Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой
статья по художественной литературе на тему
Задачи и методы работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_dou_po_oznakomleniyu_doshkol._s_knizhn._kulituroy_i_detsk._literat.docx | 38.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 36 «Колокольчик»
г. Губкин Белгородской области
Система работы ДОУ по ознакомлению детей
дошкольного возраста с книжной культурой
и детской литературой
Подготовила: ст. воспитатель
Суворенкова Л.А.
2017 г.
Система работы ДОУ по ознакомлению детей
дошкольного возраста с книжной культурой
и детской литературой
Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. В современных условиях само понятие "книга" почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение, компьютер активно выступают ее конкурентами.
Мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя. Литература была и остается тем видом искусства, который оперирует словом.
Входя в жизнь человека в раннем детстве, книга является учителем и другом, который помогает развивать память, интеллект, творческое воображение, способствует гармоничному нравственному и духовному развитию человека, обогащает его эмоции, внутренний мир.
Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.
Приобщение к книжной культуре как части духовной культуры, выраженной в знаниях, уважительном и бережном отношении к книге, в привитии интереса к чтению, и направленной на развитие познавательного интереса и речевого творчества, должно осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей.
Согласно ФГОС, образовательная программа дошкольного образования образовательной области «Речевое развитие» включает:
- владение речью как средством общения и культуры,
- развитие речевого творчества,
- знакомство с книжной культурой, детской литературой,
- понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Актуальность решения проблемы снижения интереса к чтению очевидна, ведь оно связано не только с грамотностью и образованностью. Чтение формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. Опасность бездуховности, нравственной деградации нависла над нашим обществом в последние годы. Поэтому роль книги и чтения как средства выхода из духовного кризиса страны неизмеримо возросла.
Изменились сами книги. Появились новые носители информации. Читать можно и на электронных носителях, и это во многом помогает получать информацию. В то же время, крайне важно, чтобы в детстве у ребенка были красочные книги со сказками, истории о природе, культуре, науке.
Приобщение детей к книжной культуре, формирование интереса детей к книге и потребности в чтении возможно через решение следующих задач:
- развитие познавательной активности и любознательности;
- формирование целостной картины мира;
- развитие грамотной литературной речи;
- развитие эстетического вкуса и художественного восприятия.
Проанализировав литературу, можно выделить ряд противоречий:
- противоречие между достаточной теоретической и методической разработанностью проблемы приобщения детей к книжной культуре и чтению и недостаточной эффективностью этого процесса, выражающейся в снижении у детей интереса к чтению, определяет необходимость дальнейшей разработки методических аспектов проблемы, создание психолого-педагогических условий привития интереса и любви дошкольников к книге и чтению;
- современная образовательная ситуация характеризуется, с одной стороны наличием большого числа вариативных технологий обучения чтению дошкольников, активно применяемых в педагогической практике, с другой стороны, ростом числа детей, испытывающих трудности в освоении чтения и снижением у детей интереса к книге;
- с одной стороны наличие у старших дошкольников интереса книге, желания читать, с другой - тенденции снижения времени домашнего чтения в семье, а также «качества» чтения, нерегулярность, отсутствие общения родителей с детьми.
Проблемы, препятствующие успешной реализации программы в дошкольном образовании по приобщению детей к книжной культуре:
- недостаточно четкое формулирование целей и задач в образовательной деятельности в развитии и приобщении дошкольников к книжной культуре;
- недостаточно развитое профессиональное мастерство и низкий уровень самообразования педагога по данному направлению;
- недостаточно развитая система в работе специалистов ДОУ и родителей;
- недостаточное оснащение материально-технической базы учебно-методическими материалами, современной книжной продукцией, техническими средствами обучения, дидактическими играми и пособиями;
- загруженность детей организованной деятельностью в режиме дня;
- низкий уровень активности родителей, как участников образовательного процесса, нежелание и неумение строить партнерские отношения с педагогами и детьми.
Для успешной реализации программы по приобщению детей к книжной культуре необходимо создание системы работы по всем направлениям (образовательным областям) с использованием вариативных дополнительных программ, современных методик, прогрессивных технических средств обучения, с равноправным участием всех участников образовательного процесса: воспитателя, ребенка, специалистов ДОУ, родителей.
В отечественной науке детское чтение рассматривается как важнейший источник и средство гармоничного развития личности растущего человека. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования применительно к исследуемой нами теме целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются:
- овладение ребенком основными культурными способами деятельности;
- знакомство с произведениями детской литературы;
- проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, игре и общении;
- сформированность у ребенка развитого воображения, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего, в игре;
- достаточно хорошее владение устной речью;
- четкое выражение своих мыслей, чувств и желаний;
- умение выделения звуков в словах;
- сформированность у ребенка предпосылок грамотности.
