План работы по самообразованию по теме "Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников" на 2015-2016 год
календарно-тематическое планирование (младшая группа) по теме

Бердникова Виктория Викторовна

перспективное планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕТРАДЬ

 ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ВОСПИТАТЕЛЯ

МКДОУ « ДЕТСКИЙ САД № 23»

БЕРДНИКОВОЙ ВИКТОРИИ ВИКТОРОВНЫ

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №23»

Программа по самообразованию

на тему:

«Роль устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста».

воспитателя Бердниковой Виктории Викторовны

 

                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                                                                                                

Дошкольный возраст особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.                                                                                                                                        Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

-выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;

-приобщить детей к русскому фольклору;

- обогащать  речь детей, формировать отношение к окружающему миру;

-развивать свободное общение взрослого и детей о прочитанном, практическое овладение нормами русской речи;

- воспитывать любовь к русскому фольклору.

Планируемый результат:

1. У детей  сформированы первоначальные представления о средствах актерской выразительности и базовые знания о театральном искусстве.

2.  Дети готовы к творческой деятельности в любой образовательной области

                                                              Утверждаю:

Заведующая МКДОУ «Детский сад №23»

___________________Борщёва Ю.В.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

№ п

Сроки выполнения

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

1.

сентябрь

Выбор темы.

Постановка целей и задач по данной теме.

Изучение статьи на тему: «Роль потешек в развитии речи ребенка».

2.

октябрь

Разучивание и проговаривание потешек.

Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки.

Консультация: «Роль фольклора в развитии речи детей».

3.

ноябрь

Проведение краткосрочного проекта «Книги-лучшие друзья».

Изготовление книжек-малышек.

Создание библиотеки красочных книг с потешками и сказками для детей.

Выступление на педсовете

Проект «Книги-лучшие друзья».

4.

декабрь

Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото).

«Роль сказки в развитии речи ребенка».

Изучение статьи на тему: «Использование фольклора в работе с детьми»

5.

январь

Изучение статьи на тему:

«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Беседа« Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего дошкольного возраста»

Мастер-класс

« Загадка как средство развития речи дошкольников»

6.

февраль

Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото)

Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки».

7.

март

Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам

Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам.

8.

апрель

«Театрализованные игры как средство развития речи детей»

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)

Создать театральный уголок в группе (настольный (конусный), пальчиковый и би-ба-бо театры)

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»

Театрализован

ные игры как средство развития речи детей».

9.

Май

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)

Используемая литература:

Журналы «Дошкольное воспитание»

Журналы «Ребёнок в детском саду»

Ресурсы интернета.

                                                              Утверждаю:

Заведующая МКДОУ «Детский сад №23»

___________________Борщёва Ю.В.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 «ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

НА 2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Сентябрь

-Составление перспективного плана

-Подготовка материала, литературы.

Сроки выполнения

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

октябрь

Отгадывание детьми загадок.

Консультация для родителей

«Роль загадки в воспитании дошкольника».

ноябрь

-Театрализованная постановка русской народной сказки «Репка».

Пополнение библиотеки красочных книг с потешками и сказками для детей.

декабрь

Настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

«Роль сказки в развитии речи ребенка».

январь

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Папка-передвижка «Знакомые потешки».

Консультация

« Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего дошкольного возраста

февраль

Развлечение «Широкая Масленица».

Посиделки «Как на масляной неделя, из печи блины летели».

март

Проектная деятельность «Сказка в жизни малыша».

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка

апрель

Театрализованные игры как средство развития речи детей»

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)

Создать театральный уголок в группе (настольный (конусный), пальчиковый и би-ба-бо театры)

Май

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»

Выступление на педсовете. Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников».

Литература:

1.1 Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания (см.приложение 1.1)

1.2 Изучение учебной и научно-методической литературы (ознакомление с примерными программами с учетом внедрения ФГОС, статьями и комментариями по данной теме в сети интернет)

1.3 Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии (в сети интернет, периодической печати, журналах)

1.4 Изучение новых программ и педагогических технологий («От рождения до школы», «Из детства в отрочество», «Развитие», «Радуга»)

1.5 Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (сайт «Дошкольное образование», районные семинары, открытые просмотры, общение с коллегами других садов)

1.6 Повышение общекультурного уровня литературы по теме самообразования (см. приложение 1.6)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» 2015-2016 учебный год

Воспитание, полученное человеком,  закончено, достигло своей цели, Когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и...

План работы по самообразованию на тему: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

В данном материале представлен план по самообразованию на тему: "Устное народное творчество как срество духовно-нравственного воспитания дошкольников"...

План работы по самообразованию. Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Актуальность темы: Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педа...

План по самообразованию Тема "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕСКИЙ САД №2 "РОМАШКА"      Программа личностного саморазвития педагога  Разработала: во...

План работы по самообразованию. Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет». 2017-2018 учебный год

План по самообразованию. «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» на 2017-2018 учебный год...

План работы с родителями по теме «Устное народное творчество в развитии речи детей» на 2019–2020 учебный год младший дошкольный возраст

План работы с родителями по теме «Устное народное творчество в развитии речи детей» на 2019–2020 учебный год младший дошкольный возраст...