Многофункциональное дидактическое пособие «Поле чудес»
методическая разработка
Все мы знаем, что ведущий вид деятельности у детей – это игра. Значит и обучать детей необходимо в игровой форме.
На мысль оборудовать дидактическую игру «Поле чудес» меня натолкнули наблюдения над играми детей. Приобретя некоторые знания и умения на НОД по обучению грамоте, дети объединялись в небольшие группы и пытались организовать игру, подобную известной телевизионной игре «Поле чудес». Однако игра быстро распадалась, затухала, так как не было соответствующего оборудования, отсутствовали правила игры. Я начала думать о том, нельзя ли сделать эту игру педагогически целесообразной, чтобы, развлекаясь, дети извлекали из нее максимум пользы.
В игре использовала принцип вращающегося круга и неподвижной стрелки.
В игре «Поле чудес» особенностью, как и всех дидактических игр, является то, что усвоение детьми нового материала происходит непроизвольно, не вызывая напряженности и утомления. Мелькание ярких, цветных предметов на вращающемся круге, ожидание того, на что покажет стрелка на этот раз, вызывают у детей радостное возбуждение. Сложные задачи игры дети решают с увлечением.
В игре учтены следующие разделы программы:
- Ознакомление детей с окружающим.
- Грамматический строй речи.
- Звуковая культура речи.
- Подготовка к обучению грамоте.
- Развитие элементарных математических представлений.
- Развитие психических процессов.
- Всестороннее воспитание личности ребенка.
С учетом всего этого мною было разработано многофункциональное дидактическое пособие «Поле чудес».
Цель:
Многофункциональное дидактическое пособие «Поле чудес» направлено на содействие гармоничному познавательно – речевому развитию ребенка дошкольного возраста.
Задачи пособия:
ü способствовать повышению познавательной активности;
ü обогащать представления об окружающем мире, словарный запас детей;
развивать память, внимание, мышление, речь;
ü воспитывать умение работать дружно, взаимовыручку, товарищество, дружелюбие;
ü создавать эмоционально-положительный настрой.
Формы работы с пособием:
Подходит для индивидуальных и подгрупповых занятий, для игр в свободной деятельности, викторин, развлечений. Использовать это пособие могут педагоги, родители и сам ребенок.
Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала (различные карточки). Пособие «Поле чудес» предназначено для детей 3-7 лет, в том числе дети с ОВЗ, посещающие дошкольное образовательное учреждение.
В зависимости от возрастной категории подбираются игры. Оно удобное, яркое и простое в обращении.
Задачи, решаемые в ходе игры:
- Закрепление обобщающих понятий;
- обогащение словарного запаса;
- освоение согласования числительных и прилагательных с существительными различной родовой принадлежности;
- закрепление знаний о цвете;
- обучение слоговому и звукобуквенному анализу слов;
- закрепление количественного и порядкового счета;
- формирование умения соотносить количество предметов с цифрой;
- усвоение состава числа;
- закрепление основных геометрических фигур;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения).
Состав игрового набора: Барабан, волчок, шкатулка, черный ящик, конверты с задание, жетоны, манеты, 5 карточек с заданиями, 1 карточка –правила игры
В игру могут играть: старший и подготовительный возраст.
Ход игры: В игре участвуют 4 человека (ведущий и 3 игрока).
- Отборочный тур проводится накануне игры. По результатам отборочного тура выбирают 3 игрока.
- Игра проходит в 3 тура, финальная игра и суперигра.
- Барабан разделен на 12 секторов: в каждом секторе лежат конверты – 6 конвертов с заданиями, по 1 конверту – рекламная пауза, музыкальная пауза, приз, игра со зрителями, ноль и банкрот.
Организационный момент: ведущий игры приглашает детей на игру «Поле чудес», предлагает послушать правила игры (Карточка 1).
1, 2, 3 туры (Карточка 2).
- Участники игры по очереди раскручивают волчок.
- Болельщики, помогают игрокам, если те не смогли ответить на вопрос-задание.
- Если игрок правильно отвечает на вопрос он тоже получает жетон. Если игрок неправильно ответил на вопрос, то на этот вопрос ведущий предлагает ответить болельщикам, ход переходит к другому игроку.
- Болельщики, правильно ответившие на вопрос, получают жетон, который в конце игры можно обменять на приз или отдать игроку, за которого они болеют.
Сектор «Приз».
- Если на барабане выпал сектор «приз», выносится ящик с призом.