В нашем дошкольном учреждении система работы с детьми по приобщению к книжной культуре строится следующим образом:
Создание предметно – развивающей среды:
- книжный уголок, выставки различных видов книг,
- уголок для театрализованной и режиссерской игры (настольный театр, теневой, кукольный, пальчиковый, атрибуты для режиссерской игры и т.п.);
- уголок изодеятельности, в котором находятся книжки – раскраски по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям, репродукции известных картин художников, иллюстраторов к произведениям художественной литературы; портреты писателей, поэтов;
- выставка книжек – самоделок, касса букв, плакаты по развитию звукового анализа и синтеза слов и т.д.
Книжный уголок - особое место, где ребёнок самостоятельно, по своему вкусу выбирает книгу и спокойно рассматривает её, "перечитывает". Своеобразие этой работы определяется тем, что он видит книгу не у нас в руках, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточено рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам.
В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель - удовлетворить читательские интересы детей. Для детей старшего дошкольного возраста книга становится важной частью духовной жизни, уже в этом возрасте появляются литературные пристрастия.
Регламентированная деятельность:
- по ознакомлению с художественной литературой и развитие речи - идет ознакомление детей с загадками, пословицами и поговорками, стихами, рассказами и сказками, ежедневное чтение с продолжением (способствуют развитию познавательной активности ребенка, интереса к чтению, детям открывается мир словесного искусства, формируются интерес и любовь к книге, умение слушать ее и понимать, эмоционально откликаться на описываемые события, сопереживать героям);
- для успешного овладения чтения в будущем, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, овладеть навыками звукового анализа и синтеза слов, основами первоначальной грамоты («Доскажи словечко», «Где живет звук?», «Собери слово», «Длинные - короткие слова», «Подружи слова в предложении» и т.д.), послоговым и слитным способами чтения. Однако, чтение - не самоцель, здесь закладывается фундамент будущей грамотности человека;
- деятельность по развитию экологических представлений, изобразительному искусству, художественному конструированию, музыкальному воспитанию и развитию выразительности движений также помогают приобщать детей к чтению (в книгах дети с помощью педагогов подыскивают необходимую информацию, «иллюстрируют» персонажей известных художественных произведений на музыкальных занятиях и занятиях хореографией);
- мастерская по ремонту книг «Книжкин доктор» (развитие эстетического восприятия, воображения);
При планировании нерегламентированной деятельности обязательно проведение мероприятий:
- «погружение» в детскую литературу в течение дня. Это чтение, рассказывание, воспроизведение текстов детской литературы воспитателем в течение дня, по любому поводу, в каждый режимный момент жизни группы и отдельного ребенка, при проявлении внимания к какому-либо событию;
- театрализованные игры (кукольный, настольный, пальчиковый театр и др.);
- режиссерские игры - драматизации сказок; игры – путешествия (развитие словарного запаса, связной речи);
- сюжетно – ролевые игры («Библиотека», «Книжный магазин», «Книжная больница», «Книжная фабрика»);
- использование мультимедийного оборудования: короткометражные фильмы, мультфильмы, сказки (развитие внимания, интереса к чтению);
- конкурсы чтецов (развитие навыков выразительного чтения, чувства ритма, темпа т.д.);
- литературные викторины («Узнай сказку», «В мире добрых сказок»);
- проектная деятельность: «Как появилась книга», «Роль жанров малого фольклора в формировании коммуникативных навыков детей раннего возраста» (развитие эстетического восприятия, активного взаимодействия, познавательной активности и т.д.);
- акции («Книга детскому саду», «Вылечим книжку», «Книга – малышам»);
- самостоятельное чтение в книжном уголке.
Важным аспектом является ознакомление детей с технологией создания книги (беседы с детьми: «Моя любимая книжка», «История создания книги», «Книги лучшие друзья, вся их любит детвора»). Особое внимание нужно уделять бережному отношению к книге, тому, сколько труда вложено в её создание, сколько людей задействовано в ее изготовлении, сколько деревьев отдали свою жизнь для того, чтобы ребенку досталась эта книга. Вся работа сопровождается наглядностью, примерами из реальной жизни.
Ведущим видом деятельности при работе с книгой становится беседа, так как она способствует развитию интереса детей к художественному произведению, к процессу чтения, к творчеству отдельных авторов или отдельному жанру. Успех беседы зависит от точности формулировки вопросов и доступности их содержания детям. Вопрос должен стимулировать работу мысли, способствовать поиску ответа, активизировать детей. Можно и должно научить дошкольника старшего отвечать правильно на него. Ребенок должен привыкнуть к тому, чтобы выслушать вопрос, понять его суть и ответить в соответствии со значением вопроса, не уходя от него, не расширяя и не сужая его смысл. Заучивание стихов способствует развитию эмоциональности и выразительности речи, памяти, интереса к чтению. Надо помнить, какие стихи надо выбирать для заучивания наизусть. Первым требованием при выборе стихов это отчетливость и ясность смысла и каждого слова в стихе. Содержание стихотворения должно быть интересно старшему дошкольнику по тематике, по мироощущению. Знакомство детей с биографией писателя играет воспитательную роль: это пример творческого служения искусству. Для того чтобы настроить ребенка на длительное и внимательное слушание текста, чтобы разбудить его эмоции, интерес к произведению, рассказываем короткий, но яркий эпизод из биографии писателя. Он может быть связан с историей создания, содержанием произведения, а может быть просто воспоминанием о детстве, о формировании личности писателя.
