«Система работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Тематическое планирование».
консультация по окружающему миру (средняя группа) на тему
В рамках тематического планирования, в частности «Животные и птицы Кольского Севера», целесообразно использовать ведущий вид деятельности дошкольников – игру.
По определению Л. М. Маневцовой дидактическая игра – это игра с правилами, имеющая готовое содержание, которая направлена на уточнение, закрепление и расширение имеющихся у детей представлений. (слайд 1)
В процессе ознакомления с животными и птицами нашего родного северного края можно использовать различные виды дидактических игр.
Дидактические игры делятся на словесные игры, настольно-печатные игры, игры с природным материалом, ИКТ. (слайд 2)
1)Сначала я расскажу о словесных играх, которые использую в своей работе.
Например, игра «Кто летает, бегает, плавает».
Цель данной игры : дать представление о среде обитания объекта природы и способах его приспособления к ней.
Условия игры: взрослый с помощью мяча называет действие объектов природы, дети по цепочке называют объекты природы, которым принадлежит данное действие.
2) следующий вид дидактических игр – это настольно-печатные игры фабричного производства : лото, экологическое домино, парные картинки.
Игры, формирующие представление о животных и птицах северного края, воспитывающие любовь и гуманное бережное отношение к ним можно сделать своими руками.
Настольно – печатная игра «Наши соседи».
Цель данной игры : формировать представление дошкольников о среде обитания животного мира ближайшего окружения.
Условия игры: выбрать и расположить вокруг посёлка обитателей, встречающихся в тундре и в водоёмах.
В этой игре два поля, с помещённым в центре планом посёлка. Одно поле по краю зелёного цвета. Это тундра. Другое поле по краю голубого цвета. Это водоём. Задача ребёнка выбрать и расположить вокруг посёлка обитателей, встречающихся в тундре и в водоёмах.
«Кольца Лулия»:
это игра с неподвижной основой и со съёмной крышкой. Между основой и крышкой кладутся пластинки с играми. Эти игры могут быть разнообразны и зависеть от тематической недели.
Чей след? (рассказать)
3) Проводить словесные игры можно и с использованием ИКТ. Мною разработана презентация «Кто живёт в тундре?», «Перелётные птицы Севера».
«Кто живёт в тундре?»
На первом слайде выводится панорама тундры с её обитателями. Взрослый читает загадку, ребёнок по признакам, данным в загадке, находит на слайде обитателя северного края и называет его. Если ребёнок отгадывает правильно, открывается слайд с животным в среде его обитания. ( поиграть)
Раскидистые ветки
Ношу на голове.
На Севере холодном
Приходится жить мне.
Лишайник, мох и травку
Весной и летом ем.
Зимой людей на санках
Вожу на радость всем.
Корешки морошки гложем,
Мох грызём в конце концов.
Но без тундры жить не можем,
Хоть пугаемся песцов.
Хвост поджав, в снегу ночую,
Выношу мороз любой.
И по тундре я кочую
В тёплой шубе голубой.
Оперенье белое,
Большая голова.
Морозов не боится,
Ей не страшны ветра,
Над тундрою кружится,
Проворна и быстра.
Под толстой снежной крышей,
Под коркой ледяной
Писк лемминга услышит
Она порой ночной.
«Перелётные птицы Севера».
В процессе игры дети знакомятся с зимующими и перелётными птицами Севера.
Цель игры: формировать представление детей о птицах Севера, перелётных и зимующих.
Условия игры: определить на картинке какая это птица: перелётная или зимующая и с помощью фишек выложить цепочку. (проиграть)
Проиграв данную экологическую игру, хорошо проговорить с ребятами о том, какую помощь мы, люди, можем оказать зимующим птицам в суровых условиях севера.
Таким образом, использование дидактических игр в рамках тематического планирования, знакомит дошкольников с животными и птицами нашего северного родного края. А также воспитывает любовь к природе Севера, к бережному, гуманному отношению к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_prirodnomu_miru.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 комбинированного вида.
Конспект занятия
в старшей группе «Непоседы»
по природному миру с использованием календарей наблюдений за погодой и птицами.
«Путешествие в осень».
Воспитатель: Богатырёва Ж. В.
Пгт. Росляково.
2014 уч. год.
Задачи: 1. Систематизировать представления детей о характерных признаках осени;
Способствовать закреплению умения устанавливать причинно – следственные связи.
Формировать умение работать с условными обозначениями в календаре погоды, фиксировать с их помощью свои наблюдения.
2. Развивать речь – доказательство.
3. Воспитывать любовь к родной природе.