- Ведущий предлагает игроку поменять содержимое ящика на монету. Если игрок не соглашается взять одну монету, то предлагает две монеты и т.д., т.е. торгуется с игроком.
- Если игрок выбирает монеты, то ведущий показывает приз, который лежал в ящике.
Это научит ребенка тому, что не всегда нужно делать выбор в пользу того, что он видит и хочет сейчас. Возможно, что предмет, лежащий в ящике гораздо нужнее и интереснее. Другие игроки, попавшие в такую же ситуацию, будут уже осмотрительнее.
Сектор «Игра со зрителями» (Карточка 3)
Болельщикам предлагаются задания-игры: «Блиц-опрос», игры «Доход – Расход», «Да – Нет», «Объяснялки». За правильный ответ дается жетон, который в конце игры можно обменять на приз или отдать игроку, за которого они болеют.
Сектор «Рекламная пауза» (Карточка 4).
- Детям предлагаются физминутка, танец или игра малой подвижности.
- Рекламную паузу проводят герои мультфильма «Уроки тетушки Совы».
Сектор «Ноль»
Если стрелка укажет на сектор «НОЛЬ», ход переходит к следующему игроку.
Сектор «Банкрот»
Если стрелка укажет на сектор «Банкрот», все заработанные раннее жетоны «сгорают» и ход переходит к следующему игроку.
Финальная игра (Карточка 5)
Играют те дети, которые в 1, 2, 3 турах набрали наибольшее количество очков.
СУПЕРИГРА (Карточка 6)
На барабане лежит 2 конверта с заданиями.
Победителю финальной игры предлагается раскрутить волчок и выполнить выпавшее на барабане задание:
- выбрать атрибуты и организовать с детьми сюжетно-ролевые игры «Магазин»;
- подобрать материал и организовать с детьми изготовление кошелька оригами.
По окончанию игры «Поле чудес» всем участникам вручаются призы.
Карточка1. Правила игры.
- В процессе игры нельзя подсказывать друг другу.
- Тот, кто знает ответ, должен поднять руку (в отборочном туре и в игре со зрителями).
- Если не ответил на вопрос, ход игры переходит к следующему игроку (очки не засчитываются).
- Если игрок правильно отвечает на вопрос в его копилку идет количество баллов, указанных на выпавшем секторе. Если игрок неправильно ответил на вопрос, то на этот вопрос ведущий предлагает ответить болельщикам, ход переходит к другому игроку.
- Болельщики, правильно ответившие на вопрос, получают жетон, который в конце игры можно обменять на приз или отдать игроку, за которого они болеют.
- Если стрелка укажет на сектор «ПРИЗ», участник должен выбрать приз или игру.
- Если стрелка укажет на сектор «БАНКРОТ», все заработанные раннее очки «сгорают» и ход переходит к следующему игроку.
- Если стрелка укажет на сектор «НОЛЬ», ход переходит к следующему игроку.
- Все участники, даже проигравшие, поощряются призами.
- Каждый игрок должен уметь считать звёздочки на барабане (они означают количество баллов).
- Крутить барабан каждый участник может только три раза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ПОЛЕ ЧУДЕС» для детей старшего дошкольного возраста
Дети дошкольного возраста испытывают затруднения при объединении (классификации) предметов по общему признаку, так как словесно-логическое мышление у них развито еще не достаточно.В «Поле чудес...
Многофункциональное дидактическое пособие «Сказочные чудеса» для работы с детьми дошкольного возраста 4–5 лет, имеющими ТНР
АннотацияМногофункциональное дидактическое пособие «Сказочные чудеса» является авторской разработкой продолжительное время используемой в работе с детьми.Данное пособие используется при ор...
Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте «Поле чудес»
Многофункциональное пособие позволяет в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, слогов и слов, развить фонематический слух. Представленные дидактические игры важны для восп...
Методические рекомендации к дидактическому пособию "Поле чудес"детей младшего возраста
Играя с пособием "Поле чулес", у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия....
Дидактическое пособие "Поле чудес"
Дидактическое пособие "Поле чудес" забавное и интересное в использовании. Оно помогает дошкольникам лучше усвоить материал по обучению грамоте....
Дидактическое пособие "Поле чудес"
Многофункциональное пособие "Поле чудес"...
Методические рекомендации по применению многофункционального дидактического пособия "Игровое поле Зоопарк"
Методические рекомендации...