

 Что нам надо сделать для того, чтобы помочь птицам перезимовать? (сделать кормушки, подкармливать)

( показать выставку кормушек)

  1. Теперь я предлагаю нарисовать рисунки о нашей северной осени и зимующих птицах и отправить уткам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация "Система работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста"

Наша работа была организована по трем направлениям: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями....

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С наукой экологии дети познакомятся в школе, однако экологическое воспитание необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. Кому-то может показаться это преждевременной мерой. Однако детские психологи...

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...

Система работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

В современном мире проблемы сохранения окружающей среды приобрели первостепенное значение. Особое внимание уделяется экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Именно в первые...

Система работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

В современном мире проблемы сохранения окружающей среды приобрели первостепенное значение. Особое внимание уделяется экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Именно в первые...

Презентация опыта работы на тему: «Система работы по экологическому образованию детей с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности»

Актуальность Последние года ассоциировались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения.  Можно ли в наше время не до оценивать важность и необходимос...