План работы по самообразованию по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет» на 202-2023 г.
материал (средняя группа)

Шишлова Наталья Ивановна

Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»

Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Актуальность выбранной темы

Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей среднего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 Важнейшим источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.


План работы по самообразованию

по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет» 

на 202-2023 г.

воспитателя Шишловой Н.И.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. «Народная педагогика воспитания дошкольника» М., 1995.

2. Даль В.И. «Пословицы и поговорки русского народа» М., 2009.

3 «Жаворонушки»: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки. / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л. Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской культуры»: Учеб-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008.

5. Козырева Л. «Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет» М., 2005.

6. «Русский фольклор» Сост. В. Аникин. М., 1985.

Подбор методической литературы

Работа с детьми

Октябрь

Отгадывание детьми загадок.

Досуг«Вечер загадок».

Ноябрь

Знакомство с фольклором

Русская народная игра «Маковое зернышко»

Декабрь

Пальчиковые игры на основе русских народных  потешек

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Февраль

Участие в фольклорном празднике: хороводы, подвижные игры, песни, плясовые

Развлечение «Широкая Масленица»

Март

Театрализованная деятельность.

Инсценировка русской народной сказки «Теремок».

Апрель

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Май

Конструктивная деятельность

Моделирование из конструктора по мотивам сказки «Зимовье зверей»

Работа с семьёй

Январь

Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Апрель

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Самореализация

Март

Консультация для воспитателей

 «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей4-5 лет».

Апрель

«Как у наших у ворот..».

Открытый показ ОД

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4 -5 лет"

Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.

В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.

Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи.  Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Подведение итогов самообразования :

 В результате работы по теме самообразования

о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка

  •  у большинства детей повысился  интерес  к устному народному творчеству;
  • обогатилась устная речь;
  • развились фантазия и воображение;
  • у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития    ребенка;
  • расширились представления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи....

План работы по самообразованию по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разгово...

План самообразования на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью п...

План самообразования по теме «Влияние устного народного творчество на развитие речи детей» на 2021-2026 уч. г.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное на...

Программа по самообразованию и кружковой работе в группе «Карапузики» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с 3-7 лет»

    Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог ус...