Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой
статья по художественной литературе на тему

Суворенкова Людмила

Задачи и методы работы ДОУ по ознакомлению детей  дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 36 «Колокольчик»

г. Губкин Белгородской области

Система работы ДОУ по ознакомлению детей

дошкольного возраста с книжной культурой

и детской литературой

Подготовила: ст. воспитатель

Суворенкова Л.А.

2017 г.

Система работы ДОУ по ознакомлению детей

дошкольного возраста с книжной культурой

и детской литературой

Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. В современных условиях само понятие "книга"  почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение,  компьютер активно выступают ее конкурентами.

Мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя. Литература была и остается тем видом искусства, который оперирует словом.  

Входя в жизнь человека в раннем детстве, книга  является  учителем и другом, который помогает развивать память, интеллект,  творческое воображение, способствует гармоничному  нравственному и духовному развитию человека, обогащает его эмоции, внутренний мир.  

Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

Приобщение к книжной культуре как части духовной культуры, выраженной в знаниях, уважительном и бережном отношении к книге, в привитии интереса к чтению, и направленной на развитие познавательного интереса и речевого творчества, должно осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей.

Согласно  ФГОС, образовательная программа дошкольного образования образовательной области «Речевое развитие» включает:

  • владение речью как средством общения и культуры,
  • развитие речевого творчества,
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой,
  • понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Актуальность решения проблемы снижения интереса к чтению очевидна, ведь оно связано не только с грамотностью и образованностью. Чтение формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. Опасность бездуховности, нравственной деградации нависла над нашим  обществом в последние годы. Поэтому роль книги и чтения как средства выхода из духовного кризиса страны неизмеримо возросла.

Изменились сами книги. Появились новые носители информации. Читать можно и на электронных носителях, и это во многом помогает получать информацию. В то же время, крайне важно, чтобы в детстве у ребенка были красочные книги со сказками, истории о природе, культуре, науке.

Приобщение детей  к книжной культуре, формирование  интереса детей  к книге и  потребности в чтении возможно через решение следующих задач:

  • развитие познавательной активности и любознательности;
  • формирование целостной картины мира;
  • развитие грамотной литературной речи;
  • развитие эстетического вкуса и художественного восприятия.

Проанализировав литературу, можно выделить ряд противоречий:

  • противоречие между достаточной теоретической и методической разработанностью проблемы приобщения детей к книжной культуре  и чтению и недостаточной эффективностью этого процесса, выражающейся в снижении у детей интереса к чтению, определяет необходимость дальнейшей разработки методических аспектов проблемы, создание психолого-педагогических условий привития интереса и любви дошкольников к книге и  чтению;
  • современная образовательная ситуация характеризуется, с одной стороны наличием большого числа вариативных технологий обучения чтению дошкольников, активно применяемых в педагогической практике, с другой стороны, ростом числа детей, испытывающих трудности в освоении чтения и снижением у детей интереса к книге;
  • с одной стороны наличие у старших дошкольников интереса книге, желания читать, с другой  - тенденции снижения времени домашнего чтения в семье, а также «качества» чтения, нерегулярность,  отсутствие общения родителей с детьми.

Проблемы, препятствующие успешной реализации программы в дошкольном образовании по приобщению детей к книжной культуре:

  • недостаточно четкое формулирование целей и задач в образовательной деятельности в развитии и приобщении дошкольников к книжной культуре;
  • недостаточно развитое  профессиональное мастерство  и низкий  уровень самообразования педагога по данному направлению;
  • недостаточно развитая система в работе специалистов ДОУ и родителей;
  • недостаточное оснащение материально-технической базы учебно-методическими материалами, современной книжной продукцией, техническими средствами обучения, дидактическими играми и пособиями;
  • загруженность детей организованной деятельностью в режиме дня;
  • низкий уровень активности родителей, как участников образовательного процесса, нежелание и неумение строить партнерские отношения с педагогами и детьми.

Для успешной реализации программы по приобщению детей к книжной культуре необходимо создание системы работы по всем направлениям (образовательным областям) с  использованием вариативных дополнительных программ, современных методик,  прогрессивных технических средств обучения, с равноправным участием всех участников образовательного процесса: воспитателя, ребенка, специалистов ДОУ, родителей.

В отечественной науке детское чтение рассматривается как важнейший источник и средство гармоничного развития личности растущего человека. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  применительно к исследуемой нами  теме целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются:

  • овладение ребенком основными культурными способами деятельности;
  • знакомство с произведениями детской литературы;
  • проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности,  игре и общении;
  • сформированность у ребенка развитого воображения, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего, в игре;  
  • достаточно хорошее владение устной речью;
  • четкое выражение своих мыслей, чувств и желаний;
  • умение выделения звуков в словах;
  • сформированность у ребенка предпосылок грамотности.

В нашем дошкольном учреждении система работы с детьми по приобщению к книжной культуре строится следующим образом:

Создание предметно – развивающей  среды:

  • книжный уголок, выставки различных видов книг,
  • уголок для театрализованной и режиссерской игры (настольный театр, теневой, кукольный, пальчиковый, атрибуты для режиссерской игры и т.п.);
  • уголок изодеятельности, в котором находятся книжки – раскраски  по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям, репродукции известных картин художников, иллюстраторов к произведениям художественной литературы; портреты писателей, поэтов;
  • выставка книжек – самоделок, касса букв, плакаты по развитию звукового анализа и синтеза слов и т.д.

Книжный уголок - особое место, где ребёнок самостоятельно, по своему вкусу выбирает книгу и спокойно рассматривает её, "перечитывает". Своеобразие этой работы определяется тем, что он видит книгу не у нас в руках, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточено рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам.

В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель - удовлетворить читательские интересы детей. Для детей старшего дошкольного возраста книга становится важной частью духовной жизни, уже в этом возрасте появляются литературные пристрастия.

Регламентированная  деятельность:

  • по ознакомлению с художественной литературой и развитие речи -   идет ознакомление детей с загадками, пословицами и поговорками, стихами,   рассказами и сказками, ежедневное чтение  с продолжением  (способствуют развитию познавательной активности ребенка, интереса к чтению, детям открывается мир словесного искусства, формируются  интерес и любовь к книге, умение слушать ее и понимать,  эмоционально откликаться на описываемые события, сопереживать героям);
  • для успешного овладения чтения в будущем, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, овладеть навыками  звукового анализа и синтеза слов, основами первоначальной грамоты («Доскажи словечко», «Где живет звук?», «Собери слово», «Длинные - короткие слова», «Подружи слова в предложении» и т.д.),  послоговым и слитным способами чтения. Однако, чтение - не самоцель, здесь закладывается фундамент будущей грамотности человека;
  • деятельность по развитию экологических представлений, изобразительному искусству, художественному конструированию, музыкальному воспитанию и развитию выразительности движений также помогают приобщать детей к чтению (в книгах дети  с помощью педагогов подыскивают необходимую информацию, «иллюстрируют» персонажей известных художественных произведений на музыкальных занятиях и занятиях хореографией);
  • мастерская по ремонту книг «Книжкин доктор» (развитие эстетического восприятия, воображения);

При планировании нерегламентированной деятельности обязательно проведение мероприятий:

  • «погружение» в детскую литературу в течение дня. Это чтение, рассказывание, воспроизведение текстов детской литературы воспитателем в течение дня, по любому поводу, в каждый режимный момент жизни группы и отдельного ребенка, при проявлении внимания к какому-либо событию;
  • театрализованные игры  (кукольный, настольный, пальчиковый театр и др.);
  • режиссерские игры  - драматизации  сказок; игры – путешествия (развитие словарного запаса, связной речи);
  • сюжетно – ролевые игры  («Библиотека», «Книжный магазин», «Книжная больница», «Книжная фабрика»);
  • использование мультимедийного оборудования: короткометражные фильмы, мультфильмы, сказки (развитие внимания, интереса к чтению);
  • конкурсы чтецов (развитие навыков выразительного чтения, чувства ритма, темпа т.д.);
  • литературные викторины («Узнай сказку», «В мире добрых сказок»);
  • проектная деятельность: «Как появилась книга», «Роль жанров малого фольклора в формировании коммуникативных навыков детей раннего возраста»  (развитие эстетического восприятия, активного взаимодействия,  познавательной активности и т.д.);
  • акции («Книга детскому саду», «Вылечим книжку», «Книга – малышам»);
  • самостоятельное чтение в книжном уголке.

Важным аспектом является ознакомление детей с технологией создания книги (беседы с детьми: «Моя любимая книжка», «История создания книги», «Книги лучшие друзья, вся их любит детвора»).  Особое  внимание нужно уделять бережному отношению к книге,  тому, сколько труда вложено в её создание, сколько людей задействовано в ее изготовлении, сколько деревьев отдали свою жизнь для того, чтобы ребенку досталась эта книга. Вся работа  сопровождается наглядностью, примерами из реальной жизни.

Ведущим видом деятельности при работе с книгой становится беседа, так как она способствует развитию интереса детей к художественному произведению, к процессу чтения, к творчеству отдельных авторов или отдельному жанру. Успех беседы зависит от точности формулировки вопросов и доступности их содержания детям. Вопрос должен стимулировать работу мысли, способствовать поиску ответа, активизировать детей. Можно и должно научить дошкольника старшего отвечать правильно на него. Ребенок должен привыкнуть к тому, чтобы выслушать вопрос, понять его суть и ответить в соответствии со значением вопроса, не уходя от него, не расширяя и не сужая его смысл. Заучивание стихов способствует развитию эмоциональности и выразительности речи, памяти, интереса к чтению. Надо помнить, какие стихи надо выбирать для заучивания наизусть. Первым требованием при выборе стихов это отчетливость и ясность смысла и каждого слова в стихе. Содержание стихотворения должно быть интересно старшему дошкольнику по тематике, по мироощущению. Знакомство детей с биографией писателя играет воспитательную роль: это пример творческого служения искусству. Для того чтобы настроить ребенка на длительное и внимательное слушание текста, чтобы разбудить его эмоции, интерес к произведению, рассказываем короткий, но яркий эпизод из биографии писателя. Он может быть связан с историей создания, содержанием произведения, а может быть просто воспоминанием о детстве, о формировании личности писателя.

