План работы по самообразованию по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
материал

Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_na_2019-2020.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Новохоперский детский сад общеразвивающего вида

 "Ласточка"

План работы по самообразованию

воспитателя Каляпиной Ю. С.

по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

2019-2020 учебный год.

2019г.

Пояснительная записка

         Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохо развитой речью не редко оказываются неуспешными по многим предметам. Да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не складываются. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками. Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической, грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи.

        В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

       Я считаю, что наиболее эффективным средством в развитии речи детей (особенно младшего возраста) является народное творчество (фольклор).

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношения к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

       Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослые легко устанавливают с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Незатейливые по содержанию и простые по форме народные произведения таят в себе огромное богатство – смысловое, звуковое и речевое.

Актуальность выбранной темы

Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

         Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. 

        Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

        Речь занимает центральное место в процессе психического развития. Я считаю, что своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте одно из условий нормального развития ребенка. И поэтому целями моего самообразования стали:

- углубление знаний о влияния малых форм фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста;

- объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора; 

- формирование грамматического строя речи у детей, развитие монологической и диалогической речи.

Задачи для педагога:

- повысить собственный теоретический  уровень знаний путём  изучения необходимой литературы по теме самообразования;

- расширить знания детей об окружающей действительности, развивать умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка;

- помочь воспитанникам в освоении разговорной речи, родного языка.

- применить свои знания, навыки и умения на практике: изготовить пособия и атрибуты, организовать и провести практическую работу с детьми.

Ожидаемый результат: работа по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» поможет мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство.

План работы на год

Раздел 1. Изучение методической литературы по теме.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) Д О.

2. Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М,, 2001г.

3. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки.-М.: Дет.лит., 1988.

4. Танкеев Русские народные игры М.: Просвещение, 1986.

5. Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кн.1.- Иркутск, 1930.

6. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

7. Пикулева Н- «Слово на ладошке», М., 1997г.

 8. Изучение интернет ресурса.

Раздел 2. Методическая работа по самообразованию.

1. Участие в методических объединениях на уровне ДОУ, муниципальном уровне (Сентябрь - май).

2. Просмотр форм работы образовательной деятельности на уровне ДОУ, муниципальном уровне (Сентябрь - май).

3. Просмотр вебинаров по теме самообразования (Сентябрь – май).

4. Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» (Март).

5.Отчет  по теме самообразования за год (Май).

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год

Сроки

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь-май

Подбор и изучение методической литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) Д О.

2. Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М,, 2001г.

3. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки.-М.: Дет.лит., 1988.

4. Танкеев Русские народные игры М.: Просвещение, 1986.

5. Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кн.1.- Иркутск, 1930.

6. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

7. Пикулева Н- «Слово на ладошке», М., 1997г.

Сентябрь

Составление плана работы.

Октябрь

Изучение темы: «Норма и задержка речевого развития детей».

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание».

НОД «Знакомство детей с основными органами артикуляционного аппарата».

Консультация «Разговорчивые игры».

Памятка «Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка».

Ноябрь

Изучение темы: «Современные подходы к решению практических задач по развитию речи младших дошкольников в условиях активного использования фольклорного материала».

Чтение потешек, коротких стихотворений, народных песенок. Провести имитационные упражнения с проговариванием слов из прочитанного.

Консультация «Русские народные игры в кругу семьи».

Декабрь

Изучение темы: «Дидактическая игра с использованием фольклора».

Дидактические игры: «Курочка – рябушечка», «Узнай потешку»,  «Угадай, из какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?», «Подбери картинку к сказке (потешке)».

Папка-передвижка «Дидактические игры по развитию связной речи дошкольника».

Январь

Изучение темы: «Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

НОД «А на ручках пальчики-девочки и мальчики».

Предоставить родителям картотеку пальчиковых игр на основе унт.

Февраль

Изучение темы: «Использование метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников».

Развлечение «Стихи в картинках. Отгадай и расскажи».

Консультация «Метод мнемотехника», «Как изготовить  мнемотаблицу самостоятельно».

Март

Изучение темы: «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников в процессе изучения фольклора».

Чтение песенок, закличек, пестушек, потешек, поговорок, сказок.

Консультация «Сказкотерапия» рекомендация «Составьте сказку вместе с ребенком».

Апрель

Подготовка открытого занятия. Открытый показ нод на тему «Путешествие в весенний лес».

Подготовка открытого занятия.

Папка-передвижка «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста».

Май

Отчет о проделанной работе по теме самообразования. Выступление на педсовете.

Развлечение «Мое любимое произведение устного народного творчества».

Презентация «Устное народное творчество в образовании и воспитании дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи....

План самообразования на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью п...

План самообразования по теме «Влияние устного народного творчество на развитие речи детей» на 2021-2026 уч. г.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное на...

Программа по самообразованию и кружковой работе в группе «Карапузики» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с 3-7 лет»

    Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог ус...

План работы по самообразованию по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет» на 202-2023 г.

Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного...