План работы по самообразованию по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет» на 202-2023 г.
материал (средняя группа)
Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»
Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Актуальность выбранной темы
Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей среднего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
План работы по самообразованию
по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»
на 202-2023 г.
воспитателя Шишловой Н.И.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. «Народная педагогика воспитания дошкольника» М., 1995. 2. Даль В.И. «Пословицы и поговорки русского народа» М., 2009. 3 «Жаворонушки»: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки. / Сост. Г. Науменко. М., 1998. 4. Князева О.Л. Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской культуры»: Учеб-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008. 5. Козырева Л. «Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет» М., 2005. 6. «Русский фольклор» Сост. В. Аникин. М., 1985. | Подбор методической литературы |
Работа с детьми | Октябрь | Отгадывание детьми загадок. | Досуг«Вечер загадок». |
Ноябрь | Знакомство с фольклором | Русская народная игра «Маковое зернышко» | |
Декабрь | Пальчиковые игры на основе русских народных потешек | Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». | |
Февраль | Участие в фольклорном празднике: хороводы, подвижные игры, песни, плясовые | Развлечение «Широкая Масленица» | |
Март | Театрализованная деятельность. | Инсценировка русской народной сказки «Теремок». | |
Апрель | Знакомство с закличками, потешками о солнце. | Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» | |
Май | Конструктивная деятельность | Моделирование из конструктора по мотивам сказки «Зимовье зверей» | |
Работа с семьёй | Январь | Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей. | «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей) |
Апрель | Совместное творчество детей и родителей. | Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» | |
Самореализация | Март | Консультация для воспитателей | «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей4-5 лет». |
Апрель | «Как у наших у ворот..». | Открытый показ ОД | |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4 -5 лет"
Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.
В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.
Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.
Подведение итогов самообразования :
В результате работы по теме самообразования
о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка
- у большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству;
- обогатилась устная речь;
- развились фантазия и воображение;
- у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка;
- расширились представления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию по теме "Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников" на 2015-2016 год
перспективное планирование...
План самообразования на тему: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет"
План самообразования воспитателя...
План работы по самообразованию по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».
Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи....
План работы по самообразованию по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разгово...
План самообразования на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью п...
План самообразования по теме «Влияние устного народного творчество на развитие речи детей» на 2021-2026 уч. г.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное на...
Программа по самообразованию и кружковой работе в группе «Карапузики» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с 3-7 лет»
Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог ус...