Многофункциональное дидактическое пособие «Поле чудес»
методическая разработка

Захарова Анна Михайловна

Все мы знаем, что ведущий вид деятельности у детей – это игра. Значит и обучать детей необходимо в игровой форме.

На мысль оборудовать дидактическую игру «Поле чудес» меня натолкнули наблюдения над играми детей. Приобретя некоторые знания и умения на НОД  по обучению грамоте, дети объединялись в небольшие группы и пытались организовать игру, подобную известной телевизионной игре «Поле чудес». Однако игра быстро распадалась, затухала, так как не было соответствующего оборудования, отсутствовали правила игры. Я начала думать о том, нельзя ли сделать эту игру педагогически целесообразной, чтобы, развлекаясь, дети извлекали из нее максимум пользы.
      В игре использовала принцип вращающегося круга и неподвижной стрелки.
В  игре «Поле чудес» особенностью, как и всех дидактических игр, является то, что усвоение детьми нового материала происходит непроизвольно, не вызывая напряженности и утомления. Мелькание ярких, цветных предметов на вращающемся круге, ожидание того, на что покажет стрелка на этот раз, вызывают у детей радостное возбуждение. Сложные задачи игры дети решают с увлечением.

      В игре учтены следующие разделы программы:

  • Ознакомление детей с окружающим.
  • Грамматический строй речи.
  • Звуковая культура речи.
  • Подготовка к обучению грамоте.
  • Развитие элементарных математических представлений.
  • Развитие психических процессов.
  • Всестороннее воспитание личности ребенка.

 

С учетом всего этого мною было разработано многофункциональное дидактическое  пособие «Поле чудес».

Цель:
Многофункциональное  дидактическое пособие «Поле чудес» направлено на содействие гармоничному познавательно – речевому развитию ребенка  дошкольного возраста.

Задачи  пособия:

ü способствовать повышению познавательной  активности;

ü обогащать представления об окружающем мире, словарный запас детей;
развивать память, внимание, мышление, речь;

ü воспитывать умение работать дружно, взаимовыручку, товарищество, дружелюбие;

ü создавать эмоционально-положительный настрой.

 

Формы работы с пособием:

Подходит для индивидуальных и подгрупповых занятий, для игр в свободной деятельности, викторин, развлечений. Использовать это пособие могут педагоги, родители и сам ребенок.

Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала (различные карточки). Пособие «Поле чудес»  предназначено для детей 3-7 лет, в том числе дети с ОВЗ, посещающие дошкольное образовательное учреждение.

В зависимости от возрастной категории подбираются игры. Оно удобное, яркое и простое в обращении.

         

Задачи, решаемые в ходе игры:

  • Закрепление обобщающих понятий;
  • обогащение словарного запаса;
  • освоение согласования числительных и прилагательных с существительными различной родовой принадлежности;
  • закрепление знаний о цвете;
  • обучение слоговому и звукобуквенному анализу слов;
  • закрепление количественного и порядкового счета;
  • формирование умения соотносить количество предметов с цифрой;
  • усвоение состава числа;
  • закрепление основных геометрических фигур;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения).

 

Состав игрового набора: Барабан, волчок, шкатулка, черный ящик, конверты с задание, жетоны, манеты, 5 карточек с заданиями, 1 карточка –правила игры

В игру могут играть: старший и подготовительный возраст.

 

Ход игры: В игре участвуют 4 человека (ведущий и 3 игрока).

- Отборочный тур проводится накануне игры. По результатам отборочного тура выбирают 3 игрока.

- Игра проходит в 3 тура, финальная игра и суперигра.

- Барабан разделен на 12 секторов: в каждом секторе лежат конверты – 6 конвертов с заданиями, по 1 конверту – рекламная пауза, музыкальная пауза, приз, игра со зрителями, ноль и банкрот.

Организационный момент:  ведущий игры приглашает детей на игру «Поле чудес», предлагает послушать правила игры (Карточка 1).

1, 2, 3 туры (Карточка 2).

- Участники игры по очереди раскручивают волчок.

- Болельщики, помогают игрокам, если те не смогли ответить на вопрос-задание.

- Если игрок правильно отвечает на вопрос он тоже получает жетон. Если игрок неправильно ответил на вопрос, то на этот вопрос ведущий предлагает ответить болельщикам, ход переходит к другому игроку.

- Болельщики, правильно ответившие на вопрос, получают жетон, который в конце игры можно обменять на приз или отдать игроку, за которого они болеют.