Ход занятия.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда узнаете, если отгадаете загадку.
Прошла она по лугам, по полям.
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: « За мною наступит зима».
Мы совершим путешествие в осень.
Ребята, сегодня утром я получила письмо.
- От кого же письмо? Давайте посмотрим и послушаем. (видеописьмо)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут Вам утки. С появлением первого снега мы улетели в тёплые края, но очень скучаем по родным местам.
Ребята, нам очень интересно, какая погода осенью у вас на севере, и какие пернатые друзья вас навещают?
Будем ждать вашего ответа.
Утки – кряквы»
Действительно, утки улетели рано, они не знают, какая погода осень в нашем краю. Я предлагаю нарисовать рисунки о нашей северной осени и отправить уткам, но сначала давайте вспомним, какая погода осенью в нашем краю и какие птицы остаются зимовать.
- – какие осенние месяцы вы знаете?
( воспитатель берёт цветные квадраты и располагает их неправильно)
- – а теперь давайте посмотрим на наши наблюдения в календаре погоды и определим, одинаковая ли погода осенью.
- в каком месяце больше солнечных дней?
- в каком месяце больше пасмурных дней?
- какие осадки выпадают осенью?
- в каком месяце больше дождей?
- в каком месяце больше снежных дней?
-в каком месяце больше ветреных дней?
Теперь закройте глаза и представьте осеннюю погоду.
- какую осеннюю погоду ты нарисуешь?...
А я представила пасмурную погоду, идёт дождь вместе с мокрым снегом. Дует холодный порывистый ветер.
- погоду какого месяца я представила?
Игра «Осенние листочки».
А теперь представьте, что вы осенние листочки. Подул холодный осенний ветер, поднял листья осины и они полетели. Потом он поднял листья берёзы. И они полетели за листьями осины. Ветер подхватил листья осины, и они тоже полетели.
Все листочки осенний ветер закружил, стих. И листья опустились на землю.
Но снова порыв холодного осеннего ветра подхватил листья рябины, листья осины, листья берёзы и они полетели. Закружил их, стих. Осенние листья опустились на землю.
- ребята, где мы можем наблюдать за осенними листьями?
(на
Сейчас предлагаю отправиться на осеннюю прогулку. Итак, будем одеваться:
(Игра-имитация «Одеваемся на прогулку»)
Мы на пухлые ручонки,
Надеваем рубашонку.
Повторяй за мной слова:
Ручка – раз, и ручка – два! .
(Сгибание и разгибание рук в локтях)
Застегнём застежки
На своей одежке:
Пуговки и кнопочки.
Разные заклепочки
(имитация застегивания пуговиц на кофте)
На девчонку и мальчишку
Надеваем мы штанишки.
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка – два!
(Поднимаем ногу, согнутую в колене и делаем под коленом хлопок)
А теперь на ножки-
Носочки и сапожки!
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка –два!
(Встаем на пяточки, потом плавно перекатываемся на носочки, и обратно)
Ох, устали одеваться,
Но не будем возмущаться!
Что осталось – голова?
Вот и шапочка – раз, два!
(Наклоны головы вправо и влево поочередно)
Звучит фонограмма птичьего пения.
- что мы слышим? (птичье пение)
- это кто чирикает? (воробей)
- кого мы слышим сейчас? (ворона)
- а это что за птица? (сорока)
- какие птицы прилетели к нам зимовать? (синицы, снегири)
Посмотрите на календарь наблюдений за птицами и определите, в каком месяце птиц у кормушки больше
- почему?
Что нам надо сделать для того, чтобы помочь птицам перезимовать? (сделать кормушки, подкармливать)
( показать выставку кормушек)
- Теперь я предлагаю нарисовать рисунки о нашей северной осени и зимующих птицах и отправить уткам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация проекта, как одна из форм работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста.
Все меньше – ...
Публикация "Система работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста"
Наша работа была организована по трем направлениям: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями....
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С наукой экологии дети познакомятся в школе, однако экологическое воспитание необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. Кому-то может показаться это преждевременной мерой. Однако детские психологи...
Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03
Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...
Система работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
В современном мире проблемы сохранения окружающей среды приобрели первостепенное значение. Особое внимание уделяется экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Именно в первые...
Система работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
В современном мире проблемы сохранения окружающей среды приобрели первостепенное значение. Особое внимание уделяется экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Именно в первые...
Презентация опыта работы на тему: «Система работы по экологическому образованию детей с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности»
Актуальность Последние года ассоциировались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Можно ли в наше время не до оценивать важность и необходимос...