Многофункциональное дидактическое пособие «Сказочные чудеса» для работы с детьми дошкольного возраста 4–5 лет, имеющими ТНР
методическая разработка (средняя группа)

Мухамбетова НатальяВитальевна

Аннотация

Многофункциональное дидактическое пособие «Сказочные чудеса» является авторской разработкой продолжительное время используемой в работе с детьми.

Данное пособие используется при организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста 4-5 лет, имеющих тяжелые нарушения речи. Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Работа с дидактическим пособием формирует познавательные интересы и способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности. Пособие оказывает помощь в развитии мыслительных процессов и операций, развитии мелкой моторики рук, развивает детскую инициативу и самостоятельность.

Актуальность

На современном этапе развития образования остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Решению данной проблемы способствуют дидактические игры. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, а следовательно, образовательный процесс по речевому развитию через игры будет привлекательным для детей и более результативным для использования в практике.

Актуальность данного пособия заключается в том, что оно способствует преодолению речевых нарушений дошкольников с помощью дидактических игр. Известно, что активизация различных анализаторов во время игры, ее эмоциональное воздействие на детей помогает в скорейшем решении образовательных и коррекционных задач. Поэтому коррекция логопедических нарушений дошкольников особенно эффективна с использованием игрового дидактического пособия «Сказочные чудеса». Разработка и применение данного пособия обусловлено возрастающим количеством детей, имеющих речевые нарушения и поиском новых путей преодоления стоящих перед детьми трудностей.

Уникальность данного пособия состоит в том, что оно включает в себя целый цикл игр разной тематики, которые находят применение во многих областях образовательной деятельности детей и помогают решать педагогические задачи, а так же достигать поставленной цели.

Цель: повышение мотивации детей к получению знаний; развитие умственных и творческих способностей.

Задачи:

Образовательные:

• учить сравнивать и обобщать;

• знакомить с окружающим миром;

• обогащать словарный запас;

Развивающие:

• развивать пространственные представления;

• развивать мышление путем выполнения логических операций;

• развивать наглядно-образное мышление;

• активизировать речевую активность;

• развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные

• формировать умение работать в паре

• воспитывать умение самостоятельно применять полученные знания и умения.

Новизна пособия заключается в том, что дидактические игры в интеграции с театром, сказкотерапией, сенсорно-тактильным восприятием объединены в одном игровом поле. Применение которого позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка.

Особенностью данного пособия является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает дошкольникам легко и быстро усваивать материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу.

Пособие включает в себя целый цикл игр разной тематики, съемные детали позволяют использовать данное пособие в любой тематической неделе, его можно дополнять и видоизменять, что ни в коей мере не «перегрузит» пособие, а лишь сделает его еще функциональнее. Помимо речевых задач, пособие оказывает помощь в развитии мыслительных процессов и операций, развитии мелкой моторики рук, развивает детскую инициативу и самостоятельность.

Дидактическое пособие помогает реализовать принципы ФГОС:

насыщенность – наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей;

вариативность – наличие разнообразных материалов, игр и оборудования, их периодическая сменяемость и появление новых предметов;

транспортируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи;

доступность – свободный доступ всех детей к играм, игрушкам, материалам.

Практическая значимость.

Практическая значимость дидактического пособия заключается в широте его использования. Данное пособие имеет обучающее, развивающее и воспитывающее значение. Пособие уникально тем что, съемные детали позволяют использовать данное пособие в любой тематической неделе, его можно дополнять и видоизменять, что ни в коей мере не «перегрузит» пособие, а лишь сделает его еще функциональнее. Пособие включает в себя целый цикл игр разной тематики, которые можно использовать в различных образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой. Помимо речевых задач, пособие оказывает помощь в развитии мыслительных процессов и операций, развитии мелкой моторики руки, развивает детскую инициативу и самостоятельность.

В перспективе данное пособие может быть использовано как место для развертывания различных игровых сюжетов в самостоятельной и совместной с педагогом деятельности для детей среднего дошкольного возраста. В соответствии с возрастом детей усложняются дидактические задачи и дополнится вспомогательный материал новыми играми, развивающими элементами.

Практичность и оригинальность

• является многофункциональным, эстетичным, безопасным, мобильным и легким в использовании пособием;

• дает возможность педагогу работать как индивидуально, так и с малыми группами;

• дает возможность детям играть не только в уже знакомые игры, но и придумывать свои;

• удобно в использовании, его легко можно переносить и размещать там, где это необходимо;

• для хранения много места не надо;

• оказывает релаксационное воздействие на ребёнка.

Характеристика дидактического пособия.

Данное пособие представляет собой игровое поле из 100% хлопка, размером 76 х 144см.

Для увеличения плотности и износостойкости игрового поля, верхняя и нижняя части его основы продублированы клеевой тканью – дублеином. Элементы игры изготовлены из фетра и прикладных материалов (нитки, контактная лента, клеевая паутинка, шнуры, плотная клеенка, а также фурнитуры (молнии, бусы) Фоном служит ткань желтого цвета. В основе дорожек – ткань светло - коричневого цвета.

Очень хорошая идея решения принципа статичности-динамичности – различные элементы крепятся к панно при помощи ленты-липучки.

К пособию прилагается разнообразный дидактический материал: набор геометрических фигур, набор картинок для счета, сравнения величины, ориентировки во времени, картинки с изображением примет времен года, картинки домашних и диких животных, овощей, фруктов, деревьев, зимующих и перелетных птиц, герои сказок.

Заключение.

Игровая направленность помогает повысить эффект процесса обучения и развития ребенка дошкольника. Практика показывает, что знания и умения, приобретенные в игровой форме, превращаются в активный запас знаний и практических умений и легко переносятся на другие виды деятельности. Основываясь на опыте использования дидактического пособия можно сказать, что его систематическое использование оказывает большое влияние на развитие речи, подтверждает наличие у детей устойчивой мотивации к активной речевой деятельности. Коррекционно – развивающая работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, с опорой на зрительный образ и активную предметную деятельность, становится более эффективной.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Умные книги» в работе с детьми дошкольного возраста

Методические рекомендациипо использованию дидактического пособия «Умные книги»в работе с детьми дошкольного возраста...

Использование многофункционального дидактического пособия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Многофункциональные развивающие книжки "Лесные жители", "Деревенька" предназначены для занятий по развитию речи в качестве учебно-познавательного материала ....

Использование многофункциональных пособий из фетра в работе с детьми дошкольного возраста

Использование многофункциональных пособий из фетра в работе с детьми дошкольного возраста У ребёнка есть страсть к игре,и её надо удовлетворять.Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и...

Интерактивное многофункциональное дидактическое пособие «Говоруша» - как средство речевого развития детей дошкольного возраста.

Речевое развитие является одним из главных компонентов дошкольного образования. Для его развития важную роль играет использование в образовательной деятельности дидактических игр и речевых пособий....

Мастер-класс: «Практическое использование многофункционального дидактического пособия «Курочка Ряба» в работе с детьми 2-7 лет» (презентация, видео)

Провела мастер - класс на КМО на тему: "Практическое использование многофункционального дидактического пособия "Курочка Ряба" в работе с детьми 2-7 лет". Это авторское рецензирован...

Многофункциональное дидактическое пособие по ФЭМП «Аквариумные рыбки» для детей дошкольного возраста от 2-х лет

Данное пособие предназначено для детей дошкольного возраста от 2-х лет. Его можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности, индивидуальной и подгрупповой работе, а также в самостоят...