Сектор «Приз».

- Если на барабане выпал сектор «приз», выносится ящик с призом.

- Ведущий предлагает игроку поменять содержимое ящика на монету. Если игрок не соглашается взять одну монету, то предлагает две монеты и т.д., т.е. торгуется с игроком.

- Если игрок выбирает монеты, то ведущий показывает приз, который лежал в ящике.

Это научит ребенка тому, что не всегда нужно делать выбор в пользу того, что он видит и хочет сейчас. Возможно, что предмет, лежащий в ящике гораздо нужнее и интереснее. Другие игроки, попавшие в такую же ситуацию, будут уже осмотрительнее.

Сектор «Игра со зрителями» (Карточка 3)

Болельщикам предлагаются задания-игры: «Блиц-опрос», игры «Доход – Расход», «Да – Нет», «Объяснялки». За правильный ответ дается жетон, который в конце игры можно обменять на приз или отдать игроку, за которого они болеют.

Сектор «Рекламная пауза» (Карточка 4).

- Детям предлагаются физминутка, танец или игра малой подвижности.

- Рекламную паузу проводят герои мультфильма «Уроки тетушки Совы».

Сектор «Ноль»

Если стрелка укажет на сектор «НОЛЬ», ход переходит к следующему игроку.

Сектор «Банкрот»

Если стрелка укажет на сектор «Банкрот», все заработанные раннее жетоны «сгорают» и ход переходит к следующему игроку.

Финальная игра (Карточка 5)

Играют те дети, которые в 1, 2, 3 турах набрали наибольшее количество очков.

СУПЕРИГРА (Карточка 6)

На барабане лежит 2 конверта с заданиями.

Победителю финальной игры предлагается раскрутить волчок и выполнить выпавшее на барабане задание:

- выбрать атрибуты и организовать с детьми сюжетно-ролевые игры «Магазин»;

- подобрать материал и организовать с детьми изготовление кошелька оригами.

По окончанию игры «Поле чудес» всем участникам вручаются призы.

 

Карточка1. Правила игры.

  1. В процессе игры нельзя подсказывать друг другу.
  2. Тот, кто знает ответ, должен поднять руку (в отборочном туре и в игре со зрителями).
  3. Если не ответил на вопрос, ход игры переходит к следующему игроку (очки не засчитываются).
  4. Если игрок правильно отвечает на вопрос в его копилку идет количество баллов, указанных на выпавшем секторе. Если игрок неправильно ответил на вопрос, то на этот вопрос ведущий предлагает ответить болельщикам, ход переходит к другому игроку.
  5. Болельщики, правильно ответившие на вопрос, получают жетон, который в конце игры можно обменять на приз или отдать игроку, за которого они болеют.
  6. Если стрелка укажет на сектор «ПРИЗ», участник должен выбрать приз или игру.
  7. Если стрелка укажет на сектор «БАНКРОТ», все заработанные раннее очки «сгорают» и ход переходит к следующему игроку.
  8. Если стрелка укажет на сектор «НОЛЬ», ход переходит к следующему игроку.
  9. Все участники, даже проигравшие, поощряются призами.
  10. Каждый игрок должен уметь считать звёздочки на барабане (они означают количество баллов).
  11. Крутить барабан каждый участник может только три раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ПОЛЕ ЧУДЕС» для детей старшего дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста испытывают затруднения при объединении (классификации) предметов по общему признаку, так как словесно-логическое мышление у них развито еще не достаточно.В «Поле чудес...

Многофункциональное дидактическое пособие «Сказочные чудеса» для работы с детьми дошкольного возраста 4–5 лет, имеющими ТНР

АннотацияМногофункциональное дидактическое пособие «Сказочные чудеса» является авторской разработкой продолжительное время используемой в работе с детьми.Данное пособие используется при ор...

Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте «Поле чудес»

Многофункциональное пособие позволяет в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, слогов и слов, развить фонематический слух. Представленные дидактические игры важны для восп...

Методические рекомендации к дидактическому пособию "Поле чудес"детей младшего возраста

Играя с  пособием "Поле чулес", у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия....

Дидактическое пособие "Поле чудес"

Дидактическое пособие "Поле чудес" забавное и интересное в использовании. Оно помогает дошкольникам лучше усвоить материал по обучению грамоте....

Дидактическое пособие "Поле чудес"

Многофункциональное пособие "Поле чудес"...