Без тесного сотрудничества педагогов, детей с родителями не стоит ожидать высоких результатов в деле приобщения детей к книжной культуре, чтению. Родители должны стать полноправными партнерами в системе работы:
- организация совместного семейного чтения, с обязательной беседой о прочитанном (развитие памяти, внимания, связной речи);
- активное участие вместе с детьми в литературных викторинах, досугах по литературным произведениям детских писателей и поэтов; в конкурсах чтецов, знатоков детской художественной литературы, выразительности чтения и домашних театрализациях, конкурсах рукописной семейной книги, в совместной проектной деятельности
- совместные посещения библиотек.
Целенаправленная работа воспитателей и родителей уже в ближайшее время покажет результат работы: у детей возникнет интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Дети будут стремиться поделиться с окружающими своими впечатлениями о прочитанном, рассказывать о переживаниях, пересказать понравившийся сюжет. Постоянное общение с книгой активно разовьет и творческие способности детей.
Система работы по приобщению детей к книжной культуре предполагает тесную взаимосвязь в работе всех специалистов дошкольного воспитания:
- педагог-психолог осуществляет развитие речи детей, обогащение словарного запаса (пальчиковая гимнастика, составление рассказа по сюжетным и предметным картинкам, составление описательного рассказа о предметах и явлениях окружающей среды)
- музыкальный руководитель (распевки, вокализы, темпо – ритмические упражнения, логоритмика, дыхательная гимнастика и т.д.), хореограф, инструктор по физической культуре (речедвигательные упражнения, упражнения на координацию и т.д.) помогают в проведении праздников, театрализованных постановок, в обогащении эмоциональной сферы, посредством ознакомления с музыкальными произведениями, отражающими характер того или иного литературного героя, ознакомления с элементарными пластическими приемами изображения характерных особенностей персонажей, пантомим и т.п.
- взаимодействие с воспитателями других групп помогает в реализации полученных детьми знаний и умений. Это и литературные викторины, конкурсы чтецов, показы театрализованных постановок, совместная творческая деятельность – мастерим книжки для малышей и т.п.
Для выяснения эффективности системы проводимой педагогической работы по данной теме необходимо проведение мониторинга. Можно использовать следующие методики: «Формирование интереса и потребности в чтении» - индивидуальная диагностическая карта; «Изучение особенностей эмоционального поведения при восприятии литературных произведений» - диагностическая карта и др.
Система работы по приобщению дошкольников к книжной культуре позволяет:
- повысить уровень познавательного, речевого развития детей;
- создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;
- помогает детям войти в мир книжной культуры и сформировать читательские умения.
От нас, воспитателей, зависит, как ребенок в дальнейшем будет относиться к книге, будет ли у него желание взять ее в руки. Сможет ли он черпать знания из «клада», накопленного на протяжении многих веков умом человека. Это мы – воспитатели должны информировать родителей, чтобы заинтересовать их по данному направлению, помочь им найти ответы на вопросы: «Что читать?», «Что интересно детям?», «Когда читать?», «Какие новинки в детской литературе?». Совместное решение общей задачи педагога и семьи должны дать плоды – «нового книголюба».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: "Система работы по оздоровлению детей дошкольного возраста средствами физической культуры через сотрудничество с родителями"
Обмен опытом на районном методическом объединении...
Роль библиотеки в процессе знакомства дошкольников с книжной культурой и детской литературой
Опыт работы по приобщению дошкольников к чтению и знакомству с детской литературой....
Методические рекомендации "Знакомство с книжной культурой и детской литературой".
Книга- оказывает большое воздействие на формирование личности ребенка!...
Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой
Организация работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой в дошкольной организации...
ОПЫТ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ЗНАКОМСТВУ ВОСПИТАННИКОВ С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ И ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ – ПРОЕКТ «СТРАНА КНИГОЛЮБИЯ»
В данной статье рассказывается об опыте работы дошкольного учреждения по знакомству воспитанников с книжной культурой и детской литературой. Автор знакомит с основными аспектами реализации проекта &la...
Педагогические чтения "Формирование интереса к художественной литературе с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой»
Управление образованияадминистрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...
Система работы с детьми младшего дошкольного возраста по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Автор статьи делится опытом работы по предупреждению дорожно –транспортных происшествий с детьми младшего дошкольного возраста. В работе с детьми младшего дошкольного возраста по предупреждению ...