Без тесного сотрудничества педагогов, детей с родителями  не стоит ожидать  высоких результатов в деле приобщения детей к книжной культуре, чтению. Родители должны стать полноправными партнерами в системе работы:  

  • организация совместного  семейного  чтения, с обязательной беседой о прочитанном (развитие памяти, внимания, связной речи);
  • активное участие  вместе с детьми  в  литературных викторинах, досугах по литературным произведениям детских писателей и поэтов; в конкурсах чтецов, знатоков детской художественной литературы, выразительности чтения и домашних театрализациях, конкурсах рукописной семейной книги, в совместной проектной деятельности
  • совместные посещения  библиотек.

Целенаправленная работа воспитателей и родителей уже в ближайшее время покажет результат работы: у детей возникнет интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Дети будут стремиться поделиться с окружающими своими впечатлениями о прочитанном, рассказывать о переживаниях, пересказать понравившийся сюжет. Постоянное общение с книгой активно разовьет и творческие способности детей.

Система работы  по приобщению детей к книжной культуре предполагает тесную взаимосвязь в работе всех  специалистов дошкольного воспитания:

  • педагог-психолог осуществляет развитие речи детей, обогащение словарного запаса (пальчиковая гимнастика, составление рассказа по сюжетным и предметным  картинкам, составление описательного рассказа о предметах и явлениях окружающей среды)
  • музыкальный руководитель (распевки, вокализы, темпо – ритмические упражнения,  логоритмика, дыхательная гимнастика и т.д.),  хореограф, инструктор по физической культуре (речедвигательные упражнения, упражнения на координацию и т.д.)  помогают в проведении праздников, театрализованных постановок, в обогащении эмоциональной сферы, посредством ознакомления с музыкальными произведениями, отражающими характер того или иного литературного героя, ознакомления с элементарными пластическими приемами изображения характерных особенностей персонажей, пантомим и т.п.
  • взаимодействие с воспитателями других групп помогает в реализации полученных детьми знаний и умений. Это и литературные викторины, конкурсы чтецов, показы театрализованных постановок, совместная творческая деятельность – мастерим книжки для малышей и т.п.

Для  выяснения  эффективности системы  проводимой педагогической работы по данной теме необходимо проведение мониторинга. Можно использовать следующие методики: «Формирование интереса и потребности в чтении» - индивидуальная диагностическая карта;  «Изучение особенностей эмоционального поведения при восприятии литературных произведений» - диагностическая карта и др.

Система работы по приобщению дошкольников к книжной культуре позволяет:

  • повысить уровень познавательного, речевого  развития детей;
  • создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;
  • помогает детям войти в мир книжной культуры и сформировать читательские умения.

От нас, воспитателей, зависит, как ребенок в дальнейшем будет относиться к книге, будет ли у него желание взять ее в руки. Сможет ли он черпать знания из «клада», накопленного на протяжении многих веков умом человека. Это мы – воспитатели должны информировать родителей, чтобы заинтересовать их по данному направлению, помочь им найти ответы на вопросы: «Что читать?», «Что интересно детям?», «Когда читать?», «Какие новинки в детской литературе?». Совместное решение общей задачи педагога и семьи должны дать плоды – «нового книголюба».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль библиотеки в процессе знакомства дошкольников с книжной культурой и детской литературой

Опыт работы по приобщению дошкольников к чтению и знакомству с детской литературой....

Методические рекомендации "Знакомство с книжной культурой и детской литературой".

Книга- оказывает большое воздействие на формирование личности ребенка!...

Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой

Организация работы по ознакомлению детей  дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой в дошкольной организации...

ОПЫТ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ЗНАКОМСТВУ ВОСПИТАННИКОВ С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ И ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ – ПРОЕКТ «СТРАНА КНИГОЛЮБИЯ»

В данной статье рассказывается об опыте работы дошкольного учреждения по знакомству воспитанников с книжной культурой и детской литературой. Автор знакомит с основными аспектами реализации проекта &la...

Педагогические чтения "Формирование интереса к художественной литературе с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой»

Управление образованияадминистрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...

Система работы с детьми младшего дошкольного возраста по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Автор статьи делится опытом работы по предупреждению дорожно –транспортных происшествий с детьми младшего дошкольного возраста. В работе с детьми младшего дошкольного возраста по предупреждению ...