План работы по самообразованию по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
материал
Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_na_2019-2020.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Новохоперский детский сад общеразвивающего вида
"Ласточка"
План работы по самообразованию
воспитателя Каляпиной Ю. С.
по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
2019-2020 учебный год.
2019г.
Пояснительная записка
Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохо развитой речью не редко оказываются неуспешными по многим предметам. Да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не складываются. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками. Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической, грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи.
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
Я считаю, что наиболее эффективным средством в развитии речи детей (особенно младшего возраста) является народное творчество (фольклор).
Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношения к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослые легко устанавливают с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Незатейливые по содержанию и простые по форме народные произведения таят в себе огромное богатство – смысловое, звуковое и речевое.
Актуальность выбранной темы
Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Речь занимает центральное место в процессе психического развития. Я считаю, что своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте одно из условий нормального развития ребенка. И поэтому целями моего самообразования стали:
- углубление знаний о влияния малых форм фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста;
- объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора;
- формирование грамматического строя речи у детей, развитие монологической и диалогической речи.
Задачи для педагога:
- повысить собственный теоретический уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования;
- расширить знания детей об окружающей действительности, развивать умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка;
- помочь воспитанникам в освоении разговорной речи, родного языка.
- применить свои знания, навыки и умения на практике: изготовить пособия и атрибуты, организовать и провести практическую работу с детьми.
Ожидаемый результат: работа по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» поможет мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство.
План работы на год
Раздел 1. Изучение методической литературы по теме.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) Д О.
2. Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М,, 2001г.
3. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки.-М.: Дет.лит., 1988.
4. Танкеев Русские народные игры М.: Просвещение, 1986.
5. Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кн.1.- Иркутск, 1930.
6. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
7. Пикулева Н- «Слово на ладошке», М., 1997г.
8. Изучение интернет ресурса.
Раздел 2. Методическая работа по самообразованию.
1. Участие в методических объединениях на уровне ДОУ, муниципальном уровне (Сентябрь - май).
2. Просмотр форм работы образовательной деятельности на уровне ДОУ, муниципальном уровне (Сентябрь - май).
3. Просмотр вебинаров по теме самообразования (Сентябрь – май).
4. Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» (Март).
5.Отчет по теме самообразования за год (Май).
План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год
Сроки | Работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь-май | Подбор и изучение методической литературы 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) Д О. 2. Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М,, 2001г. 3. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки.-М.: Дет.лит., 1988. 4. Танкеев Русские народные игры М.: Просвещение, 1986. 5. Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кн.1.- Иркутск, 1930. 6. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. 7. Пикулева Н- «Слово на ладошке», М., 1997г. | ||
Сентябрь | Составление плана работы. | ||
Октябрь | Изучение темы: «Норма и задержка речевого развития детей». Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание». | НОД «Знакомство детей с основными органами артикуляционного аппарата». | Консультация «Разговорчивые игры». Памятка «Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка». |
Ноябрь | Изучение темы: «Современные подходы к решению практических задач по развитию речи младших дошкольников в условиях активного использования фольклорного материала». | Чтение потешек, коротких стихотворений, народных песенок. Провести имитационные упражнения с проговариванием слов из прочитанного. | Консультация «Русские народные игры в кругу семьи». |
Декабрь | Изучение темы: «Дидактическая игра с использованием фольклора». | Дидактические игры: «Курочка – рябушечка», «Узнай потешку», «Угадай, из какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?», «Подбери картинку к сказке (потешке)». | Папка-передвижка «Дидактические игры по развитию связной речи дошкольника». |
Январь | Изучение темы: «Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста». | НОД «А на ручках пальчики-девочки и мальчики». | Предоставить родителям картотеку пальчиковых игр на основе унт. |
Февраль | Изучение темы: «Использование метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников». | Развлечение «Стихи в картинках. Отгадай и расскажи». | Консультация «Метод мнемотехника», «Как изготовить мнемотаблицу самостоятельно». |
Март | Изучение темы: «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников в процессе изучения фольклора». | Чтение песенок, закличек, пестушек, потешек, поговорок, сказок. | Консультация «Сказкотерапия» рекомендация «Составьте сказку вместе с ребенком». |
Апрель | Подготовка открытого занятия. Открытый показ нод на тему «Путешествие в весенний лес». | Подготовка открытого занятия. | Папка-передвижка «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста». |
Май | Отчет о проделанной работе по теме самообразования. Выступление на педсовете. | Развлечение «Мое любимое произведение устного народного творчества». | Презентация «Устное народное творчество в образовании и воспитании дошкольников». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию по теме "Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников" на 2015-2016 год
перспективное планирование...
План самообразования на тему: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет"
План самообразования воспитателя...
План работы по самообразованию по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».
Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи....
План самообразования на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью п...
План самообразования по теме «Влияние устного народного творчество на развитие речи детей» на 2021-2026 уч. г.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное на...
Программа по самообразованию и кружковой работе в группе «Карапузики» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с 3-7 лет»
Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог ус...
План работы по самообразованию по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет» на 202-2023 г.
Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного...